Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 14 мая 2001 г. N КА-А41/2275-01
ООО "А.Ф.Т. МЕТ" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском о признании недействительным решения Щелковской таможни от 16.05.2000 N 73 о довзыскании таможенных платежей.
Определением от 26.11.2000 названный суд передал дело на рассмотрение по подведомственности в Арбитражный суд Московской области.
Решением от 07.02.2001 Арбитражный суд Московской области иск удовлетворил.
В апелляционном порядке правильность этого решения не проверялась.
Не согласившись с принятым по делу судебным решением, ответчик подал кассационную жалобу, в которой просит его отменить как незаконное.
В отзыве на жалобу истец возражал против ее удовлетворения, считая обжалованное решение соответствующим действующему законодательству и материалам дела.
В судебном заседании представитель таможни поддержал жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель общества настаивал на ее отклонении по мотивам, приведенным в представленном отзыве.
Обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения присутствующих на заседании представителей сторон, проверив в порядке ст. 174 АПК РФ материалы дела и правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены состоявшегося по делу решения.
ООО "А.Ф.Т. МЕТ" 29.10.99 и 01.11.99 по двум грузовым таможенным декларациям (далее - ГТД) предъявило к таможенному оформлению лом алюминиевый, экспортируемый в Чехию и Австрию. 13.10.99 и 27.10.99 общество произвело оплату таможенных пошлин и выпуск товаров был разрешен.
16.05.2000 Щелковская таможня составила акт N 73 о взыскании таможенных платежей на основании постановления Правительства Российской Федерации от 28.10.99 N 1198, установившего новые (повышенные) ставки таможенных пошлин на вывезенный по указанным двум ГТД товар.
Названное общество не согласилось с решением таможенного органа, изложенным в акте, и оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя иск, суд исходил из того, что постановление о ставках вывозных таможенных пошлин затрагивает интересы и обязанности истца, который мог узнать об их изменении только после официального опубликования. Также отметил, что таможенная пошлина относится к числу федеральных налогов. А поэтому к актам Правительства РФ, устанавливающим ставки этих пошлин, должны применяться положения Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующие процедуру вступления их в действие.
Кассационная инстанция находит верным сделанный по настоящему делу вывод суда.
Первая судебная инстанция правильно отметила, что таможенная пошлина является одним из федеральных сборов, доходы от которой используются в публичных целях.
В силу п. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" ставки вывозных таможенных пошлин определяются Правительством России в пределах, установленных данным Законом.
Такое право предоставлено Правительству Российской Федерации исключительно в качестве меры оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Порядок определения ставок таможенных пошлин, согласно которому их предельный размер, как существенный элемент налогового обязательства, устанавливается законом, а сами ставки по отдельным группам товаров конкретизируются правительственным актом, Конституционный Суд Российской Федерации определением от 05.11.99 N 193-0 не признал противоречащим конституционному понятию законного установления налогов и сборов. Согласно высказанной в этом определении правовой позиции Правительство России вправе на основании федерального закона установить порядок взимания налогового платежа и конкретизировать установленные законодателем нормативные положения, определяющие существенные элементы налогового обязательства.
Статьей 7 Федерального закона от 31.07.98 "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, определенный ст. 2 данного закона, действуют в части, не противоречащей части первой названного Кодекса.
Акты Правительства России, устанавливающие ставки вывозных таможенных пошлин, являются составной частью законодательства о налогах и сборах и не могут противоречить общим принципам, заложенным в Налоговом кодексе Российской Федерации, в т.ч. касающимся порядка вступления их в действие.
Согласно Конституции Российской Федерации (ч. 3 ст. 15) неопубликованные законы не применяются.
Тот же принцип подлежит применению к таможенным сборам, устанавливаемым, как исключение из общего правила, правительственными актами.
В принимаемых впоследствии Правительством России постановлениях по тому же вопросу (от 09.12.99 и от 14.09.2000) установлен иной порядок введения их в действие, не предусматривающий возможность применения новых таможенных пошлин со дня принятия постановления
Кроме того, суд правильно отметил, что постановление Правительства Российской Федерации от 28.10.99 N 1198 затрагивает имущественные права истца - налогоплательщика, ухудшает его имущественное положение, т.к. устанавливает повышенный размер вывозной таможенной пошлины. По этой причине оно также не подлежало применению с момента его подписания.
При изложенных обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает предусмотренных ст. 176 АПК РФ оснований для отмены обжалованного решения.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о допущенной по делу судебной ошибке.
Руководствуясь ст. 171, 174, 175, 177 АПК РФ, суд постановил:
решение от 07.02.2001 Арбитражного суда Московской области по делу А41-К2-17035/00 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 14 мая 2001 г. N КА-А41/2275-01
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании