г. Казань |
|
27 мая 2020 г. |
Дело N А49-5881/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 мая 2020 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Хакимова И.А., Хабибуллина Л.Ф.,
в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Керженова Рината Кяшафовича
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 18.09.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2019
по делу N А49-5881/2019
по заявлению Владивостокской таможни (ОГРН 1052504398484, ИНН 2540015767) о взыскании с индивидуального предпринимателя Керженова Рината Кяшафовича 7 590 000 руб. (ОГРН 304583709000015, ИНН 583400028900),
УСТАНОВИЛ:
Владивостокская таможня (далее - Владивостокская таможня, таможенный орган) обратилась в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Керженова Рината Кяшафовича (далее - ИП Керженов Р.К., предприниматель) утилизационного сбора в сумме 7 590 000 руб.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 18.09.2019 по делу N А49-5881/2019, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2019, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ИП Керженов Р.К. просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещены.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), жалоба рассматривается в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, ИП Керженовым Р.К. ввезены на таможенную территорию Таможенного союза и помещены под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" самоходные машины.
По итогам проверки Владивостокской таможней установлено, что утилизационный сбор декларантом в отношении товаров, задекларированных в ДТ N 10702030/110516/0023106 и ДТ N 10702030/120516/0023897, не уплачен. Таможенные приходные ордеры на уплату утилизационного сбора отсутствуют.
Таможенным органом предпринимателю направлено уведомление от 11.04.2019 об уплате утилизационного сбора в общей сумме 7 590 000 руб. в отношении вышеперечисленных спорных товаров в срок до 06.05.2019.
В связи с неуплатой в добровольном порядке утилизационного сбора, таможенный орган обратился в суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, руководствовались следующим.
В силу пункта 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ в редакции, действовавшей в рассматриваемый период), за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа. Виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации (пункт 2 указанной статьи).
Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (пункт 4 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ).
Пунктом 6 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ определено, что утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств: ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами; которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей; с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 6 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств, с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации.
При этом согласно пунктам 15, 16 Порядка взимания утилизационного сбора Постановления Правительства РФ от 06.02.2016 N 81 (ред. от 11.07.2019) "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" на самоходные машины и (или) прицепы, в отношении которых в соответствии с пунктом 6 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ утилизационный сбор не уплачивается, лица, осуществляющие их ввоз в Российскую Федерацию, или их уполномоченные представители представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование самоходной машины и (или) прицепа в связи с их ввозом в Российскую Федерацию, документы, подтверждающие наличие оснований для неуплаты утилизационного сбора, и их копии.
После проверки документов, подтверждающих наличие оснований для неуплаты утилизационного сбора, таможенный орган проставляет на бланке паспорта отметку об основании неуплаты утилизационного сбора.
Во исполнение норм Закона N 89-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 81 ), которым были утверждены, в том числе: Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила), а также Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень).
Согласно положениям пункта 3 Правил взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, осуществляет Федеральная таможенная служба. К таким плательщикам относятся лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию.
В силу пунктов 5 и 6 Правил утилизационный сбор исчисляется и уплачивается плательщиком самостоятельно.
В разделе II Правил определен порядок взимания утилизационного сбора Федеральной таможенной службой в части его исчисления и уплаты.
В соответствии с пунктом 11 указанного раздела для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, или их уполномоченные представители представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование самоходной машины и (или) прицепа в связи с их ввозом в Российскую Федерацию, либо в таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование самоходной машины и (или) прицепа не осуществляется), следующие документы: а) расчет суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, по форме, приведенной в приложении N 1; б) копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии самоходной машины и (или) прицепа, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии); в) копии платежных документов об уплате утилизационного сбора; г) решение о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним в счет его предстоящей уплаты, по форме, приведенной в приложении N 2, выданное таможенным органом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, в случае уплаты утилизационного сбора за счет излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, по которому принято решение о зачете утилизационного сбора в счет его предстоящей уплаты, и его копия; д) копия документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если подтверждение правильности исчисления утилизационного сбора осуществляется уполномоченным представителем плательщика.
После проверки правильности исчисления суммы утилизационного сбора и его поступления в бюджет таможенный орган выдает плательщику или его уполномоченному представителю приходный ордер, форма, порядок заполнения и порядок корректировки которого определяется Федеральной таможенной службой (пункты 13 и 14 Правил).
Вместе с тем согласно положениям пункта 17 Правил в случае, если в течение 3 лет после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки об уплате утилизационного сбора на бланке паспорта установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы информируют не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного факта плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора с указанием оснований для его доначисления.
В случае неуплаты утилизационного сбора плательщиком в срок не более 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, предпринимателем утилизационный сбор в отношении задекларированных товаров по ДТ N 10702030/110516/0023106, N 10702030/120516/0023897 при ввозе в Российскую Федерацию не уплачен, соответствующие таможенные приходные ордеры отсутствуют.
Согласно примечаниям <2>, <4>, <6> к упомянутому выше Перечню, утвержденному Постановлением N 81, размер утилизационного сбора на категорию (вид) самоходной машины и прицепа к ней равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним равна 172 500 руб.
В целях выбора коэффициента для расчета утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним в Перечне указаны наименования (виды) самоходной техники и их коды по ТН ВЭД ЕАЭС. Кроме того, учитывается номинальная мощность силовой установки.
В соответствии с разделом Ш Перечня экскаваторы, классифицируемые кодом 8429521001 ТН ВЭД ЕАЭС, и с разделом XIV Перечня тракторы сельскохозяйственные колесные, классифицируемые кодом 8701915000 ТН ВЭД ЕАЭС, относятся к самоходным машинам, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор.
Кроме того, при уплате утилизационного сбора должны применяться коэффициенты, действующие на день предоставления заявления с пакетом документов, предусмотренных пунктом 11 постановления Правительствам N 81.
Для исчисления утилизационного сбора значение базовой ставки и коэффициентов расчета суммы утилизационного сбора определялись на момент идентификации транспортных средств в качестве самоходных машин.
Поскольку проверку правильности исчисленного и уплаченного утилизационного сбора таможенный орган осуществляет именно на дату подачи соответствующего заявления о выдаче паспорта самоходной машины, то и применение базовой ставки осуществляется на дату представления расчета утилизационного сбора с заявлением о выдаче паспорта самоходной машины (ПСМ).
С учетом указанных предпринимателем сведений в отношении спорных самоходных машин в ДТ N 10702030/110516/0023106, N 10702030/120516/0023897, наименований, кодов, мощности, а также соответствующих коэффициентов и базовой ставки, которые установлены Перечнем, таможенный орган исчислил размер подлежащего уплате утилизационного сбора по каждому транспортному средству, ввезенному предпринимателем в Российскую Федерацию. Таможенный орган самостоятельно произвел расчет подлежащего уплате утилизационного сбора применив базовую ставку и коэффициент на дату осуществления данного расчета на основании редакции Постановления N 81 от 31.05.2018, вступившей в силу 13.06.2018. Таможенным органом применена базовая ставка в размере 172 500 руб., общая сумма утилизационного сбора составила 7 590 000 руб.
Суды признали обоснованным вывод таможни, что ввезенные товары не относятся к товарам, в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается. Спорные тракторы и экскаватор не входят в соответствующий перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291.
Керженов Р.К. является лицом, осуществившим ввоз спорных транспортных средств на территорию Российской Федерации, и с учетом приведенных норм он признается плательщиком утилизационного сбора в силу положений пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ.
Факт ввоза спорных товаров на территорию Российской Федерации и неуплаты утилизационного сбора подтвержден материалами дела и Керженовым Р.К. не оспаривается.
Каких-либо платежных документов об уплате утилизационного сбора Керженов Р.К. таможенному органу и суду не представил.
Расчет утилизационного сбора проверен арбитражным судом и признан правильным.
С учетом изложенного суды удовлетворили требования таможенного органа о взыскании суммы сбора в судебном порядке.
Судебная коллегия полагает, что суды полно, всесторонне исследовали все обстоятельства дела, дали надлежащую правовую оценку всем представленным в деле документальным доказательствам и приняли обоснованные судебные акты.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у кассационной инстанции отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 18.09.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2019 по делу N А49-5881/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Керженову Ринату Кяшафовичу из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы в размере 2850 рублей (чек - ордер от 22.01.2020). Выдать справку на возврат излишне уплаченной государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Н. Ольховиков |
Судьи |
И.А. Хакимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно примечаниям <2>, <4>, <6> к упомянутому выше Перечню, утвержденному Постановлением N 81, размер утилизационного сбора на категорию (вид) самоходной машины и прицепа к ней равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним равна 172 500 руб.
...
Суды признали обоснованным вывод таможни, что ввезенные товары не относятся к товарам, в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается. Спорные тракторы и экскаватор не входят в соответствующий перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291.
Керженов Р.К. является лицом, осуществившим ввоз спорных транспортных средств на территорию Российской Федерации, и с учетом приведенных норм он признается плательщиком утилизационного сбора в силу положений пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27 мая 2020 г. N Ф06-60256/20 по делу N А49-5881/2019