г. Самара |
|
26 декабря 2019 г. |
Дело N А49-5881/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 декабря 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лихоманенко О.А.,
судей Засыпкиной Т.С., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Керженова Рината Кяшафовича на решение Арбитражного суда Пензенской области от 18.09.2019 по делу N А49-5881/2019 (судья Мещерякова М.Н.), принятое по исковому заявлению Владивостокской таможни (ОГРН 1052504398484, ИНН 2540015767) к индивидуальному предпринимателю Керженову Ринату Кяшафовичу (ОГРН 304583709000015, ИНН 583400028900) о взыскании 7590000 руб.,
без участия представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
УСТАНОВИЛ:
Владивостокская таможня (далее также - таможенный орган) обратилась в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Керженова Рината Кяшафовича (далее - Керженов Р.К.) утилизационного сбора в сумме 7590000 руб.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 18.09.2019 по делу N А49-5881/2019 заявленные требования удовлетворены.
Керженов Р.К. в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению Керженова Р.К., обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
Таможенный орган в отзыве апелляционную жалобу отклонил.
Керженов Р.К. в дополнение к доводам изложенным в апелляционной жалобе представил дополнительные письменные пояснения.
Рассмотрение дела было отложено с 02.12.2019 на 23.12.2019.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, письменных пояснениях и отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в мае 2016 года индивидуальный предприниматель Керженов Р.К. в качестве декларанта ввез на таможенную территорию Таможенного союза и поместил под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" самоходные машины, сведения о которых заявлены им в представленных во Владивостокскую таможню декларациях на товары (далее - ДТ):
* ДТ N 10702030/110516/0023106, товар N 1 - "ТРАКТОР ДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗ.РАБОТ КОЛЕСНЫЙ Б/У, ТИП ДВИГАТЕЛЯ ДИЗЕЛЬНЫЙ, ГАБАРИТ.РАЗМЕРЫ 2870X1250X1960, ЦВЕТ: ГОЛУБОЙ, МОДЕЛЬ: TL2300S; ГОД ВЫПУСКА: 1982, ОБЬЕМ ДВИГАТЕЛЯ: 1400; МОЩНОСТЬ: 23", 1 штука, код ТН ВЭД ЕАЭС - 8701905000;
* ДТ N 10702030/110516/0023106, товар N 2 - "ТРАКТОР ДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗ.РАБОТ КОЛЕСНЫЙ Б/У, ТИП ДВИГАТЕЛЯ ДИЗЕЛЬНЫЙ, ГАБАРИТ.РАЗМЕРЫ 2470X1090X1715, ЦВЕТ: ГОЛУБОЙ, МОДЕЛЬ: TU170FDT; ГОД ВЫПУСКА: 1984, ОБЬЕМ ДВИГАТЕЛЯ: 929; МОЩНОСТЬ: 17", 1 штука, код ТН ВЭД ЕАЭС - 8701905000;
* ДТ N 10702030/110516/0023106, товар N 3 - "ТРАКТОР ДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗ.РАБОТ КОЛЕСНЫЙ Б/У, ТИП ДВИГАТЕЛЯ ДИЗЕЛЬНЫЙ, ГАБАРИТ.РАЗМЕРЫ 2910X1210X1410, ЦВЕТ: ГОЛУБОЙ, МОДЕЛЬ: TU217FDT; ГОД ВЫПУСКА: 1985, ОБЬЕМ ДВИГАТЕЛЯ: 1329; МОЩНОСТЬ: 21", 1 штука, код ТН ВЭД ЕАЭС - 8701905000;
* ДТ N 10702030/110516/0023106, товар N 4 - "ТРАКТОР ДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗ.РАБОТ КОЛЕСНЫЙ Б/У, ТИП ДВИГАТЕЛЯ ДИЗЕЛЬНЫЙ, ГАБАРИТ.РАЗМЕРЫ 2910X1210X1400, ЦВЕТ: ГОЛУБОЙ/МОДЕЛЬ: TU217S; ГОД ВЫПУСКА: 1985, ОБЬЕМ ДВИГАТЕЛЯ: 1300; МОЩНОСТЬ: 21", 1 штука, код ТН ВЭД ЕАЭС - 8701905000;
* ДТ N 10702030/110516/0023106, товар N 5 - "TP АКТОР ДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗ.РАБОТ КОЛЕСНЫЙ Б/У, ТИП ДВИГАТЕЛЯ ДИЗЕЛЬНЫЙ, ГАБАРИТ.РАЗМЕРЫ 2300X1000X1300, ЦВЕТ: КРАСНЫЙ, МОДЕЛЬ: MT16S; ГОД ВЫПУСКА: 1985, ОБЪЕМ ДВИГАТЕЛЯ: 955; МОЩНОСТЬ: 16", 1 штука, код ТН ВЭД ЕАЭС - 8701905000;
* ДТ N 10702030/110516/0023106, товар N 6 - "ТРАКТОР ДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗ.РАБОТ КОЛЕСНЫЙ Б/У, ТИП ДВИГАТЕЛЯ ДИЗЕЛЬНЫЙ, ГАБАРИТ.РАЗМЕРЫ 2130X1000X1720, ЦВЕТ: КРАСНЫЙ, МОДЕЛЬ: F14S; ГОД ВЫПУСКА: 1984, ОБЬЕМ ДВИГАТЕЛЯ: 831; МОЩНОСТЬ: 14", 1 штука, код ТН ВЭД ЕАЭС - 8701905000;
* ДТ N 10702030/110516/0023106, товар N 7 - "ТРАКТОР ДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗ.РАБОТ КОЛЕСНЫЙ Б/У, ТИП ДВИГАТЕЛЯ ДИЗЕЛЬНЫЙ, ГАБАРИТ.РАЗМЕРЫ 2150X1000X1750, ЦВЕТ: КРАСНЫЙ, МОДЕЛЬ: F15DT; ГОД ВЫПУСКА: 1984, ОБЬЕМ ДВИГАТЕЛЯ: 879; МОЩНОСТЬ: 15", 1 штука, код ТН ВЭД ЕАЭС - 8701905000;
* ДТ N 10702030/110516/0023106, товар N 8 - "ТРАКТОР ДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗ.РАБОТ КОЛЕСНЫЙ Б/У, ТИП ДВИГАТЕЛЯ ДИЗЕЛЬНЫЙ, ГАБАРИТ.РАЗМЕРЫ 2405X1120X1725, ЦВЕТ: КРАСНЫЙ, МОДЕЛЬ: YM1601S; ГОД ВЫПУСКА: 1981, ОБЬЕМ ДВИГАТЕЛЯ: 954; МОЩНОСТЬ: 16", 1 штука, код ТН ВЭД ЕАЭС - 8701905000;
* ДТ N 10702030/120516/0023897, товар N 1 - "ТРАКТОР ДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗ.РАБОТ КОЛЕСНЫЙ Б/У, ТИП ДВИГАТЕЛЯ ДИЗЕЛЬНЫЙ, ГАБАРИТ.РАЗМЕРЫ 3255X1300Х2037, ЦВЕТ: ОРАНЖЕВЫЙ, МОДЕЛЬ: L270D; ГОД ВЫПУСКА: 1985, ОБЬЕМ ДВИГАТЕЛЯ: 1647; МОЩНОСТЬ: 27", 1 штука, код ТН ВЭД ЕАЭС - 8701905000;
* ДТ N 10702030/120516/0023897, товар N 2 - "ТРАКТОР ДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗ.РАБОТ КОЛЕСНЫЙ Б/У, ТИП ДВИГАТЕЛЯ ДИЗЕЛЬНЫЙ, ГАБАРИТ.РАЗМЕРЫ 2350X1150Х1300, ЦВЕТ: КРАСНЫЙ, МОДЕЛЬ: SP1540D; ГОД ВЫПУСКА: 1985, ОБЬЕМ ДВИГАТЕЛЯ: 879; МОЩНОСТЬ: 15", 1 штука, код ТН ВЭД ЕАЭС - 8701905000;
* ДТ N 10702030/120516/0023897, товар N 3 - "ТРАКТОР ДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗ.РАБОТ КОЛЕСНЫЙ Б/У, ТИП ДВИГАТЕЛЯ ДИЗЕЛЬНЫЙ, ГАБАРИТ.РАЗМЕРЫ 2700X1150Х1350, ЦВЕТ: КРАСНЫЙ, МОДЕЛЬ: F210D; ГОД ВЫПУСКА: 1984, ОБЬЕМ ДВИГАТЕЛЯ: 1204; МОЩНОСТЬ: 21", 1 штука, код ТН ВЭД ЕАЭС - 8701905000;
* ДТ N 10702030/120516/0023897, товар N 4 - "ТРАКТОР ДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗ.РАБОТ КОЛЕСНЫЙ Б/У, ТИП ДВИГАТЕЛЯ ДИЗЕЛЬНЫЙ, ГАБАРИТ.РАЗМЕРЫ 2690X1160X1280, ЦВЕТ: КРАСНЫЙ, МОДЕЛЬ: ТХ18; ГОД ВЫПУСКА: 1983, ОБЬЕМ ДВИГАТЕЛЯ: 1061; МОЩНОСТЬ: 18", 1 штука, код ТН ВЭД ЕАЭС - 8701905000;
* ДТ N 10702030/120516/0023897, товар N 5 - "ТРАКТОР ДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗ.РАБОТ КОЛЕСНЫЙ Б/У, ТИП ДВИГАТЕЛЯ ДИЗЕЛЬНЫЙ, ГАБАРИТ.РАЗМЕРЫ 1905X1000X1680, ЦВЕТ: ЖЕЛТЫЙ, МОДЕЛЬ: TC13F; ГОД ВЫПУСКА: 1983, ОБЬЕМ ДВИГАТЕЛЯ: 1061; МОЩНОСТЬ: 18", 1 штука, код ТН ВЭД ЕАЭС - 8701905000;
* ДТ N 10702030/120516/0023897, товар N 6 - "ТРАКТОР ДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗ.РАБОТ КОЛЕСНЫЙ Б/У, ТИП ДВИГАТЕЛЯ ДИЗЕЛЬНЫЙ, ГАБАРИТ.РАЗМЕРЫ 2300X1150X1300, ЦВЕТ: БЕЛЫЙ/СИНИЙ, МОДЕЛЬ: ST1500; ГОД ВЫПУСКА: 1974, ОБЪЕМ ДВИГАТЕЛЯ: 812; МОЩНОСТЬ: 15", 1 штука, код ТН ВЭД ЕАЭС - 8701905000;
* ДТ N 10702030/120516/0023897, товар N 7 - "ТРАКТОР ДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗ.РАБОТ КОЛЕСНЫЙ Б/У, ТИП ДВИГАТЕЛЯ ДИЗЕЛЬНЫЙ, ГАБАРИТ.РАЗМЕРЫ 2500X1180X1250, ЦВЕТ: КРАСНЫЙ, МОДЕЛЬ: YM2000; ГОД ВЫПУСКА: 1979, ОБЬЕМ ДВИГАТЕЛЯ: 1145; МОЩНОСТЬ: 20", 1 штука, код ТН ВЭД ЕАЭС - 8701905000;
- ДТ N 10702030/120516/0023897, товар N 9 - "ПОЛНОПОВОРОТНЫЙ ГУСЕНИЧНЫЙ ЭКСКАВАТОР С ОТВАЛОМ, Б/У, МАРКА: KUBOTA, МОДЕЛЬ: КХ-012, Г.В.: 1985, ДИЗЕЛЬ, НОМЕР ШАССИ (РАМА): КХ012-12163, НОМЕР ДВИГ.: D662-432417, ОБЪЕМ 656 СМЗ, МОЩНОСТЬ 25 Л.С., ЦВЕТ: СИНИЙ, 1 МЕСТО, ГАБАРИТ.РАЗМЕРЫ: 3700X950X1400", 1 штука, код ТН ВЭД ЕАЭС - 8429521001.
Владивостокской таможней в целях проверки достоверности сведений, заявленных Керженовым Р.К. в таможенных декларациях и иных документах, предъявленных при таможенном декларировании товаров, и определения правильности исчисления и своевременности уплаты утилизационного сбора был проведен анализ деклараций, поданных предпринимателем, по итогам которого установлено, что утилизационный сбор декларантом в отношении названных выше товаров, задекларированных в ДТ N 10702030/110516/0023106 и ДТ N 10702030/120516/0023897, не уплачен. Таможенные приходные ордеры на уплату утилизационного сбора отсутствуют.
В этой связи Керженову Р.К. таможенным органом направлено уведомление от 11.04.2019 об уплате утилизационного сбора в общей сумме 7590000 руб. в отношении вышеперечисленных спорных товаров. В сопроводительном письме от 16.04.2019 N 25-35/15291 таможенный орган указал, что сбор подлежит уплате в срок до 06.05.2019.
Уведомление было получено Керженовым Р.К. 29.04.2019. Поскольку это уведомление о необходимости уплаты утилизационного сбора не было исполнено Керженовым Р.К. добровольно, таможенный орган обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением о взыскании утилизационного сбора в судебном порядке.
Как указывается в преамбуле к Федеральному закону от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), он определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
В силу пункта 1 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ (здесь и далее - в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые: осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию; осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации; приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.
Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (пункт 4 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ).
Пунктом 6 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ определено, что утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств: ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами; которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей; с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации.
При этом спорные тракторы и экскаватор не входят в утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291 Перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, с года выпуска которых прошло 30 и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и раму (при наличии), сохранены или отреставрированы до оригинального состояния и в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается.
Довод апелляционной жалобы о том, что с даты производства всей ввезенной техники истекло более 30 лет, и в силу данного обстоятельства она являлась раритетной и не подлежащей обложению утилизационным сбором, суд апелляционной инстанции отклоняет.
Как уже отмечено, согласно п. 6 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств, с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации.
При этом согласно пунктам 15, 16 Порядка взимания утилизационного сбора Постановления Правительства РФ от 06.02.2016 N 81 (ред. от 11.07.2019) "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" на самоходные машины и (или) прицепы, в отношении которых в соответствии с пунктом 6 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" утилизационный сбор не уплачивается, лица, осуществляющие их ввоз в Российскую Федерацию, или их уполномоченные представители представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование самоходной машины и (или) прицепа в связи с их ввозом в Российскую Федерацию, документы, подтверждающие наличие оснований для неуплаты утилизационного сбора, и их копии.
После проверки документов, подтверждающих наличие оснований для неуплаты утилизационного сбора, таможенный орган проставляет на бланке паспорта отметку об основании неуплаты утилизационного сбора.
Керженовым Р.К. не были представлены в таможенный орган документы, подтверждающие наличие оснований для неуплаты утилизационного сбора, и их копии, следовательно, таможенный орган не проставил на бланке паспорта отметку об основаниях неуплаты утилизационного сбора. В связи с этим, таможенный орган правильно указывает, что у него нет оснований полагать, что ввезенные самоходные машины, с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, являются раритетными. Следовательно, оплата утилизационного сбора в отношении ввезенных самоходных машин является обязательной.
Во исполнение норм Закона N 89-ФЗ Правительством Российской Федерации издано Постановление от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 81 ), которым были утверждены, в том числе: Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила), а также Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень).
Согласно положениям пункта 3 Правил (здесь и далее - в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, осуществляет Федеральная таможенная служба.
С учетом изложенного к таким плательщикам относятся лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию.
В силу пунктов 5 и 6 Правил утилизационный сбор исчисляется и уплачивается плательщиком самостоятельно.
В разделе II Правил определен порядок взимания утилизационного сбора Федеральной таможенной службой в части его исчисления и уплаты.
В соответствии с пунктом 11 указанного раздела для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, или их уполномоченные представители представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование самоходной машины и (или) прицепа в связи с их ввозом в Российскую Федерацию, либо в таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование самоходной машины и (или) прицепа не осуществляется), следующие документы: а) расчет суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, по форме, приведенной в приложении N 1; б) копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии самоходной машины и (или) прицепа, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии); в) копии платежных документов об уплате утилизационного сбора; г) решение о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним в счет его предстоящей уплаты, по форме, приведенной в приложении N 2, выданное таможенным органом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, в случае уплаты утилизационного сбора за счет излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, по которому принято решение о зачете утилизационного сбора в счет его предстоящей уплаты, и его копия; д) копия документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если подтверждение правильности исчисления утилизационного сбора осуществляется уполномоченным представителем плательщика.
Из взаимосвязанных положений пунктов 13 и 14 Правил следует, что после проверки правильности исчисления суммы утилизационного сбора и его поступления в бюджет таможенный орган выдает плательщику или его уполномоченному представителю приходный ордер, форма, порядок заполнения и порядок корректировки которого определяется Федеральной таможенной службой.
Вместе с тем согласно положениям пункта 17 Правил в случае, если в течение 3 лет после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки об уплате утилизационного сбора на бланке паспорта установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы информируют не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного факта плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора с указанием оснований для его доначисления.
В случае неуплаты утилизационного сбора плательщиком в срок не более 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке.
В рассматриваемом случае в рамках определенной пунктом 17 Правил процедуры по результатам проведенного таможенным органом анализа было установлено, что ответчиком утилизационный сбор в отношении перечисленных выше товаров, задекларированных им в ДТ N 10702030/110516/0023106 и ДТ N 10702030/120516/0023897 при ввозе в Российскую Федерацию, не уплачен, о чем свидетельствует отсутствие соответствующих таможенных приходных ордеров.
Упомянутыми выше уведомлением и письмом таможенный орган проинформировал Керженова Р.К. о необходимости уплаты утилизационного сбора в общей сумме 7590000 руб. в отношении ввезенных им в Российскую Федерацию транспортных средств, однако до настоящего времени утилизационный сбор Керженовым Р.К. не уплачен.
Согласно почтовому реестру и информации с официального сайта ФГУП "Почта России" из раздела "Отслеживание почтовых отправлений" рассматриваемое уведомление таможенного органа об уплате утилизационного сбора и сопроводительное письмо были получены Керженовым Р.К. 29.04.2019.
Керженов Р.К. является лицом, осуществившим ввоз спорных транспортных средств на территорию Российской Федерации, и с учетом приведенных норм он признается плательщиком утилизационного сбора в силу положений пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ.
Факт ввоза спорных товаров на территорию Российской Федерации и неуплаты утилизационного сбора подтвержден материалами дела и Керженовым Р.К. не оспаривается.
Каких-либо платежных документов об уплате утилизационного сбора Керженов Р.К. таможенному органу и арбитражному суду первой и апелляционной инстанций не представил.
Таким образом, с учетом приведенных норм пункта 17 Правил в связи с неуплатой утилизационного сбора плательщиком в установленный срок после получения уведомления таможенного органа сумма сбора подлежит взысканию в судебном порядке.
Согласно примечаниям <2>, <4>, <6> к упомянутому выше Перечню, утвержденному Постановлением N 81, размер утилизационного сбора на категорию (вид) самоходной машины и прицепа к ней равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним равна 172500 рублей.
В целях выбора коэффициента для расчета утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним в Перечне указаны наименования (виды) самоходной техники и их коды по ТН ВЭД ЕАЭС. Кроме того, учитывается номинальная мощность силовой установки.
В соответствии с разделом Ш Перечня экскаваторы, классифицируемые кодом 8429521001 ТН ВЭД ЕАЭС, и с разделом XIV Перечня тракторы сельскохозяйственные колесные, классифицируемые кодом 8701915000 ТН ВЭД ЕАЭС, относятся к самоходным машинам, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор.
С учетом указанных предпринимателем сведений в отношении спорных самоходных машин в ДТ N 10702030/110516/0023106 и ДТ N 10702030/120516/0023897, наименований, кодов, мощности, а также соответствующих коэффициентов и базовой ставки, которые установлены Перечнем, таможенный орган исчислил размер подлежащего уплате утилизационного сбора по каждому транспортному средству, ввезенному предпринимателем в Российскую Федерацию.
Подробный расчет утилизационного сбора приведен в заявлении таможенного органа (л.д. 5), проверен арбитражным судом и признан обоснованным.
Данный расчет признан судом первой инстанции правильным методологически и арифметически. Излишнего исчисления утилизационного сбора не установлено. Общая сумма утилизационного сбора, подлежащего уплате ответчиком в отношении всех перечисленных выше транспортных средств, составляет 7590000 руб.
Возражений в отношении произведенного таможенным органом расчета ответчик не представил, доказательств уплаты предъявленной к взысканию суммы утилизационного сбора материалы дела не содержат.
Довод апелляционной жалобы о том, что при исчислении сбора неверно применен размер базовой ставки 172500 руб. вместо 150000 руб., установленной Постановлением N 81, суд апелляционной инстанции отклоняет.
Как отмечено в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 305-КП 7-12383 и Определении Верховного Суда РФ от 08.05.2019 N 303-ЭС19-6355, все существенные элементы юридического состава утилизационного сбора, в том числе, его базовая ставка и порядок исчисления, должны быть установлены законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. Определение данных элементов и соответствующих им обязанностей плательщиков сбора в рамках правоприменительной деятельности таможенных органов, равно как и восполнение пробелов в порядке исчисления сбора по аналогии, не может быть признано правомерным.
В данном случае при исчислении утилизационного сбора необходимо руководствоваться Законом N 89-ФЗ и Постановлением N 81.
Согласно пункту 3 Постановления N 81 взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, осуществляет Федеральная таможенная служба.
В соответствии с абзацем вторым пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора признаются, лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию.
В соответствии с пунктом 11 постановления Правительства РФ от 06.02.2016 N 81, плательщики утилизационного сбора представляют в течение 15 дней со дня выпуска либо фактического пересечения самоходных машин в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование самоходной машины, необходимые документы (расчет суммы утилизационного сбора, копии сертификатов соответствия и т.д.). После проверки правильности исчисления суммы утилизационного сбора таможенный орган проставляет отметку об уплате утилизационного сбора на бланках паспортов.
При этом необходимо отметить, что пункт 11(1) постановления Правительства N 81 вступил в силу 13.06.2018 и не распространялся на правоотношения, возникшие при ввозе транспортных средств до 13.06.2018.
Следовательно, исходя из пунктов 11, 13 постановления Правительства N 81, расчет размера утилизационного сбора и применение коэффициентов расчета суммы утилизационного сбора осуществляются на момент предоставления всех необходимых документов, проверки правильности исчисления утилизационного сбора и оформления ТПО таможенным органом.
В соответствии с пунктом 4.3.23 приказа ФТС России от 09.06.2014 N 1331 "Об утверждении типовой инструкции по делопроизводству и работе архива в таможенных органах Российской Федерации" датой поступления (предоставления) документа в таможенный орган является дата, проставленная в отметке о поступлении документа, т.е. дата входящего документа.
Таким образом, при уплате утилизационного сбора должны применяться коэффициенты, действующие на день предоставления заявления с пакетом документов, предусмотренных пунктом 11 постановления Правительствам N 81.
Также следует учесть, что документы, предусмотренные пунктом 11 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных Постановлением N 81, в таможенный орган не предоставлялись, Керженовым Р.К. не уплачивались. Задолженность по спорным машинам выявлена таможенным органов.
Для исчисления утилизационного сбора значение базовой ставки и коэффициентов расчета суммы утилизационного сбора определялись на момент идентификации транспортных средств в качестве самоходных машин.
Поскольку проверку правильности исчисленного и уплаченного утилизационного сбора таможенный орган осуществляет именно на дату подачи соответствующего заявления о выдаче паспорта самоходной машины, то и применение базовой ставки осуществляется на дату представления расчета утилизационного сбора с заявлением о выдаче ПСМ.
В связи с тем, что Керженов Р.К. не предоставил расчет утилизационного сбора, а также иные документы, установленные Постановлением N 81, таможенный орган самостоятельно произвел расчет подлежащего уплате утилизационного сбора. При этом применив базовую ставку и коэффициент на дату осуществления данного расчета на основании редакции Постановления N 81 от 31.05.2018, вступившей в силу 13.06.2018. Следовательно таможенный орган верно применил базовую ставку в размере 172500 рублей.
Данная позиция подтверждается выводами Арбитражного суда Дальневосточного округа, изложенными в постановлении от 29.11.2017 N ФОЗ-4410/2017.
Под "ввозимым транспортным средством в Российскую Федерацию" (статья 24.1 Закона N 89-ФЗ) следует понимать не транспортное средство, которое фактически пересекло Государственную границу Российской Федерации, а выпущенное в обращение (с целью эксплуатации) на территории Российской Федерации согласно заявленному таможенному режиму (исходя из целей и задач в рассматриваемой сфере правоотношений, в данном случае, в свободное обращение). Таким образом, обязанность по уплате утилизационного сбора возникла у декларанта в момент выпуска бывшего в употреблении транспортного средства таможней в свободное обращение.
Исходя из приведенных положений Правил N 81 и статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, именно уплата утилизационного сбора в установленном порядке является одним из условий выдачи ПТС, а не наоборот; выдача таможенными органами ПТС на ввозимые на территорию РФ транспортные средства осуществляется после уплаты утилизационного сбора и проставления в соответствующей графе отметки о его оплате.
Факт отсутствия у спорных самоходных машин ПСМ не является основанием для освобождения лица, осуществившего ввоз такого транспортного средства на территорию РФ, от уплаты утилизационного сбора.
В письменных пояснениях Керженов Р.К. указывает, что он является ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку из дополнительного соглашения к агентскому договору на поставку транспортного средства из Японии от 27.01.2016 N 55 указано, что плательщиком утилизационного сбора является заказчик, то есть Нелюбин В.Н., суд апелляционной инстанции отклоняет.
Как уже отмечено, Керженов Р.К. является лицом, осуществившим ввоз спорных транспортных средств на территорию Российской Федерации, и, в силу положений пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, он признается плательщиком утилизационного сбора.
Кроме того, суд апелляционной инстанции также отмечает, что в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции Керженов Р.К. таких доводов не заявлял, соответствующих доказательств в материалы дела не представлял.
Ссылка Керженова Р.К. на пропуск срока исковой давности подлежит отклонению, поскольку заявитель жалобы не учел, что в соответствии с пунктом 2 статьи 199 ГК РФ и пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" заявление о пропуске исковой давности может быть сделано при подготовке дела к судебному разбирательству или непосредственно в суде первой инстанции, а также в суде апелляционной инстанции в случае, если суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции. Вместе с тем, ни должником, ни иными лицами при рассмотрении дела в суде первой инстанции ходатайств о пропуске срока исковой давности не заявлялось. Суд апелляционной инстанции также не переходил к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, а поэтому оснований для применения соответствующих положений закона у суда не имеется.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования налогового органа.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Доводы, приведенные Керженовым Р.К. в апелляционной жалобе и письменных пояснениях, не основаны на законе и не опровергают вышеприведенные обстоятельства, установленные судом первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании части 1 и 5 статьи 110 АПК РФ суд апелляционной инстанции относит на Керженова Р.К. расходы по уплате государственной пошлины, понесенные им при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 18 сентября 2019 года по делу N А49-5881/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.А. Лихоманенко |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-5881/2019
Истец: Владивостокская таможня
Ответчик: Керженов Ринат Кяшафович