г. Казань |
|
01 июня 2020 г. |
Дело N А49-6774/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 28.05.2020.
Полный текст постановления изготовлен - 01.06.2020.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Глазова Ю.В., Петрушкина В.А.,
при участии представителей:
общества с ограниченной ответственностью "Кузнецклес" - Жукова Д.А., доверенность,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кузнецклес", г. Кузнецк, Пензенская область,
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 17.09.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2020
по делу N А49-6774/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кузнецклес" (ОГРН 1055800620622, ИНН 5803015194), Пензенская область, г. Кузнецк, к Министерству лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области (ОГРН 1125834000071, ИНН 5834054235), г. Пенза, об оспаривании ненормативного правового акта, третье лицо: государственное казенное учреждение Пензенской области "Кузнецкое лесничество" (ОГРН 1075803001009, ИНН 5803017882), Пензенская область, г. Кузнецк,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Кузнецклес" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с иском к Министерству лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области (далее - министерство) о признании недействительным отказа от 16.05.2019 N 16-2-3/2684 в заключении нового договора аренды лесного участка без проведения торгов, о возложении обязанности заключить договор аренды лесного участка без проведения торгов сроком на 10 лет в отношении лесного участка, указанного в договоре аренды лесного участка от 15.07.2008 N 3 и дополнительном соглашении к нему от 01.01.2010, заключенных между Государственным бюджетным учреждением Пензенской области "Кузнецкое лесничество" (далее - учреждение) (арендодатель) и обществом (арендатор).
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 17.09.2019, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2020, в требованиях отказано.
Общество, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, требования удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Министерство в отзыве просило в жалобе отказать, полагая судебные акты правильными.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность принятых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
08.09.2006 Агентством лесного хозяйства Пензенской области (далее - агентство) проведен лесной конкурс на право аренды участка лесного фонда для осуществления заготовки древесины.
Согласно протоколу от 12.09.2006 N 6 о результатах лесного конкурса по передаче в аренду участков лесного фонда для заготовки древесины победителем указанного конкурса было признано общество, выигравшее право заключения договора аренды лесного участка, расположенного в ФГУ "Кузнецкий лесхоз" в Комаровском лесничестве, в кварталах NN 24, 25, 27, 28, 31, 33-35, 51-60, 73-75, 85, 86, 90-92, 102, 105109, 117-121, 124-128, 131, 132 площадью 3748 гектаров, на срок 5 лет, протокол подписан агентством и обществом, определены виды и объемы разрешенных лесных пользований, обязанности арендатора, принципы установления арендной платы, коэффициент ее повышения.
Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - закон N 201) с 01.01.2007 введен в действие Лесной кодекс Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 4 закона N 201 договоры аренды участков лесного фона полежали приведению в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 01.01.2009.
Во исполнение указанной нормы, на основании приказа Управления лесами Пензенской области от 07.05.2008 N 39 "О приведении договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации", в целях приведения в соответствии с Лесным кодексом заключенного по итогам торгов от 12.09.2006 договора аренды, учреждением и обществом заключен договор аренды лесного участка от 15.07.2008 N 3, согласно которого арендодатель принял на себя обязательство предоставить, а арендатор принять во временное пользование сроком на 10 лет лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 3748 га, имеющий местоположение: Пензенская область, Кузнецкий район, кварталы NN 24, 25, 27, 28, 31, 33-35, 51-60, 73- 75, 85, 86, 90-92, 102, 105-109, 117-121, 124-128, 131, 132 Кузнецкого-Комаровского участкового лесничества ГБУ ПО "Кузнецкое лесничество".
В соответствии с пунктом 1.3 договора схема расположения лесного участка и его характеристики приведены в приложениях N 1 и N 2 (границы лесного участка определены на карте (плане) лесного участка, являющейся неотъемлемой частью договора).
Срок действия договора установлен с 15.07.2008 по 15.07.2018 (пункта 7.1 договора).
Согласно пункту 8.5 договора арендатор, надлежащим образом исполнивший настоящий договор, по истечении его срока имеет преимущественное право на заключение такого договора на новый срок. Договор зарегистрирован в установленном порядке.
При подготовке Проекта освоения лесов на арендуемом лесном участке арифметическим путем выявлено несоответствие площади переданного в аренду лесного участка, указанной в договоре аренды (3748 га), его фактической площади (3708 га).
Данное обстоятельство послужило основанием для заключения сторонами по договору дополнительного соглашения к нему от 01.01.2010, в соответствии с которым предметом договора аренды является лесной участок площадью 3708 га. По истечении срока действия договора 17.04.2018 общество обратилось в министерство с заявлением о заключении нового договора аренды лесного участка без проведения торгов на 10 лет.
05.06.2018 в министерство представлены проектная документация лесного участка со схемой, межевой план.
По результатам рассмотрения заявления общества министерство письмом от 05.07.2018 N 16-2-3/4091 сообщило, что в связи с отсутствием оснований для отказа министерством принято решение о возможности заключения с обществом нового договора аренды лесного участка для заготовки древесины на тех же условиях сроком на 10 лет после постановки испрашиваемого лесного участка на кадастровый учет.
Из спорного лесного участка были сформированы и поставлены на кадастровый учет два земельных участка: с кадастровым номером 58:14:0000000:1581 площадью 19849636 +/- 77968 кв.м и с кадастровым номером 58:14:0000000:1611 площадью 17307491 +/- 79922 кв. м, после чего 19.04.2019 общество вновь обратилось в министерство с заявлением о заключении нового договора аренды.
Министерство письмом от 16.05.2019 N 16-2-3/2684 сообщило о невозможности заключения нового договора аренды в связи с расхождением площади лесного участка в проектной документации лесного участка, в предыдущем договоре аренды лесного участка для заготовки древесины и в выписках реестра на лесной участок, а также несоответствием кварталов лесных участков в проектной документации и предыдущем договоре аренды лесного участка для заготовки древесины от 15.07.2008 N 3.
Данный отказ послужил основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды двух инстанций, отказывая в иске, исходили из необоснованности, приведенных министерством оснований для заключения нового договора.
Вместе с тем, оснований для обязания министерства заключить с обществом договор аренды на новый срок без проведения торгов не имелось.
Выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, закону не противоречат.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным Кодексом.
По общему правилу, закрепленному в части 1 статьи 73.1 Лесного кодекса, договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 статьи 73.1, частью 1 статьи 74 Кодекса.
Статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что арендаторы находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов в следующих случаях: 1) лесные участки предоставлены в аренду без проведения торгов; 2) лесные участки предоставлены в аренду по результатам торгов на срок от десяти лет (часть 1).
В силу части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами находящегося в государственной или муниципальной собственности лесного участка, имеют право на заключение договора аренды такого лесного участка на новый срок при наличии совокупности следующих условий: 1) заявление о заключении нового договора аренды такого лесного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом не ранее чем за три месяца и не позднее чем за два месяца до истечения срока действия заключенного ранее договора аренды лесного участка; 2) отсутствие сведений об арендаторе в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений; 3) отсутствие случаев неоднократного нарушения условий заключенного ранее договора аренды такого лесного участка этим гражданином или этим юридическим лицом; 4) отсутствие случаев несвоевременного внесения арендной платы за три оплачиваемых периода подряд; 5) условия подлежащего заключению договора аренды лесного участка не противоречат лесохозяйственному регламенту лесничества; 6) лесной участок предоставляется для тех же видов использования лесов, для которых был предоставлен ранее; 7) на момент заключения нового договора аренды такого лесного участка имеются предусмотренные частью 3 статьи 73.1 настоящего Кодекса основания для предоставления без проведения торгов лесного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
В соответствии с частью 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, орган государственной власти, орган местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, рассматривают поступившее заявление и проверяют наличие или отсутствие оснований для отказа в заключении нового договора аренды лесного участка и по результатам указанных рассмотрения и проверки принимают решение о заключении с гражданином или юридическим лицом, являющимися арендаторами лесного участка, нового договора аренды такого лесного участка без проведения торгов или решение об отказе в заключении такого договора при несоблюдении хотя бы одного из условий, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Решение об отказе в заключении такого договора должно содержать все основания принятия соответствующего решения.
Как установлено судами и не оспаривается кассатором, приведенные министерством основания отказа в заключении договора аренды на новый срок не соответствуют обстоятельствам дела.
В указанной части законность судебных актов не проверяется.
Обществу предоставлен в аренду лесной участок по результатам торгов на право заключения договора аренды на срок 5 лет. Срок аренды 10 лет указан в договоре от 15.07.200 N 38, подписанном сторонами в порядке приведения в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации ранее заключенного договора аренды на срок 5 лет.
Обязанность привести договоры аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации установлена пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - закон N 201).
Приказом министерства от 04.10.2007 N 258 утвержден Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, Согласно пунктам 7, 8 которого по результатам рассмотрения заявления о переоформлении договоров уполномоченным органом выносится решение о переоформлении договора аренды, которое должно содержать, в том числе, срок договора аренды лесного участка. Вид использования лесов указывается в решении в целях приведения условий договора в соответствие со статьями 25, 29-47 Лесного кодекса Российской Федерации, а срок договора аренды лесного участка - с учетом минимального и максимального сроков договоров аренды лесных участков, установленных частью 3 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 4 закона N 201 2006 установлено, что арендатор, заключивший договор аренды участка лесного фонда на срок до десяти лет, после приведения этого договора в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации по истечении срока действия этого договора не вправе заключить договор аренды лесного участка на новый срок в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации.
Часть 5 статьи 72 Лесного кодекса до прекращения ее действия (с 01.10.2015) предусматривала преимущественное право арендатора, надлежащим образом исполнившего договор аренды лесного участка по истечении его срока на заключение договора аренды на новый срок.
Последующее изменение лесного законодательства не предусматривает применительно к обстоятельствам настоящего дела право общества на заключение договора аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов.
С учетом вышеизложенного, суды двух инстанций, пришли к правильному выводу, что у заявителя отсутствовало право на заключение нового договора аренды лесного участка без проведения торгов, поскольку договор аренды на срок 10 лет заключен им при переоформлении договора аренды в целях приведения его в соответствие с Лесным кодексом, а не по результатам торгов, по результатам торгов договор заключен на срок 5 лет. При этом период фактического пользования лесным участком не имеет правового значения для определения срока действия договора в смысле, придаваемом этому понятию нормами статьи 74 Лесного кодекса.
Поскольку у заявителя отсутствует законное право на заключение с ним договора аренды лесного участка без проведения торгов, а целью обращения общества в арбитражный суд с настоящим заявлением является обязание министерства заключить названный договор без торгов, в удовлетворении заявления отказано правомерно.
Аналогичные подходы изложены в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.03.2020 N 301-ЭС20-839, от 03.04.2020 N 309-ЭС20-2952.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию кассатора в судах первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 17.09.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2020 по делу N А49-6774/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и срок, предусмотренном статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.Ю. Муравьев |
Судьи |
Ю.В. Глазов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Последующее изменение лесного законодательства не предусматривает применительно к обстоятельствам настоящего дела право общества на заключение договора аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов.
С учетом вышеизложенного, суды двух инстанций, пришли к правильному выводу, что у заявителя отсутствовало право на заключение нового договора аренды лесного участка без проведения торгов, поскольку договор аренды на срок 10 лет заключен им при переоформлении договора аренды в целях приведения его в соответствие с Лесным кодексом, а не по результатам торгов, по результатам торгов договор заключен на срок 5 лет. При этом период фактического пользования лесным участком не имеет правового значения для определения срока действия договора в смысле, придаваемом этому понятию нормами статьи 74 Лесного кодекса.
Поскольку у заявителя отсутствует законное право на заключение с ним договора аренды лесного участка без проведения торгов, а целью обращения общества в арбитражный суд с настоящим заявлением является обязание министерства заключить названный договор без торгов, в удовлетворении заявления отказано правомерно.
Аналогичные подходы изложены в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.03.2020 N 301-ЭС20-839, от 03.04.2020 N 309-ЭС20-2952."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 1 июня 2020 г. N Ф06-59722/20 по делу N А49-6774/2019