г. Казань |
|
22 июня 2020 г. |
Дело N А55-4559/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 18.06.2020.
Полный текст постановления изготовлен - 22.06.2020.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Ананьева Р.В., Карповой В.А.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Самагро", г. Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 18.10.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2019
по делу N А55-4559/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Самагро", г. Самара, к Комитету по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области, Самарская область, о признании решений и действий незаконными, с участием: Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, администрации сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области, администрации муниципального района Красноярский Самарской области, Министерства имущественных отношений Самарской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Самагро" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Комитету по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области (далее - комитет) о признании распоряжения от 25.01.2019 N 87-з "Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов" незаконным, обязании предварительно согласовать предоставление земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 30 000 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, Красноярский район, п. Светлое Поле, Промышленная зона, 1 "А", кадастровый номер 63:26:1305011:534 в собственность, без проведения торгов.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18.10.2019, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2019, в требованиях отказано.
Общество, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, принять новый судебный акт о признании названного распоряжения незаконным, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Комитет, администрация муниципального района Красноярский Самарской области, в отзывах просят в жалобе отказать, полагая судебные акты правильными.
До начала рассмотрения кассационной жалобы по существу обществом заявлено ходатайство об отложении судебного разбирательства.
Ходатайство мотивировано невозможностью присутствия представителя общества по причине болезни.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев заявленное ходатайство, оснований для его удовлетворения не находит, поскольку неявка представителя кассатора в судебное заседание суда кассационной инстанции не является препятствием рассмотрения кассационной жалобы по существу.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность принятых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
ООО "Самагро" обратилось в комитет с заявлением от 27.12.2018 N 13858 о предварительном согласовании предоставления земельного участка, в котором заявитель просил предварительно согласовать предоставление ООО "Самагро" (правопреемник АО фирмы "Самагро") в собственность, по договору купли-продажи, без проведения торгов, земельного участка с кадастровым номером 63:26:130501 1:534, расположенного по адресу: Самарская область, Красноярский район, поселок Светлое Поле, Промышленная зона, 1 "А", относящегося к категории земель: земли населенных пунктов, с целью использования для строительства цеха по переработке картофеля.
Распоряжением комитета от 25.01.2019 N 87-з "Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов" отказал ООО "Самагро" в предварительном согласовании предоставления в собственность вышеуказанного земельного участка, отказано по мотиву того, что с заявлением обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов Представленный заявителем Государственный акт на право собственности на землю, пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянного) пользования землей содержит недостатки (ошибки), а именно: отсутствует дата выдачи, номер, печать и подпись.
Полагая распоряжение комитета нарушающим права и законные интересы предпринимателя в экономической сфере, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды двух инстанций, отказывая в удовлетворении иска, исходили из отсутствия доказательств, позволяющих признать действия комитета незаконными.
Выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, закону не противоречат.
Согласно пункту 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются: 1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия; 2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 3) проектная документация лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка; 4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя; 5) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 6) подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки ее членов в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование указанной организации для ведения огородничества или садоводства.
Руководствуясь пунктом 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Порядок предоставления в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.14 ЗК РФ.
В соответствии с указанной нормой права предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: - подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; - подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении, принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка, заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Давая оценку имеющимся в деле доказательствам в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности, суды двух инстанций пришли к выводу о том, что обществом, нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса, не представлены доказательства, подтверждающие право заявителя на приобретение спорного земельного участка без проведения торгов.
В статьях 39.15, 36.16 Земельного кодекса Российской Федерации перечислены основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Согласно пункту 31 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что до 01.01.2020 года исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов, предусмотренными статьями 39.15 и 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу указанной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для признания незаконными решений (действий, бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются несоответствие оспариваемых решений (действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями (действиями, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В отсутствии в материалах дела надлежащих доказательств, подтверждающих право заявителя получить истребуемый земельный участок в собственность без проведения торгов оспариваемое распоряжение комитета закону не противоречит, не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности.
Доводы кассатора повторяют его позицию в судах первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая правовая оценка.
Довод кассатора о том, что в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 20.03.2018 по делу N А55-6584/2017, суд кассационной инстанции исключил из мотивировочной части судебных актов судов первой и апелляционной инстанций вывод об отсутствии у общества права на земельный участок, не может быть принят во внимание, поскольку указанный вывод судов не относился к предмету доказывания в рамках ранее рассмотренного дела.
Указанное означает, что при рассмотрении настоящего дела, суды первой и апелляционной инстанций дали соответствующую оценку представленным заявителем доказательствам наличия у заявителя права получить земельный участок, находящийся в публичной собственности, без торгов.
Отсутствуют в материалах дела и доказательства нахождения на спорном земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих заявителю, при том, что по утверждению последнего, данный земельный участок был предоставлен обществу под строительство в 1993 году.
Фактически доводы кассационной жалобы указывают на иную оценку судом кассационной инстанции установленных обстоятельств и имеющихся в деле доказательств.
Однако в силу положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду кассационной инстанции таких полномочий не предоставлено.
Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
в удовлетворении ходатайства общества с ограниченной ответственностью "Самагро" об отложении рассмотрения кассационной жалобы отказать.
Решение Арбитражного суда Самарской области от 18.10.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2019 по делу N А55-4559/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.Ю. Муравьев |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу указанной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для признания незаконными решений (действий, бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются несоответствие оспариваемых решений (действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями (действиями, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
...
Довод кассатора о том, что в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 20.03.2018 по делу N А55-6584/2017, суд кассационной инстанции исключил из мотивировочной части судебных актов судов первой и апелляционной инстанций вывод об отсутствии у общества права на земельный участок, не может быть принят во внимание, поскольку указанный вывод судов не относился к предмету доказывания в рамках ранее рассмотренного дела."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22 июня 2020 г. N Ф06-59978/20 по делу N А55-4559/2019