г. Казань |
|
08 июля 2020 г. |
Дело N А12-19959/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июля 2020 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Хакимова И.А., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда - Мельниковой Н.Б., доверенность от 09.01.2020,
Акционерного общества "Транснефть-Приволга" - Родина Д.А., доверенность от 07.05.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Акционерного общества "Транснефть-Приволга"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14.10.2019 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2020
по делу N А12-19959/2019
по заявлению Акционерного общества "Транснефть-Приволга" к Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда о признании недействительными ненормативных правовых актов налогового органа,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Транснефть-Приволга" (далее - АО "Транснефть-Приволга", общество, налогоплательщик, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда (далее - ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда, инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решения от 17.01.20109 N 399 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и решения от 17.01.2019 N 5932.
Решением от 14.10.2019 Арбитражный суд Волгоградской области заявленные требования акционерного общества "Транснефть-Приволга" оставил без удовлетворения.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2020 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14.10.2019 оставлено без изменения.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель инспекции в судебном заседании отклонил кассационную жалобу по основаниям, изложенным в отзыве.
Определением Арбитражного суда Поволжского округа от 28.04.2020 время рассмотрения кассационной жалобы было перенесено на 04.06.2020 на 14 часов 20 минут.
До рассмотрения кассационной жалобы по существу обществом заявлено ходатайство о направлении запроса в Конституционный Суд Российской Федерации о соответствии пункта 3 статьи 380 Кодекса Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 8, 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (часть 1 и 2), 55 (часть 3) и 57, в той мере, в какой неопределенность его содержания во взаимосвязи с действовавшей в 2013-2014 годах редакцией подпункта 8 пункта 4 статьи 374 Кодекса и с действовавшим в 2015-2018 годах пункта 25 статьи 381 Кодекса не обеспечивает в правоприменительной практике его единообразного понимания и, следовательно, истолкования и применения, чем порождает возможность неоднозначного решения вопроса о праве организаций, применяющих налоговые ставки в соответствии с пунктом 3 статьи 380 Кодекса, на налоговую льготу (освобождение) в соответствии с подпунктом 8 пункта 4 статьи 374 и пункта 25 статьи 381 Кодекса в отношении движимого имущества, входящего в Перечень имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 "О перечне имущества, относящегося к федеральным автомобильным дорогам общего пользования, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов".
В соответствии со статьей 36 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде Российской Федерации является обращение в Конституционный Суд Российской Федерации в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям названного Федерального конституционного закона.
Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции Российской Федерации, или выдвижение Государственной Думой обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
Согласно пункту 3 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК), если при рассмотрении конкретного дела арбитражный суд придет к выводу о несоответствии закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом деле, Конституции Российской Федерации, арбитражный суд обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности этого закона.
Аналогичное указание содержится в статье 101 Закона N 1-ФКЗ. В силу указанных норм обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона является правом арбитражного суда в случае возникновения у суда, а не у стороны, участвующей в деле, сомнений в соответствии примененного или подлежащего применению закона Конституции Российской Федерации.
Рассмотрев указанное ходатайство, суд кассационной инстанции не нашел предусмотренных частью 3 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также статьей 101 Закона N 1-ФКЗ оснований для обращения с запросом в Конституционный суд Российской Федерации, в связи с чем считает данное ходатайство не подлежащим удовлетворению.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав явившихся в судебное заседание представителей общества, инспекции, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, приходит к нижеследующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, инспекцией проведены камеральные налоговые проверки представленных 30.05.2018 и 31.05.2018 уточненных налоговых деклараций по налогу на имущество организаций за 2016 и 2017 годы, представленных АО "ТранснефтьПриволга".
17.01.2019 по результатам рассмотрения актов налоговых проверок от 13.09.2018 N 5892, от 14.09.2018 N 5893, инспекцией принято решение N 5932 о привлечении АО "Транснефть-Приволга" к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) за неуплату (неполную) уплату налогов в размере 491 282,80 руб. Этим же решением налогоплательщику доначислены и предложены к уплате налог на имущество за 2017 год в размере 20 544 318 руб., и пени в размере 336 405,90 руб.
17.01.2019 инспекцией так же принято решение N 399 об отказе в привлечении АО "Транснефть-Приволга" к ответственности за совершение налогового правонарушения. Данным решением АО "Транснефть-Приволга" доначислен и предложен к уплате налог на имущество организации по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения в размере 14 570 124 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области от 15.03.2019 N 367 решения Инспекции оставлены без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Не согласившись с указанными решениями налогового органа, общество обратилось в арбитражный суд за защитой своих прав с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды предыдущих инстанций пришли к выводу, что общество при подаче уточненных налоговых деклараций неправомерно квалифицировало спорное оборудование в качестве самостоятельных объектов движимого имущества, освобожденных от налогообложения подпунктом 8 пункта 4 статьи 374 и пунктом 25 статьи 381 Кодекса, поэтому необоснованно занизило налогооблагаемую базу по налогу на имущество, что повлекло за собой неполную уплату налога за спорные периоды, при этом правомерно руководствовались следующим.
Как следует из материалов дела, основанием для доначисления налога на имущество за 2016, 2017 года послужило неправомерное, по мнению инспекции, применение обществом налоговой льгот, установленной пунктом 25 статьи 381 НК РФ в отношении движимого имущества, принятого с 1.01.2013 на учет в качестве основных средств.
В состав указанной налоговой льготы включена стоимость таких объектов основных средств как: площадки обслуживания, площадки производственные, задвижки шиберные, электроприводы (ЭПЦ-15000, ЭПЦ-400), комплектные трансформаторные подстанции, устройства катодной защиты, системы компенсации нагрузок, затворы обратные, задвижки клиновые, фильтрыгрязеуловители, системы линейной телемеханики, и пр., которые непосредственно предназначены и используются для эксплуатации магистрального нефтепровода.
Общество, исходя из требований статьи 373 НК РФ является плательщиком налога на имущество.
В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Кодекса в редакции, действовавшей в рассматриваемые периоды, объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
До 01.01.2013 на основании пункта 11 статьи 381 Кодекса освобождались от налогообложения организации - в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
С принятием Федерального закона от 29.11.2012 N 202-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", вступившего в силу с 01.01.2013, освобождение от уплаты налога на имущество организаций в отношении магистральных трубопроводов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (пункт 11 статьи 381 Кодекса) было заменено на налогообложение по пониженной налоговой ставке (пункт 3 статьи 380 названного Кодекса).
Кроме того, с 01.01.2013 в соответствии с подпунктом 8 пункта 4 статьи 374 Кодекса (в редакции, действующей в налоговых периодах в 2013-2014 годы.) не признавалось объектом налогообложения движимое имущество, принятое с 01.01.2013 на учет в качестве основных средств.
Основным видом деятельности общества является транспортирование по трубопроводам нефти и нефтепродуктов и для этих целей общество использует магистральные трубопроводы (нефтепровод, нефтепродуктопровод) и соответствующее оборудование, которые числятся у него на балансе. В бухгалтерском учете магистральные трубопроводы обществом отражаются в качестве недвижимого имущества.
Заявителю на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости: Магистральный нефтепровод "Куйбышев-Тихорецк", участок Зензеватка-Караичево 753-766,4 км. "Реконструкция Волгоградское РНУ". Кадастровый номер объекта - 34:00:000000:70940; "Магистральный нефтепровод Куйбышев-Лисичанск, р. Медведица, 559 км., резервная, DN 1000". Кадастровый номер объекта - 34:00:000000:70934; Комплекс "Производственно-технический комплекс "Наливная станция "Медведица". Кадастровый номер объекта - 34:07:120001:324; Линейно-производственная диспетчерская станция "Жирновск". Кадастровый номер объекта - 34:07:000000:3816; ЛПДС "Кузьмичи". Кадастровый номер объекта - 34:03:110001:1154; Магистральный нефтепровод "ЖирновскВолгоград" 0-27 км. Кадастровый номер объекта - 34:07:000000:5445; Магистральный нефтепровод "Жирновск-Волгоград" 27-37 км. Кадастровый номер объекта -34:07:000000:5446; Магистральный нефтепровод "Жирновск-Волгоград" 37-84 км. Кадастровый номер объекта - 34:00:000000:70593; Магистральный нефтепровод "Жирновск-Волгоград" 84-314 км. Кадастровый номер объекта - 34:00:000000:70592.
До 01.01.2013 общество использовало налоговую льготу, предусмотренную пунктом 11 статьи 381 НК РФ, в отношении принадлежащих ему магистральных трубопроводов и соответствующего имущества, являющегося неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
На основании совещания комиссии по принятию к учету и списанию основных средств от 25.12.2017, проведенного Обществом, спорные объекты переведено из состава недвижимого имущества в движимое имущество. Общество в отношении спорного имущества в 2016 и 2017 году применило льготу, установленную пунктом 25 статьи 381 НК РФ в отношении движимого имущества, принятого с 1.01.2013 на учет в качестве основных средств.
Согласно пункту 25 статьи 381 Кодекса (в редакции, действовавшей в спорном периоде) освобождаются от налогообложения организации - в отношении движимого имущества, принятого с 01.01.2013 на учет в качестве основных средств.
В силу приведенных норм Кодекса объекты движимого имущества, принятые организацией с 01.01.2013 на учет в качестве основных средств, освобождались от налогообложения в рассматриваемые периоды.
Согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В силу статьи 133.1 ГК РФ, недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.
Согласно пункту 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:
объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Пунктом 6 ПБУ 6/01 предусмотрено, что единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы.
Комплекс конструктивно сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно. В случае наличия у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.
Из пункта 1 статьи 134 ГК РФ следует, что если различные вещи соединены таким образом, который предполагает их использование по общему назначению (сложная вещь), то действие сделки, совершенной по поводу сложной вещи, распространяется на все входящие в нее вещи, поскольку условиями сделки не предусмотрено иное.
В соответствии с пунктом 1 статьи 133 ГК РФ вещь, раздел которой в натуре невозможен без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения и которая выступает в обороте как единый объект вещных прав, является неделимой вещью и в том случае, если она имеет составные части.
Согласно пункту 2 статьи 133 ГК РФ замена одних составных частей неделимой вещи другими составными частями не влечет возникновения иной вещи, если при этом существенные свойства вещи сохраняются.
Судебная коллегия соглашается с доводами судов о том, что приведенные положений Гражданского Кодекса Российской Федерации допускают существование объекта недвижимого имущества в качестве неделимой вещи, которая может включать в себя составные части.
Общество не оспаривает тот факт, что спорные объекты являются неотъемлемой технологической частью принадлежащих ему магистральных трубопроводов. Однако полагает, что поскольку данные объекты являются движимым имуществом, а не сооружениями, им правомерно применена льгота, предусмотренная пунктом 25 статьи 381 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорном периоде).
Отклоняя указанный довод, суды предыдущих инстанций обоснованно исходили из следующего
В соответствии с пунктами 3.18, 3.19 ГОСТ Р 55435-2013 "Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Эксплуатация и техническое обслуживание. Основные положения" линейная часть магистрального нефтепровода (нефтепродуктопровода) - составная часть магистрального нефтепровода (нефтепродуктопровода), состоящая из трубопроводов (включая запорную и иную арматуру, переходы через естественные и искусственные препятствия), установок электрохимической защиты от коррозии, вдольтрассовых линий электропередач, сооружений технологической связи и иных устройств и сооружений, предназначенная для транспортировки нефти (нефтепродуктов).
Магистральный нефтепровод (нефтепродуктопровод) - единый производственно-технологический комплекс, состоящий из трубопроводов и связанных с ними перекачивающих станций, других технологических объектов, соответствующих требованиям действующего законодательства Российской Федерации в области технического регулирования, обеспечивающий транспортировку, приемку, сдачу нефти (нефтепродуктов), соответствующих требованиям нормативных документов, от пунктов приема до пунктов сдачи потребителям или перевалку на другой вид транспорта.
Согласно пункту 3.3 ГОСТ Р 57385-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Строительство магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов. Тепловая изоляция труб и соединительных деталей трубопроводов" линейная часть магистрального трубопровода - это комплекс объектов магистрального трубопровода, включающий в себя трубопроводы, в том числе переходы через естественные и искусственные препятствия, запорную и иную арматуру, установки электрохимической защиты от коррозии, вдоль трассовые линии электропередач, сооружения технологической связи, иные устройства и сооружения, обеспечивающие его безопасную и надежную эксплуатацию, и предназначенный для перекачки нефти/нефтепродуктов между площадочными объектами магистрального трубопровода.
Из положений ГОСТа Р 52720-2007 "Арматура трубопроводная. Термины и определения", ГОСТа 9698-86 "Задвижки. Основные параметры" следует, что запорная арматура - это вид трубопроводной арматуры, предназначенной для перекрытия потока среды. К запорной арматуре относятся задвижки, в том числе шиберные и клиновые.
Пунктом 1.2 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 N 9, предусмотрено, что в состав трубопроводов входят, в том числе:
трубопровод (от места выхода подготовленной к транспорту товарной продукции до мест переработки и отгрузки нефти, потребления нефтепродуктов или перевалки их на другой вид транспорта и реализации газа, в том числе сжиженного, потребителям) с ответвлениями и лупингами, запорной арматурой, переходами через естественные и искусственные препятствия, узлами подключения насосных и компрессорных станций, узлами пуска и приема очистных и диагностических устройств, узлами измерения количества продукции, конденсатосборниками, устройствами для ввода ингибиторов гидратообразования, узлами спуска продукции или продувки газопровода;
противопожарные средства, противоэрозионные и защитные сооружения трубопроводов;
линии электропередачи, предназначенные для обслуживания трубопроводов, устройства электроснабжения и дистанционного управления запорной арматурой и установками электрохимической защиты трубопроводов;
сооружения линейной службы эксплуатации трубопроводов;
вдольтрассовые проезды и переезды через трубопроводы, постоянные дороги, вертолетные площадки, расположенные вдоль трассы трубопровода, и подъезды к ним, опознавательные и сигнальные знаки местонахождения трубопроводов, сигнальные знаки при пересечении трубопроводами внутренних судоходных путей;
головные и промежуточные перекачивающие, наливные насосные и напоропонижающие станции, резервуарные парки, очистные сооружения;
компрессорные и газораспределительные станции и т.д.
Строительными нормами и правилами СНиП 2.05.06-85* "Магистральные трубопроводы" установлен аналогичный перечень имущества, входящего в состав магистрального трубопровода.
Согласно пункту 2 Правил подключения нефтеперерабатывающих заводов к магистральным нефтепроводам и (или) нефтепродуктопроводам и учета нефтеперерабатывающих заводов в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2009 N 1039, магистральный трубопровод - это совокупность технологически взаимосвязанных объектов, обеспечивающих транспортировку нефти или нефтепродуктов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, от мест приема до мест сдачи или перевалки на другие виды транспорта.
Как верно указали суды, магистральный трубопровод представляет собой единый сложный производственно-технологический комплекс, включающий в себя собственно трубопровод, линейные части, а также сооружения и оборудование, необходимые для его эксплуатации и являющиеся его неотъемлемой технологической частью.
В рассматриваемом случае назначение спорного оборудования - обеспечение функционирования магистрального трубопровода.
Объекты имущества, установленные на магистральном трубопроводе, не имеют самостоятельных функций в отрыве от трубопровода, как и сам трубопровод не может функционировать без указанных объектов, то есть данные объекты образуют с магистральным трубопроводом единую функционально-связанную систему, а соответственно не могут рассматриваться в отрыве от единого недвижимого комплекса-магистрального трубопровода.
Спорные объекты имущества устанавливались на объекте капитального строительства - магистральных трубопроводах, объединённых единым технологическим (производственным) процессом (назначением) с иными основными средствами, установленными на нем.
При этом с учетом положений статей 130, 133 ГК Российской Федерации и приведенных правовых норм магистральный трубопровод прочно связан с землей, является объектом недвижимого имущества и по своей природе неделимой вещью, которая включает в себя необходимые для ее функционирования и обслуживания составные части.
Таким образом, возможная замена при необходимости некоторых составных частей другими составными частями, на которую ссылается заявитель, сама по себе не влечет изменение существенных свойств рассматриваемой вещи в виде магистрального трубопровода и не приводит к появлению иной вещи.
Кроме того, в силу Кодекса льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере; нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера; налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено данным Кодексом (пункты 1 и 2 статьи 56).
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что освобождение от уплаты налогов представляет собой льготу, то есть исключение из принципов всеобщности и равенства налогообложения, вытекающих из Конституции Российской Федерации (статьи 19 и 57) и обязывающих каждого платить законно установленный налог по соответствующему объекту налогообложения; льготы носят адресный характер, а их установление относится к законодательной прерогативе, позволяющей определять круг лиц, на которых они распространяются (постановления от 21.03.1997 N 5-П и от 28.03.2000 N 5-П; определения от 19.11.2015 N 2552-О, от 29.03.2016 NN 85-О, от 19.07.2016 N 1458-О и др.).
До 01.01.2013 на основании пункта 11 статьи 381 Кодекса освобождались от налогообложения организации - в отношении магистральных трубопроводов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Таким образом, в тот период основанием для получения права на применение льготы являлось наличие у налогоплательщика в качестве основного средства магистрального трубопровода и оборудования, являющегося его неотъемлемой технологической частью. Соответственно, это право законодатель связывал с функциональным назначением и технологической принадлежностью указанных объектов в их совокупности.
С 01.01.2013 в законодательство о налогах и сборах внесены изменения, указанная налоговая льгота отменена, в том числе, в отношении магистральных трубопроводов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью этих объектов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 380 Кодекса налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 утвержден Перечень имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций (далее - Перечень N 504).
В 2013 году в Постановление N 504 внесены изменения Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 292, с учетом которых Постановление N 504 устанавливает Перечень не только имущества, льготируемого по пункту 11 статьи 381 НК РФ, но и имущества, в отношении которого применяются пониженные ставки, предусмотренные пунктом 3 статьи 380 НК РФ.
Право на налоговую льготу возникает у организации при соблюдении одновременно следующих условий: имущество по своему функциональному предназначению относится к одной из категорий, указанных в пункте 11 статьи 381 НК РФ, пункте 3 статьи 380 НК РФ; имущество поименовано в Перечне N 504; имущество учтено на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
По протоколу совещания комиссии Общества по принятию к учету и списанию основных средств от 25.12.2017 перечень объектов переведенных из категории недвижимого имущества облагаемого по пониженной ставке в категорию движимого, включает в себя: площадки обслуживания, площадки производственные, задвижки шиберные, электроприводы (ЭПЦ-15000, ЭПЦ-400), комплектные трансформаторные подстанции, устройства катодной защиты, системы компенсации нагрузок, затворы обратные, задвижки клиновые, фильтрыгрязеуловители, системы линейной телемеханики, прочее имущество.
Судами отмечено, что вышеуказанными кодами ОКОФ оборудование, учитывая Постановление N 504, отнесено к имуществу, относящемуся к магистральным нефтепроводам и нефтепродуктопроводам, а также сооружениям, являющихся их неотъемлемой технологической частью.
Все спорные объекты являются неотъемлемой частью магистрального трубопровода и их нельзя рассматривать в отрыве от функционирующего трубопровода, поскольку данные объекты отвечают за обеспечение эксплуатации и безопасность магистрального трубопровода.
С учетом вышеизложенного, исследовав материалы дела, проанализировав собранные по делу доказательства и доводы сторон в совокупности и во взаимосвязи, суды пришли к правильному выводу, об отсутствии у общества законных оснований для квалификации спорного оборудования в качестве движимого имущества, которое может быть освобождено от налогообложения по мотиву применения положений подпункта 8 пункта 4 статьи 374 и пункта 25 статьи 381 Кодекса.
Суды правомерно отклонили ссылку общества на определение Верховного суда Российской Федерации от 12.07.2019 N 307-ЭС19-5241, поскольку оно принято иным фактическим обстоятельствам.
Положенные в основу кассационной жалобы доводы общества, не опровергают обстоятельств, установленных судами предыдущих инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятых судебных актов.
Переоценка установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств в кассационной инстанции недопустима в силу требований, предусмотренных статьей 286, частью 2 статьи 287 АПК РФ.
Нормы права при разрешении спора применены судами правильно. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов (статья 288 АПК РФ), не установлено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14.10.2019 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2020 по делу N А12-19959/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.Р. Мухаметшин |
Судьи |
И.А. Хакимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Налоговый орган полагает, что налогоплательщик занизил налоговую базу по налогу на имущество, что повлекло неполную уплату налога.
Суд, исследовав материалы дела, признал позицию налогового органа правомерной.
Налогоплательщик перевел спорные объекты из недвижимости в состав движимого имущества. Однако было доказано, что объекты являются составной частью единого недвижимого имущественного комплекса. Их назначение - обеспечение функционирования этого комплекса.
Спорные объекты, установленные на комплексе, не имеют самостоятельных функций, как и сам комплекс не может функционировать без них, то есть данные объекты образуют единую функционально-связанную систему, а, соответственно, не могут рассматриваться в отрыве от единого недвижимого комплекса.
Решение налогового органа было признано правомерным.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 8 июля 2020 г. N Ф06-60789/20 по делу N А12-19959/2019
Хронология рассмотрения дела:
13.05.2021 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2308/2021
08.07.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-60789/20
17.01.2020 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-15314/19
14.10.2019 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-19959/19
18.09.2019 Определение Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-11178/19