Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 17 января 2001 г. N КА-А40/6273-00
ЗАО "Транс-Нафта" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском о признании незаконными действий должностных лиц Инспекции МНС РФ N 2 по ЦАО г. Москвы по выставлению инкассовых поручений на основании ст.ст. 137, 138 НК РФ и обязании ответчика произвести зачет подлежащего возмещению из бюджета НДС по экспортным операциям в счет уплаты налога на прибыль (с учетом измененных исковых требований в порядке ст. 37 АПК РФ).
Решением суда от 25.09.2000 г. исковые требования истца удовлетворены. При этом суд исходил из того, что факт реального экспорта товара за период 1-2 кв. 1999 г. документально подтвержден истцом. Поскольку у истца имеется недоимка по налогу на прибыль, суд счел незаконными действия налогового органа, который не произвел зачет подлежащих возврату сумм экспортного НДС в счет недоимки и выставил инкассовые поручения NN 6263-6266.
Постановлением апелляционной инстанции от 28.11.2000 г. решение суда отменено и в иске отказано. Суд мотивировал свое решение тем, что в соответствии со ст. 78 НК РФ налогоплательщик вправе требовать зачета в счет предстоящих платежей сумм налога, излишне уплаченного непосредственно в бюджет. Действующим законодательством о НДС не предусмотрено право требовать зачета сумм НДС, подлежащих возмещению (зачету) в счет других налогов. Действия ИМНС по выставлению истцу инкассовых поручений признано правомерным.
Истец, не согласившись с принятым постановлением, подал кассационную жалобу, в которой просит постановление апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции. При этом истец ссылается на неправильное применение судом норм материального права.
Согласно материалам дела и как установлено судом, 05.07.2000 г. ИМНС РФ N 2 были выставлены на бесспорное списание недоимки и пени по налогу на прибыль инкассовые поручения NN 6263-6266.
29.10.99 г., 05.04.2000 г., 26.04.2000 г. истец обращался в налоговый орган о зачете недоимки и пени по налогу на прибыль в счет подлежащего возмещению из бюджета сумм НДС, уплаченных поставщику. Истец считает, что указанные суммы следует считать переплатой налога.
В соответствии со статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено настоящим кодексом. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
Из приведенного положения видно, что основанием для его применения является переплата налога в бюджет (внебюджетный фонд).
Статья 58 кодекса предусматривает, что уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. Под уплатой налога согласно статьям 45 и 60 названного кодекса понимается поручение налогоплательщика банку с соблюдением определенных условий на перечисление налога в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды).
Согласно пункту 3 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" в случае превышения сумм налога по товарно-материальным ценностям, стоимость которых фактически отнесена на издержки производства и обращения, а также по основным средствам и материальным активам, над суммами налога, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), возникающая разница засчитывается в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих платежей налогов в десятидневный срок со дня получения расчета за соответствующий отчетный период. Аналогичный порядок возмещения (зачета) сумм НДС, уплаченных поставщикам товаров (работ, услуг), применяется, в частности, при реализации товаров (работ, услуг) на экспорт, освобожденных от налога в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 5 указанного Закона.
Таким образом, статья 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" регулирует отношения не по уплате налога в бюджет и его возврату в случае переплаты, а специфические, свойственные именно данному налогу отношения по возмещению суммы налога, уплаченной поставщикам. На налоговый орган возлагаются обязанности по возмещению налогоплательщику сумм налога на добавленную стоимость, которые он уплатил поставщикам и подтвердил это первичными документами.
В отличие от изложенного, возврат сумм налога, излишне уплаченных налогоплательщиком непосредственно в бюджет (статья 78 Кодекса), носит восстановительный характер.
Обязательным условием для возврата сумм излишне уплаченного налога и выплаты процентов в случае просрочки возврата Налоговый кодекс Российской Федерации определяет наличие факта переплаты налога в соответствующий бюджет. Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 32 названного кодекса налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога в порядке, предусмотренном кодексом.
Из материалов дела усматривается, что ЗАО "Транс-Нафта" излишних сумм налога в бюджет не уплачивало, суммы налога на добавленную стоимость уплачены не в бюджет, а поставщику экспортируемых товаров.
Следовательно, оснований считать указанные суммы переплаченными в бюджет не имеется.
В силу изложенного, кассационная инстанция считает, что постановление апелляционной инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 171, 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление от 28.11.2000 апелляционной инстанции Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-24111/00-87-406 оставить без изменения, кассационную жалобу ЗАО "Транс-Нафта" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 17 января 2001 г. N КА-А40/6273-00
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании