г. Казань |
|
04 августа 2020 г. |
Дело N А55-18777/2019 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Хакимова И.А., Савкиной М.А.,
при участии представителей:
заявителя - Лаптевой О.А., доверенность от 18.04.2019,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального района Красноярский Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 31.01.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2020
по делу N А55-18777/2019
по заявлению публичного акционерного общества "Ростелеком" в лице Самарского филиала к администрации муниципального района Красноярский Самарской области, о признании незаконным отказа, третьи лица: кадастровый инженер ООО "ТИМ ПРОЕКТ" Габдрахманов Марат Замирович, администрация муниципального района Красноярский Самарской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Глава муниципального района Красноярский Белоусов Михаил Владимирович,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Ростелеком" в лице Самарского филиала (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказ администрации муниципального района Красноярский Самарской области (далее - администрация) от 24.03.2019 N 133 об установлении зоны с особыми условиями использования территорий по объектам общества в Красноярском районе Самарской области:
Волоконно-оптическая линия связи общества на территории Красноярского района Самарской области: РМ около а/д на Старый Буян-Поликлиническое отделение N 1 с. Новый Буян";
Волоконно-оптическая линия связи общества на территории Красноярского района Самарской области: АТС с. Б. Каменка-ОВОП с. Большая Раковка";
Волоконно-оптическая линия связи общества на территории Красноярского района Самарской области: РМ в с. Калиновка-OBOП п. Коммунарский";
Волоконно-оптическая линия связи общества на территории Красноярского района Самарской области: РМ в районе с М. Каменка-OBOП с. Большая Каменка";
Волоконно-оптическая линия связи общества на территории Красноярского района Самарской области: здание АТС с. Конезавод-OBOП п. Конезавод";
Волоконно-оптическая линия связи общества на территории Красноярского района Самарской области: РМ около а/д на Тольятти-ОВОП с. Молгачи;
Волоконно-оптическая линия связи общества на территории Красноярского района Самарской области: АТС с. Белозерки-ОВОП с. Белозерки".
Общество также просило обязать администрацию в течение 30 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу издать постановление об установлении зоны с особыми условиями использования территорий - охранной внести в Единый государственный реестр налогоплательщиков (далее - ЕГРН) сведения о зоне с особыми условиями использования территорий вышеперечисленных линий связи (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом первой инстанции).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 31.01.2020 признан незаконным отказ администрации от 24.03.2019 N 133 об установлении зоны с особыми условиями использования территорий по объектам общества в Красноярском районе Самарской области; на администрацию возложена обязанность в течение 30 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть по существу заявление общества об установлении зоны с особыми условиями использования территорий - охранной по вышеуказанным линиям связи на территории Красноярского района Самарской области.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит отменить принятые по делу судебные акты, мотивируя неправильным применением судами норм материального права. По мнению подателя жалобы, администрация не является органом, уполномоченным на утверждение зоны с особыми условиями использования территории по объектам общества в муниципальным районе Красноярский Самарской области.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Общество с ограниченной ответственностью "ТИМ ПРОЕКТ" в интересах заявителя обратилось в администрацию с заявлением от 25.02.2019 N 17/19 об установлении зоны с особыми условиями использования территорий - охранной зона вышеперечисленных линий связи общества в Красноярском районе Самарской области.
Письмом от 24.03.2019 N 133 администрация отказала в установлении зоны с особыми условиями использования территорий - охранной зоны данных линий связи, указав на невозможность принятия решения на том основании, что не установлен орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на принятие решений об установлении, изменении или прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий (далее - ЗОУИТ), а также на информационное письмо Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" от 20.11.2018, согласно которому сведения о вновь установленных ЗОУИТ не подлежат внесению в ЕГРН.
Не согласившись с отказом администрации, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно исходили из следующего.
В силу статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 56 Земельного кодекса к таким основаниям, в числе прочих отнесено ограничение использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда, а ограничения, указанные в подпункте 1 пункта 2 статьи 56 Земельного кодекса, в результате установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно абзац 7 статьи 105 Земельного кодекса одним из видов зон с особыми условиями использования территорий, которые могут быть установлены, является охранная зона линий и сооружений связи.
В соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Правительство Российской Федерации утверждает положение в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий, за исключением зон с особыми условиями использования территорий, которые возникают в силу федерального закона (водоохранные (рыбоохранные) зоны, прибрежные защитные полосы, защитные зоны объектов культурного наследия), в котором должны быть определены, в том числе порядок подготовки и принятия решений об установлении, изменении, о прекращении существования указанных зон; федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении, изменении, о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территории, за исключением случаев, если федеральным законом принятие указанных решений отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Если иное не предусмотрено статьей 106 Земельного кодекса, по общему правилу, установление, изменение, прекращение существования зоны с особыми условиями использования территории осуществляются на основании решения уполномоченного органа государственной власти, органа местного самоуправления (пункт 6 статьи 106).
Порядок внесения сведений в ЕГРН о ЗОУИТ регулируется статьей 32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации недвижимости).
Согласно пункту 9 части 1 статьи 32 Закона о регистрации недвижимости органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) в том числе об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий.
В силу части 16 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до утверждения Правительством Российской Федерации положения о зоне с особыми условиями использования территории соответствующего вида в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса (в редакции настоящего Федерального закона) решение об установлении такой зоны принимается или ее установление путем согласования границ осуществляется в соответствии с требованиями статьи 106 Земельного кодекса (в редакции настоящего Федерального закона) в порядке, установленном до дня официального опубликования настоящего Федерального закона Правительством Российской Федерации для зоны с особыми условиями использования территории соответствующего вида.
В настоящее время положение об охранных зонах линий и сооружений связи Правительством РФ не утверждено.
При этом в целях обеспечения сохранности действующих кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, а также сооружений связи постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.1995 N 578 утверждены Правила охраны линий и сооружений связи Российской Федерации и определен порядок установления охранных зон линий и сооружений связи, в пределах которых устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность, которая может нарушить нормальную работу линий связи и линий радиофикации.
В данных Правилах не указан орган, уполномоченный принимать решения об установлении охранных зон линий связи. Поэтому при определении уполномоченного органа следует руководствоваться общими положениями земельного и градостроительного законодательства о разграничении компетенции между органами государственной власти и местного самоуправления в области земельных отношений и установления правил землепользования.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений, утверждение правил землепользования и застройки поселений относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности.
Согласно пунктам 7, 38 статьи 7 Устава муниципального района Красноярский Самарской области к вопросам местного значения муниципального района относятся: утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд организация в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" выполнения комплексных кадастровых работ и утверждение карты-плана территории.
Учитывая изложенное суды пришли к правильному выводу о том, что в рассматриваемом случае администрация является органом местного самоуправления, в полномочия которого в сфере земельных отношений входит принятие решений об установлении зоны с особыми условиями использования территорий - охранной зоны линии связи.
Дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судами не допущено. Поэтому оснований для удовлетворения жалобы и отмены принятых по данному делу судебных актов у кассационной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 31.01.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2020 по делу N А55-18777/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Ф. Хабибуллин |
Судьи |
И.А. Хакимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В настоящее время положение об охранных зонах линий и сооружений связи Правительством РФ не утверждено.
При этом в целях обеспечения сохранности действующих кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, а также сооружений связи постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.1995 N 578 утверждены Правила охраны линий и сооружений связи Российской Федерации и определен порядок установления охранных зон линий и сооружений связи, в пределах которых устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность, которая может нарушить нормальную работу линий связи и линий радиофикации.
...
В соответствии с частью 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений, утверждение правил землепользования и застройки поселений относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности.
Согласно пунктам 7, 38 статьи 7 Устава муниципального района Красноярский Самарской области к вопросам местного значения муниципального района относятся: утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд организация в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" выполнения комплексных кадастровых работ и утверждение карты-плана территории."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 4 августа 2020 г. N Ф06-63739/20 по делу N А55-18777/2019
Хронология рассмотрения дела:
04.08.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-63739/20
27.05.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3390/20
31.01.2020 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-18777/19
24.10.2019 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-18777/19