г. Казань |
|
04 сентября 2020 г. |
Дело N А55-29521/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 сентября 2020 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Махмутовой Г.Н., Николаевой Н.Н.,
при участии представителя:
истца - Данилова С.Г., доверенность от 14.01.2019 б/н,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Тевис"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 06.03.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2020
по делу N А55-29521/2019
по иску гаражно-погребного кооператива N 116 "Родник", г. Тольятти к акционерному обществу "Тевис", г. Тольятти, об обязании содержать и обслуживать бесхозяйные тепловые сети и произвести аварийно-восстановительные работы на одном из участков, с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: администрации городского округа Тольятти, потребительско-эксплуатационного гаражного кооператива N 74 "Транспортник", г. Тольятти, гаражно-строительного кооператива N 86, г. Тольятти, гаражно-погребного потребительского кооператива N 87 "Алексей", г. Тольятти, гаражно-строительного кооператива N 100 "Надежда", г. Тольятти, общества с ограниченной ответственностью "Бизнес Риэлт", г. Тольятти, общества с ограниченной ответственностью "ОГА", г. Тольятти, общества с ограниченной ответственностью "Рантон", г. Тольятти, общества с ограниченной ответственностью "Гранд Групп", г. Тольятти, общества с ограниченной ответственностью "ДИСА", г. Тольятти, общества с ограниченной ответственностью "НИКА", г. Челябинск, индивидуального предпринимателя Хорькова Валерия Михайловича, г. Тольятти, индивидуального предпринимателя Борисова Романа Владимировича, Самарская область, с. Ягодное, общества с ограниченной ответственностью "Проектно-строительная компания "Лого Дом", г. Москва, об обязании содержать и обслуживать бесхозяйные тепловые сети и произвести аварийно-восстановительные работы на одном из участков,
УСТАНОВИЛ:
гаражно-погребной кооператив N 116 "Родник" (далее - ГПК N 116 "Родник", истец) обратился в Арбитражный суд Самарской области с иском к акционерному обществу "Тевис" (далее - АО "Тевис", ответчик) об обязании содержать и обслуживать бесхозяйные тепловые сети, перечисленные в приложении к постановлению мэрии г.о. Тольятти от 15.08.2016 N 2590-П/1, в приложении к постановлению администрации г.о. Тольятти от 15.07.2019 N 1886-П/1, до признания права муниципальной собственности на указанные тепловые сети: от Уз10-3(37) до Ут 5 (ул. Борковская, д. 83); от Ут 4.1 до здания ГСК N 86 (ул. Ботаническая, д. 38); от Ут 4.1 до здания гаражно-погребного потребительского кооператива N 87 "Алексей" (далее - ГППК N 87 "Алексей") (ул. Ботаническая, д. 32), а также осуществить поиск мест утечек на участке бесхозяйной тепловой сети - от Уз10-3(37) до Ут 5, после чего за свой счет и своими силами провести аварийно-восстановительные работы (ремонтные работы) на указанном участке бесхозяйной сети с использованием материалов и техники по усмотрению ответчика в течение месяца с момента вступления в силу решения суда.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 06.03.2020, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2020, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, АО "Тевис" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Считает, что спорные тепловые сети соответствуют необходимым требованиям, с исковым заявлением обратилось ненадлежащее лицо.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя истца в судебном заседании, судебная коллегия считает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, между публичным акционерным обществом "Т Плюс" (далее - ПАО "Т Плюс") и ГПК N 116 Родник", гаражно-строительным кооперативом N 86, потребительско-эксплуатационным гаражным кооперативом N 74 "Транспортник", ГППК N 87 "Алексей", обществом с ограниченной ответственностью "ОГА" в разные периоды времени были заключены договоры теплоснабжения и поставки горячей воды, согласно которым ПАО "Т Плюс" (теплоснабжающая организация) взяла на себя обязательство предоставить, а упомянутые организации (потребители) принять и оплатить тепловую энергию.
При этом указанная тепловая энергия передается, в том числе, по тепловым сетям, собственник которых неизвестен: от Уз. 10-3(37) до Ут 4.1; от Ут 4.1 до Ут 5 здание ул. Борковская, д. 83; от Ут 4.1 до здания ГСК N 86 ул. Ботаническая, д. 38; от Ут 4.1 до здания ГСК N 82 ул. Ботаническая, д. 32.
Вышеуказанные организации 20.04.2019 совместно обратились в администрацию г.о. Тольятти с письмом N 4841-вх/1 с просьбой определить теплосетевую организацию, на которую будет возложена функция по содержанию и обслуживанию указанной бесхозяйной сети.
В ответе от 27.05.2019 N 2302/2.1 на указанное обращение администрация г.о. Тольятти сообщила, что начата процедура постановки на кадастровый учет данного участка теплосети в качестве бесхозяйного имущества, а обратившимся было предложено провести первичную инвентаризацию и изготовление технических планов на вышеперечисленные тепловые сети.
Поскольку из полученного ответа не представлялось возможным установить организацию, которая будет содержать и обслуживать бесхозяйный участок сети, 13.06.2019 ГПК N 116 "Родник" повторно обратился в администрацию г.о. Тольятти с требованием предоставить запрашиваемые сведения.
17.06.2019 в ответном письме администрация г.о. Тольятти сообщила, что в 2016 году в результате обращения, поступившего в мэрию г.о. Тольятти от ООО "Бизнес Риэлт", постановлением от 15.08.2016 N 2590-П/1 была определена теплосетевая организация АО "Тевис", которая должна была содержать и обслуживать участок теплосети от Уз10-3(37) до здания по адресу: ул. Ботаническая, д. 83, до момента признания на него права муниципальной собственности. В отношении участка сети от Ут 4.1 до здания по ул. Ботаническая, д. 32 администрацией г.о. Тольятти начата процедура постановки ее на учет в качестве бесхозяйной, при этом в качестве теплосетевой организации, в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), определено АО "Тевис".
Получив указанные сведения потребительский кооператив N 86 письмом от 14.06.2019 N 5438 обратился к АО "Тевис" с просьбой подтвердить полученную информацию.
В ответном письме от 25.06.2019 N 18/6450 ответчик сообщил, что спорный участок не значится на балансе АО "Тевис", в том числе, как бесхозяйный ему не передавался.
10.07.2019 истец повторно обратился в АО "Тевис" с требованием принять спорный участок сети, а также приступить к аварийно-восстановительным работам, учитывая наличие повреждения (порыва).
22.07.2019 в ответном письме ответчик сообщил, что указанная теплосеть не значится у него на балансе, не находится на обслуживании на договорной основе и, кроме того, никогда не передавалась ему как бесхозяйная сеть, поэтому приступать к аварийно-восстановительному ремонту он не станет.
На основании изложенного истец письмом от 01.08.2019 N 8623-вх/1 обратился в администрацию г.о. Тольятти с просьбой принять необходимые меры, в ответ на которое 01.08.2019 администрация г.о. Тольятти сообщила, что орган местного самоуправления на законных основаниях возложил на АО "Тевис" обязанность теплосетевой организации для участка сети от Уз10-3(37) до здания по ул. Борковской, д. 83, однако АО "Тевис" от принятия данного участка сети уклоняется.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Согласно пункту 6 статьи 15 Закона о теплоснабжении в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 14, подпункта 4 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 2 Закона о теплоснабжении под тепловой сетью понимается совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Закона о теплоснабжении относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
С учетом приведенных выше норм права на орган местного самоуправления возложена обязанность по определению теплосетевой организации в целях содержания и обслуживания бесхозяйных тепловых сетей путем издания соответствующего ненормативного правового акта в течение тридцати дней с даты выявления таких сетей. При этом значимыми обстоятельствами являются статус тепловых сетей, как бесхозяйных вещей, а также наличие непосредственного соединения с этими сетями тепловых сетей выбранной теплосетевой организации или наличие у такой организации признаков единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения, в которую входят указанные тепловые сети.
Из материалов дела следует, что мэрия г.о. Тольятти в целях обеспечения надежного и бесперебойного теплоснабжения потребителей постановлением от 15.08.2016 N 2590-п/1 определила ответчика в качестве теплосетевой организации, осуществляющей содержание и обслуживание бесхозяйных сетей теплоснабжения согласно Перечню, указанному в приложении к данному постановлению, в том числе на участок тепловой сети от Уз. 10-3(37) - УТ 5 до здания ул. Борковская, 83.
Кроме того, администрация г.о. Тольятти в целях обеспечения надежного и бесперебойного теплоснабжения потребителей постановлением от 15.07.2019 N 1886-п/1 определила ответчика в качестве теплосетевой организации, осуществляющей содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующую организацию) согласно перечню, указанному в приложении N 2 к данному постановлению, в том числе на участки тепловой сети от УТ 4.1 до здания ул. Ботаническая, 38 и от УТ 4.1 до здания ул. Ботаническая, 32.
Таким образом, в рамках полномочий органов местного самоуправления администрация г.о. Тольятти определила указанными выше постановлениями ответчика в качестве теплосетевой организации для осуществления содержания и обслуживания бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующую организацию).
При этом, как подтвердила администрация г.о. Тольятти, какого-либо согласования либо оформления передачи бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующую организацию) с теплосетевой организацией не требуется, поскольку это не обусловлено действующим законодательством.
Проверка готовности муниципальных образований к отопительному периоду и расследование причин аварийных ситуаций при теплоснабжении осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора. Проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляются органами местного самоуправления, а в ценовых зонах теплоснабжения органами местного самоуправления совместно с единой теплоснабжающей организацией. Расследование причин аварийных ситуаций при теплоснабжении осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ (часть 2 статьи 20 Закона о теплоснабжении).
В соответствии с частью 3 статьи 20 Закона о теплоснабжении проверка готовности к отопительному периоду осуществляется органами, указанными в части 2 этой статьи, в соответствии с правилами оценки готовности к отопительному периоду, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, и которыми, в частности, устанавливаются категории потребителей тепловой энергии, подлежащие данной проверке, требования к указанным потребителям и критерии надежности их теплоснабжения с учетом климатических условий, требования к теплосетевым организациям, теплоснабжающим организациям о принятии ими мер по обеспечению надежности теплоснабжения потребителей.
Согласно пункту 1 постановления администрации г.о. Тольятти от 24.09.2019 N 2562-п/1 "О начале отопительного периода 2019-2020 гг." датой начала отопительного периода в г.о. Тольятти было определено - 26.09.2019.
В силу части 5 статьи 20 Закона о теплоснабжении проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами. Теплоснабжающие организации, кроме того, обязаны: обеспечивать безаварийную работу объектов теплоснабжения (пункт 7 части 5 статьи 20 Закона о теплоснабжении); обеспечить надежное теплоснабжение потребителей (пункт 8 части 5 статьи 20 Закона о теплоснабжении).
На основании вышеизложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод, что обязанность по содержанию и обслуживанию спорных тепловых сетей у ответчика возникла в силу норм действующего законодательства и не требует какого-либо согласования с ним. Для возникновения обязанности по надлежащему содержанию и обслуживанию указанных бесхозяйных сетей администрации г.о. Тольятти достаточно было принять указанные выше постановления.
Такая правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации изложена в пункте 32 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 19.10.2016.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об удовлетворении исковых требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Довод подателя жалобы о том, что поскольку АО "Тевис" своевременно и надлежащим образом выполняет все необходимые действия и мероприятия по обслуживанию бесхозяйных тепловых сетей, в том числе и в отношении вышеуказанных бесхозяйных сетей, отсутствует необходимость в принятии судебного акта, обязывающего общество осуществлять обслуживание данных сетей, суд апелляционной инстанции отклонил, поскольку данный факт не был подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами и истцом были представлены документы, свидетельствующие о неоднократном обращении истца к ответчику с требованием принять спорный участок сети, а также приступить к аварийно-восстановительным работам, учитывая наличие повреждения (порыва), на что ответчик сообщил, что указанная теплосеть не значится у него на балансе, не находится на обслуживании на договорной основе и, кроме того, никогда не передавалась ему как бесхозяйная сеть, поэтому приступать к аварийно-восстановительному ремонту он не станет.
Довод ответчика о том, что с исковым заявлением обратилось ненадлежащее лицо, суд апелляционной инстанции также отклонил.
Аварийно-восстановительные работы проводятся организациями, осуществляющими поставку теплоснабжения и поставки горячей воды, а поскольку в данном случае орган местного самоуправлении на законных основаниях возложил на АО "Тевис" обязанность теплосетевой организации для участка сети от Уз10-3(37) до здания по ул. Борковской, д. 83, а повреждение (порыв) произошло на данном участке, то истец, как пользователь тепла, который ее не получает, вправе обратиться в суд за защитой своих интересов.
Приведенные в кассационной жалобе доводы правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, основанных на нормах права и материалах дела, не опровергают.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 06.03.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2020 по делу N А55-29521/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Г.Н. Махмутова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 3 статьи 20 Закона о теплоснабжении проверка готовности к отопительному периоду осуществляется органами, указанными в части 2 этой статьи, в соответствии с правилами оценки готовности к отопительному периоду, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, и которыми, в частности, устанавливаются категории потребителей тепловой энергии, подлежащие данной проверке, требования к указанным потребителям и критерии надежности их теплоснабжения с учетом климатических условий, требования к теплосетевым организациям, теплоснабжающим организациям о принятии ими мер по обеспечению надежности теплоснабжения потребителей.
...
В силу части 5 статьи 20 Закона о теплоснабжении проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами. Теплоснабжающие организации, кроме того, обязаны: обеспечивать безаварийную работу объектов теплоснабжения (пункт 7 части 5 статьи 20 Закона о теплоснабжении); обеспечить надежное теплоснабжение потребителей (пункт 8 части 5 статьи 20 Закона о теплоснабжении)."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 4 сентября 2020 г. N Ф06-64486/20 по делу N А55-29521/2019
Хронология рассмотрения дела:
04.09.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-64486/20
08.06.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5534/20
06.03.2020 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-29521/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-29521/19