г. Казань |
|
01 октября 2020 г. |
Дело N А65-32257/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 октября 2020 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Кормакова Г.А.,
судей Хакимова И.А., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
акционерного общества "ЗВСК" - Михайловой М.Г. (доверенность от 02.09.2020)
Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - Нигметзяновой З.Р. (доверенность от 18.02.2020)
общества с ограниченной ответственностью "РСК" - Демидова К.В. (доверенность от 03.09.2020)
некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" - Гариповой Р.А. (доверенность от 20.02.2020),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.02.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2020
по делу N А65-32257/2019
по заявлению акционерного общества "ЗВСК" (ОГРН 1151690059388, ИНН 1648041104), Республика Татарстан, г. Зеленодольск, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан о признании недействительным решения по делу N 016/01/10-479/2019 от 05.09.2019 и предписания по делу N 016/01/10-479/2019 от 05.09.2019, при участии в качестве третьих лиц: общество с ограниченной ответственностью "РСК", г. Казань, некоммерческая организация "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан", г.Казань
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "ЗВСК" (далее - АО "ЗВСК", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - УФАС по РТ, антимонопольный орган) о признании недействительным решения УФАС по РТ от 05.09.2019 по делу N 016/01/10-479/2019 и предписания от 05.09.2019 по делу N 016/01/10-479/2019.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: общество с ограниченной ответственностью "РСК" (далее - ООО "РСК") и некоммерческая организация "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" (НО "ГЖФ при Президенте РТ").
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.02.2020, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2020 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, УФАС по РТ обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В предоставленных отзывах на кассационную жалобу ООО "РСК" и ГЖФ при Президенте РТ поддерживая доводы, изложенные в кассационной жалобе, просят обжалуемые судебные акты отменить, заявленные в кассационной жалобе требования - удовлетворить.
АО "ЗВСК" в своем отзыве на кассационную жалобу полагая, что судебные акты судов первой и апелляционной инстанций являются обоснованными и законными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, в УФАС по РТ поступило обращение ООО "РСК" от 26.12.2018 N 20570/ на действия АО "ЗВКС" по вопросу уклонения от заключения договора на транспортировку питьевой воды и договора на транспортировку сточных вод.
В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства УФАС по РТ пришел к выводу о том, что АО "ЗВКС", злоупотребляя своим доминирующим положением на рынке услуг холодного водоснабжения и водоотведения, намеренно уклоняется от заключения договора на транспортировку питьевой воды и договора на транспортировку сточных вод с ООО "РСК".
По результатам рассмотрения дела антимонопольный орган вынес решение от 05.09.2019 по делу N 016/01/10- 479/2019, в соответствии с которым АО "ЗВКС" признано нарушившим требования пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), в части экономически или технологически необоснованного отказа либо уклонения от заключения договора на транспортировку питьевой воды и договора на транспортировку сточных вод с ООО "РСК".
Обществу выдано предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства путем совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Полагая, что решение и предписание УФАС по РТ является незаконным, АО "ЗВКС" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Правоотношения в сфере энергоснабжения, водоснабжения и водоотведения регулируются положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила N 644).
В силу норм части 4 статьи 12 Закона N 416-ФЗ гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 17 Правил N 644 к заявке абонента прилагаются следующие документы: копия документа, подтверждающего право собственности или иное законное основание возникновения прав владения и (или) пользования на объект у абонента, в том числе на водопроводные и (или) канализационные сети и иные устройства, необходимые для присоединения к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения, приборы учета.
Судами установлено, что НО "ГЖФ при Президенте РТ" выступало в качестве инвестора по ряду договоров, предметами которых выступало строительство ряда объектов (в том числе домов и инженерных сетей, сооружений) по ул.Гоголя, д.23, ул.Гоголя, д.25а, ул.Рогачева, д.22а, ул.Рогачева, д.36а, ул.К.Маркса, д.11, ул.К.Маркса, д.17, ул.К.Маркса, д.57В, ул.Энгельса, д.2, ул.Б.Урманче, д.4, ул.Б.Урманче, д.6, ул.Шустова, д.7, ул.Комарова, д.39 г. Зеленодольска Республики Татарстан.
НО "ГЖФ при Президенте РТ" заключило с ООО "РСК" договоры аренды от 25.05.2018 N 1652/ф и 1656/ф, в соответствии с которыми внутриквартальные инженерные сети в указанных домах переданы за плату и временное пользование ООО "РСК" в целях осуществления регулируемого вида деятельности, транспортировки питьевой воды и сточных вод.
ООО "РСК" направило в адрес АО "ЗВКС" обращение о необходимости заключения договоров транспортировки питьевой воды и транспортировки сточных вод, с приложением копии договоров аренды хозяйственно - бытовой канализации. В ответ на указанное обращение АО "ЗВКС" сообщило об отсутствии необходимости заключения договора по транспортировке сточных вод.
Причину отказа от заключения договоров АО "ЗВСК" объяснило тем, что в многоквартирных домах водоснабжение и водоотведение осуществляется на основании договоров, заключенных с организациями соответствующих форм управления в указанных многоквартирных домах.
Согласно условиям указанных договоров АО "ЗВСК" осуществляет подачу коммунального ресурса до границы разграничения, установленной в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.21012 года N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами".
ООО "РСК", ссылаясь на положения пункта 4 статьи 12 Закона N 416-ФЗ, пункта 46 Правил N 644, направило в адрес АО "ЗВСК" письмо от 06.08.2018, в котором повторно просило направить проект договоров транспортировки питьевой воды и сточных вод.
АО "ЗВКС" письмом от 08.08.2018 направило отказ, указав:
о документальном неподтверждении принадлежности ООО "РСК" внутриквартальных водопроводных сетей;
о неправомерности применения положений части 4 статьи Закона N 416-ФЗ;
о неподтверждении вещного права в рамках статьи 218 ГК РФ;
о том, что ООО "РСК" не осуществляет эксплуатацию указанных в договоре аренды сетей и не соответствует обязательным требованиям пункта 2 Правил N 644.
АО "ЗВКС" представляло пояснения, указав, что договоры аренды от 25.05.2018 N 1656/ф, N 1652/ф, заключенные между НО "ГЖФ при Президенте РТ" (Арендодатель) и ООО "РСК" (Арендатор) не соответствуют требованиям закона.
Пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие): экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) признается необоснованным в случае наличия возможности производства или поставок, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального Закона "О естественных монополиях", субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товар.
Таким образом, при исследовании вопроса об обоснованности/необоснованности отказа либо уклонения от заключения договора антимонопольный орган должен анализировать наличие возможности в рассматриваемом случае заключить такой договор заявителем.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.09.2019 по делу N А65-12945/2019 исковые требования АО "ЗВКС" о признании договоров аренды от 25.05.2018 N 1656/ф, N 1652/ф недействительными удовлетворены частично: признаны недействительными сделками указанные договоры аренды в части, касающейся домов, расположенных в г.Зеленодольск по адресам: ул.Гоголя, 23, ул.Энгельса, д.2, ул.К.Маркса, д.11 и ул.Комарова, д.39.
Судом также установлено, что договоры от 01.04.2003 N 269/ф, от 29.05.2006 N 219/ф и государственный контракт от 27.10.2004 N 798/ф, а также приложенные к ним документы, не содержат указания на строительство совместно с домом водопроводных и канализационных сетей. Указанные в смете и протоколах канализация и водопровод не свидетельствуют о том, что речь идёт не о внутридомовом водопроводе и канализации, а также не подтверждает факт выполнения работ.
В части дома по адресу г.Зеленодольск, ул.Карла Маркса, 11, НО ГЖФ и ООО "РСК" не было представлено ни одного документа в подтверждение факта строительства сетей своими силами. Кроме того, не подтвержден документально факт окончания строительства и ввода домов в эксплуатацию ранее 2007года, в котором сети были переданы в муниципальную собственность.
Таким образом, в части домов, расположенных в г.Зеленодольск по адресам: ул.Гоголя, 23, ул.Энгельса, д.2, ул.К.Маркса, д.11 и ул.Комарова, д.39, НО "ГЖФ при Президенте РТ" распорядился имуществом, не принадлежащим ему ни на каком праве, что противоречит смыслу статьи 608 Гражданского кодекса Российской Федерации и является нарушением прав АО "ЗВКС", пользующегося имуществом на основании договора о безвозмездном пользовании.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ обстоятельства дела и представленные доказательства, верно применив вышеуказанные нормы права, регулирующие спорные правоотношения, установив, что в рассматриваемом случае, антимонопольный орган, не исследовл в полном объеме обстоятельства дела, не учел доводов заявителя о документальном неподтверждении принадлежности ООО "РСК" внутриквартальных водопроводных сетей и статуса транзитной организации, доводов заявителя о наличии гражданского спора хозяйствующих субъектов (АО "ЗВКС" и ООО "РСК"), суды нижестоящих инстанций пришли к выводу о том, что УФАС по РТ ошибочного констатировал наличие в действиях АО "ЗВКС" нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Как верно отметили суды, действиях АО "ЗВКС" отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в уклонении от заключения договора на транспортировку питьевой воды и договора на транспортировку сточных вод, поскольку факт владения ООО "РСК" спорным имуществом на законном основании не подтвержден, а ООО "ЗВСК" является пользователем сетей водоснабжения на основании договора безвозмездного пользования от 03.09.2013 N 01-13, заключенного между Исполкомом муниципального образования "Город Зеленодольск" и ОАО "Водоканалсервис" (правопредшественник АО "ЗВСК").
При таких обстоятельствах судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу, об отсутствии у антимонопольного органа законных оснований для выдачи АО "ЗВСК" оспариваемых решения и предписания, поскольку они противоречат законодательству, нарушают права и законные интересы заявителя.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 АПК РФ подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы права при разрешении спора применены судами правильно. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов в силу статьи 288 АПК РФ, не установлено.
На основании изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.02.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2020 по делу N А65-32257/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Кормаков |
Судьи |
И.А. Хакимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ обстоятельства дела и представленные доказательства, верно применив вышеуказанные нормы права, регулирующие спорные правоотношения, установив, что в рассматриваемом случае, антимонопольный орган, не исследовл в полном объеме обстоятельства дела, не учел доводов заявителя о документальном неподтверждении принадлежности ООО "РСК" внутриквартальных водопроводных сетей и статуса транзитной организации, доводов заявителя о наличии гражданского спора хозяйствующих субъектов (АО "ЗВКС" и ООО "РСК"), суды нижестоящих инстанций пришли к выводу о том, что УФАС по РТ ошибочного констатировал наличие в действиях АО "ЗВКС" нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Как верно отметили суды, действиях АО "ЗВКС" отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в уклонении от заключения договора на транспортировку питьевой воды и договора на транспортировку сточных вод, поскольку факт владения ООО "РСК" спорным имуществом на законном основании не подтвержден, а ООО "ЗВСК" является пользователем сетей водоснабжения на основании договора безвозмездного пользования от 03.09.2013 N 01-13, заключенного между Исполкомом муниципального образования "Город Зеленодольск" и ОАО "Водоканалсервис" (правопредшественник АО "ЗВСК")."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 1 октября 2020 г. N Ф06-65990/20 по делу N А65-32257/2019
Хронология рассмотрения дела:
01.10.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-65990/20
16.07.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4539/20
13.02.2020 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-32257/19
01.11.2019 Определение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-32257/19