Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 27 февраля 2001 г. N КА-А40/609-01
Закрытое акционерное общество "Межтранс" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Инспекции МНС России N 23 г. Москвы о признании недействительным решения ответчика от 10.05.2000 N 09/02-377 о привлечении Общества к налоговой ответственности, которым истцу начислены налоги и пени за период с 1998 - 9 мес. 1999 г., а также взысканы штрафные санкции.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 11 июля 2000 г. признано недействительным оспариваемое решение в части начисленных сумм недоимок, пени, штрафов за отнесение на себестоимость расходов на бензин по арендуемым автомобилям; в части доначисления НДС (возмещение по производственным экспортным поставкам) и начисленных в связи с этим пени и штрафов; в остальной части иска отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Постановлением от 21.09.2000 Федерального арбитражного суда Московского округа решение суда отменено как принятое с нарушением норм процессуального законодательства, что привело к принятию необоснованного решения. Дело передано на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Решением от 28.11.2000 г. Арбитражный суд г. Москвы исковые требования ЗАО "Межтранс" удовлетворил частично, признав недействительным оспариваемое постановление в части начисления сумм недоимок, пени, штрафов за отнесение на себестоимость расходов на бензин по автомобилям, полученным в безвозмездное пользование, а также в части начисления недоимок, пени и штрафов, связанных с возмещением экспортного НДС.
В остальной части иска отказано, поскольку истец в целях налогообложения отражал оборот (определял выручку), полученный в иностранной валюте от реализации товаров (услуг) на территории РФ, по отгрузке, т.е. в соответствии со своей учетной политикой, что является нарушением налогового законодательства.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность и обоснованность решения суда проверяется в связи с кассационной жалобой ЗАО "Межтранс", в которой истец просит решение суда в части отказа в иске отменить, исковые требования удовлетворить.
Считает, что налогооблагаемая база должна определяться датой совершения оборота, как она определена учетной политикой предприятия (по отгрузке или по оплате), в связи с чем положения Инструкций, обязывающие налогоплательщика определять налогооблагаемую базу вразрез с принятой предприятием учетной политикой, не применяются как противоречащие Законам.
Из акта N 09/02-313 от 14.04.2000 выездной налоговой проверки и оспариваемого решения ответчика усматривается, что за 1998 год истцу доначислены налог на добавленную стоимость, налог на пользователей автодорог и налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы в связи с определением истцом налогооблагаемого оборота (выручки) в иностранной валюте по отгрузке, то есть с нарушением п. 25 Инструкции ГНС РФ N 39 от 11.10.95 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость", п. 21.16 Инструкции ГНС РФ N 30 от 15.05.95 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды", п. 7 разд. 5 Инструкции ГНИ по г. Москве N 4 от 31.03.94 "О порядке исчисления и уплаты налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы".
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в иске, согласился с выводами налоговой инспекции и применил те же пункты Инструкций. Однако арбитражным судом не учтено следующее.
Согласно пункту 2 статьи 8 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" датой совершения оборота считается день поступления средств за товары (работы, услуги) на счета в учреждения банков либо отгрузки товаров (выполнения работ, услуг) и предъявления покупателям расчетных документов.
Пунктом 31 Инструкции ГНС РФ от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" также установлено, что для организаций (предприятий), определяющих реализацию по отгрузке товаров (выполнению работ, оказанию услуг) в соответствии с принятой учетной политикой, датой совершения оборота считается их отгрузка (выполнение) и предъявление покупателям расчетных документов.
Аналогичный порядок учета выручки от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения предусмотрен пунктом 13 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552.
Указанный порядок исчисления выручки от реализации продукции (работ, услуг) распространяется при исчислении также налога на пользователей автомобильных дорог и налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, для которых налогооблагаемой базой, согласно Закону РФ от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" и Инструкции ГНС по г. Москве от 31.03.94 N 4 "О порядке исчисления и уплаты налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы", является выручка (валовый доход) от реализации выпущенной продукции (выполненного объема работ, оказанных услуг).
В соответствии с внутренними приказами истца от 12.01.98 N 2 и от 11.01.99 N 2 (т. 1 л.д. 28-31) налогоплательщиком принята учетная политика для целей налогообложения по отгрузке товаров (выполнению работ, услуг) и предъявлению покупателю (заказчику) расчетных документов.
Таким образом, выручка (доход) за реализованные товары (услуги), в том числе валютная, считается Обществом полученной на день совершения отгрузки и, следовательно, должна быть отражена в учетных документах для целей налогообложения также по мере отгрузки товаров (выполнения услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов.
Пункт 25 данной Инструкции ГНС РФ, на который ссылается ответчик как на правовое обоснование своей позиции, не основан на Законе РФ "О налоге на добавленную стоимость", и в связи с этим, а также в силу п. 2 ст. 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применению не подлежит.
При таких обстоятельствах доначисление налоговым органом налога на добавленную стоимость, налога на пользователей автодорог и налога на содержание жилищного фонда, а также применение финансовых санкций за занижение объекта обложения, является неправомерным, в связи с чем решение суда об отказе в иске в этой части подлежит отмене, а исковые требования ЗАО "Межтранс" - удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 171, 173 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 28.11.2000 по делу N А40-16914/00-75-307 Арбитражного суда г. Москвы в части отказа в иске отменить.
Признать недействительным решение от 10.05.2000 N 09/02-377 Инспекции МНС России N 23 в части начисления сумм недоимок, пени и штрафов в отношении выручки от реализации продукции, полученной в иностранной валюте.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 27 февраля 2001 г. N КА-А40/609-01
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании