г. Казань |
|
17 ноября 2020 г. |
Дело N А49-11580/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 ноября 2020 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Закировой И.Ш.,
судей Кормакова Г.А., Савкиной М.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Горводоканал"
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2020
по делу N А49-11580/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Горводоканал" о признании недействительным предписания Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области от 20.09.2019 N ПН-1051-П1.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Горводоканал" (далее - ООО "Горводоканал", общество) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области (далее - Управление, инспекция) от 20.09.2019 N ПН-1051-П1.
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "РивьераСервис Центр" - управляющая компания по спорному дому.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 18.05.2020 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2020 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм права, а также несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит постановление апелляционного суда отменить, оставить решение суда первой инстанции в силе.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", однако явку своих представителей в суд не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, правильность применения судом апелляционной инстанций норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, судебная коллегия не находит основания для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, на основании обращения граждан, проживающих в доме N 40 по ул. Московской в г. Пензе, содержащие жалобы на низкое давление холодной воды на вводе в многоквартирный дом и отсутствие воды в точках водоразбора, инспекцией 20.09.2019 проведена внеплановая выездная проверка ООО "Горводоканал".
По результатам проверки установлено, что давление в системе холодного водоснабжения (далее - ХВС) на вводе в многоквартирный дом (далее - МКД) составило 3,4 мс/кв.см., что не соответствует нормативу, установленному СП31.13330.2012 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84.
ООО "Горводоканал" выдано предписание N ПН-1051-П1, которым на общество возложена обязанность обеспечить надлежащее давление холодного водоснабжения на вводе МКД в соответствии с СП31.13330.2012 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84" не менее 4,2 кГс/кв.см. в период наибольшего водоразбора. Срок исполнения установлен 21.10.2019.
Полагая, что предписание не соответствует закону и нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования и признавая предписание недействительным, сослался на отсутствие доказательств, позволяющих определить правильность фиксации вмененного нарушения, поскольку в акте не отражено какие приборы использовались для замера давления: не указан тип манометра, марка, номер, заключение о прохождении поверки, что, по мнению суда первой инстанции, является нарушением Федерального закона "Об обеспечении единства измерений". Кроме того, в акте проверки отсутствуют сведения, где именно были осуществлены замеры давления: отсутствуют схемы (планы) с указанием места измерения давления, нет описания места измерения давления.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение Арбитражного суда Пензенской области, пришел к выводу о том, что поставка коммунального ресурса ненадлежащего качества (низкое давление воды) подтверждается как результатами проверки жилищной инспекции, оформленными актом, так и иными доказательствами - непосредственно жалобами жильцов дома и актом замера давления на вводе дом и в одной из квартир, произведенного управляющей организацией.
Суд кассационной инстанции соглашается с данными выводами суда апелляционной инстанции в силу следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации, другими Федеральными законами.
Согласно подпункту "а" пункта 31 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила) исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно пункту 149 Правил исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг.
Как следует из содержания оспариваемого предписания, на заявителя возложена обязанность обеспечить надлежащее давление холодного водоснабжения на вводе МКД в соответствии с СП31.13330.2012 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84" не менее 4,2 кГс/кв.см. в период наибольшего водоразбора.
Следовательно, вне зависимости от времени проведения Управлением замеров давления ХВС в МКД, давление должно соответствовать установленному нормативу, так как занижение давления ХВС приводит к нарушению прав потребителей коммунальных услуг в МКД.
Кроме того, как установлено судом апелляционной инстанции, параметры давления в системе ХВС были получены с манометра, установленного в элеваторном узле (в подвале) МКД. Пригодность указанного прибора для измерений была подтверждена паспортом МФУИ.406121.001 ПС, в соответствии с которым манометр изготовлен в апреле 2018 года и срок гарантийной эксплуатации составляет 18 месяцев, то есть до октября 2019 года. Копия паспорта на манометр имеется в материалах дела.
Технический паспорт на счетчик-расходомер узла учета ХВС был представлен по запросу суда, а не в качестве подтверждения того, что манометр является составной частью счетчика-расходомера узла учета ХВС.
Статья 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", не содержит указаний на то, что в обязательном порядке к акту проверки должны быть приложены схемы (планы) с указанием места измерения давления.
Кроме того, ООО "Горводоканал" не отрицает, что замер давления проводился именно в подвале МКД.
Таким образом, неполнота акта проверки (не указание в приложении к акту копии паспорта на манометр, схемы с указанием места измерения) при наличии других доказательств, подтверждающих вмененное нарушение, не является основанием, для признания результатов проверки недействительным.
Следовательно, суд апелляционной инстанции правомерно пришел к выводу, что само по себе не указание в акте сведений об измерительном приборе, который использовался при осуществлении замера давления, не может служить основанием для безусловных выводов о том, что такой акт является ненадлежащим доказательством. Указанный недостаток был восполнен представлением технической документации на этот прибор.
В связи с вышеизложенным, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что поставка коммунального ресурса ненадлежащего качества подтверждается как результатами проверки жилищной инспекции, оформленными актом, так и непосредственно жалобами жильцов дома и актом замера давления на вводе дом и в одной из квартир, произведенного управляющей организацией.
При таких обстоятельствах, инспекция имела законные основания для выдачи поставщику коммунальной услуги предписания о приведении качества этой услуги в соответствие с установленными нормативами.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие предусмотренной данной статьей в совокупности условий, необходимых для признания незаконными действий государственного органа в силу части 3 статьи 201 АПК РФ являются основанием для отказа удовлетворении заявленных требований.
Как усматривается из содержания предписания, поставщику коммунальных услуг предписано только то, что он обязан делать в силу договора водоснабжения и правил оказания коммунальных услуг. В рамках настоящего дела вопрос привлечения общества к какому-либо виду ответственности не рассматривался.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия кассационной инстанции не усматривает нарушения оспариваемым ненормативным актом прав и законных интересов заявителя.
Обжалуемый судебный акт принят при правильном применении норм материального и процессуального права и соответствии выводов фактическим обстоятельствам дела, оснований для их отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2020 по делу N А49-11580/2019 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.Ш. Закирова |
Судьи |
Г.А. Кормаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации, другими Федеральными законами.
Согласно подпункту "а" пункта 31 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила) исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
...
Статья 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", не содержит указаний на то, что в обязательном порядке к акту проверки должны быть приложены схемы (планы) с указанием места измерения давления."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17 ноября 2020 г. N Ф06-66934/20 по делу N А49-11580/2019