г. Казань |
|
01 декабря 2020 г. |
Дело N А55-5520/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе судьи Мухаметшина Р.Р.,
рассмотрев без вызова сторон кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью частному охранному предприятию "Охранное агентство "АЛЬФА-ЩИТ-С", г. Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 25.05.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2020, принятые в порядке упрощённого производства
по делу N А55-5520/2020
по заявлению Управления Росгвардии по Самарской области, г. Самара, к обществу с ограниченной ответственностью частному охранному предприятию "Охранное агентство "АЛЬФА-ЩИТ-С", г. Самара, о привлечении к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Управление Росгвардии по Самарской обратилось (далее - заявитель, управление) в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью ООО ЧОП "АЛЬФА-ЩИТ-С" (далее - ответчик, общество) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) на основании протокола об административном правонарушении N 0018817 от 25.02.2020.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25.05.2020 ООО ЧОП "Охранное агентство "АЛЬФА-ЩИТ-С" привлечено к административной ответственности, установленной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права.
В соответствии с частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства решений и постановлений, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощённого производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Согласно части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба общества рассмотрена в суде кассационной инстанции судьёй единолично без вызова сторон.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьями 286, 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, Управлением Росгвардии по Самарской области в отношении общества (по адресу: г. Самара, ул. Мичурина, д.19 "В") была проведена плановая выездная проверка на основании Распоряжения начальника Управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Самарской области от 22.01.2020 N 530/183.
Согласно предоставленного договора на оказание охранных услуг N 12 от 12.04.2018, заключенному с АО "АЛЬФА - БАНК", ООО ЧОП "АЛЬФА - ЩИТ - С" оказывает охранные услуги с оружием в виде защиты жизни и здоровья сотрудников заказчика, охрану помещений и имущества, а также охрану товарно-материальных ценностей заказчика при транспортировке, инкассации, согласно Приложения N 1 к вышеуказанному договору. Уведомления о начале оказание охранных услуг в ЦЛРР из ОА "АЛЬФА - ЩИТ -С" не поступали.
В ходе проверки управление пришло к выводу, что обществом допущено нарушение части 2 статьи 11 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487- 1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" и п.п. "а" п. 2 Правил уведомления частной охранной организацией территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации о начале и об окончании оказания охранных услуг, изменении состава учредителей (участников), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 N 498, что является лицензионным требованием, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 "Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)" Кодексом Российской Федерации "Об административных правонарушениях".
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления управлением протокола об административном правонарушении N 0018817 и обращения в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Удовлетворяя требования управления, суды исходили из наличия в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения, отсутствия нарушений порядка привлечения к административной ответственности и не установили оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
В части 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации действий лица по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует иметь в виду, что под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией, понимается занятие определённым видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, установленные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых лицензиатом обязательно при её осуществлении.
В ходе проверки административным органом установлено, что согласно договора на оказание охранных услуг N 12 от 12.04.2018, заключенному с АО "АльфаБанк", ООО ЧОП "Альфа-Щит-С" оказывает охранные услуги с оружием, при этом уведомления в ЦЛЛР Управления Росгвардии по С/о не поступали.
В соответствии с пунктом 32 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) частная охранная деятельность подлежит лицензированию.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона N 99-ФЗ лицензия представляет собой специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Порядок лицензирования частной охранной деятельности, осуществляемой юридическими лицами, учрежденными специально для оказания охранных услуг, определен Положением о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 N 498 (далее - Положении о лицензировании).
Частью 2 статьи 11 Закона N 2487-1 установлено, что о начале и об окончании оказания охранных услуг, изменении состава учредителей (участников) частная охранная организация обязана уведомить территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 Правил уведомления частной охранной организацией территориального органа федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации о начале и об окончании оказания охранных услуг, изменении состава учредителей (участников) утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 N 498 (далее - Правила N 498), частная охранная организация обязана в письменной форме или в электронной форме посредством заполнения соответствующей интерактивной формы в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (www.gosuslugi.ru) уведомить уполномоченный орган, выдавший лицензию на осуществление частной охранной деятельности, а также уполномоченный орган по месту охраны имущества (расположения объекта охраны) в следующие сроки:
а) не менее чем за 12 часов до начала осуществления оказания услуг: в виде вооруженной охраны объектов или имущества, за исключением охраны объектов путем принятия мер реагирования на сигнальную информацию технических средств охраны; по обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов на объектах; по обеспечению порядка в местах проведения массовых мероприятий; по охране объектов, а также при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности; связанных с охраной имущества или предметов, ограниченных в обороте;
б) в течение 5 дней с начала оказания охранных услуг: по охране объектов и (или) имущества, за исключением объектов, и (или) имущества, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности; по защите жизни и здоровья граждан; по охране объектов и (или) имущества путем принятия соответствующих мер реагирования на сигнальную информацию технических средств охраны.
Основанием для составления Управлением протокола об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ явились выявленные в ходе проверочных мероприятий нарушения, связанные с несвоевременным уведомлением соответствующего органа о начале и окончании оказания Обществом охранных услуг, что является нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
В рассматриваемом случае общество в силу своего правового статуса не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению нарушенных им правил и норм, в то время как, согласно материалам дела у него имелась такая возможность.
При таких обстоятельствах выводы судов о совершении обществом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, суд признает обоснованным.
Порядок и сроки привлечения к административной ответственности соблюдены. Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ судами не установлены.
Суд кассационной инстанции считает, что при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств, суды установили все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, квалифицировав действия заявителя в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
Доводы заявителя о том, что плановая проверка проведена с грубыми нарушениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", так как данная проверка не указана в плане проведения плановых проверок на 2020 год, который размещён на сайте Росгвардии, были рассмотрены судами и обоснованно отклонены.
Как верно указали суды, в плане проведения плановых проверок на 2020 год, который размещён на сайте Росгвардии действительно отсутствует какая-либо информация о проведении плановой выездной проверки как в отношении ООО "ОА "Альфа-Щит-С" так и в отношении других, каких-либо вообще частных охранных организаций.
Соответствующие поправки внесены в Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" Федеральным законом от 02.08.2019 N 310 и с 13.08.2019 согласно подпункту 23 пункта 3.1 статьи 1 Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной охранной деятельности.
Доводы, приведенные заявителем, по сути, выражают несогласие с оценкой установленных судами фактических обстоятельств и доказательств по делу.
Переоценка установленных по делу обстоятельств и исследованных доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 25.05.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2020 по делу N А55-5520/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обжалованию не подлежит.
Судья |
Р.Р. Мухаметшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы заявителя о том, что плановая проверка проведена с грубыми нарушениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", так как данная проверка не указана в плане проведения плановых проверок на 2020 год, который размещён на сайте Росгвардии, были рассмотрены судами и обоснованно отклонены.
...
Соответствующие поправки внесены в Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" Федеральным законом от 02.08.2019 N 310 и с 13.08.2019 согласно подпункту 23 пункта 3.1 статьи 1 Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной охранной деятельности."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 1 декабря 2020 г. N Ф06-67567/20 по делу N А55-5520/2020