г. Казань |
|
21 декабря 2020 г. |
Дело N А12-10069/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Топорова А.В.,
судей Гильмановой Э.Г., Сабирова М.М.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07.08.2020 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2020
по делу N А12-10069/2020
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Региональный экспертный центр" к Комитету природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области, Комитету финансов Волгоградской области о взыскании 418 775 руб. 60 коп.,
по встречному иску Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области к обществу с ограниченной ответственностью "Региональный экспертный центр", третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральное агентство лесного хозяйства о присуждении к исполнению обязанности в натуре,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Региональный экспертный центр" (далее - общество, истец, ООО "Региональный экспертный центр") с иском к Комитету природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области (далее - Комитет, ответчик) о взыскании 418 775 руб. 60 коп., в том числе 299 000 руб. задолженности по оплате выполненных работ по государственному контракту на разработку документации по проектированию (изменению) границ лесопарковой зоны лесов, расположенных в границах Руднянского и Среднеахтубинекого лесничеств Волгоградской области, от 28.03.2018 N 362/18, 15 607 руб. 80 коп. пеней за просрочку оплаты выполненных работ за период с 14 июля 2019 года по 30 марта 2020 года на основании пунктов 6.10, 6.11 названного контракта, 99000 руб. задолженности по оплате выполненных работ по государственному контракту на разработку документации по проектированию (изменению) границ лесопарковой зоны лесов, расположенных в границах Среднеахтубинского лесничества Волгоградской области, от 07.05.2018 N 2145/18, 5167 руб. 80 коп. пеней за просрочку оплаты выполненных работ в размере за период с 14 июля 2019 года по 30 марта 2020 года на основании пунктов 6.2, 6.3 названного контракта, а также 11376 руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Региональный экспертный центр" об обязании представить проектную документацию, согласованную с Федеральным агентством лесного хозяйства, по государственному контракту на разработку документации по проектированию (изменению) границ лесопарковой зоны лесов, расположенных в границах Руднянского и Среднеахтубинекого лесничеств Волгоградской области, от 28.03.2018 N 362/18 и по государственному контракту на разработку документации по проектированию (изменению) границ лесопарковой зоны лесов, расположенных в Страницах Среднеахтубинского лесничества Волгоградской области, от 07.05.2018 N 2145/18.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 07.08.2020 по первоначальный иск удовлетворен частично: с Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Региональный экспертный центр" взыскано 398000 руб., в том числе 299 000 руб. задолженности по оплате выполненных работ по государственному контракту на разработку документации по проектированию (изменению) границ лесопарковой зоны лесов, расположенных в границах Руднянского и Среднеахтубинекого лесничеств Волгоградской области, от 28.03.2018 N 362/18, 99 000 руб. задолженности по оплате выполненных работ по государственному контракту на разработку документации по проектированию (изменению) границ лесопарковой зоны лесов, расположенных в Страницах Среднеахтубинского лесничества Волгоградской области, от 07.05.2018 N 2145/18, в удовлетворении остальной части первоначального иска отказано. Обществу с ограниченной ответственностью "Региональный экспертный центр" выдана справка на возврат 10812 руб. государственной пошлины из федерального бюджета. В иске к Комитету финансов Волгоградской области отказано. В удовлетворении встречного иска отказано.
Суд первой инстанции, установив факт надлежащего исполнения обществом с ограниченной ответственностью "Региональный экспертный центр" своих обязательств по заключенным контрактам, взыскал с государственного заказчика в пользу исполнителя задолженность по оплате выполненных работ по государственному контракту на разработку документации по проектированию (изменению) границ лесопарковой зоны лесов, расположенных в границах Руднянского и Среднеахтубинекого лесничеств Волгоградской области, от 28.03.2018 N 362/18, задолженность по оплате выполненных работ по государственному контракту на разработку документации по проектированию (изменению) границ лесопарковой зоны лесов, расположенных в Страницах Среднеахтубинского лесничества Волгоградской области от 07.05.2018 N 2145/18. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решение суда об удовлетворении встречных исковых требований об обязании исполнителя согласовать проектную документацию будет заведомо неисполнимым, что послужило основанием для отказа в удовлетворении встречных требований.
Судом установлено, что исполнение истцом обязанности по согласованию разработанной по государственным контрактам проектной документации с Федеральным агентством лесного хозяйства невозможно по причинам, не зависящим от истца, - наличие недостоверных сведений о статусе лесных участков, содержащихся в технических заданиях, подготовленных и выданных истцу заказчиком. Истцом совместно с ответчиком предпринимались меры в согласовании проектной документации с Федеральным агентством лесного хозяйства.
Поскольку разработанные проекты соответствуют техническим заданиям, подготовленным заказчиком, ответчик не правомерно уклоняется от оплаты стоимости выполненных работ.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2020 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07.08.2020 оставлено без изменения. Апелляционный суд согласился с выводами, сделанными судом первой инстанции.
Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменить в части удовлетворения первоначальных требований, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права. По мнению заявителя, обществом ненадлежаще исполнены обязательства в рамках контрактов, в связи с чем комитет не может принять результат выполненных работ.
Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области заявилл письменное ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена судебной коллегией в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, извещённых надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив законность принятых по делу судебных актов, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия кассационной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения поданной по делу кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 28.03.2018 между Комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области (Государственный заказчик,) и ООО "Региональный экспертный центр" (Исполнитель) заключен государственный контракт N 362/18 на разработку документации по проектированию (изменению) границ лесопарковой зоны лесов, расположенных в границах Руднянского и Среднеахтубинекого лесничеств Волгоградской области (далее контракт N 362/18).
На основании пункта 1.1. контракта N 362/18 Исполнитель принял на себя обязательства своевременно выполнить на условиях настоящего контракта разработку документации по проектированию (изменению) границ лесопарковой зоны лесов, расположенных в границах Руднянского и Средиеахтубинского лесничеств Волгоградской области и сдать результат работ Государственному заказчику, а Государственный заказчик обязался принять результат работ и оплатить его.
Согласно пункту 1.2. контракта N 362/18 состав и объем работ определяется в соответствии с Техническим заданием (приложение N 1 к Контракту).
Пунктом 2.1. контракта N 362/18 предусмотрено, что цена контракта является твердой, не может изменяться в ходе исполнения контракта, за исключением случаев, установленных контрактом и (или) предусмотренных законодательством РФ. Цена контракта составляет 299 000 руб. 00 коп.
В соответствии с пункту 2.3. контракта оплата по нему производится в рублях Российской Федерации в безналичном порядке путем единовременного перечисления Государственным заказчиком денежных средств, за счет средств областного бюджета в виде субвенций из федерального бюджета Российской Федерации, на расчетный счет Исполнителя, указанный в разделе 15 настоящего контракта, не более чем в течение 30 (тридцати) дней с даты подписания Акта сдачи-приемки выполненных работ и полученного от Исполнителя счета или счета-фактуры.
Согласно пункту 4.1. контракта N 362/18 сроки выполнения работ по контракту - 180 (сто восемьдесят) дней с даты заключения контракта.
На основании пункту 5.2. контракта N 362/18 после выполнения в полном объеме всех работ, предусмотренных настоящим контрактом, Исполнитель в течение 3 (грех) дней передает Государственному заказчику документы в составе и количестве, указанном в Техническом задании и Акт сдачи-приемки выполненных работ, подписанный Исполнителем в 2 (двух) экземплярах, согласно Приложению 2 к настоящему контракту.
Согласно пункту 5.3. контракта N 362/18 приемка работ осуществляется Государственным заказчиком в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента получения Документов, указанных в п. 5.2. настоящего контракта.
07 мая 2018 года между Государственным заказчиком и истцом заключен государственный контракт N 2145/18 на разработку документации по проектированию (изменению) границ лесопарковой зоны лесов, расположенных в Страницах Среднеахтубинского лесничества Волгоградской области (далее контракт N 2145/18).
На основании пункту 1.1. контракта N 2145/18 Исполнитель принял на себя обязательства своевременно разработать на условиях настоящего контракта документацию по проектированию (изменению) границ лесопарковой зоны лесов, расположенных в границах Среднеахтубинского лесничества Волгоградской области и сдать результат работ Государственному заказчику, а Государственный заказчик обязался принять результат работ и оплатить его.
Согласно пункту 1.2. контракта N 2145/18 состав и объем работ определяется в соответствии с Техническим заданием (приложение N 1 к Контракту).
Пунктом 2.1. контракта N 2145/18 предусмотрено, что цена контракта является твердой, не может изменяться в ходе исполнения контракта, за исключением случаев, установленных контрактом и (или) предусмотренных законодательством РФ. Цена контракта составляет 99 000 руб. 00 коп.
В соответствии с пунктом 2.4. контракта N 2145/18 оплата по контракту производится в рублях Российской Федерации в безналичном порядке путем единовременного перечисления Государственным заказчиком денежных средств, за счет средств областного бюджета в виде субвенций из федерального бюджета Российской Федерации, на расчетный счет Исполнителя, указанный в разделе 15 настоящего контракта, не более чем в течение 30 (тридцати) дней с даты подписания Акта сдачи-приемки выполненных работ и полученного от Исполнителя счета или счета-фактуры.
Согласно пункту 4.1. контракта N 2145/18 сроки выполнения работ по Контракту - 150 (сто пятьдесят) дней с даты заключения контракта.
На основании пункта 5.2. контракта N 2145/18 после выполнения в полном объеме всех работ, предусмотренных настоящим контрактом, Исполнитель в течение 3 (трех) дней передает Государственному заказчику документы в составе и количестве, указанном в Техническом задании и Акт сдачи-приемки выполненных работ, подписанный Исполнителем в 2 (двух) экземплярах, согласно Приложению 2 к настоящему контракту.
Согласно пункту 5.3. контракта N 2145/18 приемка работ осуществляется Государственным заказчиком в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента получения документов, указанных в пункту 5.2. настоящего контракта.
Во исполнение принятых на себя обязательств Исполнитель в соответствии с условиями контрактов и техническими заданиями в полном объеме выполнил предусмотренные контрактами проектные работы, что подтверждено материалами дела и не оспаривалось Комитетом природных ресурсов и лесного хозяйства Волгоградской области.
Сопроводительным письмом от 14.06.2019 N 283/2019 Исполнитель передал Государственному заказчику проектную документацию, подготовленную им по контрактам N 362/18 и N 2145/18. Также, указанным сопроводительным письмом Государственному заказчику переданы акты сдачи-приемки выполненных работ и счета на оплату.
В свою очередь, Государственный заказчик в установленные контрактами сроки акты сдачи-приемки выполненных работ не подписал, предусмотренную контрактами оплату не произвел.
Сопроводительным письмом от 30.12.2019 N ПЛ-345/2019 истец повторно направил в адрес ответчика проектную документацию, акты сдачи-приемки выполненных Работ и счета на оплату. До настоящего момента акты сдачи-приемки выполненных работ ответчиком не подписаны, оплата не произведена.
Общая задолженность Государственного заказчика перед Исполнителем за выполненные работы по контракту N 362/18 и контракту N 2154/18 составила 398 000 руб.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с заявлением к комитету о взыскании задолженности и пени.
Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области не согласился с иском и предъявил встречный иск к обществу с ограниченной ответственностью "Региональный экспертный центр" о понуждении предоставить проектную документацию, согласованную с Федеральным агентством лесного хозяйства по государственному контракту N 362/18 от 28.03.2018 и государственному контракту N 2145/18 от 07.05.2018.
Суд кассационной инстанции, отклоняя доводы кассационной жалобы, исходит из установленных по делу обстоятельств и следующих норм права.
Судами установлено, что заключенные сторонами государственные контракты на разработку документации по проектированию (изменению) границ лесопарковой зоны лесов, расположенных в границах Руднянского и Среднеахтубинекого лесничеств Волгоградской области, от 28.03.2018 N 362/18 и на разработку документации по проектированию (изменению) границ лесопарковой зоны лесов, расположенных в Страницах Среднеахтубинского лесничества Волгоградской области, от 07.05.2018 N 2145/18, исходя из действительной воли сторон, являются договорами подряда на выполнение проектных работ и регулируются, как общими положениями гражданского законодательства, так и нормами для отдельных видов обязательств, содержащихся в параграфах 1, 4, 5 главы 37 "Подряд" Гражданского кодекса Российской Федерации, а также положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Контракты не признаны недействительными или незаключенными в установленном законом порядке.
По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (пункт 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат (статья 758 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Положения пунктов 1, 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают, что проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания 9 акта в нем делается отметка об этом, и акт подписывается другой стороной. Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными (пункт 4 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.8 технических заданий (приложения N 1 к заключенным контрактам) производится согласование проектной документации с органом местного самоуправления городского, сельского поселения, городского округа, в границах которых устанавливается лесопарковая зона до принятия государственным заказчиком решения о ее утверждении. Установление границ лесопарковой зоны приводит к изменению иных категорий защитных лесов, поэтому проектная документация подлежит согласованию с Федеральным агентством лесного хозяйства и государственным заказчиком. Согласование Федерального агентства лесного хозяйства и государственного заказчика представляется в виде отдельного письма, согласование органов местного самоуправления - в виде ведомости согласования, в которой указываются фамилия, имя, отчество и должность уполномоченного лица, заверенной подписью и печатью.
Согласно пункту 1.9 технических заданий (приложения N 1 к заключенным контрактам) исполнитель представляет государственному заказчику проектную документацию в трех экземплярах на бумажном носителе (в сброшюрованном и прошитом виде), один экземпляр в электронном виде. Каждый экземпляр на бумажном носителе должен содержать оригинал согласования органов местного самоуправления городского, сельского поселения, городского округа, в границах которых устанавливается лесопарковая зона, а также согласование Федерального агентства лесного хозяйства и государственного заказчика.
Суды установили, что ООО "Региональный экспертный центр" исполнило принятые на себя обязательства по заключенным контрактам в полном объеме в части разработки документации по проектированию (изменению) границ лесопарковой зоны лесов и передало результат работ государственному заказчику.
Судами отмечено, что заключения Федерального агентства лесного хозяйства не содержат каких-либо замечаний к проектной документации, подготовленной исполнителем по государственным контрактам. Причиной несогласования проектной документации с Федеральным агентством лесного хозяйства является не бездействие исполнителя, а отказ Федерального агентства лесного хозяйства в согласовании подготовленной исполнителем проектной документации по причинам, не зависящим от истца - из-за наличия недостоверных сведений о статусе лесных участков, содержащихся в технических заданиях, и подлежащих исключению из лесопарковой зоны. Технические задания подготовлены заказчиком.
Таким образом, суды пришли к выводу о том, что фактически заказчик отказался от приемки выполненных исполнителем работ по причинам, не зависящим от последнего.
Доводы относительно неправомерности отказа Федерального агентства лесного хозяйства обоснованно не приняты во внимание, так как не касаются спора, возникшего непосредственно между исполнителем и заказчиком по оплате работ. Федеральное агентство лесного хозяйства не является ответчиком по встречному иску, к нему не предъявлен самостоятельный иск об оспаривании его действий по согласованию проектной документации.
Подготовленная обществом с ограниченной ответственностью "Региональный экспертный центр" проектная документация была согласована органами местного самоуправления городского, сельского поселения, городского округа, в границах которых устанавливается лесопарковая зона, и может быть использована в дальнейшем.
Государственный заказчик и исполнитель принимали активное участие в процессе согласования проектной документации с Федеральным агентством лесного хозяйства, направляли в его адрес уточненные материалы по изменению границ лесопарковой зоны лесов для рассмотрения их по существу. При этом Комитет природных ресурсов и лесного хозяйства Волгоградской области выражает несогласие с причинами отказа в таком согласовании.
Работы по проектированию, предусмотренные государственными контрактами, выполнены обществом с ограниченной ответственностью "Региональный экспертный центр" в соответствии с техническими заданиями, подготовленными и выданными заказчиком, поэтому отказ Федерального агентства лесного хозяйства от согласования проектной документации обусловлен причинами, не зависящими от исполнителя, которые не могут быть им устранены, поэтому встречный иск правомерно оставлен без удовлетворения.
В связи с тем, что исполнитель надлежащим образом выполнил предусмотренные контрактом работы, заказчик неправомерно отказался от приемки работ и подписания актов.
Суды правильно применили положения статей 759, 760, 762 Гражданского кодекса Российской Федерации определяющие выполнение подрядчиком работ в строгом соответствии с техническим заданием, исходными данными и при надлежащем содействии со стороны заказчика в отношениях с третьими лицами. Наличие разногласий между заказчиком и третьим лицами при соответствии результата работ техническому заданию (исходным данным) не должно создавать препятствия к оплате стоимости выполненных истцом работ.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доводы и возражения сторон, имеющиеся в материалах дела доказательства на предмет их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности по отдельности и взаимной связи в их совокупности, правильно применив указанные выше нормы материального права и установив при рассмотрении настоящего дела факт надлежащего исполнения обществом с ограниченной ответственностью "Региональный экспертный центр" своих обязательств по заключенным контрактам, суды двух инстанций пришли к правильному выводу о взыскании с государственного заказчика в пользу исполнителя 299000 руб. задолженности по оплате выполненных работ по государственному контракту на разработку документации по проектированию (изменению) границ лесопарковой зоны лесов, расположенных в границах Руднянского и Среднеахтубинекого лесничеств Волгоградской области, от 28.03.2018 N 362/18, 99000 руб. задолженности по оплате выполненных работ по государственному контракту на разработку документации по проектированию (изменению) границ лесопарковой зоны лесов, расположенных в Страницах Среднеахтубинского лесничества Волгоградской области от 07.05.2018 N 2145/18.
Выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам и основаны на правильном применении норм права.
Доводы заявителя кассационной жалобы получили надлежащую оценку судов первой и апелляционной инстанций и не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебных актов либо опровергали выводы суда первой и апелляционной инстанций, в связи с чем, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными и не влекущими отмену оспариваемых судебных актов.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07.08.2020 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2020 по делу N А12-10069/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.В. Топоров |
Судьи |
М.М. Сабиров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания 9 акта в нем делается отметка об этом, и акт подписывается другой стороной. Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными (пункт 4 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации.
...
Суды правильно применили положения статей 759, 760, 762 Гражданского кодекса Российской Федерации определяющие выполнение подрядчиком работ в строгом соответствии с техническим заданием, исходными данными и при надлежащем содействии со стороны заказчика в отношениях с третьими лицами. Наличие разногласий между заказчиком и третьим лицами при соответствии результата работ техническому заданию (исходным данным) не должно создавать препятствия к оплате стоимости выполненных истцом работ."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 21 декабря 2020 г. N Ф06-68647/20 по делу N А12-10069/2020