г. Казань |
|
12 февраля 2021 г. |
Дело N А12-46423/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Филимонова С.А., Махмутовой Г.Н.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лада Дом"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23.07.2020 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2020
по делу N А12-46423/2019
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Волжские тепловые сети" (ИНН 3435126290; ОГРН 1163443069140), г. Волжский к обществу с ограниченной ответственностью "Лада Дом" (ИНН 3435311173, ОГРН 1143435001951), г. Волжский об изменении условий договора и по встречному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лада Дом" к обществу с ограниченной ответственностью "Волжские тепловые сети" об изменении условий договора, предусмотренных дополнительным соглашением,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Волжские тепловые сети" (далее - ООО "ВТС", истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Лада Дом" (далее - ООО "Лада Дом", ответчик) об изменении условий договора теплоснабжения от 30.01.2015 N 111 включив в него условия, предусмотренные дополнительным соглашением от 12.11.2019 N 34:
"1. Прекратить порядок определения объема коммунального ресурса, поставляемого по договору теплоснабжения, исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за предыдущий год (а при отсутствии таких показаний - исходя из норматива потребления) с проведением корректировки один раз в год согласно данным, указанным в двусторонних актах, ежемесячно фиксирующих объём тепловой энергии.
2. В соответствии с Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124):
2.1 Установить порядок определения объема поставляемого коммунального ресурса по договору теплоснабжения, учитывая следующее: объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета);
2.2 Установить порядок определения объема коммунального ресурса, подлежащего оплате по договору теплоснабжения, учитывая следующее: в случае поставки коммунального ресурса в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) за предыдущий год (а при отсутствии таких показаний - исходя из норматива потребления) с учетом корректировки один раз в год до стоимости объема тепловой энергии, потребленного за прошедший год и измеренного коллективным (общедомовым) прибором учета, определенной в порядке, установленном пунктом 22 Правил N 124.
3. В остальном, что не предусмотрено настоящим дополнительным соглашением, Стороны руководствуются положениями договора теплоснабжения, Правилами N 124 и действующим законодательством РФ.
4. Настоящее дополнительное соглашение вступает в силу с момента подписания его обеими сторонами и распространяет свое действие на правоотношения Сторон, возникшие с 01.01.2019".
В свою очередь, ООО "Лада Дом" обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области со встречным иском к ООО "ВТС", в котором просило:
"1. Прекратить порядок определения объема коммунального ресурса, поставляемого по договору теплоснабжения, исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за предыдущий год (а при отсутствии таких показаний - исходя из норматива потребления) с проведением корректировки один раз в год согласно данным, указанным в двусторонних актах, ежемесячно фиксирующих объём тепловой энергии.
2. В соответствии с Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124:
2.1 Установить порядок определения объема поставляемого коммунального ресурса по договору теплоснабжения, учитывая следующее: объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета);
2.2 Установить порядок определения объема коммунального ресурса, подлежащего оплате по договору теплоснабжения, учитывая следующее: в случае поставки коммунального ресурса в многоквартирный дом, оборудованный коллективным(общедомовым) прибором учета тепловой энергии, - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) за предыдущий год (а при отсутствии таких показаний - исходя из норматива потребления) с учетом корректировки один раз в год до стоимости объема тепловой энергии, потребленного за прошедший год и измеренного коллективным (общедомовым) прибором учета, определенной в порядке, установленном пунктом 22 Правил N 124.
3. В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года и установления на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области такого способа оплаты, объем коммунального ресурса, подлежащего оплате по договору ресурсоснабжения, определяется в соответствии с п. 25.1 Правил N 124, а именно: в случае поставки коммунального ресурса в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, или в жилой дом (домовладение), оборудованный индивидуальным прибором учета, - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) или индивидуального прибора учета за предыдущий год (а при отсутствии таких показаний - исходя из норматива потребления) с учетом корректировки один раз в год до стоимости объема тепловой энергии, потребленного за прошедший год и измеренного коллективным (общедомовым) прибором учета, определенной в порядке, установленном пунктом 22 Правил N 124.
При этом объем тепловой энергии, поставляемой в многоквартирный дом, фиксируется ежемесячно ведомостью показаний исходя из текущих показаний приборов учета, а объем коммунального ресурса, подлежащего оплате по договору ресурсоснабжения в соответствии с п. 25.1 Правил N 124, а также его стоимость, фиксируется сторонами в двустороннем акте приема - передачи, принимаемого сторонами к учету и являющегося документом, порождающем обязательства Исполнителя по оплате в размере, не превышающем стоимость коммунального ресурса, выставляемого конечному потребителю.
4. В остальном, что не предусмотрено настоящим дополнительным соглашением, Стороны руководствуются положениями договора теплоснабжения, Правилами N 124 и действующим законодательством РФ.
5. Настоящее дополнительное соглашение вступает в силу с момента подписания его обеими сторонами.
6. Настоящее дополнительное соглашение составлено в 2 (двух) экземплярах, по одному для каждой Сторон, имеющих одинаковую юридическую силу".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 23.07.2020, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2020, исковые и встречные исковые требования удовлетворены частично. Разногласия, возникшие между ООО "ВТС" и ООО "Лада Дом" при заключении дополнительного соглашения от 12.11.2019 N 34 о внесении изменений в договор от 30.01.2015 N 111 урегулированы в следующей редакции:
"1. Прекратить порядок определения объема коммунального ресурса, поставляемого по договору теплоснабжения, исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за предыдущий год (а при отсутствии таких показаний - исходя из норматива потребления) с проведением корректировки один раз в год согласно данным, указанным в двусторонних актах, ежемесячно фиксирующих объем тепловой энергии.
2. В соответствии с Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124):
2.1. Установить порядок определения объема поставляемого коммунального ресурса по договору теплоснабжения, учитывая следующее: объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунальногоресурса собственниками нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета);
2.2. Установить порядок определения объема коммунального ресурса, подлежащего оплате по договору теплоснабжения, учитывая следующее: в случае поставки коммунального ресурса в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии. - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) за предыдущий год (а при отсутствии таких показаний - исходя из норматива потребления) с учетом корректировки один раз в год до стоимости объема тепловой энергии, потребленного за прошедший год и измеренного коллективным (общедомовым) прибором учета, определенной в порядке, установленном пунктом 22 Правил N 124.
3. В остальном, что не предусмотрено настоящим дополнительным соглашением, Стороны руководствуются положениями договора теплоснабжения, Правилами N 124 и действующим законодательством РФ.
4. Настоящее дополнительное соглашение вступает в силу с момента подписания его обеими Сторонами и распространяет свое действие на правоотношения Сторон, возникшие с 01.01.2020".
В остальной части первоначальных и встречных требований отказано.
В кассационной жалобе ответчик просил принятые по делу судебные акты отменить, принять новый судебный акт, в котором встречные исковые требования удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и нарушение норм материального и процессуального права.
Истец в отзыве на кассационную жалобу просил вынесенные по делу судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика без удовлетворения.
Истец и ответчик, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) неявка извещенных надлежащим образом лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, между истцом (теплоснабжающая организация) и ответчиком (потребителем) был заключен договор теплоснабжения с целью предоставления коммунальных услуг от 30.01.2015 N 111 (далее - договор N 111), по условиям которого истец обязался подавать ответчику через присоединенную сеть на нужды коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения тепловую энергию, теплоноситель, горячее водоснабжение, а ответчик - принимать и оплачивать тепловую энергию, теплоноситель, горячее водоснабжение, соблюдать режим их потребления в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных договором.
24.08.2016 стороны договора заключили дополнительное соглашение N 14 к договору N111 о нижеследующем: в связи с вступлением в силу Постановления Правительства РФ от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" и сохранения на территории городского округа - город Волжский способа оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года, объем коммунального ресурса, поставляемого по договору теплоснабжения, определяется исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за предыдущий год (а при отсутствии таких показаний - исходя из норматива потребления). При этом объем тепловой энергии, поставляемой в многоквартирный дом, фиксируется ежемесячно двусторонними актами, исходя из текущих показаний приборов учета, а объем, подлежащий оплате в текущем месяце, корректируется Теплоснабжающей организацией один раз в год согласно данным, указанным в двусторонних актах.
Данная редакция соответствовала редакции п.25(1) Правил N 124, действовавшей с 01.07.2016 по 30.06.2017.
Дополнительным соглашением от 24.08.2016 N 14 стороны установили порядок определения фактического объема поставляемого коммунального ресурса равным объему, применяемому для оплаты по договору. Тогда как Правила N 124 в редакции, определенной дополнительным соглашением от 24.08.2016 N14 и действующей с 01.07.2017, устанавливают различный порядок определения объема коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом (пп."А" п.21), и объема коммунального ресурса, подлежащего оплате по договору ресурсоснабжения (пп."А" п.25(1)).
Истец ссылается на то, что на момент заключения дополнительного соглашения N 14 от 24.08.2016, стороны не могли предусмотреть, что в пп."А" п.25(1) Правил N 124 с 01.01.2017 будут внесены изменения.
Для целей приведения условий договора ресурсоснабжения в части определения поставляемого и подлежащего оплате объемов коммунального ресурса в соответствие с требованиями Правил N 124 истец направил в адрес ответчика оферту дополнительного соглашения от 12.11.2019 N 34 о прекращении применения при исполнении договора ресурсоснабжения противоречащих Правилам N 124 условий и установлении порядка определения объемов поставляемого коммунального ресурса и объема, подлежащего оплате, в соответствии с требованиями пп."А" п.21 и пп."А" п.25(1) Правил N 124.
Ответчик добровольно привести условия договора ресурсоснабжения в указанной части в соответствие с требованиями Правил N 124 отказался.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Урегулируя разногласия при заключении спорного договора, суды обеих инстанций правомерно руководствовались положениями статей 420, 421, 422, 426, 539, 543, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 4, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), и обоснованно исходили из следующего.
Материалами дела установлено, что ответчик является управляющей компанией МКД.
Согласно пункту 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 3 Правил N 124 договоры ресурсоснабжения заключаются в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, с учетом предусмотренных настоящими Правилами особенностей.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 21 Правил N 124 при установлении порядка определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях предоставления коммунальных услуг и потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 21 (1) настоящих Правил, учитывается следующее: объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" (далее - Постановление N 603) Правила N 124 дополнены пунктом 25(1) следующего содержания: в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года объем коммунального ресурса, подлежащего оплате по договору ресурсоснабжения, определяется: а) в случае поставки коммунального ресурса в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, или в жилой дом (домовладение), оборудованный индивидуальным прибором учета, - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) или индивидуального прибора учета за предыдущий год (а при отсутствии таких показаний - исходя из норматива потребления) с учетом корректировки один раз в год до стоимости объема тепловой энергии, потребленного за прошедший год и измеренного коллективным (общедомовым) прибором учета, определенной в порядке, установленном пунктом 22 настоящих Правил.
Постановление N 603 вступило в силу 30.06.2016.
Пунктом 2 Постановления N 603 установлено, что Правила N 124 применяются к отношениям, вытекающим из договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах), заключенных до вступления в силу этих Правил управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами с ресурсоснабжающими организациями, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил.
Постановлением N 603 одновременно были внесены изменения в Правила N 354.
Согласно пункту 42(1) Правил N 354 (в редакции Постановления N 603) оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
Таким образом, законодатель установил особый порядок расчетов за коммунальные услуги по отоплению в случае установления в регионе способа оплаты равномерно в течение календарного года.
Постановлением Администрации Волгоградской области от 01.07.2016 N 345-п "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" (далее - Постановление Администрации Волгоградской области N 345-п) было установлено что, "..при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению для потребителей, проживающих в многоквартирных домах и жилых домах в муниципальных образованиях Волгоградской области (за исключением городских округов город-герой Волгоград, город Камышин, а также муниципальных образований, указанных в приложении к настоящему постановлению) применяются нормативы потребления тепловой энергии на отопление, рассчитанные исходя из оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 г.".
Кроме того, как разъяснено в письме Минстроя России от 30.10.2017 N 46725-ОГ/04 "О случаях применения Правил N 124" по вопросу о соотнесении пунктов 21 и 25.1 Правил N 124, в случае оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение года, определение объема фактически потребленной теплоэнергии с целью предоставления коммунальной услуги по отоплению осуществляется в соответствии с пунктом 21 Правил N 124. При этом объем теплоэнергии, подлежащий оплате от ИКУ в пользу РСО, определяется в соответствии с пунктом 25.1 Правил N 124.
Следовательно, пункт 21 регулирует порядок расчета фактически потребленного объема коммунального ресурса, а пункт 25.1 регулирует порядок расчета подлежащего оплате объема коммунального ресурса в случае, если в субъекте РФ выбран способ оплаты отопления равномерно в течение календарного года.
Данные нормы Правил N 124 является диспозитивными и учитывают интересы как потребителя энергии, так и поставщика.
Заключенный между сторонами договор в силу положений статьи 539 и пункта 1 статьи 426 ГК РФ является публичным договором.
Относительно требования истца в части пункта 4 дополнительного соглашения суд округа приходит к выводу о том, что в случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора. Стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента изменения или расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон.
В случае урегулирования разногласий по договору судом права и обязанности сторон возникнут только на будущее время - с момента вступления решения в законную силу (статья 180 АПК РФ).
Согласно положениям пункта 2 статьи 425 ГК РФ применение условий договора к отношениям, возникшим до его заключения, то есть на прошлое время, возможно при наличии добровольного волеизъявления сторон на придание договору обратной силы. Это является правом, а не обязанностью сторон.
Поскольку стороны к указанному соглашению не пришли, потому и суд не вправе придать договору обратную силу при отсутствии соглашения сторон относительно такого условия.
Исходя из изложенного, суды правомерно согласились с редакций истца и приняли спорные пункты 1, 2, 2.1, 2.2, 3 в части определения даты распространения действия дополнительного соглашения к договору с 01.01.2020.
Частично удовлетворяя встречные исковые требования, суды также обоснованно исходили из следующего.
Из встречных исковых требований следует, что правовой и фактической целью обращения в суд являлось приведение формулировок спорных пунктов соглашения в точное соответствие с действующими Правилами, в связи с чем суды пришли к выводу об удовлетворении требований ответчика относительно редакции п.п. 1, 2, 2.1, 2.2.
Неурегулированными остались разногласия сторон в части изложения пункта ООО "Лада Дом", пункт 3 изложен в следующей редакции: "в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года и установления на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области такого способа оплаты, объем коммунального ресурса, подлежащего оплате по договору ресурсоснабжения, определяется в соответствии с п. 25.1 Правил N 124, а именно: в случае поставки коммунального ресурса в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, или в жилой дом (домовладение), оборудованный индивидуальным прибором учета, - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) или индивидуального прибора учета за предыдущий год (а при отсутствии таких показаний - исходя из норматива потребления) с учетом корректировки один раз в год до стоимости объема тепловой энергии, потребленного за прошедший год и измеренного коллективным (общедомовым) прибором учета, определенной в порядке, установленном пунктом 22 Правил N 124.
При этом объем тепловой энергии, поставляемой в многоквартирный дом, фиксируется ежемесячно ведомостью показаний исходя из текущих показаний приборов учета, а объем коммунального ресурса, подлежащего оплате по договору ресурсоснабжения в соответствии с п. 25.1 Правил N 124, а также его стоимость, фиксируется сторонами в двустороннем акте приема - передачи, принимаемого сторонами к учету и являющегося документом, порождающем обязательства исполнителя по оплате в размере, не превышающем стоимость коммунального ресурса, выставляемого конечному потребителю".
Истец настаивает на исключении данного пункта.
Согласно статье 539 ГК РФ по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения, подлежит коммерческому учету, который осуществляется путем их измерения приборами учета (часть 1 статьи 19, часть 2 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении").
Следовательно, расчеты между сторонами должны производиться на основании акта приема - передачи, который является первичным учетным документом. Акты снятия показаний приборов учета, срочных донесений и т.п., являются документами, обосновывающими указанные в актах приема - передачи показатели количества и стоимости переданного коммунального ресурса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни.
Таким образом, в акте приема - передачи отражается фактическое количество коммунального ресурса в натуральном и денежном выражении, поставленного потребителю в течение расчетного периода - календарного месяца.
Изменения, внесенные в Правила N 124 с 01.07.2017, не регулируют вопросов, связанных с порядком оформления документов. Ни сам договор теплоснабжения от 23.04.2015 N 86, ни дополнительные соглашения к нему никогда не определяли порядок оформления и содержания актов приемки-передачи. Кроме того, порядок оформления и содержания первичных учетных документов регулируется Федеральным Законом N 402-ФЗ.
Исходя из вышеизложенного, заявление ООО "Лада Дом" не обосновано, избранный способ защиты является единственным в целях понуждения ответчика к совершению необходимых действий, и закон не предоставляет возможность требовать от ответчика исполнения обязательств, содержание которых определено императивными нормами Правил N 124, иными способами.
Таким образом, суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о недопустимости включения в рассматриваемое дополнительное соглашение к договору пункта 3 в редакции ООО "Лада Дом".
При указанных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что суды первой и апелляционной инстанций приняли законные и обоснованные решение и постановление по делу, полно и всесторонне исследовав и оценив представленные доказательства, установив имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применив нормы права.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и с оценкой судом доказательств не является основанием для отмены принятых судебных актов в суде кассационной инстанции.
В силу части 1 статьи 288 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, фактически направлены на переоценку установленных судами предыдущих инстанций обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, не влияют на законность принятых судебных актов.
Принимая во внимание изложенное, оснований для отмены судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23.07.2020 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2020 по делу N А12-46423/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лада Дом" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
С.А. Филимонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения, подлежит коммерческому учету, который осуществляется путем их измерения приборами учета (часть 1 статьи 19, часть 2 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении").
...
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни.
...
Изменения, внесенные в Правила N 124 с 01.07.2017, не регулируют вопросов, связанных с порядком оформления документов. Ни сам договор теплоснабжения от 23.04.2015 N 86, ни дополнительные соглашения к нему никогда не определяли порядок оформления и содержания актов приемки-передачи. Кроме того, порядок оформления и содержания первичных учетных документов регулируется Федеральным Законом N 402-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12 февраля 2021 г. N Ф06-69703/20 по делу N А12-46423/2019