г. Саратов |
|
30 сентября 2020 г. |
Дело N А12-46423/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 сентября 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Котляровой А.Ф.,
судей Борисовой Т.С., Никольского С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Котляровой А.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лада Дом"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23 июля 2020 года по делу N А12-46423/2019
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Волжские тепловые сети" (ИНН 3435126290; ОГРН 1163443069140)
к обществу с ограниченной ответственностью "Лада Дом" (ИНН 3435311173, ОГРН 1143435001951)
об изменении условий договора,
по встречному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лада Дом" (ИНН 3435311173, ОГРН 1143435001951)
к обществу с ограниченной ответственностью "Волжские тепловые сети" (ИНН 3435126290; ОГРН 1163443069140)
об изменении условия договора, предусмотренные дополнительным соглашением
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Волжские тепловые сети" (далее - ООО "ВТС") обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Лада Дом" (далее - ООО "Лада Дом") в котором просит: изменить условия договора теплоснабжения N 111 от 30.01.2015, заключенного между ООО "Волжские тепловые сети" и ООО "Лада Дом", включив в него условия, предусмотренные дополнительным соглашением от 12.11.2019 N 34:
"1. Прекратить порядок определения объема коммунального ресурса, поставляемого по договору теплоснабжения, исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за предыдущий год (а при отсутствии таких показаний - исходя из норматива потребления) с проведением корректировки один раз в год согласно данным, указанным в двусторонних актах, ежемесячно фиксирующих объём тепловой энергии.
2. В соответствии с Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее Правила N 124):
2.1 Установить порядок определения объема поставляемого коммунального ресурса по договору теплоснабжения, учитывая следующее: объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета);
2.2 Установить порядок определения объема коммунального ресурса, подлежащего оплате по договору теплоснабжения, учитывая следующее: в случае поставки коммунального ресурса в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) за предыдущий год (а при отсутствии таких показаний - исходя из норматива потребления) с учетом корректировки один раз в год до стоимости объема тепловой энергии, потребленного за прошедший год и измеренного коллективным (общедомовым) прибором учета, определенной в порядке, установленном пунктом 22 Правил N 124.
3. В остальном, что не предусмотрено настоящим дополнительным соглашением, Стороны руководствуются положениями договора теплоснабжения, Правилами N 124 и действующим законодательством РФ.
4. Настоящее дополнительное соглашение вступает в силу с момента подписания его обеими сторонами и распространяет свое действие на правоотношения Сторон, возникшие с 01.01.2019 г.".
В свою очередь, ООО "Лада Дом" обратилось в арбитражный суд Волгоградской области со встречным иском к ООО "ВТС" в котором просит:
"1. Прекратить порядок определения объема коммунального ресурса, поставляемого по договору теплоснабжения, исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за предыдущий год (а при отсутствии таких показаний - исходя из норматива потребления) с проведением корректировки один раз в год согласно данным, указанным в двусторонних актах, ежемесячно фиксирующих объём тепловой энергии.
2. В соответствии с Правилами, обязательными при заключении управляющей
организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее Правила N 124):
2.1 Установить порядок определения объема поставляемого коммунального ресурса по договору теплоснабжения, учитывая следующее: объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета);
2.2 Установить порядок определения объема коммунального ресурса, подлежащего оплате по договору теплоснабжения, учитывая следующее: в случае поставки коммунального ресурса в многоквартирный дом, оборудованный коллективным(общедомовым) прибором учета тепловой энергии, - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) за предыдущий год (а при отсутствии таких показаний - исходя из норматива потребления) с учетом корректировки один раз в год до стоимости объема тепловой энергии, потребленного за прошедший год и измеренного коллективным (общедомовым) прибором учета, определенной в порядке, установленном пунктом 22 Правил N 124.
3. В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года и установления на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области такого способа оплаты, объем коммунального ресурса, подлежащего оплате по договору ресурсоснабжения, определяется в соответствии с п. 25.1 Правил N 124, а именно: в случае поставки коммунального ресурса в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, или в жилой дом (домовладение), оборудованный индивидуальным прибором учета, - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) или индивидуального прибора учета за предыдущий год (а при отсутствии таких показаний - исходя из норматива потребления) с учетом корректировки один раз в год до стоимости объема тепловой энергии, потребленного за прошедший год и измеренного коллективным (общедомовым) прибором учета, определенной в порядке, установленном пунктом 22 Правил N 124.
При этом объем тепловой энергии, поставляемой в многоквартирный дом, фиксируется ежемесячно ведомостью показаний исходя из текущих показаний приборов учета, а объем коммунального ресурса, подлежащего оплате по договору ресурсоснабжения в соответствии с п. 25.1 Правил N 24, а также его стоимость, фиксируется сторонами в двустороннем акте приема - передачи, принимаемого Сторонами к учету и являющегося документом, порождающем обязательства Исполнителя по оплате в размере, не превышающем стоимость коммунального ресурса, выставляемого конечному потребителю.
4. В остальном, что не предусмотрено настоящим дополнительным соглашением, Стороны руководствуются положениями договора теплоснабжения, Правилами N 124 и действующим законодательством РФ.
5. Настоящее дополнительное соглашение вступает в силу с момента подписания его обеими сторонами.
6. Настоящее дополнительное соглашение составлено в 2 (двух) экземплярах, по одному для каждой Сторон, имеющих одинаковую юридическую силу".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 23.07.2020 исковые требования и встречные исковые требования удовлетворены частично. Разногласия, возникшие между ООО "ВТС" и ООО "Лада Дом" при заключении дополнительного соглашения от 12.11.2019 г. N 34 о внесении изменений в договор теплоснабжения N 111 от 30.01.2015 г. урегулированы в следующей редакции:
"1. Прекратить порядок определения объема коммунального ресурса, поставляемого по договору теплоснабжения, исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за предыдущий год (а при отсутствии таких показаний - исходя из норматива потребления) с проведением корректировки один раз в год согласно данным, указанным в двусторонних актах, ежемесячно фиксирующих объем тепловой энергии.
2. В соответствии с Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124):
2.1. Установить порядок определения объема поставляемого коммунального ресурса по договору теплоснабжения, учитывая следующее: объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунальногоресурса собственниками нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета);
2.2. Установить порядок определения объема коммунального ресурса, подлежащего оплате по договору теплоснабжения, учитывая следующее: в случае поставки коммунального ресурса в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии. - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) за предыдущий год (а при отсутствии таких показаний - исходя из норматива потребления) с учетом корректировки один раз в год до стоимости объема тепловой энергии, потребленного за прошедший год и измеренного коллективным (общедомовым) прибором учета, определенной в порядке, установленном пунктом 22 Правил N 124.
3. В остальном, что не предусмотрено настоящим дополнительным соглашением, Стороны руководствуются положениями договора теплоснабжения, Правилами N 124 и действующим законодательством РФ.
4. Настоящее дополнительное соглашение вступает в силу с момента подписания его обеими Сторонами и распространяет свое действие на правоотношения Сторон, возникшие с 01.01.2020 г.".
В остальной части первоначальных и встречных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Лада Дом" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в полном объеме, принять по делу новый судебный акт, в котором встречные исковые требования ООО "Лада Дом" удовлетворить в полном объеме, приняв дополнительное соглашение N 34 в редакции ООО "Лада Дом". В обоснование доводов жалобы апеллянт указывает на недобросовестные действия ресурсоснабжающей организации которые выражаются в отказе от включения в условия договора от 30.01.2015 N 111 положения детализирующего механизм исполнения условий договора.
ООО "ВТС" в порядке положений статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились. О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном статьей 123 АПК РФ.
Публикация судебного акта в сети Интернет произведена 09.09.2020.
Принимая во внимание наличие сведений о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, руководствуясь частью 3 статьи 156 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Апелляционный суд, изучив материалы дела в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, считает, что судебный акт не подлежит отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между ООО "Волжские тепловые сети" (теплоснабжающая организация) и ответчиком (Потребителем) заключен договор теплоснабжения с целью предоставления коммунальных услуг N 111 от 30.01.2015 (далее - договор), согласно условиям которого истец взял на себя обязательства подавать ответчику через присоединенную сеть на нужды оказания коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения тепловую энергию, теплоноситель, горячее водоснабжение, а ответчик обязался принимать и оплачивать тепловую энергию, теплоноситель, горячее водоснабжение, соблюдать режим их потребления в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных договором.
24.08.2016 стороны договора заключили дополнительное соглашение N 14 к договору теплоснабжения N 111 от 30.01.2015 о нижеследующем: в связи с вступлением в силу Постановления Правительства РФ от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" и сохранения на территории городского округа - город Волжский способа оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года, объем коммунального ресурса, поставляемого по договору теплоснабжения, определяется исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за предыдущий год (а при отсутствии таких показаний - исходя из норматива потребления). При этом объем тепловой энергии, поставляемой в многоквартирный дом, фиксируется ежемесячно двусторонними актами, исходя из текущих показаний приборов учета, а объем, подлежащий оплате в текущем месяце, корректируется Теплоснабжающей организацией один раз в год, согласно данным, указанным в двусторонних актах.
Данная редакция соответствовала редакции п.25(1) Правил N 124, действовавшей с 01.07.2016 по 30.06.2017.
Дополнительным соглашением N 14 от 24.08.2016 установлен порядок определения фактического объема поставляемого коммунального ресурса равным объему, применяемому для оплаты по договору. Тогда как, Правила N 124 в редакции, определенной дополнительного соглашения N14 от 24.08.2016 и действующей с 01.07.2017, устанавливают различный порядок определения объема коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом (пп."А" п.21) и объема коммунального ресурса, подлежащего оплате по договору ресурсоснабжения (пп."А" п.25(1)).
При этом, как указывает истец, на момент заключения дополнительного соглашения N 14 от 24.08.2016 стороны не могли предусмотреть, что в пп."А" п.25(1) Правил N 124 с 01.01.2017 будут внесены изменения.
Для целей приведения условий договора ресурсоснабжения в части определения поставляемого и подлежащего оплате объемов коммунального ресурса в соответствие с требованиями Правил N 124 ООО "Волжские тепловые сети" направляло в адрес ответчика оферту дополнительного соглашения от 12.11.2019 N 34 о прекращении применения при исполнении договора ресурсоснабжения противоречащих Правилам N 124 условий и установлении порядка определения объемов поставляемого коммунального ресурса и объема, подлежащего оплате, в соответствии с требованиями пп."А" п.21 и пп."А" п.25(1) Правил N 124.
Ответчик добровольно привести условия договора ресурсоснабжения в указанной части в соответствие с требованиями Правил N 124 отказался.
Ссылаясь на статью 451 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пп."А" п.21 и пп."А" п.25(1) Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124, ООО "ВТС" обратился в арбитражный суд Волгоградской области с настоящим исковым заявлением об урегулировании разногласий.
Урегулируя разногласия при заключении спорного договора, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Согласно пункту 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В силу пункта 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
На основании пунктов 1, 4 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Рассматриваемый Договор теплоснабжения, признается публичным договором.
В силу положений статьи 173 АПК РФ по спору, возникшему при заключении или изменении договора, в резолютивной части решения указывается вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора, а по спору о понуждении заключить договор указываются условия, на которых стороны обязаны заключить договор.
При рассмотрении преддоговорных споров обязанностью суда является обеспечение защиты прав лица, обратившегося с требованием о понуждении к заключению договора. Разрешение судом спора о понуждении к заключению договора при уклонении от заключения договора и при возникновении разногласий по конкретным его условиям сводится по существу к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке. Установление судом или изменение при рассмотрении спора о понуждении к заключению договора фактических обстоятельств, влияющих на формулировку искового требования, не меняют его предмета как спора о заключении договора и не должны приводить к отказу в понуждении к его заключению (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.01.2012 N 11657/11).
Согласно пункту 2 статьи 426 ГК РФ в публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.
Согласно статьям 539, 543 ГК РФ, части 1 статьи 15 Закона о теплоснабжении по договору теплоснабжения теплоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть тепловую энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Статья 544 ГК РФ предусматривает, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "Лада Дом" является управляющей компанией МКД.
Согласно пунктам 10, 11 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилищное законодательство регулирует отношения по поводу предоставления коммунальных услуг, внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 3 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124) договоры ресурсоснабжения заключаются в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, с учетом предусмотренных настоящими Правилами особенностей.
Порядок определения объема поставляемого коммунального ресурса отнесен подпунктом "г" пункта 17 Правил N 124 к существенным условиям договора ресурсоснабжения.
Согласно подпункту "а" пункта 21 Правил N 124 при установлении порядка определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях предоставления коммунальных услуг и потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 21 (1) настоящих Правил, учитывается следующее: объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" Правила N 124 дополнены пунктом 25(1) следующего содержания: в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года объем коммунального ресурса, подлежащего оплате по договору ресурсоснабжения, определяется: а) в случае поставки коммунального ресурса в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, или в жилой дом (домовладение), оборудованный индивидуальным прибором учета, - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) или индивидуального прибора учета за предыдущий год (а при отсутствии таких показаний - исходя из норматива потребления) с учетом корректировки один раз в год до стоимости объема тепловой энергии, потребленного за прошедший год и измеренного коллективным (общедомовым) прибором учета, определенной в порядке, установленном пунктом 22 настоящих Правил.
Постановление N 603 вступило в силу 30.06.2016.
Пунктом 2 постановления N 124 установлено, что Правила N 124 применяются к отношениям, вытекающим из договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах), заключенных до вступления в силу этих Правил управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами с ресурсоснабжающими организациями, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил.
Постановлением N 603 одновременно внесены изменения в Правила N 354.
Согласно пункту 42(1) Правил N 354 (в редакции Постановления N 603) оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В силу пункта 42(2) Правил N 354 (введен Постановлением N 603) способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года применяется с 1 июля года, следующего за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа. В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению исполнитель осуществляет корректировку размера платы за коммунальную услугу по отоплению в первом квартале календарного года, следующего за годом, в котором происходит изменение способа оплаты, в соответствии с формулой 6(1) приложения N 2 к данным Правилам.
Таким образом, законодатель установил особый порядок расчетов за коммунальные услуги по отоплению в случае установления в регионе способа оплаты равномерно в течение календарного года.
Постановлением Администрации Волгоградской области от 01.07.2016 N 345-п "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" (далее - Постановление Администрации Волгоградской области N 345-п) было установлено что, "..при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению для потребителей, проживающих в многоквартирных домах и жилых домах в муниципальных образованиях Волгоградской области (за исключением городских округов город-герой Волгоград, город Камышин, а также муниципальных образований, указанных в приложении к настоящему постановлению) применяются нормативы потребления тепловой энергии на отопление, рассчитанные исходя из оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 г.".
Кроме того, как разъяснено в письме Минстроя России от 30.10.2017 N 46725-ОГ/04 "О случаях применения Правил, обязательных при заключении управляющей организацией договоров с ресурсоснабжающими организациями, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124" по вопросу о соотнесении пунктов 21 и 25.1 Правил N 124, в случае оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение года, определение объема фактически потребленной теплоэнергии с целью предоставления коммунальной услуги по отоплению осуществляется в соответствии с пунктом 21 Правил N 124. При этом объем теплоэнергии, подлежащий оплате от ИКУ в пользу РСО, определяется в соответствии с пунктом 25.1 Правил N 124.
Таким образом, пункт 21 регулирует порядок расчета фактически потребленного объема коммунального ресурса, а пункт 25.1 регулирует порядок расчета подлежащего оплате объема коммунального ресурса в случае, если в субъекте РФ выбран способ оплаты отопления равномерно в течение календарного года.
В данном письме указано, что пункт 25.1 Правил N 124 является специальной нормой по отношению к пункту 21 Правил N 124, и в случае выполнения условий, указанных в пункте 25.1, применению с целью определения размера обязательства исполнителя коммунальных услуг перед ресурсоснабжающей организацией за конкретный расчетный период (месяц) подлежит именно пункт 25.1 Правил N 124.
Правила N 124 изданы с целью упорядочения правоотношений между ресурсоснабжающими организациями и потребителями, поскольку при заключении договоров теплоснабжения применение указанных правил обязательно, стороны не вправе искажать изначальный смысл указанных в них правовых норм.
Данные нормы Правил N 124 является диспозитивными и учитывают интересы как потребителя энергии, так и поставщика.
В соответствии с положениями части 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно части 2 статьи 422 ГК РФ, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что ею действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Заключенный между сторонами договор в силу положений статьи 539 и пункта 1 статьи 426 ГК РФ является публичным договором.
Гражданское законодательство допускает издание Правительством РФ, а также уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти Правил, обязательных для сторон при заключении и исполнении публичных договоров по снабжению тепловой энергией и водой (пункт 4 статьи 426, статья 548 ГК РФ).
Рассматривая требования истца в части пункта 4 дополнительного соглашения (распространяет свое действие на правоотношения Сторон, возникшие с 01.01.2019 г.) суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что в случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора. Стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента изменения или расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон.
В случае урегулирования разногласий по договору судом, права и обязанности сторон возникнут только на будущее время - с момента вступления решения в законную силу (статья 180 АПК РФ).
Суд не вправе обязать стороны включить в договор условия прошедшего периода, поскольку обязанность заключения договора на прошедшее время действующим законодательством не предусмотрена.
В силу положений пункта 2 статьи 425 ГК РФ применение условий договора к отношениям, возникшим до его заключения договора, то есть на прошлое время, возможно при наличии добровольного волеизъявления сторон на придание договору обратной силы. Это является правом, а не обязанностью сторон.
Как следует из материалов дела, стороны к указанному соглашению не пришли, потому и суд не вправе придать договору обратную силу при отсутствии соглашения сторон относительно такого условия.
При таких обстоятельствах, с учетом сложившихся между сторонами фактических отношений, суд первой интенции правомерно согласился с редакций истца и принял спорные пункты 1, 2, 2.1, 2.2, 3, в части определения даты распространения действия дополнительного соглашения к договору с 01.01.2020 года.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, правовых оснований для его переоценки не имеется.
Частично удовлетворив встречные исковые требования ООО "Лада Дом", суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В связи с тем, что условия дополнительное соглашение к договору по пункту 1, 2, 2.1, 2.2 находятся во взаимосвязи, суд рассматривает их в данной части настоящего решения совместно.
Из встречных исковых требований следует, что правовой и фактической целью обращения в суд являлось приведение формулировок спорных пунктов соглашения в точное соответствие с действующими Правилами, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении п.п. 1, 2, 2.1, 2.2.
При этом неурегулированными остались разногласия сторон в части изложения пункта ООО "Лада Дом", пункт 3 изложен в следующей редакции: "в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года и установления на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области такого способа оплаты, объем коммунального ресурса, подлежащего оплате по договору ресурсоснабжения, определяется в соответствии с п. 25.1 Правил N 124, а именно: в случае поставки коммунального ресурса в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, или в жилой дом (домовладение), оборудованный индивидуальным прибором учета, - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) или индивидуального прибора учета за предыдущий год (а при отсутствии таких показаний - исходя из норматива потребления) с учетом корректировки один раз в год до стоимости объема тепловой энергии, потребленного за прошедший год и измеренного коллективным (общедомовым) прибором учета, определенной в порядке, установленном пунктом 22 Правил N 124.
При этом объем тепловой энергии, поставляемой в многоквартирный дом, фиксируется ежемесячно ведомостью показаний исходя из текущих показаний приборов учета, а объем коммунального ресурса, подлежащего оплате по договору ресурсоснабжения в соответствии с п. 25.1 Правил N 24, а также его стоимость, фиксируется сторонами в двустороннем акте приема - передачи, принимаемого Сторонами к учету и являющегося документом, порождающем обязательства Исполнителя по оплате в размере, не превышающем стоимость коммунального ресурса, выставляемого конечному потребителю".
ООО "Волжские тепловые сети" настаивает на исключении данного пункта.
Порядок оформления первичных и иных документов при исполнении договора ресурсоснабжения не является существенным условием договора.
В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения, подлежит коммерческому учету, который осуществляется путем их измерения приборами учета (часть 1 статьи 19, часть 2 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении").
К существенным условиям договора теплоснабжения относятся, в частности, порядок расчетов по договору и порядок осуществления учета потребляемой тепловой энергии и (или) теплоносителя (п. 21 Правил организации теплоснабжения), порядок определения объемов коммунального ресурса (пп. "г" п. 17 Правил N 124).
Таким образом, расчеты между сторонами должны производиться на основании акта приема - передачи, который является первичным учетным документом. Акты снятия показаний приборов учета, срочных донесений и т.п., являются документами, обосновывающими указанные в актах приема - передачи показатели количества и стоимости переданного коммунального ресурса.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона N 402-ФЗ от 06.12.2011 "О бухгалтерском учете" каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни.
Согласно подпунктам 4, 5 пункта 2 статьи 9 Федерального закона N 402 ФЗ обязательными реквизитами первичного учетного документа являются: содержание факт хозяйственной жизни; величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения.
Согласно пп. 8 статьи 3 Федерального закона N 402-ФЗ факт хозяйственной жизни - сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств.
Таким образом, в акте приема - передачи отражается фактическое количество коммунального ресурса в натуральном и денежном выражении, поставленного потребителю в течение расчетного периода - календарного месяца.
Изменения, внесенные в Правила N 124 с 01.07.2017, не регулируют вопросов, связанных с порядком оформления документов. Ни сам договор теплоснабжения от 23.04.2015 N 86, ни дополнительные соглашения к нему никогда не определяли порядок оформления и содержания актов приемки-передачи. Кроме того, порядок оформления и содержания первичных учетных документов регулируется Федеральным Законом N 402-ФЗ.
На основании изложенного выше, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что ООО "Лада Дом" не обосновано, что избранный способ защиты является единственным в целях понуждения ответчика к совершению необходимых действий и закон не предоставляет возможность требовать от ответчика исполнения обязательств, содержание которых определено императивными нормами Правил N 124, иными способами.
Учитывая гражданско-правовой принцип свободы договора, установленный статей 421 ГК РФ, суд первой инстанции посчитал недопустимым в отсутствие согласия одной из сторон договора на установление в нем условий, не урегулированных законом, понуждать такую сторону договора к принятию редакции другой стороны.
На основании изложенного, с учетом гражданско-правового принципа свободы договора суд первой инстанции пришел к выводу о недопустимости включения в рассматриваемое дополнительное соглашение к договору пункта 3 в редакции ООО "Лада Дом" и его исключению.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, правовых оснований для его переоценки не имеется.
Ссылки заявителя жалобы на недобросовестные действия ресурсоснабжающей организации, которые выражаются в отказе от включения в условия договора от 30.01.2015 N 111 положения детализирующего механизм исполнения условий договора, судом апелляционной инстанции отклоняются как несостоятельные в виду следующего.
Так, из п.3 дополнительного соглашения в редакции ООО "Лада Дом" видно, что ответчик пытается установить в договоре порядок оформления первичных учетных и иных документов в противоречие с требованиями пп. "а" п.21 и пп. "а" п.25(1) Правил N 124. В частности, ответчик предлагает в акте приемки-передачи тепловой энергии указывать не объем поставленной тепловой энергии, а объем, подлежащий оплате.
Следовательно, ответчик согласен с установлением в договоре порядка определения объемов в порядке, предусмотренном Правилами N 124 (редакция с 01.07.2017), но лишь под условием, что в первичных учетных документах эти объемы будут оформляться в противоречие этим же Правилам N 124 - согласно недействующей редакции от 01.07.2016.
Действующим законодательством, в том числе Правилами N 124, порядок оформления документов, предложенный ответчиком, не предусмотрен.
При этом в акте приемки-передачи отражается фактическое количество коммунального ресурса в натуральном и денежном выражении, поставленное потребителю в течение расчетного периода - календарного месяца.
Порядок расчета (оплаты) за поставленный коммунальный ресурс с указанием сумм, подлежащих оплате в течение данного расчетного периода, не является содержанием акта приемки-передачи. Порядок расчетов за поставленный коммунальный ресурс может определяться нормативными правовыми актами или договором.
В рассматриваемом случае порядок оплаты определяется пп. "а" п.25(1) Правил N 124, устанавливающим размер подлежащего оплате объема. Так как данная норма является императивной, а определение объемов - существенным условием договора, то договор должен соответствовать требованиям императивной нормы права.
С учетом вышеизложенного, разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Оценивая изложенные в жалобе доводы, суд апелляционной инстанции считает, что в ней отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленных требований по существу. Податель жалобы не ссылается на доказательства, опровергающие выводы суда первой инстанции, и таких доказательств к апелляционной жалобе не прилагает. В целом, доводы, изложенные в жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая их, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой представленных в материалы дела доказательств, что в силу положений статьи 270 АПК РФ не является основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23 июля 2020 года по делу N А12-46423/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Ф. Котлярова |
Судьи |
Т.С. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-46423/2019
Истец: ООО "ВОЛЖСКИЕ ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ"
Ответчик: ООО "ЛАДА ДОМ"