Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 18 июня 2001 г. N КА-А40/2954-01
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 29.01.2001, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции того же суда от 03.04.2001, признано неправомерным бездействие должностных лиц Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам N 27 по ЮЗАО г. Москвы. Одновременно ИМНС N 27 обязана в течение 10-ти дней с момент вступления решения суда в силу снять с учета контрольно-кассовые машины, принадлежащие ООО "Хелга", в количестве 93 шт. согласно заводским номерам (л.д. 43), а также возвратить технические паспорта на них.
В части обязания ИМНС N 27 возвратить книги кассира-операциониста и карточки регистрации ККМ исковые требования ООО "Хелга" оставлены без удовлетворения.
Суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о том, что у налогового органа не имеется законных оснований не производить действия по снятию ККМ с учета и удерживать технические паспорта на них.
При этом суды сослались на ст.ст. 137, 138 НК РФ, ст. 3 Закона РФ "О применении ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением", п. 14 Положения по применению ККМ..., утвержденного Постановлением Совета Министров Правительства РФ от 30.07.93 N 745, и Приказ ГНС РФ N ВГ-3-14/36 от 22.06.95.
В кассационной жалобе ИМНС РФ N 27 по ЮЗАО г. Москвы просит об отмене вышеназванных судебных актов по основаниям нарушения арбитражным судом норм материального права: п. 1 ст. 6 Закона РФ "О применении ККМ...", п. 14 Постановления Правительства РФ от 30.07.93 N 745, п. 2 ст. 4 НК РФ, Приказа УМНС РФ по г. Москве от 14.02.2000 N 21.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, поддержавшего доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции находит, что решение от 29.01.2001 и постановление апелляционной инстанции от 03.04.2001 по делу N А40-43458/00-116-403 Арбитражного суда г. Москвы подлежат частичной отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что ООО "Хелга" обратилось в ИМНС РФ N 27 по ЮЗАО г. Москвы с заявлениями от 31.07.2000, от 10.08.2000 и от 24.08.2000 о снятии принадлежащих обществу ККМ с учета в количестве 93-х штук, к которым были приложены технические паспорта.
Однако, налоговая инспекция не произвела снятие с учета указанных ККМ, ссылаясь при этом на то обстоятельство, что не располагает данными фискальных отчетов со всех 115-ти ККМ, принадлежащих ООО "Хелга" и состоящих на учете в налоговом органе.
Считая отказ ИМНС N 27 произвести снятие ККМ с учета незаконным бездействием должностных лиц, ООО "Хелга" обратилось в арбитражный суд с иском в порядке ст. 137 НК РФ о признании указанного бездействия неправомерным и обязании ИМНС N 27 произвести необходимые действия по снятию с учета ККМ, а также возвратить технические паспорта на них.
Удовлетворяя названные исковые требования, суд сослался на ст. 3 Закона РФ "О применении ККМ..." и п. 14 Положения по применению ККМ..., предусматривающие право ГНС РФ определять порядок регистрации ККМ, а также на Приказ ГНС РФ от 22.06.95 N ВГ-3-14/36, регулирующий порядок регистрации ККМ и снятия их с учета, согласно которому налоговый орган, получив заявление организации, производит снятие с учета ККМ, о чем делает отметку в карточке регистрации ККМ, которая заверяется подписью должностного лица налогового органа, ответственного за регистрацию, и скрепляется печатью.
Никаких иных требований к налогоплательщику, по мнению суда, данные нормативные акты не предъявляют.
С данными выводами суда согласиться нельзя. В соответствии с действующим законодательством под бездействием или уклонением понимается неправомерное, то есть с нарушением требования закона или иных нормативных актов, воздержание от действий или неосуществление действий в установленные сроки и в установленном порядке, без указания мотивов.
Согласно п. 1 ст. 6 Закона РФ от 18.06.93 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" и в соответствии с п. 14 Постановления Правительства РФ от 30.07.93 N 745 порядок постановки ККМ на учет предусмотрен Приказом ГНС РФ от 22.06.95 N ВГ-3-14/36 "Об утверждении порядка регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах" (зарегистрировано в Минюсте РФ 03.07.95 N 894), а порядок постановки ККМ на учет и снятия ККМ с учета в налоговых органах на территории города Москвы - Приказом УМНС РФ по г. Москве от 14.02.2000 N 21, принятым в соответствии с вышеназванным Приказом ГНС.
Данный Приказ УМНС РФ по г. Москве издан в пределах своей компетенции (п. 2 ст. 4 НК РФ), соответствует закону и в силу подпункта 4 п. 1 ст. 10 ФЗ "Об основах государственной службы в РФ" является обязательным для должностных лиц ИМНС РФ.
Абзац 3 раздела 4 "Снятие ККМ с регистрации" Приказа УМНС по г. Москве от 14.02.2000 N 21 предусматривает запрет на снятие с учета ККМ без проверки представленных фискальных отчетов.
По делу видно, что до настоящего времени для снятия фискальных отчетов представлены только 93 ККМ из 115 ККМ, принадлежащих ООО "Хелга", а также не представлены другие истребуемые для проведения проверки документы. Соответственно, проверка представленных фискальных отчетов невозможна, а также невозможно и произведение действий по снятию с учета ККМ по стороны должностных лиц ИМНС РФ N 27 по ЮЗАО г. Москвы.
Свои действия Инспекция МНС РФ N 27 по ЮЗАО г. Москвы мотивировала письмом от 03.10.2000 N 14-08/15469.
Таким образом, суд кассационной инстанции считает, что ИМНС N 27 по ЮЗАО г. Москвы не было допущено бездействие, так как все действия были произведены в соответствии с действующими нормативными актами и с предоставлением письменного разъяснения своей позиции.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 170, 177 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 29.01.2001 и постановление от 03.04.2001 по делу N А40-43458/00-116-403 Арбитражного суда г. Москвы в части признания неправомерным бездействия ИМНС РФ N 27 по ЮЗАО г. Москвы и обязании в течение 10-ти дней с момента вступления решения в законную силу снять с учета контрольно-кассовые машины, принадлежащие ООО "Хелга", в количестве 93 штук и возвратить технические паспорта на них отменить и в иске отказать.
В остальной части решение от 29.01.2001 и постановление апелляционной инстанции от 03.04.2001 Арбитражного суда г. Москвы оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 18 июня 2001 г. N КА-А40/2954-01
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании