г. Казань |
|
20 февраля 2021 г. |
Дело N А57-4118/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Филимонова С.А.,
судей Сибгатуллина Э.Т., Махмутовой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Замятиной Н.И.,
при участии представителей, присутствующих в Арбитражном суде Саратовской области:
истца - Нетреба Н.В. по доверенности от 16.11.2020 N 86,
ответчика - Лебедевой Е.С. по доверенности от 28.08.2020,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Никольское"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 22.09.2020 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2020
по делу N А57-4118/2020
по иску акционерного общества управление отходами (ИНН 7725727149, ОГРН 1117746488232), г. Саратов к обществу с ограниченной ответственностью "Никольское" (ИНН 6454123318, ОГРН 1126454004126), г. Саратов, третье лицо - общество с ограниченной ответственностью "Автопилот-СВ", г. Саратов о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Управление отходами" (далее - АО "Управление отходами", истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Никольское" (далее - ООО "Никольское", ответчик) о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с ТКО за период с 12.08.2018 по 30.08.2019 в размере 564 510,16 рублей.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 22.09.2020, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2020, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ответчик просил принятые по делу судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и нарушение норм материального и процессуального права.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержала доводы своего доверителя, обозначенные в кассационной жалобе.
Истец в отзыве на кассационную жалобу, а также в судебном заседании через своего представителя просил вынесенные по делу судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика без удовлетворения.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) неявка извещенных надлежащим образом лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, между Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области и АО "Управление отходами" было заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Саратовской области (Зона деятельности N 1), в соответствии с которым истец является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО).
В период с 12.08.2018 по 31.08.2019 истец оказал услуги по приему ТКО из МКД, находящегося в управление ответчика, на сумму 564 510,16 рублей. Ответчиком оплата данной услуги произведена не была.
Таким образом, у ответчика перед истцом образовалась задолженность в сумме 564 510,16 рублей.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая данный спор, суды обеих инстанций правомерно руководствовались положениями статей 8, 309, 310, 426, 702-729, 730-739, 779-782, 783 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ), Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), и обоснованно удовлетворили заявленные требования, исходя из следующего.
На основании части 4 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Истцом на основании заявления ответчика от 26.07.2018 был подготовлен проект договора N 55/111/0000937 от 12.08.2018 на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с учетом требований Правил обращения с ТКО и с соблюдением формы типового договора, который был получен ответчиком, о чем имеется расписка в получении.
Таким образом, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 12.08.2018 N 55/111/0000937 между истцом и ответчиком был заключен на условиях типового по регулируемой цене.
Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" установлен порядок определения массы отходов, поступивших оператору в целях расчетов по договорам в области обращения с отходами, заключаемым между региональным оператором и потребителями.
Публичный характер договора с Региональным оператором не позволяет произвольно не оказывать услугу собственникам ТКО.
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Саратовской области установлены Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 05.02.2018 N 47.
Пунктом 2 статьи 154 ЖК РФ определено, что размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Единый тариф на услугу Регионального оператора Саратовской области филиала АО "Управление отходами" по обращению с твердыми коммунальными отходами по Зоне деятельности 1 утвержден постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 31.07.2018 N 28/1 (Опубликовано на сайте сетевого издания "Новости Саратовской губернии" www.g-64.ru 1 августа 2018 года).
На основании пункта 6.2. статьи 155 ЖК РФ управляющая организация, получающая плату за коммунальную услугу по обращению с ТКО, обязана осуществлять расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с ТКО.
Суд округа соглашается с доводами ответчика о том, что ему не оказывались услуги по вывозу ТКО, исходя из следующего.
Статьей 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления ТКО.
Материалами дела установлено, что ответчик обратился в орган местного самоуправления с заявлением о согласовании места накопления отходов по адресу г. Саратов, ул. Радищева, дом 4/6 только в январе 2020 года. Уполномоченным органом администрацией муниципального образования "Город Саратов" было принято решение N 02-63-06-01/180 от 04.02.2020 о включении сведений о месте (площадке) накопления ТКО по указанному адресу (географические координаты 51.524034, 46.031793), для складирования ТКО, образующихся в ходе деятельности жителей вышеназванного многоквартирного дома по адресу, с размещением 4 контейнеров объемом 1,1 куб.м. на земельном участке с кадастровым номером 64:48:010304:3.
Следовательно, до указанного разрешения собственники ТКО данного МКД могли пользоваться контейнерными площадками, размещенными в непосредственной близости от указанного многоквартирного дома.
В соответствии с территориальной схемой обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 22.09.2016 N 707, в непосредственной близости от МКД по адресу: г. Саратов, ул. Радищева, 4/6 в оспариваемый период были расположены две контейнерные площадки по адресам: ул. Рабочая, 3; ул. Радищева, 7/9.
Согласно предоставленным АО "Управление отходами" документам - договоров, актов оказанных услуг, маршрутных журналов вывоз отходов с данных контейнерных площадок осуществлял оператор ООО "Транссервис" в соответствии с нормами СанПиН.
Поскольку услуги по обращению с ТКО фактически оказывались истцом, то суды правомерно признали заявленные требования подлежащими удовлетворению в полном объеме и правомерно взыскали с ответчика в пользу истца заявленную сумму задолженности.
Что касается ссылки ответчика на заключение в спорный период договора на вывоз ТКО с третьи лицом - ООО "Автопилот-СВ", фактическое исполнение последним своих договорных обязательств в соответствии с актами выполненных работ и их оплату ответчиком, то она никак не может освободить ООО "Никольское" от обязанности по уплате задолженности в отношении истца, поскольку ООО "Автопилот-СВ" не является оператором ТКО, не имеет утвержденного тарифа на оказание услуг по обращению ТКО и заключенного с истцом договора на утилизацию и захоронение ТКО на полигоне в соответствии с требованиями действующего законодательства, и - осуществляло вывоз отходов потребления и производства, образовавшихся в процессе деятельности непосредственно управляющей компании, то есть отходов, отличных от ТКО.
Кроме того, контейнерная площадка (бункер объемом 8 куб.м), обозначенная в договоре между ответчиком и третьим лицом, не согласована в установленном законом порядке, отсутствует в территориальной схеме обращения твердыми коммунальным отходами, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 22.09.2016 N 707, и является несанкционированной.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что суды первой и апелляционной инстанций приняли законные и обоснованные решение и постановление по делу, полно и всесторонне исследовав и оценив представленные доказательства, установив имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применив нормы права.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводов судов, которые были предметом рассмотрения и отклонены с приведением мотивов их отклонения.
Переоценка доказательств в силу положений главы 35 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При вынесении судебных актов суды предыдущих инстанций всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные доказательства, дали им надлежащую оценку и правильно применили нормы материального права.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы привести к принятию незаконных судебных актов по делу, судом округа не установлено.
С учетом изложенного, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 22.09.2020 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2020 по делу N А57-4118/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Никольское" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.А. Филимонов |
Судьи |
Э.Т. Сибгатуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 2 статьи 154 ЖК РФ определено, что размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
...
На основании пункта 6.2. статьи 155 ЖК РФ управляющая организация, получающая плату за коммунальную услугу по обращению с ТКО, обязана осуществлять расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с ТКО.
...
Статьей 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления ТКО."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20 февраля 2021 г. N Ф06-70319/20 по делу N А57-4118/2020
Хронология рассмотрения дела:
17.02.2022 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-4118/20
07.02.2022 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 453-ПЭК21
20.02.2021 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-70319/20
07.12.2020 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-9443/20
22.09.2020 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-4118/20