Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 17 июля 2001 г. N КГ-А40/3629-01
Москомзем г. Москвы обратился в арбитражный суд с иском к ГУП Московское отделение Октябрьской железной дороги и ГУП "Мосгаз" о признании недействительным, ничтожным договора срочного пользования земельным участком в полосе отвода железной дороги от 15.11.99 г. N 174, заключенного между ГУП МО Октябрьской железной дороги и ГУП "Мосгаз".
Решением арбитражного суда от 01.10.2000 в иске отказано. Постановлением федерального арбитражного суда Московского округа от 30.01.2001 г. указанное решение отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
Решением арбитражного суда от 21.03.00 г., оставленным без изменений постановлением апелляционной инстанции от 17.05.2001 в удовлетворении иска отказано. На указанные судебные акты подана кассационная жалоба ГУП МО Октябрьской железной дороги, в которой ставится вопрос об их отмене, как необоснованных.
В судебном заседании заявитель доводы своей жалобы поддерживал, представители истца и ГУП "Мосгаз" против ее удовлетворения возражали.
Судебная коллегия, выслушав представителей сторон, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, считает, что судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Удовлетворяя исковые требования, арбитражный суд указал, что ст. 71 ЗК РСФСР не исключает земли транспорта из состава земель городов, в связи с чем они подведомственны городским органам власти, в свою очередь предприятие железнодорожного транспорта не вправе распорядиться спорным земельным участком, находящимся в полосе отвода железной дороги.
С такими выводами суда нельзя согласиться, поскольку они сделаны с нарушением норм материального права, судом неправильно истолкованы нормы права ст. 214 ГК РФ, ст. 71 ЗК РСФСР, ФЗ РФ "О федеральном железнодорожном транспорте".
В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 5 Федерального закона "О федеральном железнодорожном транспорте" землями железнодорожного транспорта являются земли федерального значения, предоставляемые безвозмездно в постоянное (бессрочное) пользование его предприятиям и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач. К землям железнодорожного транспорта относятся земли, отведенные под железнодорожные пути и станции (включая полосу отвода), а также под защитные и укрепительные насаждения, строения, здания, сооружения и иные объекты, необходимые для эксплуатации и реконструкции железных дорог с учетом перспективы их развития.
Порядок использования земель железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с учетом требований земельного законодательства РФ.
С учетом приведенной нормы Закона Министерством путей сообщения РФ приказом от 15 мая 1999 г. N 26ц было утверждено Положение о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог (далее Положение), согласно которому следует, что установление границ и размеров полосы отвода, пересмотр ее границ и размеров, изъятие временно не используемых земельных участков и т.п. осуществляется уполномоченными на то органами по согласованию с железными дорогами в порядке, установленном законодательством РФ.
Согласование предоставления земельного участка или размещения объекта в полосе отвода, а также договоры о срочном пользовании земельными участками между железными дорогами и временными пользователями оформляется железной дорогой в месячный срок. Договоры об этом подлежат учету железной дорогой.
Суд кассационной инстанции не может согласиться и с утверждением заявителя и суда о том, что законодательством РФ допускается возможность осуществления организациями железнодорожного транспорта только лишь полномочий пользования землями железнодорожного транспорта и только исключительно для осуществления возложенных на них специальных задач, так как оно является ошибочным.
Согласно ч. 1 ст. 73 Земельного кодекса РСФСР порядок использования земель транспорта, входящих в состав земель городов и поселков, определяется законодательством РСФСР.
Пунктом 2 ст.5 Федерального закона РФ "О федеральном железнодорожном транспорте" определение порядка использования земель железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода отнесено к компетенции Федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Таким органом власти является МПС РФ, которым этот порядок и был определен.
Учитывая, что согласно ч. 2 ст. 52 Земельного кодекса РСФСР землевладельцы, землепользователи и арендаторы обладают всеми правами собственника земли, за исключением случая, установленного п.7 ч.1 настоящей статьи, а также правом на компенсацию вложенных затрат на повышение плодородия почв и на возмещение убытков. Министерством путей сообщения РФ правомерно в пунктах 13-15 и 17 Положения предусмотрены возможность и порядок передачи земельных участков в полосе отвода во временное пользование другим лицам. Согласно статьям 72 и 76 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по предметам совместного ведения принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", предприятия и объекты железнодорожного транспорта отнесены к федеральной собственности.
При таком положении именно предприятия железнодорожного транспорта вправе предоставлять в срочное пользование физическим и юридическим лицам свободные земельные участки в полосе отвода, относящиеся к землям железнодорожного транспорта.
Таким образом и в соответствии со ст. 176 АПК РФ судебные акты подлежат отмене.
Поскольку фактические обстоятельства установлены с достаточной полнотой, судебная коллегия считает необходимым вынести новое решение, которым в удовлетворение иска отказать. Заключая спорный договор, его участники действовали в пределах своей компетенции и в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь ст.ст. 174-177 АПК РФ, суд постановил:
решение от 21.03.2001 г. и постановление от 17.05.2001 г. Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-34465/00-1-357 отменить, в иске отказать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 17 июля 2001 г. N КГ-А40/3629-01
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании