г. Казань |
|
11 марта 2021 г. |
Дело N А06-3923/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 10.03.2021.
Полный текст постановления изготовлен - 11.03.2021.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Карповой В.А., Хайруллиной Ф.В.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Гарифуллиной Л.Р.
при участии представителей:
администрации муниципального образования "Икрянинский район" - Дьячковой А.А., доверенность,
индивидуального предпринимателя Степенова Ф.Н. - Ибрагимовой Л.Д,, доверенность,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Степенова Федора Николаевича
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 07.09.2020 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2020
по делу N А06-3923/2020
по исковому заявлению администрации муниципального образования "Икрянинский район" к индивидуальному предпринимателю Степенову Федору Николаевичу об обязании освободить земельный участок, по встречному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Степенова Федора Николаевича к администрации муниципального образования "Икрянинский район" об обязании заключить договор на размещение нестационарного торгового объекта,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования "Икрянинский район" (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Астраханской области с иском к индивидуальному предпринимателю Степенову Федору Николаевичу (далее - ИП Степенов Ф.Н., предприниматель) об обязании в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу освободить земельный участок, площадью 43 кв. м, расположенный по адресу: Астраханская область, с. Икряное, ул. Зеленая, д. 2д, участок N 3 от самовольно установленного торгового павильона площадью 42 кв. м.
В ходе судебного разбирательства предприниматель обратился с встречным заявлением к администрации об обязании в течение десяти дней с момента вступления в законную силу решения заключить договор на размещение нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: Астраханская область, с. Икряное, ул. Зеленая, д. 2д, участок N 3 без проведения торгов.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 07.09.2020, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2020, требования администрации удовлетворены. В удовлетворении встречных требований предпринимателя отказано.
Предприниматель, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, принять новый судебный акт об отказе в требованиях администрации, удовлетворить встречные требования, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Администрация в отзыве просила в жалобе отказать, полагая судебные акты правильными.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Между администрацией (арендодатель) и Степеновым Н.Ф. (арендатор, отец ответчика) заключен договор аренды земельного участка от 24.12.2008 N 289, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель категории: земли населенных пунктов с кадастровым номером 30:04:010105:631, по адресу: Астраханская область, с. Икряное, ул. Зеленая, д. 2д, участок N 3, для использования в целях: для установки торгового павильона, срок договора с 23.12.2008 по 22.12.2013.
Дополнительным соглашением от 21.04.2014 N 72 к договору аренды срок аренды продлен до 22.12.2023. Пунктом 6.4 данного соглашения стороны предусмотрели, что договор прекращает свое действие в связи со смертью арендатора. Соглашение зарегистрировано в реестре 14.05.2014.
Арендатор Степенов Н.Ф. умер 02.08.2014. В 2017 году запись о договоре аренды исключена из реестра.
По мнению администрации на земельном участке, права на который не оформлены, предприниматель осуществлял деятельность по продаже хозяйственных товаров в торговом павильоне, расположенном по вышеуказанному адресу.
Администрация направила предпринимателю уведомление от 12.03.2019 о проведении внеплановой выездной и документальной проверки соблюдения требований земельного законодательства, в ходе которой выявлены нарушения со стороны предпринимателя, выразившиеся в самовольном занятии земельного участка, в том числе использовании предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
Предписанием от 14.03.2019 предпринимателю указано на необходимость устранения нарушений земельного законодательства Российской Федерации, в соответствии с которым ему необходимо оформить правоустанавливающие документы в соответствии с требованиями закона на земельный участок, либо освободить земельный участок в срок до 10.09.2019. Предписание администрации предпринимателем не исполнено.
Постановлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области от 12.04.2019 предприниматель признан виновным в совершении административного правонарушения, назначено наказание в виде предупреждения.
Полагая отсутствие у предпринимателя правовых оснований для занятия спорного земельного участка и нахождения на данном земельном участке торгового помещения, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Предприниматель, сославшись на эксплуатацию с 2006 года для осуществления предпринимательской деятельности принадлежащего ему на праве собственности торгового павильона, а также ввиду отказа администрации заключить договор на размещение НТО на территории МО "Икрянинский район" без проведения конкурса, обратился с встречным требованием.
Суды двух инстанций, удовлетворяя первоначальный иск и отказывая в удовлетворении встречных исковых требований, исходили из отсутствия оснований для заключения с предпринимателем договора на размещение НТО без конкурса, а также неправомерность нахождения имущества последнего на земельном участке муниципалитета.
Выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, закону не противоречат.
Согласно пункту 1 статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.
В силу статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды заключается на срок, определенный договором.
В данном случае, как установлено судами и не оспаривается сторонами, договор аренды земельного участка прекратил свое действие в связи со смертью 02.08.2014 арендатора Степенова Н.Ф.
В 2017 году запись о регистрации договора аренды из реестра исключена.
В суде кассационной инстанции представитель ответчика подтвердила отсутствие заключенного с администрацией договора аренды спорного земельного участка с ответчиком после августа 2014 года.
В соответствии со статьей 622 Гражданского кодекса Российской Федерации при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
По неоспоренному утверждению администрации, земельный участок предпринимателю в аренду не передавался, ввиду чего, нахождение на указанном земельном участке объекта ответчика, в отсутствии каких-либо правовых оснований, нарушает права администрации, является самовольным.
Пунктом 2 статьи 62 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть понуждено к исполнению обязанности в натуре, а именно: сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений и освобождению земельного участка.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации самовольно занятые земельные участки подлежат возврату их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении законодательства. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии участков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных нарушениях, или за их счет.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства в их совокупности, суды двух инстанций пришли к обоснованному выводу, что правовые основания для использования земельного участка предпринимателем в связи с прекращением договора аренды отсутствовали, и правомерно удовлетворили заявленные администрацией требования.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случаях размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
При этом, закон определяет нестационарный объект как торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение (статья 2 Закона N 381-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов (далее - Правила N 772), согласно пункту 2 которых включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ, схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, органы местного самоуправления вправе определять места для размещения нестационарных торговых объектов в пределах территории муниципального образования независимо от принадлежности земель. При этом владелец нестационарного торгового объекта может быть признан законным землепользователем в случае размещения объекта в месте, определенном органом местного самоуправления.
Пунктом 5.1 постановления администрации от 26.06.2019 N 598 п "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории МО "Икрянинский район", право на размещение НТО приобретается по результатам проведения открытого конкурса на право заключения договора на размещение НТО. До указанной даты схема размещения НТО отсутствовала.
Согласно пункту 5.2 данного постановления право на размещение НТО без проведения конкурса предоставляется: - хозяйствующим субъектам, надлежащим образом исполнявшим свои обязанности по договору (разрешения) на размещение нестационарного торгового объекта несезонного назначения, заключенного до вступления в силу настоящего постановления администрации и срок действия которого истек после принятия проекта решения Совета МО "Икрянинский район" о внесении дополнения в Устав МО "Икрянинский район" в части наделения администрации района полномочиями по разработке и утверждению схемы размещения нестационарных торговых объектов, то есть 05.04.2018, письменно уведомивших об этом уполномоченный орган в течение 2 месяцев с момента вступления в законную силу настоящего постановления администрации, хозяйствующим субъектам, надлежащим образом исполнявшим свои обязанности по договору на размещение нестационарного торгового объекта несезонного назначения, заключенного по результатам проведения открытого конкурса и срок действия которого, письменно уведомивших об этом уполномоченный орган не позднее, чем за 1 месяц до окончания срока действия договора.
Указанные нормы не предусматривают наличие ранее действующего и прекращенного договора аренды земельного участка с целью размещения нестационарного торгового объекта в качестве условия для заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона.
Суды двух инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что какое-либо преимущественное право на заключение договора на размещение НТО без участия в аукционе у предпринимателя отсутствует. Указанный вывод судов кассатором, со ссылкой на конкретные доказательства, имеющиеся в материалах дела, не опровергнут.
Включение места торговли в Схему размещения осуществляется в целях формирования торговой инфраструктуры конкретной территории с учетом мнения населения и соответствующего органа без участия собственников НТО не связано с их волеизъявлением, относится к исключительной компетенции органа власти.
В суде кассационной инстанции представитель кассатора пояснила, что предприниматель обращался в администрацию с заявлением на участие в аукционе по продаже права на размещение НТО на спорном земельном участке. Однако его отозвал. Исходя из требований по встречному иску полагает возможным заключение с ним договора на размещение НТО по указанному адресу без конкурса, что является ошибочным по вышеназванным основаниям.
При таких обстоятельствах суды обосновано отказали предпринимателю в удовлетворении встречных требований.
В кассационной жалобе предприниматель приводит доводы, которым судами двух инстанций дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 07.09.2020 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2020 по делу N А06-3923/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.Ю. Муравьев |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
При этом, закон определяет нестационарный объект как торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение (статья 2 Закона N 381-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов (далее - Правила N 772), согласно пункту 2 которых включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ, схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11 марта 2021 г. N Ф06-795/21 по делу N А06-3923/2020