Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 10 апреля 2001 г. N КА-А41/1512-01
решением от 20.12.2000 г. Арбитражного суда Московской области признано недействительным решение Инспекции МНС РФ по г. Истра N 01-02-3/3861 от 17.04.2000 г., которым ООО "Восход-Плюс" привлечено к ответственности за совершение налоговых правонарушений.
В иске Инспекции МНС РФ по г. Истра о взыскании штрафных санкций отказано.
Обосновывая этот вывод, суд кассационной инстанции указал, что ООО "Восход-Плюс" являлось участником инвестиционной зоны ЗАТО "Восход". Дополнительные налоговые льготы были предоставлены ему и использовались в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах на основании налогового соглашения о предоставлении налоговых льгот N 9/1 от 14.03.98 г., заключенного между ООО "Восход-Плюс", Советом депутатов ЗАТО поселка Восход и администрацией ЗАТО поселка Восход, поэтому оснований для доначисления налогов, применения санкций и их взыскания у налоговой инспекции не было.
В кассационной жалобе Инспекция МНС РФ по г. Истра просит об отмене решения суда, указывая, что оно вынесено с нарушением закона.
Выслушав представителя заявителя, поддержавшего доводы жалобы, представителей ООО "Восход-Плюс", возражавших против ее удовлетворения, кассационная инстанция приходит к следующему.
В соответствии со ст.ст. 71 и 76 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития и по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ.
Статьей 10 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" предусмотрено, что льготы по налогам устанавливаются в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.
В период заключения налогового соглашения действовал Закон Российской Федерации "Об инвестиционном налоговом кредите", согласно ст. 12 которого местные Советы народных депутатов могли предоставлять на основе налоговых соглашений в пределах сумм, зачисляемых в их бюджеты, предприятиям любых форм собственности целевые налоговые льготы в случае выполнения ими заказов по социально-экономическому развитию территорий.
В соответствии со ст. 5 Закона РФ "О закрытом административно-территориальном образовании" (в редакции 31.07.1998 г.) все налоги и другие поступления с территории ЗАТО зачисляются в доход бюджета ЗАТО. При этом органам государственной власти административно-территориальных образований предоставлено право предоставлять дополнительные льготы по налогообложению в пределах сумм налогов, зачисляемых в соответствии с законодательством РФ в их бюджеты в порядке, установленном Правительством РФ.
Как установлено судом, ООО "Восход-Плюс" пользовалось дополнительными налоговыми льготами, предоставленными ему уполномоченным на то органом в порядке и на условиях, определяемых названными законодательными актами.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит, что в части признания недействительным оспариваемого решения налоговой инспекции о наложении на ООО "Восход-Плюс" налоговых санкций по п.1 ст. 122 НК РФ и п.3 ст. 120 НК РФ оснований для отмены и изменения решения суда не имеется, поскольку налоговой инспекцией, в нарушение п.6 ст. 108 НК РФ, не доказана вина ООО "Восход-Плюс" в неправомерном использовании дополнительных льгот по спорным налогам, предоставленных обществу органом местного самоуправления ЗАТО в пределах его полномочий, закрепленных в федеральном законодательстве.
В части взыскания налогов решение суда подлежит отмене как принятое с нарушением норм материального и процессуального права.
Согласно доводам налоговой инспекции в соответствии с Законом "О ЗАТО" предоставление льготы должно производиться в порядке, установленном Правительством РФ.
Такой порядок установлен утвержденными постановлением Правительства РФ N 595 от 15.06.98 Правилами предоставления органами местного самоуправления дополнительных льгот по налогам и сборам юридическим лицам, зарегистрированным в качестве налогоплательщиков в налоговых органах закрытых административно-территориальных образований.
В соответствии с п.2 названных Правил... органы местного самоуправления ЗАТО не вправе предоставлять юридическим лицам, зарегистрированным в качестве налогоплательщиков на территории ЗАТО, дополнительные налоговые льготы по налогу на добавленную стоимость, акцизам, а также налогам и сборам, зачисляемым в целевые бюджетные фонды.
Данные обстоятельства не были учтены судом при принятии решения о признании неправомерным доначисления налоговым органом недоимок по названным налогам.
Кроме того, при проверке соответствия деятельности ООО "Восход-Плюс" критериям, установленным Законом РФ от 02.04.99 N 67-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ "О закрытых административно-территориальных образованиях", установлено, что согласно вышеуказанному закону право на получение льгот имеют организации, зарегистрированные в качестве налогоплательщиков в налоговых органах ЗАТО при условии наличия не менее 90% основных средств на территории ЗАТО, осуществлении не менее 70% своей деятельности на территории ЗАТО.
Налоговой инспекцией было установлено, что деятельность ООО "Восход-Плюс" не отвечала двум основным критериям, установленным законом.
Суд же, отклоняя данный довод как необоснованный, ограничился лишь общей ссылкой на некие документы и расчеты, его опровергающие. Указание на конкретные доказательства и мотивированная их оценка в судебном акте отсутствуют.
При таких обстоятельствах решение суда в части признания недействительным решения Инспекции, касающейся взыскания налоговых платежей и пени по ним, не может быть признано законным и обоснованным, а потому в этой части подлежит отмене с передачей дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду, с учетом вышеизложенного, необходимо обязать стороны произвести сверку расчетов с целью определения подлежащих уплате налогоплательщиком сумм налогов (НДС, налогов и сборов, зачисляемых в целевые дорожные фонды), а также пени по ним.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 177 АПК РФ, суд постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 20.12.2000 г. в части признания недействительными решения Инспекции МНС по г. Истра N 01-02-3/3861 от 14.04.2000 о взыскании налогов отменить, дело в этой части передать на новое рассмотрение в I инстанцию того же суда.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 10 апреля 2001 г. N КА-А41/1512-01
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании