г. Казань |
|
23 марта 2021 г. |
Дело N А65-17624/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 марта 2021 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Ананьева Р.В., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан - Сунгатуллина Р.И., доверенность от 22.12.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.10.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2020
по делу N А65-17624/2020
по исковому заявлению Исполнительного комитета муниципального образования города Казани к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (ОГРН 1091690058107) о возложении обязанности снять земельный участок с государственного кадастрового учета, с участием в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - садоводческого некоммерческого товарищества "Бугорок",
УСТАНОВИЛ:
Исполнительный комитет муниципального образования города Казани (далее - истец, Исполком) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - ответчик, Управление Росреестра по Республике Татарстан, регистрирующий орган) о возложении обязанности на Управление Росреестра по Республике Татарстан снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 16:16:215101:1101, из категории земель - земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования - ведение садоводства, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, СНТ "Бугорок", участок 31а, площадь 305 кв.м.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено садоводческое некоммерческое товарищество "Бугорок".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.10.2020, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2020, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с судебными актами, Управление Росреестра по Республике Татарстан обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит названные судебные акты отменить, как принятые с нарушением норм действующего законодательства.
Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ.
В судебном заседании представитель регистрирующего органа возражал на доводы, изложенные заявителем в кассационной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, выслушав представителя Управления Росреестра по Республике Татарстан, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 18.05.2018 постановлением Исполнительного комитета города Казани N 2463 "Об утверждении схемы расположения земельного участка N 31а в Садовом некоммерческом товариществе "Бугорок" на кадастровом плане территорий" утверждена схема расположения земельного участка N 31а площадью 305 кв.м., образуемого из земель, находящихся в государственной собственности, относящегося к категории земель населенных пунктов, в садоводческом некоммерческом товариществе "Бугорок" на кадастровом плане территорий.
22.06.2018 земельный участок площадью 305 кв.м. поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 16:16:215101:1101, по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, СНТ "Бугорок", участок 31а, из категории земель - земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования - ведение садоводства, имеет статус "учтенный ("актуальный").
В последующем, постановлением Исполнительного комитета города Казани от 25.12.2018 N 6477 постановление Исполнительного комитета города Казани от 18.05.2018 N 2463 признано утратившим силу на основании пункта 1 статьи 11.9, части 2 пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьи 60 Градостроительного устава города Казани.
Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани, полагая, что спорный земельный участок сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет с нарушением требований действующего законодательства, 06.02.2020 обратился в Управление Росреестра по Республике Татарстан с заявлением N 1613/КЗИО-ИСХ о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 16:16:215101:1101.
Решением от 18.02.2020 регистрирующий орган отказал заявителю в снятии с государственного кадастрового учета спорного земельного участка в связи с тем, что нормами закона о регистрации на день рассмотрения заявления снятие объектов недвижимости с государственного кадастрового учета предусмотрено в случае преобразования, прекращения существования объекта капитального строительства и соответствии с частью 3 статьи 70 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закона о регистрации) (учтенных до 01 марта 2008 года земельных участках, в случае, если сведения о правообладателях земельных участков отсутствует в ЕГРН).
Исполком, полагая, что формирование земельного участка с кадастровым номером 16:16:215101:1101 было осуществлено с нарушением требований действующего законодательства, в частности, с нарушением требований Закона о регистрации, Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", статей 60 Градостроительного устава города Казани о минимальном размере, и указанный земельный участок не может быть предметом гражданского оборота как самостоятельный объект недвижимости, постановление Исполнительного комитета города Казани от 18.05.2018 N 2463 утвердившее схему расположения земельного участка N 31а на кадастровом плане территорий, послужившее основанием для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет, отменено, обратился в районный суд города Казани с настоящим заявлением.
Вступившим в законную силу определением Приволжского районного суда города Казани от 30.06.2020 дело N 2-3391/2020 исковое заявление Исполкома передано по подсудности в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Возможность обжалования заинтересованным лицом в суд отказа в осуществлении кадастрового учета прямо закреплена в части 12 статьи 29 Закона о регистрации.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ, а также разъяснений, содержащихся в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Положениями части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрена обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу статьи 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом о регистрации.
Как следует из положений Закона о регистрации, снятию с кадастрового учета могут подлежать: земельные участки, которые являются преобразуемыми (пункт 33 части 1 статьи 26); земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (пункты 14, 15 статьи 41); ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (пункт 3 статьи 70); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (часть 7 статьи 72).
Судами установлено, что поскольку земельный участок с кадастровым номером 16:16:215101:1101 образован из земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, сведения об основных характеристиках земельного участка носят статус "учтенный" ("актуальные") и поставлен на учет 22.06.2018 и не является преобразуемым, регистрирующим органом принято решение об отказе в регистрационных действиях по снятию спорного земельного участка с государственного кадастрового учета ввиду того, что снять с государственного кадастрового учета вышеуказанный земельный участок в силу закона не представляется возможным.
В обоснование заявления Исполком указал, что спорный земельный участок образован и поставлен на государственный кадастровый учет с нарушением требований действующего законодательства, на основании признанного утратившим силу Постановления Исполкома от 18.05.2018 N 2463 "Об утверждении схемы расположения земельного участка N 31а в СНТ "Бугорок" на кадастровом плане территории".
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 7 Закона о регистрации Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит в том числе из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости).
На основании пункта 3 части 1 статьи 29 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Формальный подход, мотивированный отсутствием оснований для снятия с государственного кадастрового учета объекта, ранее поставленного на учет, без должной правовой экспертизы и проверки принципиальной возможности постановки объекта на учет нарушает принцип достоверности сведений ЕГРН и не может в связи с этим быть признан обоснованным.
Согласно статьей 6 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), когда отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения. При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости.
Отсутствие установленного законом порядка снятия с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков не должно препятствовать участникам гражданского оборота в реализации их законных прав на принадлежащие им земельные участки. В данном случае существует законодательный пробел, который при отсутствии прямого запрета, а также иных способов разрешения указанной ситуации с помощью норм, предусматривающих порядок снятия земельного участка с кадастрового учета, не может являться препятствием для реализации принадлежащего права на распоряжение заявленными участками (пункт 2 статьи 36 Конституции Российской Федерации).
Разрешая спор, суды установили, что основанием для постановки на государственный кадастровый учет спорного земельного участка с кадастровым номером 16:16:215101:1101 явилось постановление от 18.05.2018 N 2463 "Об утверждении схемы расположения земельного участка N31а в СНТ "Бугорок" на кадастровом плане территории", которое в последующем было признано утратившим силу на основании Постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 25.12.2018 N 6477.
Основанием для признания утратившим силу постановления Исполкома от 18.05.2018 N 2463 явилось следующее.
Процедура образования земельных участков урегулирована в главе I ЗК РФ.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, за исключением предусмотренных данной нормой права случаев, к числу которых рассматриваемый спор не относится.
В силу требований статьи 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами (пункт 1); не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости (пункт 4); не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием (пункт 5); образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (пункт 6).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь.
По смыслу приведенных положений действующего законодательства образование земельного участка из земель государственной или муниципальной собственности допускается в соответствии с решением уполномоченного органа при отсутствии установленных законом препятствий (ограничений). При этом формирование вновь образуемых участков, в том числе определение их границ и площади, должно осуществляться с учетом требований градостроительного регулирования в пределах существующих норм отвода.
Правила землепользования и застройки утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (пункт 8 статьи 1, пункт 3 части 1 статьи 8 ГрК РФ).
Согласно статье 60. Виды разрешенного использования недвижимости, предельные значения параметров земельных участков и разрешенного строительства в различных зонах Градостроительного устава города Казани, утвержденного решением Казанского Совета народных депутатов от 22.04.2004 N 51-19, минимальный размер земельного участка для ведения садоводства составляет 400 кв.м.
Между тем, судами установлено, что земельный участок с кадастровым номером 16:16:215101:1101 из категории земель - земли населенных пунктов с разрешенным видом использования - для ведения садоводства сформирован и поставлен на кадастровый учет 22.06.2018 общей площадью 305 кв.м.
В связи указанным, судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций о том, что при подготовке схемы не учтены требования градостроительной документации - Градостроительного устава города Казани - о минимальных размерах земельных участков соответствующих территориальных зон с учетом видов разрешенного использования.
Учитывая вышеизложенное, суды правомерно пришли к выводу, что спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет с нарушением требований о минимальном размере земельного участка для ведения садоводства, установленном статьей 60 Градостроительного устава города Казани и не может являться предметом гражданского оборота как самостоятельный объект недвижимости; государственный кадастровый учет спорного земельного участка нарушает права Исполкома по формированию в соответствии с действующим законодательством и последующему предоставлению земельного участка из земель неразграниченной государственной собственности (статьи 3.3. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", часть 2 статьи 40 Устава муниципального образования города Казани).
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды обоснованно удовлетворили исковые требования.
Вопреки доводам кассационной жалобы суды, руководствуясь положениями действующего земельного и градостроительного законодательства, обоснованно указали на отсутствие у администрации законных оснований для утверждения схемы расположения спорного земельного участка указанной площади и постановки его на кадастровый учет.
Ссылка заявителя жалобы на судебную практику по делу N А65-31624/2019 не может быть принята во внимание, поскольку при рассмотрении указанного дела установлены иные фактические обстоятельства.
Доводы заявителя кассационной жалобы, основанные на новых доказательствах - сведениях о предполагаемом нахождении на указанном земельном участке строения, не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, полномочий для которой у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 АПК РФ, им дана надлежащая правовая оценка согласно статье 71 АПК РФ.
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 АПК РФ, как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 13031/12, а также в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2016 N 308-ЭС16-4570, от 16.02.2017 N 307-ЭС16-8149.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.10.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2020 по делу N А65-17624/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Ф.В. Хайруллина |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В связи указанным, судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций о том, что при подготовке схемы не учтены требования градостроительной документации - Градостроительного устава города Казани - о минимальных размерах земельных участков соответствующих территориальных зон с учетом видов разрешенного использования.
Учитывая вышеизложенное, суды правомерно пришли к выводу, что спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет с нарушением требований о минимальном размере земельного участка для ведения садоводства, установленном статьей 60 Градостроительного устава города Казани и не может являться предметом гражданского оборота как самостоятельный объект недвижимости; государственный кадастровый учет спорного земельного участка нарушает права Исполкома по формированию в соответствии с действующим законодательством и последующему предоставлению земельного участка из земель неразграниченной государственной собственности (статьи 3.3. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", часть 2 статьи 40 Устава муниципального образования города Казани).
...
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 АПК РФ, как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 13031/12, а также в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2016 N 308-ЭС16-4570, от 16.02.2017 N 307-ЭС16-8149."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 23 марта 2021 г. N Ф06-1851/21 по делу N А65-17624/2020