г. Казань |
|
29 марта 2021 г. |
Дело N А55-36559/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 марта 2021 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Вильданова Р.А.,
судей Гильмановой Э.Г., Сабирова М.М.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Предприятие тепловых сетей"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 0.07.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2020
по делу N А55-36559/2019
по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Исхакова Дамира Нафисовича к администрации городского округа Самара к акционерному обществу "Предприятие тепловых сетей" о взыскании 75 407 руб. 40 коп,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Исхаков Д.Н. (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Самарской области с иском к администрации городского округа Самара (первый ответчик), открытому акционерному обществу "Предприятие тепловых сетей" (второй ответчик), в котором просил взыскать с отвечиков стоимость восстановительного ремонта транспортного средства без учета износа в размере 71 907 руб. 40 коп., стоимость услуг по проведению независимой экспертизы в размере 3500 руб., судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 3 066 руб., расходов по оплате услуг автосервиса на сумму 750 руб., почтовые расходы на общую сумму 200 руб., расходы по отправке телеграммы о проведении независимой экспертизы (оценки) 289 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 02.07.2020, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2020, исковые требования удовлетворены. Испрашиваемые расходы взысканы с ОАО "Предприятие тепловых сетей". В иске к администрации отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ОАО "Предприятие тепловых сетей" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование жалобы заявитель указал, что в период произошедшего ДТП (15.01.2020) земляные работы со стороны АО "Предприятие тепловых сетей" были выполнены, предъявлены и закрыты по временной схеме в Департамент городского хозяйства и экологии администрации г.о. Самара, поэтому считает, что ответственным лицом по мониторингу, контролю за состоянием дорожного полотна на период совершения ДТП и, следовательно, ответственным за причинение убытков является администрация г.о. Самара.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, суд округа приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, 15.01.2019 в 18:05 Подабаев В.В., передвигаясь на автомобиле ХЕНДЭ СОЛЯРИС, государственный номерной знак Х923АС163, по городу Самара, напротив дома N 131 по ул. Черемшанская совершил наезд на выбоину в дорожном покрытии, при этом предупреждающих знаков о наличии неровностей на дороге и ограждений данной выбоины установлено не было. В результате дорожно-транспортного происшествия автомобиль получил механические повреждения, а владелец транспортного средства - убытки. Согласно имеющимся в материалах дела документам ДТП произошло по причинам и обстоятельствам, не зависящим от действий водителя. В данном случае автомобиль совершил наезд на дефект дорожного покрытия - яму. Дефект дорожного покрытия (яма), послуживший причиной повреждения указанного транспортного средства, располагался на улице Черемшанская. В сложившейся дорожно-транспортной ситуации действия водителя не противоречили требованиям ПДД, выбоина не была огорожена, а также не были выставлены предупреждающие знаки на участке образования ямы. Согласно материалам по факту ДТП, водитель совершил наезд на выбоину, глубина которой составляла 25 см.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами по факту ДТП: протоколом об административном правонарушении; фотоматериалами места и схемы ДТП.
16 мая 2019 Подобаев В.В. (Цедент) и ИП Исхаков Д.Н. (Цессионарий) заключили договор уступки права требования (Цессии) N 39453, согласно которому Цедент на основании статей 382-390 Гражданского кодекса Российской Федерации уступает Цессионарию право требования денежных средств в размере возмещения ущерба и убытков, возникших вследствие причинения механических повреждений автомобилю Цедента марки ХЕНДЭ СОЛЯРИС государственный номерной знак Х923АС163.
В соответствии с п. 1.2 договора цессии N 39453 от 16.05.2019 основанием возникновения уступаемого права (требования) является причинение вреда имуществу Цедента в результате ДТП.
С целью реализации полученного на основании Договора (цессии) N 39453 от 16.05.2019 права (требования) истец обратился к независимому оценщику, согласно заключению стоимость восстановительного ремонта транспортного средства без учета износа составила 71 907 руб. 40 коп.
Стоимость по оценке составила 3 500 руб.
На основании упомянутого договора Цессии истец обратился к ответчику с Претензией о возмещении ущерба, которая оставлена без удовлетворения.
Разрешая спор, и удовлетворяя исковые требования, взыскивая убытки с ОАО "Предприятие тепловых сетей", суды руководствовались положениями статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 N 196-ФЗ, Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности", и исходили из следующего.
Согласно стандартам, строительным нормам, правилам, предусмотренным ГОСТом Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" и СНиПом 3.06.03-85 "Автомобильные дороги", предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см, а сроки ликвидации таких повреждений не более 5 суток.
В соответствии с представленным в материалы дела актом, составленным сотрудником ГИБДД, глубина выбоины, в которую попал автомобиль, превосходила допустимые ГОСТом параметры, что исключает безопасное движение транспорта при таких условиях.
Исходя из изложенного, суды пришли к выводу о том, что технические повреждения транспортному средству причинены в результате ненадлежащего состояния проезжей части, имеющей выбоины, превышающие предельные размеры, установленные государственным стандартом.
Содержание дорог общего пользования муниципального образования относят к вопросам местного значения, которые должны обеспечиваться уполномоченными органами местного самоуправления.
Вместе с тем, Согласно пункту 42 главы 24 раздела 7 Правил благоустройства территории городского округа Самара и территорий внутригородских районов городского округа Самара, утвержденных Постановлением Главы городского округа Самара от 10.06.2008 N 404 владельцы подземных инженерных сетей (организации, эксплуатирующие сети) несут ответственность за их техническое состояние (действующих на момент ДТП).
На территории городского округа на момент ДТП действовали Правила благоустройства, обеспечении чистоты и порядка на территории городского округа Самара и внутригородских районов городского округа Самара, утвержденные Постановлением Главы городского округа Самара от 10.06.2008 N 404 в целях обеспечения благоустройства территории городского округа Самара, территорий внутригородских районов городского округа Самара, организации постоянного и эффективного контроля за их содержанием, соблюдением чистоты и порядка на указанных территориях.
Разделом 7 Правил предусмотрен порядок проведения земляных работ при строительстве, ремонте, реконструкции коммуникаций на территории городского округа, территориях внутригородских районов городского округа (далее - Порядок).
При производстве работ в зоне существующей застройки на проезжих частях дорог, тротуарах, остановках общественного транспорта должны обеспечиваться: безопасность движения пешеходов и транспорта, подъезды и подходы ко всем предприятиям, учреждениям и организациям, надлежащее состояние прилегающей территории в соответствии с существующими санитарными нормами и правилами.
Ответственность за безопасность движения и выполнение установленных условий в соответствии с действующим законодательством несет должностное лицо, указанное в разрешении на производство работ.
При производстве работ на проезжих частях дорог, требующих закрытия движения или ограничения проезда, устанавливаются дорожные знаки согласно схеме организации дорожного движения, утвержденной ОГИБДД УМВД России по городу Самаре.
Дорожные знаки должны соответствовать ГОСТ Р 52290-2004 и ясно обозначать направление объезда. С наступлением сумерек место производства работ освещается.
Использование знаков собственного изготовления произвольной формы, размеров и цветовой окраски, с искаженными символами запрещается.
На месте вскрытия должны быть установлены ограждения.
Ограждения мест производства работ могут быть сняты только после полного восстановления разрушенных объектов благоустройства.
В соответствии с п. 36 Главы 24 Правил в период с 1 ноября по 15 апреля восстановление нарушенных объектов благоустройства после производства земляных работ осуществляется по временной схеме.
Продолжительность этого периода может быть изменена в зависимости от погодных условий в соответствии со СНиП 3.06.03-85, согласно п. 10.16 которых покрытия и основания из асфальтобетонных смесей следует устраивать в сухую погоду.
Укладку горячих и холодных смесей следует производить весной и летом при температуре окружающего воздуха не ниже 5 °С, осенью - не ниже 10 °С; теплых смесей - при температуре не ниже минус 10 °С.
При восстановлении нарушенных объектов благоустройства по временной схеме должны быть выполнены следующие условия: траншеи и котлованы на асфальтовых покрытиях заделываются одним слоем толщиной не менее 5 см либо мелкозернистого асфальтобетона, либо литого асфальтобетона; При восстановлении благоустройства после 15 апреля траншеи и котлованы в обязательном порядке очищаются от песка, грунта, щебня, уложенных в осенне-зимний период при восстановлении благоустройства по временной схеме.
Благоустройство на всех вскрытиях, произведенных в осенне-зимний период, должно быть восстановлено в полном объеме в срок до 31 мая.
С учетом погодных условий срок восстановления благоустройства может быть изменен.
Провалы, просадки грунта, дорожного или иного покрытия, появившиеся как над подземными коммуникациями, так и в других местах, где не проводились ремонтно-восстановительные работы, но в их результате появившиеся в течение срока действия гарантийных обязательств на автомобильную дорогу и (или) иные объекты благоустройства, но не менее 2 лет после проведения ремонтно-восстановительных работ, устраняются организациями, получившими разрешение на производство работ (пункт 37 Главы 24 Правил).
Владельцы подземных инженерных сетей (организации, эксплуатирующие сети) несут ответственность за их техническое состояние, а также за техническое состояние дорожных и тротуарных покрытий, объектов благоустройства в охранных зонах своих подземных инженерных сетей в течение всего периода их эксплуатации.
Как следует из материалов дела, в период с 26.12.2018 по 02.01.2019 вторым ответчиком - АО "Предприятие тепловых сетей" напротив дома N 131 по ул. Черемшанская осуществлялись ремонтно-восстановительные работы по ликвидации аварии на теплотрассе с разрытием траншеи на основании разрешения на осуществление земляных работ от 25.12.2018.
Ответчик также ссылается на пункт Правил, указывает, что выполнил такое восстановление дорожного покрытия по временной схеме.
При этом не оспаривает, что непосредственного муниципальными службами восстановленное благоустройство принято лишь 31.05.2019. При этом после восстановления дорожного покрытия по временной схеме заказчиком производства земляных работ и Департаментом городского хозяйства и экологии администрации городского округа Самара подписывается акт восстановления благоустройства по временной схеме.
Такой акт не подписан. Кроме того, провалы, просадки грунта, дорожного или иного покрытия, появившиеся как над подземными коммуникациями, так и в других местах, где не проводились ремонтно-восстановительные работы, но появившиеся в их результате в течение 2-х лет после проведения ремонтно-восстановительных работ, устраняются заказчиком производства земляных работ.
При изложенных обстоятельствах суды пришли к выводу о том, что именно владелец инженерных сетей, проводивший земляные работы и не восстановивший дорожное покрытие до состояния обеспечения безопасности движения, является лицом, ответственным за причинение вреда в ходе просадки такого покрытия, и надлежащим ответчиком по делу, при этом факт причинения ущерба и его размер подтвержден надлежащими письменными доказательствами, причинно-следственная связь между бездействиями и причиненным истцу ущербом также доказана, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению за счет открытого акционерного общества "Предприятие тепловых сетей".
Суд кассационной инстанции считает указанные выводы судов не противоречащими фактическим обстоятельствам дела и примененным нормам права.
Доводам, изложенным в кассационной жалобе, была дана надлежащая правовая оценка, они не свидетельствуют о нарушении судами норм права, и не опровергают выводов судов, а выражают лишь несогласие с оценкой доказательств, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Нарушений судами положений части 4 статьи 288 АПК РФ, при наличии которых судебные акты подлежат безусловной отмене, судом кассационной инстанции не выявлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 0.07.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2020 по делу N А55-36559/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Р.А. Вильданов |
Судьи |
Э.Г. Гильманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из материалов дела, 15.01.2019 в 18:05 Подабаев В.В., передвигаясь на автомобиле ХЕНДЭ СОЛЯРИС, государственный номерной знак Х923АС163, по городу Самара, напротив дома N 131 по ул. Черемшанская совершил наезд на выбоину в дорожном покрытии, при этом предупреждающих знаков о наличии неровностей на дороге и ограждений данной выбоины установлено не было. В результате дорожно-транспортного происшествия автомобиль получил механические повреждения, а владелец транспортного средства - убытки. Согласно имеющимся в материалах дела документам ДТП произошло по причинам и обстоятельствам, не зависящим от действий водителя. В данном случае автомобиль совершил наезд на дефект дорожного покрытия - яму. Дефект дорожного покрытия (яма), послуживший причиной повреждения указанного транспортного средства, располагался на улице Черемшанская. В сложившейся дорожно-транспортной ситуации действия водителя не противоречили требованиям ПДД, выбоина не была огорожена, а также не были выставлены предупреждающие знаки на участке образования ямы. Согласно материалам по факту ДТП, водитель совершил наезд на выбоину, глубина которой составляла 25 см.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами по факту ДТП: протоколом об административном правонарушении; фотоматериалами места и схемы ДТП.
16 мая 2019 Подобаев В.В. (Цедент) и ИП Исхаков Д.Н. (Цессионарий) заключили договор уступки права требования (Цессии) N 39453, согласно которому Цедент на основании статей 382-390 Гражданского кодекса Российской Федерации уступает Цессионарию право требования денежных средств в размере возмещения ущерба и убытков, возникших вследствие причинения механических повреждений автомобилю Цедента марки ХЕНДЭ СОЛЯРИС государственный номерной знак Х923АС163.
...
Разрешая спор, и удовлетворяя исковые требования, взыскивая убытки с ОАО "Предприятие тепловых сетей", суды руководствовались положениями статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 N 196-ФЗ, Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности", и исходили из следующего.
...
Дорожные знаки должны соответствовать ГОСТ Р 52290-2004 и ясно обозначать направление объезда. С наступлением сумерек место производства работ освещается."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29 марта 2021 г. N Ф06-1911/21 по делу N А55-36559/2019