г. Казань |
|
12 мая 2021 г. |
Дело N А65-23401/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 мая 2021 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Мосунова С.В., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
заявителя - Шарафеевой Э.Ф., доверенность от 12.02.2021,
ответчика - Садыковой А.Р., доверенность от 08.12.2020,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного автономного учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N 18"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.12.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2021
по делу N А65-23401/2020
по заявлению Государственного автономного учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N 18", г. Казань, к Государственному учреждению "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Татарстан", г. Казань о признании недействительным решения от 27.08.2020 N 03-01/05397 и акта проверки от 21.08.2020 в части требования о восстановлении использованные не по целевому назначению средства в сумме 140 000 рублей и уплате штрафа от суммы нецелевого использования средств ОМС в размере 14 000 рублей, в части выявленных нарушений при заключении контрактов на поставку медикаментов с государственным унитарным предприятием "Таттехмедфарм", о взыскании государственной пошлины в размере 3000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Государственное автономное учреждение здравоохранения "Городская поликлиника N 18" (далее - учреждение здравоохранения) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Государственному учреждению "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Татарстан" (далее - фонд) о признании недействительным решения от 27.08.2020 N 03-01/05397 и акта проверки от 21.08.2020 в части требования о восстановлении использованных не по целевому назначению средств в сумме 140 000 рублей и уплате штрафа от суммы нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) в размере 14 000 рублей, в части выявленных нарушений при заключении контрактов на поставку медикаментов с государственным унитарным предприятием "Таттехмедфарм", о взыскании государственной пошлины в размере 3000 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.12.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение здравоохранения просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправомерность выводов судов, заявленные требования удовлетворить.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Заявитель является медицинской организацией, осуществляющей медицинскую деятельность и включенной в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования.
Фондом проведена проверка целевого использования заявителем средств ОМС за период с 01.01.2018 по 30.06.2020, о чем составлен акт проверки от 21.08.2020.
В ходе проверки установлено нецелевое использование средств ОМС в части оплаты услуг на определение маркеров возбудителей клещевого боррелиоза и клещевого энцефалита (лабораторные исследования инфицированности клещей) в 2019 году на общую сумму 140 000 рублей. Фонд исходил из того, что оплата лабораторных исследований инфицированности клещей за счет средств ОМС не осуществляется.
Фондом принято решение от 27.08.2020 N 03-01/05397, которым заявителю вменено восстановить использованные не по целевому назначению средства и уплатить штраф от суммы нецелевого использования средств ОМС в течение 10 рабочих дней со дня получения настоящего решения.
Не согласившись решением фонда и актом проверки в обжалуемой части, учреждение здравоохранения обратилось в арбитражный суд.
На основании пункта 5 части 2 статьи 20 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Согласно части 2 статьи 35 Закона N 326-ФЗ базовая программа обязательного медицинского страхования определяет виды медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи.
Базовая программа обязательного медицинского страхования устанавливает требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования (часть 9 статья 35 Закона N 326-ФЗ).
Территориальная программа обязательного медицинского страхования - составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.
Территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования (часть 1 статья 36 Закона N 326-ФЗ).
Одним из принципов осуществления обязательного медицинского страхования являются обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования.
В целях предоставления равных условий в получении бесплатной медицинской помощи в рамках программы обязательного медицинского страхования в Республике Татарстан между министерством здравоохранения Республики Татарстан, фондом, Татарстанской организацией профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации, обществом с ограниченной ответственностью "Страховое медицинское общество "Спасение" и некоммерческим партнерством "Ассоциация медицинских работников Республики Татарстан" 12.01.2019 заключено тарифное соглашение об оплате медицинской помощи по Территориальной программе обязательного медицинского страхования Республики Татарстан на 2019 год (далее - Тарифное соглашение на 2019 год).
Приложением N 1 к Тарифному соглашению на 2019 год утверждена структура тарифов на оплату медицинской помощи по Территориальной программе ОМС.
В абзаце 1 пункта 11 раздела II, абзаце 11 пункта 1.3 Приложения 3 к Способам оплаты медицинской помощи, оказываемой гражданам в рамках Территориальной программы ОМС Республики Татарстан Приложения 1 к Тарифному соглашению на 2019 год в тарифы посещений в неотложной форме "Первичное посещение врача-хирурга, врача-травматолога, в приемное (приемно-диагностическое) отделение стационара с направлением клеща на исследование включены расходы на проведение лабораторных исследований инфицированности клеща (клещевой энцефалит и боррелиоз).
Согласно строке 74 Таблицы 2 Приложения 4 к Тарифному соглашению на 2019 год стоимость тарифа на "Первичное посещение с целью профилактики клещевого энцефалита с направлением клеща на исследование" составляет 1527 рублей 74 копейки.
Между заявителем (заказчик) и Федеральным бюджетным учреждением здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан" (исполнитель) заключены договора возмездного оказания услуг от 01.03.2019 N 105, от 14.10.2019 N 846 и N 861 на определение маркеров возбудителей клещевого энцефалита и боррелиоза. По оказанным услугам (акты об оказании услуг) заказчиком произведена оплата исполнителю денежных средств на общую сумму 140 000 рублей за счет средств ОМС.
Вместе с тем, как следует из материалов дела и установлено судами, пунктом 1.1. Дополнительного соглашения от 11.03.2019 к Тарифному соглашению на 2019 год (далее - Дополнительное соглашение от 11.03.2019) абзац 1 пункта 11 раздела II Тарифного соглашения на 2019 год исключен.
Пунктом 3 Дополнительного соглашения от 11.03.2019 строка 74 Таблицы 2 Приложения 4 к Тарифному соглашению на 2019 год изложена в редакции - "Первичное посещение с целью профилактики клещевого энцефалита", стоимость тарифа 1527 рублей 74 копеек.
Пунктом 6 Дополнительного соглашения от 11.03.2019 в абзаце 11 пункта 1.3. приложения 3 к Способам оплаты медицинской помощи, оказываемой гражданам в рамках Территориальной программы ОМС Республики Татарстан, слова "с направлением клеща на исследование" также исключены.
Дополнительное соглашение от 11.03.2019 распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января по 31 декабря 2019 года.
Таким образом, как правильно отметили суды, в структуру тарифа на оплату медицинской помощи "Первичное посещение с целью профилактики клещевого энцефалита" расходы на проведение лабораторных исследований инфицированости клеща не входят. Соответственно, лабораторные исследования инфицированности клещей осуществляются за счет иных источников финансирования и не могут быть оплачены за счет средств ОМС. При этом Дополнительным соглашением от 11.03.2019 тариф первичного посещения с целью профилактики клещевого энцефалита в размере 1527 рублей 74 копеек не изменился.
Согласно статье 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации под нецелевым использованием средств бюджетов внебюджетных фондов понимается направление и использование данных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением бюджетных ассигнований, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
В соответствии с пунктом 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
За использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки (часть 9 статья 39 Закона N 326-ФЗ).
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами судов о нецелевом использовании заявителем денежных средств ОМС в размере 140 000 рублей и, соответственно, правомерности начисления штрафа в сумме 14 000 рублей.
Что касается доводов подателя жалобы о превышении фондом своих полномочий (замечания при заключении контрактов на поставку медикаментов с государственным унитарным предприятием "Таттехмедфарм", изложенные в описательной части акта проверки), то, как отметили суды они имеют констатирующий, а не властный (обязывающий) характер, не содержат властно распорядительных предписаний, распоряжений, нарушающие права и охраняемые законом интересы учреждения.
Суд кассационной инстанции считает, что дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, в связи с чем оснований для удовлетворения жалобы и отмены принятых судебных актов не имеется. Доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверены судом кассационной инстанции в полном объеме, они не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права и подлежат отклонению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.12.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2021 по делу N А65-23401/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Ф. Хабибуллин |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования (часть 1 статья 36 Закона N 326-ФЗ).
...
В соответствии с пунктом 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
За использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки (часть 9 статья 39 Закона N 326-ФЗ)."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12 мая 2021 г. N Ф06-3947/21 по делу N А65-23401/2020