г. Самара |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 12 мая 2021 г. N Ф06-3947/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
15 февраля 2021 г. |
Дело N А65-23401/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 08 февраля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 15 февраля 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Сергеевой Н.В., Корастелева В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чивильгиной К.С.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе Государственного автономного учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N18"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16 декабря 2020 года по делу N А65-23401/2020 (судья Минапов А.Р.),
по заявлению Государственного автономного учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N 18", г.Казань (ОГРН 1031628200724, ИНН 1659013349),
к Государственному учреждению "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Татарстан", г.Казань (ОГРН 1021602860300, ИНН 1653006786),
о признании недействительным решения от 27.08.2020 г. N 03-01/05397 и акта проверки от 21.08.2020 г. в части требования о восстановлении использованные не по целевому назначению средства в сумме 140 000 руб. и уплате штрафа от суммы нецелевого использования средств ОМС в размере 14 000 руб., в части выявленных нарушений при заключении контрактов на поставку медикаментов с ГУП "Таттехмедфарм", о взыскании государственной пошлины в размере 3000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное автономное учреждение здравоохранения "Городская поликлиника N 18" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к Государственному учреждению "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Татарстан" (далее - ответчик), о признании недействительным решения от 27.08.2020 г. N 03-01/05397 и акта проверки от 21.08.2020 г. в части требования о восстановлении использованных не по целевому назначению средств в сумме 140 000 руб. и уплате штрафа от суммы нецелевого использования средств ОМС в размере 14 000 руб., в части выявленных нарушений при заключении контрактов на поставку медикаментов с ГУП "Таттехмедфарм", о взыскании государственной пошлины в размере 3000 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16 декабря 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, Государственное автономное учреждение здравоохранения "Городская поликлиника N 18" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований ГАУЗ "Городская поликлиника N 18".
В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
В жалобе указывает на то, что, согласно пункту 1 части 6 статьи 35 Закона об ОМС, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования предусмотрено оказание первичной медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной эвакуации, осуществляемой воздушными судами), специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, в случаях: инфекционных и паразитарных болезней.
Податель жалобы полагает, что существующие стандарты специализированной медицинской помощи при клещевом вирусном энцефалите разработаны лишь для стационарных лечебных учреждений. Стандартов оказания медицинской помощи в клещевом вирусном энцефалите в амбулаторных условиях не имеются. В Клинической рекомендации "Клещевой вирусный энцефалит у взрослых" от 2016 г, утвержденной международной ассоциацией специалистов в области инфекций в приложении, в "Информация для пациентов" указано, что удаленного клеща следует направить в лабораторию.
Государственное учреждение "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Татарстан" апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее. Полагает, что действующими клиническими рекомендациями по лечению клещевого вирусного энцефалита у взрослых, утвержденными международной ассоциацией специалистов в области инфекций, и стандартами оказания медицинской помощи не предусмотрено проведение лабораторных исследований инфицированности клеща клещевым энцефалитом и боррелиозом, в связи с чем оплата лабораторных исследований инфицированности клещей за счет средств обязательного медицинского страхования не осуществляется.
По мнению ответчика в структуру тарифа на оплату медицинской помощи расходы на проведение лабораторных исследований инфицирования клеща не входят.
В суд апелляционной инстанции от Государственного автономного учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N 18" поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, которое удовлетворено судом апелляционной инстанции.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба, в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ, рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
Заявитель является медицинской организацией, осуществляющей медицинскую деятельность и включенной в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования.
В соответствии с пунктом 12 части 7 статьи 34 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии. Порядок проведения контроля ТФОМС установлен приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N73.
ТФОМС проведена проверка целевого использования средств обязательного медицинского страхования заявителем за период с 01.01.2018 г. по 30.06.2020 г.
По результатам проверки составлен акт от 21.08.2020 г. В ходе проверки установлено нецелевое использование средств ОМС в части оплаты услуг на определение маркеров возбудителей клещевого боррелиоза и клещевого энцефалита (лабораторные исследования инфицированности клещей) в 2019 году на общую сумму 140 000 руб.
21 августа 2020 г. заявителем направлено возражение на акт проверки от 21.08.2020 г.
ТФОМС 27.08.2020 г. вынесено решение за N 03-01/05397, которым заявителю вменено восстановить использованные не по целевому назначению средства в сумме 141 935 руб. 18 коп. и уплатить штраф от суммы нецелевого использования средств ОМС в размере 14 193 руб. 52 коп. в течение 10 рабочих дней со дня получения настоящего решения.
Заявитель посчитав, что решение от 27.08.2020 г. N 03-01/05397 и акт проверки от 21.08.2020 г. в части требования о восстановлении использованные не по целевому назначению средства в сумме 140 000 руб. и уплате штрафа от суммы нецелевого использования средств ОМС в размере 14 000 руб., а также в части выявленных нарушений при заключении контрактов на поставку медикаментов с ГУП "Таттехмедфарм" вынесено неправомерно, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых вынесен судебный акт.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
На основании пункта 5 части 2 статьи 20 Федерального закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Согласно статье 35 Федерального закона N 326-ФЗ базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации, осуществляемой воздушными судами), специализированная медицинская помощь, в том числе при инфекционных и паразитарных болезнях.
При этом, согласно статье 37 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации", медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, на основе клинических рекомендаций, а также с учетом стандартов медицинской помощи.
Действующими клиническими рекомендациями по лечению клещевого вирусного энцефалита у взрослых, утвержденными международной ассоциацией специалистов в области инфекций, и стандартами оказания медицинской помощи не предусмотрено проведение лабораторных исследований инфицированности клеща клещевым энцефалитом и боррелиозом, в связи с чем оплата лабораторных исследований инфицированности клещей за счет средств обязательного медицинского страхования не осуществляется.
Аналогичная позиция изложена в письме Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 04.06.2018 N 6212/26-2/3214.
В соответствии с частью 9 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ базовая программа обязательного медицинского страхования устанавливает требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования.
Согласно Территориальной программе обязательного медицинского страхования за счет средств обязательного медицинского страхования осуществляется финансовое обеспечение оказания медицинской помощи застрахованным гражданам по тарифам, утвержденным Тарифным соглашением об оплате медицинской помощи по Территориальной программе обязательного медицинского страхования Республики Татарстан.
Согласно статье 30 Федерального закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением, рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Размер тарифов на медицинскую помощь, оказываемую в амбулаторных условиях по Территориальной программе ОМС, установлен в Приложении 1 к Тарифному соглашению об оплате медицинской помощи по Территориальной программе обязательного медицинского страхования Республики Татарстан на 2019 год от 12.01.2019 (далее по тексту - Тарифное соглашение на 2019 год).
Абзацем 1 пункта 11 раздела II, абзацем 11 пункта 1.3 Приложения 3 к Способам оплаты медицинской помощи, оказываемой гражданам в рамках Территориальной программы обязательного медицинского страхования Республики Татарстан, Приложения 1 к Тарифному соглашению на 2019 год в тарифы посещений в неотложной форме "Первичное посещение врача-хирурга, врача-травматолога, в приемное (приемно-диагностическое) отделение стационара "с направлением клеща на исследование" ошибочно были включены расходы на проведение лабораторных исследований инфицирования клеща (клещевой энцефалит и боррелиоз).
Пунктами 1.1, 6 Дополнительного соглашения к Тарифному соглашению на 2019 год от 11.03.2019 N 2 (далее по тексту - Дополнительное соглашение) абзац 1 пункта 11 раздела II исключен; в абзаце 11 пункта 1.3. приложения 3 к Способам оплаты медицинской помощи, оказываемой гражданам в рамках Территориальной программы обязательного медицинского страхования Республики Татарстан, слова "с направлением клеща на исследование" также были исключены. При этом Дополнительное соглашение распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января по 31 декабря 2019 года.
Кроме того, в соответствии с Дополнительным соглашением от 05.12.2018 г. к Тарифному соглашению об оплате медицинской помощи по Территориальной программе обязательного медицинского страхования Республики Татарстан на 2018 год, распространяющим свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января по 31 декабря 2018 года, расходы на проведение лабораторных исследований инфицирования клеща (клещевой энцефалит и боррелиоз) также были исключены.
При этом, согласно таблице 2 приложения 4 к Размеру и структуре тарифов на оплату медицинской помощи Приложения 1 к Тарифному соглашению на 2019 стоимость тарифа первичного посещения с целью профилактики клещевого энцефалита в размере 1 527 руб. 74 коп. не изменилась.
При формировании тарифов за счет средств ОМС учитываются нормативные затраты медицинских организаций (пункт 2 раздела II приложения 1 к Тарифному соглашению на 2019 год). Структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов и иные расходы, установленные в части 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ.
При таких обстоятельствах суд верно указал, что в структуру тарифа на оплату медицинской помощи расходы на проведение лабораторных исследований инфицирования клеща не входят.
Следовательно, лабораторные исследования инфицированности клещей осуществляются за счет иных источников финансирования и не могут быть оплачены за счет средств обязательного медицинского страхования.
Согласно части 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств.
Соответственно штраф от суммы нецелевого использования средств ОМС в размере 14 000 руб. является обоснованным.
В части замечаний при заключении контрактов на поставку медикаментов с ГУП "Таттехмедфарм", суд верно указал, что пункт 2 заключения акта проверки от 21.08.2020 г. в части выявленных нарушений при заключении контрактов на поставку медикаментов с ГУП "Таттехмедфарм" не затрагивает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не влечет для него последствий экономического характера и не создает препятствий для осуществления такой деятельности, не порождает экономического спора.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом под ненормативным правовым актом государственного органа, который в силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть оспорен и признан недействительным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом, содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущий неблагоприятные юридические последствия.
В силу статей 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие обязательной совокупности двух условий: 1) их несоответствие закону или иному правовому акту и 2) нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 3 требований акта проверки от 21.08.2020 установлена обязанность заявителя в месячный срок со дня получения акта проверки направить в адрес ТФОМС Республики Татарстан информацию о принятых мерах по восстановлению средств ОМС в размере 141 935 рублей 18 копеек, использованных не по целевому значению.
Следовательно замечания ТФОМС к заявителю при заключении контрактов на поставку медикаментов с ГУП "Таттехмедфарм", изложенные в описательной части оспариваемого акта проверки, относятся к гражданско-правовым отношениям, имеют констатирующий, а не властный (обязывающий) характер, не содержит властно-распорядительные предписания, распоряжения, нарушающие права и охраняемые законом интересы учреждения.
Принимая во внимание все вышеизложенное в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о том, что решение от 27.08.2020 г. N 03-01/05397 и акт проверки от 21.08.2020 г. в части требования о восстановлении использованных не по целевому назначению средств в сумме 140 000 руб. и уплате штрафа от суммы нецелевого использования средств ОМС в размере 14 000 руб., в части выявленных нарушений при заключении контрактов на поставку медикаментов с ГУП "Таттехмедфарм" соответствует действующему законодательству и не нарушает законных прав и интересов заявителя, в связи с чем судом правомерно отказано в удовлетворении заявления.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16 декабря 2020 года по делу N А65-23401/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С.Драгоценнова |
Судьи |
Н.В.Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-23401/2020
Истец: Государственное автономное учреждение здравоохранения "Городская поликлиника N18", г.Казань
Ответчик: Государственное учреждение "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Татарстан", г.Казань
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд