г. Казань |
|
10 июня 2021 г. |
Дело N А49-14433/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июня 2021 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Минеевой А.А.,
судей Гильмутдинова В.Р., Егоровой М.В.,
при участии до перерыва представителя:
индивидуального предпринимателя Балябиной Валентины Петровны - Бангаева М.В., доверенность от 04.07.2019,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Балябиной Валентины Петровны
на определение Арбитражного суда Пензенской области от 10.12.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2021
по делу N А49-14433/2019
о признании несостоятельным (банкротом) муниципального унитарного предприятия "Специализированное бюро по коммунальному обслуживанию населения г. Пензы" (ОГРН 1025801355568, ИНН 5836010650),
УСТАНОВИЛ:
определением Арбитражного суда Пензенской области от 04.06.2020 заявление индивидуального предпринимателя Подоляновой Татьяны Федоровны признано обоснованным, в отношении муниципального унитарного предприятия "Специализированное бюро по коммунальному обслуживанию населения г. Пензы" (далее - МУП "Спецбюро", должник) введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден Махмудов Рустам Ахатович.
Определением Арбитражного суда Пензенской области от 18.08.2020 заявитель по делу - кредитор ИП Подолянова Т.Ф. заменена в реестре требований кредиторов должника ее процессуальным правопреемником ИП Фоминой Ольгой Львовной с суммой требования основного долга 489 946 руб. 39 коп.
Определением Арбитражного суда Пензенской области от 13.10.2020 кредитор ООО "Фауна" заменено в реестре требований кредиторов должника его процессуальным правопреемником ИП Фоминой О.Л. с суммой требования основного долга 2 316 069 руб.
12 октября 2020 года в Арбитражный суд Пензенской области поступило ходатайство о прекращении производства по делу, в котором должник просил в связи с удовлетворением требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в том числе требований уполномоченного органа по обязательным платежам, на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 57 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) прекратить дело о банкротстве МУП "Спецбюро".
В обоснование своего заявления должник представил соглашение N 4 о предоставлении субсидии из бюджета города Пензы на финансовое обеспечение расходов в целях реализации мер по предупреждению банкротства от 05.10.2020, постановление Администрации города Пензы от 31.08.2020 N 1217, выписки операций по лицевому счету должника за 08-09.10.2020.
Определением Арбитражного суда Пензенской области от 10.12.2020 принят отказ муниципального унитарного предприятия по очистке города от требований к МУП "Спецбюро". Ходатайство МУП "Спецбюро" о прекращении производства по делу о его банкротстве удовлетворено. Производство по делу N А49-14433/2019 о признании МУП "Спецбюро" несостоятельным (банкротом) прекращено. С МУП "Спецбюро" в пользу ИП Фоминой О.Л. взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 6000 руб.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2021 определение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ИП Балябина Валентина Петровна обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые определение, постановление отменить, направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает на то, что должник произвел погашение требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов должника, за счет средств, предоставленных в виде субсидии из бюджета г.Пензы и этих средств было недостаточно для погашения всех требований кредиторов, заявившихся на стадии наблюдения; что перспектива получения кредиторами погашения задолженности за счет предполагаемой прибыли и возможного получения из бюджета денежных средств на обслуживание кладбищ (в бюджет 2021 года заложены расходы на содержание городских кладбищ в сумме 13 754 200 руб.) не свидетельствуют о возможном восстановлении платежеспособности предприятия, поскольку предполагаемая статья расходов бюджета на обслуживание кладбищ не свидетельствует о том, что эти услуги будет оказывать именно МУП "Спецбюро". Соответствующий договор будет заключен с победителем торгов.
Другие представленные в материалы дела доказательства, по мнению кредитора, приняты судом без проверки достоверности представленных сведений. При этом судами не дана оценка отчету финансового состояния должника, представленному в суд временным управляющим должника, в котором содержатся противоположные выводы. Также считает, что целесообразность прекращения дела о банкротстве МУП "Спецбюро" отсутствует, поскольку на дату прекращения процедуры банкротства в отношении должника в ЕФРСБ 14.12.2020 было опубликовано сообщение кредитора Дырова О.Н. о намерении обратиться в суд с новым заявлением о банкротстве МУП "Спецбюро".
В судебном заседании представитель ИП Балябиной В.П. доводы жалобы поддержал, просил ее удовлетворить, пояснил, что действующие муниципальные контракты с Управлением ЖКХ г.Пензы, МКУ "Департамент ЖКХ г.Пензы" отсутствуют и на сегодняшний день (спустя полгода) расчеты с ИП Балябиной В.П. не произведены, несмотря на выводы суда о наличии у должника прибыли.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальных сайтах Арбитражного суда Поволжского округа и Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем жалоба рассматривается в их отсутствие в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Управление муниципального имущества горда Пензы направило в адрес суда отзыв на кассационную жалобу, считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными. Арбитражный управляющий Махмудов Р.А. также направил письменный отзыв, в котором указывает на отсутствие возможности восстановления платежеспособности должника.
В порядке статьи 163 АПК РФ судом округа объявлен перерыв в судебном заседании до 08.06.2021 до 14 часов 00 минут, после окончания которого судебное разбирательство продолжено в том же составе суда.
Заявитель кассационной жалобы направил в адрес суда дополнение к кассационной жалобе, в котором ссылается на то, что по данным картотеки дел "Мой арбитр" МУП "Спецбюро" 04.06.2021 обратилось в арбитражный суд с заявлением о предоставлении рассрочки исполнения судебного акта, вынесенного в рамках дела N А49-3414/2019, что подтверждает неплатежеспособность должника.
Законность и обоснованность судебных актов проверены судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, окружной суд усматривает основания для отмены определения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда, исходя из следующего.
В силу статьи 32 Закона о банкротстве и части 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Как следует из материалов дела, МУП "Специализированное бюро по коммунальному обслуживанию населения г. Пензы" 23.01.1992 зарегистрировано администрацией Ленинского района г. Пензы в качестве юридического лица при его создании.
Основным видом деятельности предприятия согласно выписке из ЕГРЮЛ является организация похорон и представление связанных с ними услуг, уставный фонд предприятия составляет 200 000 руб., учредителем (участником) должника является Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Пензы.
Судом первой инстанции установлено, что в реестр требований кредиторов МУП "Спецбюро" были включены требования следующих кредиторов: ИП Фоминой О.Л. в общей сумме 2 806 015 руб. 39 коп., ООО "Сделка" в сумме 627 086 руб. 70 коп., государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областное бюро судебно-медицинской экспертизы" в сумме 463 696 руб. 51 коп., ООО "ТНС Энерго Пенза" в сумме 6819 руб. 83 коп., муниципального унитарного предприятия по очистке города в сумме 2 722 198 руб. 65 коп. и ООО "Управление благоустройства и очистки" в сумме 1 658 456 руб. 82 коп., права (требования) которых уступлены ИП Фоминой О.Л. на основании договора об уступке права требования от 28.10.2020.
Кроме того, к рассмотрению в процедуре, следующей за процедурой наблюдения, приняты требования: ООО Аудиторской фирмы "ПАРТНЕР-Аудит" на сумму 42 208 руб. 23 коп., ИП Попсуйко Т.С. на сумму 135 756 руб. 20 коп., ООО "Пенза-Информ-Гарант" на сумму 96 565 руб. 84 коп., ИП Балябиной В.П. на сумму 288 000 руб.
По итогам анализа финансового состояния МУП "Спецбюро" временным управляющим сделаны выводы о невозможности восстановления платежеспособности должника в текущих условиях, о целесообразности введения в отношении должника процедуры конкурсного производства, а также о возможности покрытия судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему.
Кроме того, из заключения о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства МУП "Спецбюро", составленного временным управляющим, следует, что невозможно провести проверку наличия (отсутствия) признаков преднамеренного банкротства МУП "Спецбюро" в связи с непредставлением руководством должника документов, необходимых для проведения анализа сделок МУП "Спецбюро" за весь анализируемый период, и что отсутствуют основания для проведения проверки наличия признаков фиктивного банкротства.
Собрание кредиторов 12.11.2020, заслушав отчет временного управляющего, приняло решение (100% голосов от числа присутствующих кредиторов и 93,91% от числа кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов МУП "Спецбюро") обратиться в Арбитражный суд Пензенской области с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Обращаясь в арбитражный суд с заявлением о прекращении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) МУП "Спецбюро" указало на погашение задолженности перед всеми кредиторами, включенными в реестр требований кредиторов должника, в том числе перед муниципальным унитарным предприятием по очистке города.
Оценив с позиции статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, доводы и возражения сторон, суд первой инстанции пришел к выводу о возможности прекращения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника исходя из того, что МУП "Спецбюро" в материалы дела представлены доказательства погашения задолженности перед всеми кредиторами, включенными в реестр требований кредиторов должника, в том числе, перед муниципальным унитарным предприятием по очистке города в сумме 881 760 руб. 72 коп., а также перед кредиторами, требования которых приняты к рассмотрению в процедуре, следующей за процедурой наблюдения (кроме ИП Балябиной В.П.).
Кроме этого, суд первой инстанции исходил из того, что в настоящий момент у должника имеются действующие муниципальные контракты с Управлением ЖКХ г. Пензы, МКУ "Департамент ЖКХ г. Пензы"; должником разработан план восстановления платежеспособности предприятия МУП "Спецбюро"; согласно справке от 09.12.2020 о финансово-хозяйственной деятельности МУП "Спецбюро" на 01.10.2020 общая кредиторская задолженность составляет 21 709 000 руб., а реальная к взысканию - составляет 2 550 000 руб.; начиная с сентября 2020 года, МУП "Спецбюро" вышло на безубыточный режим финансово-хозяйственной деятельности (в сентябре 2020 года прибыль составила 50 189 руб., в октябре 2020 года - 157 152 руб.); в проект бюджета города Пензы на 2021 год заложены расходы на содержание территории городских кладбищ в сумме 13 754 200 руб.
Также судом первой инстанции принято во внимание, что кредитором, заявившим свое требование в деле о банкротстве МУП "Спецбюро", - муниципальным унитарным предприятием по очистке города заявлено об отказе от своих требований к должнику.
С учетом вышеперечисленного суд первой инстанции сделал вывод о том, что предприятие вышло из кризисного состояния, восстановило платежеспособность, может осуществлять нормальную финансово-хозяйственную деятельность с положительным финансовым результатом и заведомо способно будет расплатиться по всем своим, в том числе, непросроченным обязательствам.
Оставляя без изменения определение суда первой инстанции, апелляционный суд согласился с вышеуказанными выводами суда.
Судебная коллегия окружного суда считает, что судами не учтено следующее.
В соответствии с абзацем седьмым пункта 1 статьи 57 Закона о банкротстве арбитражный суд прекращает производство по делу о банкротстве в случае удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце четвертом пункта 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" (далее - постановление Пленума ВАС РФ N 35), суд прекращает производство по делу о банкротстве в случае отказа всех кредиторов, участвующих в деле о банкротстве, от заявленных требований. В процедуре наблюдения прекращение производства по делу о банкротстве на основании абзаца шестого пункта 1 статьи 57 Закона о банкротстве допускается только после истечения срока для заявления кредиторами требований к должнику (пункт 1 статьи 71 этого же Федерального закона). Если к моменту рассмотрения судом в ходе любой процедуры банкротства вопроса о прекращении производства по делу по рассматриваемому основанию имеются предъявленные, но еще не рассмотренные требования, то для применения данного основания достаточно отказа от требований всех кредиторов, уже включенных в реестр, и не требуется отказа от заявленных, но не включенных в реестр требований.
Данные разъяснения применяются также при решении вопроса о прекращении производства по делу на основании абзаца седьмого пункта 1 статьи 57 Закона о банкротстве (абзац пятый пункта 11 постановления Пленума ВАС РФ N 35).
По общему правилу для применения абзаца шестого пункта 1 статьи 57 Закона о банкротстве достаточно отказа только кредиторов, срок исполнения обязательств перед которыми наступил на дату рассмотрения судом вопроса о прекращении производства по делу.
Однако если будет установлено, что должник с учетом его текущего финансового состояния и разумных прогнозов его развития заведомо не способен будет расплатиться по всем своим, в том числе, непросроченным, обязательствам, то суд при отсутствии отказа включенных в реестр кредиторов, срок исполнения обязательств перед которыми еще не наступил, на основании части 5 статьи 49 АПК РФ не принимает отказ кредиторов от своих требований с наступившим сроком исполнения.
Таким образом, если при рассмотрении заявления о прекращении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) на основании абзаца седьмого пункта 1 статьи 57 Закона о банкротстве (удовлетворения в ходе процедуры наблюдения третьим лицом либо должником требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов) судом будет установлено, что на момент рассмотрения заявления у должника помимо кредиторов, требования которых включены в реестр и впоследствии удовлетворены должником, имеются иные кредиторы, требования которых приняты к производству, но не рассмотрены судом, прекращение производства по делу о банкротстве возможно при установлении судом обстоятельств, свидетельствующих о способности должника с учетом его текущего финансового состояния и разумных прогнозов его развития рассчитаться по всем своим обязательствам.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлении от 14.07.2003 N 12-П, при рассмотрении дела необходимо исследование фактических обстоятельств дела по существу и недопустимо установление только формальных условий применения нормы права. Иной подход не может быть признан соответствующим целям судопроизводства и направленным на защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Применительно к рассматриваемой ситуации должна производиться оценка активов должника на предмет соотношения с размером обязательств, исходя из условий рынка, возможности расплатиться по всем обязательствам, необходимо также учитывать длительность и причины неисполнения должником обязательств, во избежание прекращения производства по формальным основаниям.
В данном случае, суды указали на предоставление в материалы дела действующих муниципальных контрактов с Управлением ЖКХ г.Пензы, МКУ "Департамент ЖКХ г.Пензы", плана восстановления платежеспособности предприятия, справки о финансово-хозяйственной деятельности МУП "Спецбюро" на 01.10.2020 о наличии кредиторской задолженности, справки о безубыточном режиме финансово-хозяйственной деятельности с сентября 2020 года и наличии прибыли (в сентябре в размере - 50 189 руб., в октябре - 157 152 руб.). Также суд сослался на то, что в проект бюджета города Пензы на 2021 год заложены расходы на содержание территории городских кладбищ в сумме 13 754 200 руб.
Однако судами не были исследованы сроки действия указанных контрактов и сроки выполнения по ним работ (большая часть представленных контрактов не подписаны сторонами); не учтено то, что сведения о наличии прибыли, содержащиеся в справке, подписанной временно исполняющим обязанности директора Курамшиной Л.Е., не подтверждены надлежащими доказательствами и противоречат выводам, сделанным временным управляющим в отчете о финансовом состоянии должника. Ссылка суда на заложенные в бюджет 2021 года расходы на содержание городских кладбищ также не свидетельствуют о том, что эти услуги будет оказывать должник.
Таким образом, судами не в полном объеме исследован вопрос о том, будет ли МУП "Спецбюро" способно расплатиться по всем своим обязательствам, в том числе непросроченным, после прекращения производства по делу.
Поскольку кредиторская задолженность может быть значительно увеличена за счет непогашенных текущих требований, что ведет к ухудшению положения должника и затруднит применение к нему иных процедур, в том числе, возможность заключения мирового соглашения, а погашение требований может стать предметом оспаривания по правилам главы III.1 Закона о банкротстве в рамках нового дела о банкротстве, раннее прекращение производства по делу о несостоятельности должника приведет в скором времени к вытекающим из этого негативным последствиям, как для самого должника, так и для его кредиторов.
Так, окружным судом из данных информационного ресурса картотека арбитражных дел, расположенного на официальном сайте арбитражных судов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (https://kad.arbitr.ru), установлено, что определением Арбитражного суда Пензенской области от 18.05.2021 принято к производству новое заявление Дырова О.Н. о признании банкротом МУП "Спецбюро" (дело N А49-3264/2021).
Требования Дырова О.Н. основаны на решении Арбитражного суда Пензенской области от 27.05.2019 и определении о процессуальном правопреемстве от 19.02.2021 (дело N А49-3414/2019).
Помимо этого, установлено, что 04.06.2021 в Арбитражный суд Пензенской области поступило заявление МУП "Спецбюро" о предоставлении рассрочки исполнения решения Арбитражного суда Пензенской области от 27.05.2019 по делу N А49-3414/2019.
Поскольку прекращение производства по настоящему делу повлекло в короткий срок возбуждение нового дела, следовательно, судами производство по делу о несостоятельности (банкротстве) должника прекращено преждевременно, без надлежащего исследования всех обстоятельств, связанных с анализом финансового состояния МУП "Спецбюро", исследования прогнозов его развития с указанием конкретных обстоятельств, основанных на документах.
С учетом изложенного, судебная коллегия суда кассационной инстанции полагает, что судебные акты подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в Арбитражный суд Пензенской области.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть вышеизложенное, на основании исследования и оценки представленных доказательств и доводов лиц, участвующих в деле, и с учетом установления всех фактических обстоятельств, исходя из подлежащих применению норм материального права, принять законный, обоснованный и мотивированный судебный акт.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Пензенской области от 10.12.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2021 по делу N А49-14433/2019 отменить, дело направить в Арбитражный суд Пензенской области на новое рассмотрение.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.А. Минеева |
Судьи |
В.Р. Гильмутдинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлении от 14.07.2003 N 12-П, при рассмотрении дела необходимо исследование фактических обстоятельств дела по существу и недопустимо установление только формальных условий применения нормы права. Иной подход не может быть признан соответствующим целям судопроизводства и направленным на защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
...
Поскольку кредиторская задолженность может быть значительно увеличена за счет непогашенных текущих требований, что ведет к ухудшению положения должника и затруднит применение к нему иных процедур, в том числе, возможность заключения мирового соглашения, а погашение требований может стать предметом оспаривания по правилам главы III.1 Закона о банкротстве в рамках нового дела о банкротстве, раннее прекращение производства по делу о несостоятельности должника приведет в скором времени к вытекающим из этого негативным последствиям, как для самого должника, так и для его кредиторов."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 10 июня 2021 г. N Ф06-3889/21 по делу N А49-14433/2019
Хронология рассмотрения дела:
28.10.2021 Решение Арбитражного суда Пензенской области N А49-14433/19
10.06.2021 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3889/2021
26.02.2021 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-19173/20
26.02.2021 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-166/2021
03.11.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-66512/20
29.07.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8067/20