г. Казань |
|
23 июня 2021 г. |
Дело N А65-9733/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июня 2021 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Савкиной М.А.,
судей Топорова А.В., Мельниковой Н.Ю.,
при участии представителя:
ответчика - Широких Я.А., доверенность от 22.07.2020,
в отсутствие:
истца - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Областного государственного казенного учреждения "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области"
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2021
по делу N А65-9733/2020
по исковому заявлению Областного государственного казенного учреждения "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области", г. Ульяновск (ОГРН 1027301160963) к обществу с ограниченной ответственностью "Кама Транс Авто", г. Набережные Челны (ОГРН 1121650019556) о взыскании 390 425 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Областное Государственное казенное учреждение "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области" (далее - истец), г. Ульяновск, обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан к Обществу с ограниченной ответственностью "Кама Транс Авто" (далее - ответчик), г. Набережные Челны, с иском о взыскании 390 425 руб. ущерба, причиненного автомобильным дорогам.
Определением суда от 06.05.2020 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, суд первой инстанции счел необходимым его рассмотрения по общим правилам искового производства по части 5 статьи 227 АПК РФ.
Определением суда от 30.06.2020 назначено предварительное судебное заседание.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.12.2020 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2021, решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.12.2020 отменено.
По делу принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области", не согласившись с постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2021 обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, не соответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит обжалуемый судебный акт отменить и оставить в силе решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.12.2020.
Проверив законность постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2021 в соответствии со статьей 286 АПК РФ, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, и отзыва на нее, заслушав представителя ответчика, судебная коллегия считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 28.04.2017 на стационарном пункте весового контроля "Правый Берег" ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области", расположенном на автомобильной дороге "Казань-Ульяновск" - "Ульяновск-Самара" км.3+762, выявлено нарушение правил перевозки тяжеловесных грузов транспортным средством КАМАЗ, госномер Х 445 ЕС 116 принадлежащий ООО "Кама Транс Авто", которое осуществляло перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Ульяновской области по маршруту: а/д Р241 Казань-Буинск-Ульяновск - "Казань-Ульяновск-Ульяновск-Самара" (мостовой переход через р. Волга) - Чердаклы - Мулловка -г. Димитровград на участке обхода-а/д "Ульяновск-Самара" - Нижняя Якушка - а/д "Ульяновск-Димитровград-Самара" - Высокий Колок - до гр. Самарской области (пройденное расстояние 120,231 км (1,20231 сот. км. - для формулы)), с превышением предельно допустимых значений нагрузок на ось транспортного средства в период введения временного ограничения движения в весенний период, утвержденных Приказом Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 27.02.2017 N 05-од "О введении временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области".
28.04.2017 по факту выявленных нарушений ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области" составлен акт N 75 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось, согласно которому по результатам взвешивания выявлены нарушения в виде превышения нагрузок на оси.
28.04.2017 на стационарном пункте весового контроля "ПРАВЫЙ БЕРЕГ" ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области", расположенном на автомобильной дороге "Казань-Ульяновск" - "Ульяновск-Самара" км 3+762, проведена проверка весовых параметров транспортного средства и установлен факт нарушения правил перевозки тяжеловесных грузов, а именно несанкционированного (без специального разрешения) провоза тяжеловесного груза транспортным средством - КАМАЗ, государственный регистрационный номер X 315 АР 116, принадлежащим на праве собственности ООО "Кама Транс Авто", которое осуществляло перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Ульяновской области по маршруту: а/д Р241 Казань-Буинск-Ульяновск - "Казань-Ульяновск-Ульяновск-Самара" (мостовой переход через р. Волга) - Чердаклы - Мулловка -г. Димитровград на участке обхода-а/д "Ульяновск-Самара" - Нижняя Якушка - а/д "Ульяновск-Димитровград-Самара" - Высокий Колок - до гр. Самарской области (пройденное расстояние 120,231 км (1,20231 сот. км. - для формулы)), с превышением предельно допустимых значений нагрузок на ось транспортного средства в период введения временного ограничения движения в весенний период, утвержденных Приказом Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 27.02.2017 N 05-од "О введении временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области".
28.04.2017 по факту выявленных нарушений ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области" составлен акт N 76 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось, согласно которому по результатам взвешивания выявлены нарушения в виде превышения нагрузок на оси.
28.04.2017 на стационарном пункте весового контроля "ПРАВЫЙ БЕРЕГ" ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области", расположенном на автомобильной дороге "КазаньУльяновск" - "Ульяновск-Самара" км 3+762, проведена проверка весовых параметров транспортного средства и установлен факт нарушения правил перевозки тяжеловесных грузов, а именно несанкционированного (без специального разрешения) провоза тяжеловесного груза транспортным средством - КАМАЗ, государственный регистрационный номер X 810 ЕС 116, принадлежащим на праве собственности ООО "Кама Транс Авто", которое осуществляло перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Ульяновской области по маршруту: а/д Р241 Казань-БуинскУльяновск - "Казань-Ульяновск-Ульяновск-Самара" (мостовой переход через р. Волга) - Чердаклы - Мулловка - г. Димитровград на участке обхода-а/д "Ульяновск-Самара" - Нижняя Якушка - а/д "Ульяновск-Димитровград-Самара" - Высокий Колок - до гр. Самарской области (пройденное расстояние 120,231 км (1,20231 сот. км. - для формулы)), с превышением предельно допустимых значений нагрузок на ось транспортного средства в период введения временного ограничения движения в весенний период, утвержденных Приказом Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 27.02.2017 N 05-од "О введении временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области".
28.04.2017 по факту выявленных нарушений ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области" составлен акт N 77 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось, согласно которому по результатам взвешивания выявлены нарушения в виде превышения нагрузок на оси.
Согласно выписки из ЕГРЮЛ ООО "Кама Транс Авто", основным видом деятельности общества является перевозка грузов неспециализированными автотранспортными средствами.
Поскольку, на момент осуществления перевозки у ООО "Кама Транс Авто" отсутствовало специальное разрешение, в соответствии с которым допускается движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области" произведен расчет ущерба по трем указанным фактам в размере 390 425 руб. на основании постановления Правительства Ульяновской области от 25.07.2008 N 331-П; направленная истцом в адрес ответчика претензия с требования о возмещении ущерба оставлена без удовлетворения; ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что информация о временном ограничении движения транспортных средств являлась общедоступной в силу опубликования акта о временном ограничении движения на официальных сайтах и в средствах массовой информации, следовательно, ООО "Кама Транс Авто", перевозя тяжеловесные грузы, обязано был принять необходимые меры по получению необходимого разрешения на их перевозку, согласовав маршрут движения, а также ознакомиться с размещенными в сети Интернет, и средствах массовой информации распорядительными актами о введении временных ограничений движения. Владелец транспортного средства является лицом, ответственным за оформление необходимой документации на перевозку грузов.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований суд апелляционной инстанции указал, что ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области" не является уполномоченным органом Российской Федерации, следовательно, его действия по взиманию платы в счет возмещения вреда, причиненного транспортным средством, маршрут движения которого проходил по территориям более двух субъектов Российской Федерации, с выдачей специального разрешения, противоречит положениям действующего законодательства.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, основанными на правильном применении норм права в силу следующего.
Согласно ст. 1079 Гражданского кодекса РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Порядок возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, а также порядок определения размера такого вреда установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" (далее - Правила возмещения вреда).
Согласно пункту 2 Правил возмещения вреда осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.
Распоряжением Правительства Ульяновской области от 28.11.2011 N 835-пр создано ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области" путем переименования, которому переданы функции по управлению автомобильными дорогами общего пользования регионального и межмуниципального значения, проходящими по территории Ульяновской области.
Включенные в Перечень автомобильные дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области, утверждены Постановлением Правительства Ульяновской области от 30.12.2009 N 431-П (далее - Постановление N 431- П) и закреплены на праве оперативного управления за ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области".
В соответствии с п. 2.3.3. Устав ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области" к основным целям деятельности относится обеспечение сохранности автомобильных дорог и сооружений на них.
Для достижения указанных целей ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области" осуществляет следующие виды деятельности:
- обеспечивает взвешивание транспортных средств (п. 2.4.25 Устава);
- производит расчет вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами и взимание платы за возмещение вреда с владельцев или пользователей указанных транспортных средств (п. 2.4.27 Устава).
В соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона N 257-ФЗ порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядок установления постоянного маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Указанным федеральным органом исполнительной власти является Министерство транспорта Российской Федерации (на основании п. 5.2.53.30 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 395).
Приказом Минтранса Российской Федерации от 27.04.2011 N 125 "Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств" утвержден Порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля (далее Порядок).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 10 статьи 31 Закона N 257-ФЗ выдача специального разрешения, предусмотренного настоящим законом, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, самостоятельно либо через уполномоченные им подведомственные организации в отношении движения по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации.
Полномочия органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по выдаче специального разрешения предусмотрены подпунктом 3 пункта 10 данной статьи, согласно которой выдача специального разрешения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно либо через уполномоченные им подведомственные организации в случае, если маршрут, часть маршрута тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, участкам таких автомобильных дорог, по автомобильным дорогам местного значения, расположенным на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов), при условии, что маршрут указанного транспортного средства проходит в границах этого субъекта Российской Федерации и маршрут, часть маршрута не проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог.
Судебными инстанциями из материалов установлено, что транспортные средства ООО "Кама Транс Авто" осуществляли движение и перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Ульяновской области по маршруту: а/д Р241 Казань-БуинскУльяновск - "Казань-Ульяновск-Ульяновск-Самара" (мостовой переход через р. Волга) - Чердаклы - Мулловка - г. Димитровград на участке обхода-а/д "Ульяновск-Самара" - Нижняя Якушка - а/д "Ульяновск-Димитровград-Самара" - Высокий Колок - до гр. Самарской области (пройденное расстояние 120,231 км (1,20231 сот. км. - для формулы); по автомобильным дорогам общего пользования Ульяновской области по маршруту: а/д Р241 Казань-Буинск-Ульяновск - "Казань-Ульяновск-Ульяновск-Самара" (мостовой переход через р. Волга) - Чердаклы - Мулловка -г. Димитровград на участке обхода-а/д "Ульяновск-Самара" - Нижняя Якушка - а/д "Ульяновск-Димитровград-Самара" - Высокий Колок - до гр. Самарской области (пройденное расстояние 120,231 км (1,20231 сот. км. - для формулы)), то есть при прохождении маршрута транспортных средств по территории двух и более субъектов Российской Федерации, по маршруту, проходящему по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог, специальное разрешение на проезд подлежит выдаче и, соответственно, плата подлежит взиманию уполномоченным органом Российской Федерации - Федеральным дорожным агентством Министерства транспорта Российской Федерации, а не органом субъекта Российской Федерации, в рассматриваемом случае ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области".
Следовательно, ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области" не являлось уполномоченным органом Российской Федерации, его действия по взиманию платы в счет возмещения вреда, причиненного транспортным средством, маршрут движения которого проходил по территориям более двух субъектов Российской Федерации, с выдачей специального разрешения, противоречит положениям действующего законодательства.
Таким образом, суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод, что у ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области" отсутствовали полномочия на взимание ущерба. Данные обстоятельства являются достаточным и самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
С учетом изложенного, обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции является законным, правовых оснований для его отмены у суда кассационной инстанции не имеется.
Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных по делу правильных судом апелляционной инстанции обстоятельств дела не влечет признанию обжалуемого судебного акта не законным.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2021 по делу N А65-9733/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
М.А. Савкина |
Судьи |
А.В. Топоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона N 257-ФЗ порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядок установления постоянного маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Указанным федеральным органом исполнительной власти является Министерство транспорта Российской Федерации (на основании п. 5.2.53.30 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 395).
Приказом Минтранса Российской Федерации от 27.04.2011 N 125 "Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств" утвержден Порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля (далее Порядок)."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 23 июня 2021 г. N Ф06-5406/21 по делу N А65-9733/2020