г. Казань |
|
24 января 2024 г. |
Дело N А12-9521/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 18 января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен - 24 января 2024 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Мосунова С.В., Хлебникова А.Д.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гарифуллиной Л.Р.
при участии в судебном заседании, проведенном путем использования системы веб-конференции (онлайн заседания), представителей:
общества с ограниченной ответственностью Группы Компаний "Дакор" - Тепляковой Г.И., (доверенность от 08.01.2023),
Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области - Ивченко Н.И., (доверенность от 14.12.2023),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании путем использования системы веб-конференции кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Группы Компаний "Дакор" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13.07.2023 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2023 по делу N А12-9521/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Группы Компаний "Дакор" (г. Воронеж, ОГРН 1133668023444, ИНН 3662189314)
об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (г. Волгоград, ОГРН 1023403460596, ИНН 3444051210),
заинтересованные лица: Прокуратура Волгоградской области (г. Волгоград, ОГРН 1033400323560, ИНН 3444048120), Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Волгоградской области (г. Волгоград, ОГРН 1163443078842, ИНН 3443132347), Припадчев Алексей Анатольевич (г. Воронеж).
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Группа Компаний "Дакор" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - управление) от 17.01.2023 по делу N 034/10/104-26/2023 о включении сведений о заявителе в реестр недобросовестных поставщиков, об обязании управления исключить сведения об обществе из реестра недобросовестных поставщиков.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 13.07.2023, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество обжаловало принятые судебные акты в кассационном порядке, просит их отменить, принять новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с частью 1 статьи 153.2 АПК РФ судебное заседание проведено путем использования системы веб-конференции (онлайн заседания).
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалоб, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Судами установлено, что 23.09.2022 на сайте единой информационной системы (далее - ЕИС) опубликовано извещение о проведении электронного аукциона "Оказание услуг по проектированию систем ОПС, ТС, оповещение о пожаре в помещениях прокуратуры Волгоградской области" (номер извещения 0329100017522000024). Начальная (максимальная) цена контракта 2 054 780 руб.
По результатам проведения электронного аукциона на основании протокола от 04.10.2022 N ИЭА1 между Прокуратурой Волгоградской области (государственный заказчик) и ООО Группой Компаний "Дакор" (исполнитель) заключен государственный контракт от 17.10.2022 N 1/226-99-2022 (далее - контракт), согласно пункту 1.1 которого исполнитель обязуется оказать услуги по проектированию систем ОПС, ТС, оповещение о пожаре в помещениях прокуратур Волгоградской области, в соответствии с техническим заданием (приложение N 1 к контракту), в объеме согласно смете (приложение N 2 к контракту), а государственный Заказчик обязуется принять и оплатить исполнителю оказанные услуги в порядке и сроки, предусмотренные настоящим контрактом.
Обязательства по контракту ООО Группой Компаний "Дакор" в установленный срок не исполнены.
Государственным заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 10/2-7/284-22 от 30.12.2022, данное решение размещено в ЕИС 30.12.2022.
В соответствии с данными ЕИС ООО Группа Компаний "Дакор" получило указанное решение 30.12.2022. Решение не обжаловалось обществом и вступило в законную силу 10.01.2023.
Государственный заказчик обратился в Волгоградское УФАС России с заявлением о включении сведений об исполнителе по государственному контракту N 1/226-99-2022 от 17.10.2022 в реестр недобросовестных поставщиков. По итогам рассмотрения заявления комиссией Волгоградского УФАС России 17 января 2023 года принято решение по делу N 034/10/104-26/2023 о включении информации в отношении ООО Группы Компаний "Дакор" в реестр недобросовестных поставщиков.
ООО Группа Компаний "Дакор" оспорило решение антимонопольного органа в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) и указали, что основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение.
Суды признали, что антимонопольным органом при рассмотрении обращений заказчика такие обстоятельства установлены.
Порядок расторжения контракта по результатам открытого аукциона в электронной форме установлен статьей 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ).
Судами установлено, что 23.09.2022 в ЕИС опубликовано извещение о проведении электронного аукциона "Оказание услуг по проектированию систем ОПС, ТС, оповещение о пожаре в помещениях прокуратуры Волгоградской области" (номер извещения 0329100017522000024). Начальная (максимальная) цена контракта 2 054 780 руб.
По результатам проведения электронного аукциона на основании протокола от 04.10.2022 N ИЭА1 между Прокуратурой Волгоградской области (государственный заказчик) и ООО Группой Компаний "Дакор" (исполнитель) был заключен государственный контракт от 17.10.2022 N 1/226-99-2022 (далее - контракт), согласно пункту 1.1 которого исполнитель обязуется оказать услуги по проектированию систем ОПС, ТС, оповещение о пожаре в помещениях прокуратур Волгоградской области, в соответствии с техническим заданием (приложение N 1 к контракту), в объеме согласно смете (приложение N 2 к контракту), а государственный заказчик обязуется принять и оплатить исполнителю оказанные услуги в порядке и сроки, предусмотренные настоящим контрактом.
Согласно пункту 1.2 контракта виды услуг и требования к услугам устанавливаются в техническом задании (приложение N 1 к контракту). Результатом оказания услуг является проектно-сметная документация по объектам: согласно п. 5 технического задания (приложение N 1 к контракту).
В силу пункта 1.3 контракта срок оказания услуг: с момента заключения контракта по 15.12.2022.
В соответствии с п. п. 11 п. 6 технического задания (приложение N 1 к государственному контракту) исполнитель обязан предоставить государственному заказчику проектно-сметную документацию, на русском языке согласованную к производству работ подразделением Росгвардии по Волгоградской области: 1.1.1. Акт первичного обследования. 1.1.2. Техническое задание на проектирование. 1.1.3. Проектную документацию.
Возможность расторжения контракта в связи с односторонним отказом заказчика от его исполнения установлена в пунктах 7.1, 7.2 контракта.
Обязательства по контракту ООО Группой Компаний "Дакор" в установленный контрактом срок в полном объеме не исполнены.
Состоявшаяся в дальнейшем переписка к урегулированию разногласий между сторонами не привела. В результате заказчик направил
в адрес заявителя претензию от 27.12.2022, в которой указано на необходимость предоставления результата оказания услуг в полном объеме до 29.12.2022 с оплатой штрафных санкций, в противном случае заказчиком будет принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В ответ на указанную претензию ООО Группа Компаний "Дакор" направило письмо от 30.12.2022 с указанием на надлежащее выполнение работ. Учитывая, что согласование документации проводится Росгвардией - организацией, не являющейся стороной по Контракту (соответственно, срок ее согласования не зависит от действия сторон по контракту), исполнитель просил государственного заказчика продлить срок действия контракта до 31.01.2023 и не расторгать его в одностороннем порядке.
Государственным Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 10/2-7/284-22 от 30.12.2022, с указанием на то, что по состоянию на 30.12.2022 исполнителем фактически не исполнены обязательства по государственному контракту: услуги по проектированию систем ОПС, ТС, оповещение о пожаре в помещениях прокуратуры Волгоградской области не оказаны, штрафные санкции не оплачены, в связи с этим заказчиком реализовано право на односторонний отказ от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 10/2-7/284-22 от 30.12.2022 размещено в ЕИС 30.12.2022.
С учетом положений части 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ данное решение вступило в законную силу, а контракт считается расторгнутым с 10.01.2023.
Суды признали верными выводы антимонопольного органа о том, что ООО Группой Компаний "Дакор" не устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта до вступления решения об одностороннем отказе в законную силу, т.е. не устранены нарушения ни после получения решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, ни в момент обращения заказчика в антимонопольный орган.
Также суды признали, что антимонопольным органом обоснованно отклонены доводы общества.
Так, довод Общества о том, что десятидневный срок для устранения нарушений выпал на новогодние каникулы, отклонен как не имеющий правового значения. Исполнителю предоставляется 10 календарных дней для устранения нарушений, без каких-либо исключений, включенные в данный период времени выходные и праздничные дни не продляют истечение данного срока. Следовательно, действуя добросовестно и разумно, оценив для себя правовые последствия, заявитель имел возможность предпринять все зависящие от него меры, направленные на устранение допущенных нарушений исполнения обязательств по контракту, учитывая, что срок исполнения контракта истек 15.12.2022 г.
Таким образом, в установленный законом десятидневный срок с даты надлежащего уведомления общества о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта обществом не устранено нарушение условий контракта, послуживших основанием для принятия указанного решения.
Таким образом, процедура одностороннего расторжения контракта от 17.10.2022 N 1/226-99-2022 заказчиком соблюдена в соответствии с требованиями статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
Прокуратура Волгоградской области направила в Волгоградское УФАС России обращение о включении сведений об ООО Группа Компаний "Дакор" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с нарушением поставщиком условий контракта.
Согласно части 16 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
По результатам проведенной проверки антимонопольный орган пришел к выводу о недобросовестном уклонении ООО Группа Компаний "Дакор" от исполнения контракта.
По итогам рассмотрения заявления комиссией Волгоградского УФАС России 17 января 2023 года принято решение о включении информации в отношении ООО Группа Компаний "Дакор" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта сроком на два года.
Рассматривая доводы заявителя о том, что на момент одностороннего отказа от исполнения контракта (30.12.2022) объем фактически выполненных работ составлял 72,36%, отсутствуют доказательства существенного нарушения условий контракта, отклонены судами как необоснованные.
Как указали суды, в данном случае определение фактического объема выполненных работ в рамках рассмотрения настоящего дела не является необходимым условием, поскольку значение имеет факт исполнения либо неисполнения обязательств по контракту на момент окончания установленного контрактом срока работ.
Факт наличия существенных нарушений условий контракта подтвержден материалами дела.
В этой связи суды признали решение от 30.12.2022 об одностороннем отказе от исполнения контракта законным.
Отклоняя доводы общества о наличии независящих от него обстоятельств, повлекших нарушение условий контракта, а именно на необходимость согласования документации с Росгвардией, а также о том, что установленный срок исполнения контракта в 2 месяца является недостаточным для оказания данного вида услуг, суды указали следующее.
Исполнителем проектная документация направлена на согласование на электронную почту представителя Росгвардии 21.12.2022, а также 28.12.2022 на бумажном носителе, уже после истечения установленного контрактом срока.
Необходимость согласования с Росгвардией проектно-сметной документации предусмотрена п. п. 11 п. 6 технического задания (приложение N 1 к государственному контракту). Срок оказания услуг установлен в 2 месяца.
Информация о закупке была размещена и доступна для всеобщего ознакомления в единой информационной системе в сфере закупок, в связи с этим ООО Группы Компаний "Дакор", как потенциальный участник закупки имел возможность проанализировать свои возможности и имеющиеся ресурсы.
Принимая решение об участии в процедуре проведения закупки, и подавая соответствующую заявку, ООО Группы Компаний "Дакор" несло риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе в случае совершения им действий (бездействия), противоречащих требованиям этого закона.
ООО Группа Компаний "Дакор" как субъект предпринимательской деятельности должно было проанализировать свои возможности и имеющиеся ресурсы с целью недопущения нарушений требований Закона о контрактной системе и условий контракта, в этой связи приняло риск наступления неблагоприятных для себя последствий в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям названного закона, в том числе в виде невозможности исполнения контракта в установленный срок.
Вина исполнителя может выражаться не только в форме умысла (при совершении противоправных действий - исполнитель предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, желал их наступления или не желал, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в форме неосторожности, т.е. при совершении действий исполнитель предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
Суд округа соглашается с выводами судов о том, что при принятии решения об участии в процедуре размещения государственного заказа и подачи соответствующей заявки, общество как субъект предпринимательской деятельности было обязано учесть специфику заключения и исполнения государственного (муниципального) контракта, установленную Законом N 44-ФЗ, и соблюсти все предусмотренные для этого условия. В ином случае для него возникает риск наступления соответствующих неблагоприятных последствий, в том числе риск принятия уполномоченным органом решения о включении его в РНП
Доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами норм материального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Приведенные в кассационной жалобе доводы повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права, в том числе влекущие безусловную отмену судебных актов, не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13.07.2023 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2023 по делу N А12-9521/2023 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.Н. Ольховиков |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"ООО Группа Компаний "Дакор" как субъект предпринимательской деятельности должно было проанализировать свои возможности и имеющиеся ресурсы с целью недопущения нарушений требований Закона о контрактной системе и условий контракта, в этой связи приняло риск наступления неблагоприятных для себя последствий в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям названного закона, в том числе в виде невозможности исполнения контракта в установленный срок.
...
Суд округа соглашается с выводами судов о том, что при принятии решения об участии в процедуре размещения государственного заказа и подачи соответствующей заявки, общество как субъект предпринимательской деятельности было обязано учесть специфику заключения и исполнения государственного (муниципального) контракта, установленную Законом N 44-ФЗ, и соблюсти все предусмотренные для этого условия. В ином случае для него возникает риск наступления соответствующих неблагоприятных последствий, в том числе риск принятия уполномоченным органом решения о включении его в РНП"
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 24 января 2024 г. N Ф06-12332/23 по делу N А12-9521/2023