г. Казань |
|
16 августа 2021 г. |
Дело N А12-22850/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 августа 2021 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрушкина В.А.,
судей Ананьева Р.В., Карповой В.А.,
при участии после перерыва представителя общества с ограниченной ответственностью "Орловское" - Кузьмичева А.Б. (доверенность от 16.07.2021),
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу департамента муниципального имущества администрации Волгограда
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2021
по делу N А12-22850/2019
по исковому заявлению департамента муниципального имущества администрации Волгограда (ИНН 3444074200, ОГРН 1023403446362) к обществу с ограниченной ответственностью "Орловское" (ИНН 3441019850, ОГРН 1023405361704) о взыскании задолженности по арендной плате, пени,
УСТАНОВИЛ:
Департамент муниципального имущества администрации Волгограда (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Орловское" (далее - ООО "Орловское", общество) о взыскании задолженности по арендной плате за период с 01.03.2017 по 31.08.2019 в сумме 1 605 558 руб. 55 коп., а также 590 467 руб. 89 коп., неустойки за период с 11.04.2017 по 31.08.2019.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 24.10.2019, исковые требования удовлетворены частично: с ООО "Орловское" в пользу Департамента взысканы 1 455 837 руб. 61 коп. задолженности по арендной плате за период с 01.03.2017 по 31.08.2019, 550 964 руб. 33 коп. пени за период с 11.04.2017 по 31.08.2019, в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2021 решение суда первой инстанции изменено, с ООО "Орловское" в пользу департамента 11 950 руб. 74 коп. неустойки, в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Департамента, поданной в Арбитражный суд Поволжского округа, постановление суда апелляционной инстанции предлагается отменить как принятое с нарушением норм действующего законодательства.
Заявитель кассационной жалобы, обжалуя судебные акты, считает, что оснований для отказа в удовлетворении о взыскании платы и снижении неустойки не имелось.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Орловское" возражает против изложенных в ней доводов и просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
В порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в судебном заседании 05.08.2021 объявлен перерыв до 11.08.2021 до 10 часов 20 минут, о чем размещена информация на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, после окончания перерыва судебное заседание продолжено.
В судебном заседании представитель ООО "Орловское" возражал против доводов, изложенных в кассационной жалобе по мотивам, изложенным в отзыве.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителя лица, участвующего в деле, Арбитражный суд Поволжского округа считает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, между администрацией Волгограда (арендодатель) и ООО "Орловское" (арендатор) заключен договор аренды от 21.03.2017 N 11172 земельного участка с кадастровым номером 34:03:120002:1723 площадью 14 810 кв. м, расположенного по адресу: 400058, Волгоградская область, г. Волгоград, рабочий поселок Водстрой, ул. им. Костюченко, д. 6, для эксплуатации производственной базы сроком действия до 21.07.2049.
В соответствии с пунктом 2.5 договора аренды арендная плата, начисленная за период с 01.03.2017 по 31.12.2017 вносится ежемесячно равными частями до 10 числа каждого месяца, с первым сроком уплаты до 10 числа месяца, следующего за датой заключения договора и последним сроком уплаты до 10.12.2017.
В силу пункта 2.11 размер арендной платы изменяется со дня вступления в силу нормативных актов Российской Федерации, Волгоградской области, Волгограда, регулирующих порядок начисления и размер арендной платы, а также при расчете коэффициентов, без дополнительных согласований с арендатором и без внесения соответствующих изменений и дополнений в договор.
Пунктом 2.13 договора предусмотрено, что в случае невнесения либо несовременного внесения арендной платы в установленный в договоре срок арендатор уплачивает арендодателю неустойку в размере 0.1% за каждый день просрочки от суммы платежей, подлежащих перечислению арендодателю.
Департамент направил в адрес общества претензию от 15.05.2019 N 10244-ОА с требованием об оплате задолженности за период с 01.03.2017 по 31.05.2019 в сумме 1 832 633 руб. 94 коп.
Неисполнение обществом требований, изложенных в претензии, послужило Департаменту основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, разрешая спор, руководствуясь статьями 307, 309, 310, 333, 606, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Порядком расчета арендной платы, утвержденным постановлением от 22.08.2011 N 469-п, в редакции постановления от 20.03.2017 N 135-п, пришел к выводу о взыскании с ООО "Орловское" задолженности по арендной плате за период с 01.03.2017 по 31.08.2019 в сумме 1 455 837 руб. 61 коп., пени за период с 11.04.2017 по 31.08.2019 в размере 550 964 руб. 33 коп.
Суд апелляционной инстанции отменяя решение суда в части удовлетворения требований о взыскании задолженности, и изменяя в части взыскания неустойки, руководствуясь статьями 13, 69 АПК РФ, 307, 309, 310, 333, 424, 606, 614 ГК РФ, пришел к выводу о взыскании с ООО "Орловское" в пользу департамента муниципального имущества 11 950 руб. 74 коп. неустойки, в удовлетворении остальной части требований отказано.
Содержащиеся в постановлении суда апелляционной инстанции выводы соответствуют материалам дела, действующему законодательству и существующей правоприменительной практике.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.
В пункте 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" закреплено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Из пунктов 16, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2013 N 13) следует, что к договору аренды, заключенному после вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 3 статьи 65 которого предусматривает необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
В силу пункта 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом без дополнительного изменения договора аренды.
Расчет годовой арендной платы произведен арендодателем в соответствии с Порядком расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 22.08.2011 N 469-п "Об утверждении Порядка расчета арендной платы за земельные участки государственная собственность на которые не разграничена и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду в аренду без торгов" (далее - Порядок N 469-п).
Постановлением администрации Волгоградской области от 20.03.2017 N 135-п, вступившим в силу 01.04.2017 в названное постановление администрации Волгоградской области внесены изменения.
В частности, добавлен пункт 1.5.7, согласно которому годовая арендная плата за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе город-герой Волгоград (за исключением земельных участков, предоставленных для целей строительства, земельных участков, предоставленных для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, земельных участков, предоставленных для эксплуатации индивидуальных жилых домов, гаражей для хранения личного автотранспорта, объектов спорта, а также земельных участков, предоставленных религиозным организациям) определяется на основании рыночной стоимости земельного участка, устанавливаемой в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, и рассчитывается в соответствии с пунктом 2.5 настоящего Порядка, за исключением случаев, указанных в подпунктах 1.5.1 - 1.5.3, 1.5.5, 1.5.6 настоящего пункта.
В соответствии с пунктом 2.5 размер арендной платы за земельные участки, указанные в подпункте 1.5.7 настоящего Порядка, рассчитывается по следующей формуле: А = С x Р, где: А - арендная плата; С - рыночная стоимость земельного участка, определяемая на основании результатов оценки, проведенной в соответствии с законодательством об оценочной деятельности; Р - ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, действующая на начало календарного года, в котором принято решение о предоставлении земельного участка.
Согласно пункту 2 постановления администрации Волгоградской области от 20.03.2017 N 135-п перерасчет размера арендной платы за земельные участки, указанные в подпункте 1.5.7 Порядка (в редакции настоящего постановления), по договорам, заключенным до 01.04.2017, осуществляется в соответствии с пунктом 2.5 Порядка с 01.04.2017 с применением ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей по состоянию на 01.04.2017.
Решением Волгоградского областного суда от 19.02.2018 по делу N 3а-15/2018, признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу подпункт 1.5.7 пункта 1.5, абзац четвертый пункта 1.14, пункт 2.5 Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов, утвержденного постановлением администрации Волгоградской области от 22.08.2011 N 469-п (в редакции постановления администрации Волгоградской области от 20.03.2017 N 135-п).
Решение Волгоградского областного суда от 19.02.2018 по делу N 3а-15/2018 вступило в законную силу 26.03.2018.
В соответствии с пунктом 2.5 размер арендной платы за земельные участки, указанные в подпункте 1.5.7 настоящего Порядка, рассчитывается по следующей формуле: А = С x Р, где: А - арендная плата; С - рыночная стоимость земельного участка, определяемая на основании результатов оценки, проведенной в соответствии с законодательством об оценочной деятельности; Р - ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, действующая на начало календарного года, в котором принято решение о предоставлении земельного участка.
Согласно пункту 2 постановления администрации Волгоградской области от 20.03.2017 N 135-п перерасчет размера арендной платы за земельные участки, указанные в подпункте 1.5.7 Порядка (в редакции настоящего постановления), по договорам, заключенным до 01.04.2017, осуществляется в соответствии с пунктом 2.5 Порядка с 01.04.2017 с применением ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей по состоянию на 01.04.2017.
Решением Волгоградского областного суда от 19.02.2018 по делу N 3а-15/2018, признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу подпункт 1.5.7 пункта 1.5, абзац четвертый пункта 1.14, пункт 2.5 Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов, утвержденного постановлением администрации Волгоградской области от 22.08.2011 N 469-п (в редакции постановления администрации Волгоградской области от 20.03.2017 N 135-п).
Решение Волгоградского областного суда от 19.02.2018 по делу N 3а-15/2018 вступило в законную силу 26.03.2018.
При рассмотрении спора суд общей юрисдикции пришел к выводу, что оспариваемые нормы Порядка расчета арендной платы, утвержденные постановлением от 22.08.2011 N 469-п, в редакции постановления от 20.03.2017 N 135-п, не соответствуют принципу экономической обоснованности и одному из общеобязательных принципов определения регулируемой арендной платы - принципу запрета необоснованных предпочтений. В соответствии с пунктом 10 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 2 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.07.2016, если нормативный акт, устанавливающий расчет регулируемой арендной платы, признан решением суда недействительным и имеется ранее принятый нормативный акт, регулирующий аналогичные отношения, расчет арендной платы на основании признанного недействительным нормативного акта является незаконным.
В соответствии с частями первой и второй статьи 76 Конституции Российской Федерации Законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует Федеральный закон.
В силу части 2 статьи 13 АПК РФ арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Последствием признания судом нормативно-правового акта недействующим является его исключение из актов правового регулирования, и вне зависимости от того, что компетентным судом в рамках административного судопроизводства был установлен момент с которого не подлежал применению нормативный акт, арбитражный суд, установив несоответствие такого нормативного акта, определяющего размер регулируемой платы, акту, имеющего большую юридическую силу, вправе не применять его с момента принятия.
Как указано в определении Верховного суда Российской Федерации от 14.04.2016 N 309-ЭС15-16627, согласно абзацу второму статьи 13 ГК РФ в случае признания судом недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления нарушенное право подлежит восстановлению или защите иными способами, предусмотренными статьей 12 названного Кодекса.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6171/10 сформулирована правовая позиция, согласно которой признание нормативного акта недействующим с момента вступления в силу решения суда не должно препятствовать лицу, которое по незаконному нормативному акту было обязано осуществлять платежи, полностью восстановить нарушенное этим актом субъективное право, а также не должно предоставлять возможность лицу, являющемуся получателем платежей на основании данного нормативного акта, получать их за период до момента вступления в силу решения арбитражного суда о признании нормативного акта недействующим.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.07.2018 N 29-П, праву лица, участвующего в деле и распоряжающегося процессуальными правами на всех стадиях процесса самостоятельно, на основе конституционно значимого принципа диспозитивности, поставить перед судом вопрос о неприменении нормативного правового акта, противоречащего акту большей юридической силы, и о принятии решения в соответствии с последним корреспондирует безусловная обязанность суда рассмотреть этот вопрос, отразив в решении мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле (часть 2 статьи 13 и пункт 3 части 4 статьи 170 АПК РФ). Исполнение данной обязанности обеспечивается, кроме прочего, возможностью отмены или изменения судебного решения вышестоящим судом в связи с неприменением закона, подлежащего применению (пункт 1 части 2 статьи 270 и пункт 1 части 2 статьи 288 АПК РФ).
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.12.2017 N 37-П "По делу о проверке конституционности абзаца тринадцатого статьи 12 ГК РФ и части 2 статьи 13 и пункта 1.1 части 1 статьи 29 АПК РФ в связи с жалобой гражданина В.Г. Жукова" сделан вывод о том, что применение статьи 12 ГК РФ и части 2 статьи 13 АПК РФ имеет целью не ограничение, а гарантирование конституционного права на судебную защиту, при этом исключение из подведомственности дел об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти не затронули вытекающего из Конституции Российской Федерации полномочия арбитражного суда при рассмотрении дела отказать в применении нормативного правового акта, противоречащего нормативному правовому акту большей юридической силы, иное понимание умаляло бы единство судебной системы, также отмечено, что заинтересованное лицо может защитить свои права не путем оспаривания нормативных правовых актов, утративших силу, а обжалуя основанные на них решения и действия (бездействие) органов власти и должностных лиц, для признания которых незаконными нет препятствий, поскольку суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа (в том числе утратившего силу) акту большей юридической силы, принимает решение в соответствии с последним (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27.10.2015 N 2473-О, от 20.04.2017 N 724-О).
Таким образом, Конституционным Судом Российской Федерации неоднократно отмечалось, что сам факт исключения из компетенции арбитражных судов дел об оспаривании нормативных правовых актов (за исключением дел, относящихся к компетенции Суда по интеллектуальным правам), не исключает обязанности арбитражных судов, в целях обеспечения конституционных гарантий, отказывать в применении таких актов, в случае их противоречия нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, вне зависимости от наличия права заинтересованных лиц оспорить нормативный акт в порядке административного судопроизводства.
В абзаце 3 пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" следует, что суд, установив, что оспариваемый нормативный акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Вместе с тем данные правовые подходы не исключают наличие дискреции у арбитражного суда, не применять нормативный акт с момента, когда он вошел в противоречие с нормативно-правовым актом, имеющим большую юридическую силу, что в свою очередь обеспечит восстановление баланса частных и публичных интересов, в том числе возврат всего полученного на основании нормативного акта, принятого с нарушением закона, поскольку в силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать доходы (выгоду) из своего незаконного поведения.
В данном конкретном случае оспариваемые акты (постановление администрации Волгоградской области от 26.02.2018 N 89-п, постановление администрации Волгоградской области от 22.08.2011 N 469-п, постановление администрации Волгоградской области от 20.03.2017 N 135-п), устанавливающие порядок определения арендной платы были приняты позднее нормативного акта, имеющего большую юридическую силу (Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации"), в связи с чем арбитражный суд правомерно не применил их с момента вступления в силу.
Применительно к спорному случаю за период с 01.03.2017 по 30.04.2017 размер годовой арендной платы определяется на основании Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, утвержденного Постановлением администрации Волгоградской области от 22.08.2011 N 469-п, Распоряжения министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 14.02.2013 N 281-р "Об утверждении значений коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов и значений коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов, применяемых при определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в городском округе город-герой Волгоград" (далее - Распоряжение N 281-р), Приказа комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 27.10.2015 N 46-н "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области": А = КСЗУ х Кви х Кдп х Ккан, где КСЗУ - кадастровая стоимость земельного участка = 21 293 077,5 руб. (на основании выписки из ЕГРН на земельный участок); Кви - коэффициент вида функционального использования земельного участка.
В соответствии с пунктом 1.5. приложения 1 постановления администрации Волгоградской области от 22.08.2011 N 469 - 0,015.
Коэффициент дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке, устанавливается Распоряжением министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 14.02.2013 N 281-р.
Коэффициент дифференциации в период с 01.03.2017 по 31.03.2017 в соответствии с п. 26.3 Распоряжения от 14.02.2013 N 281-р для земельных участков, предоставленных для размещения баз и складов, за исключением указанных в пункте 26.1 в Тракторозаводском районе Волгограда, = 2,8. Ккан - коэффициент категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов для данной категории арендатора не установлен, в связи с чем принят равным 1.
Согласно пункту 1.13 Постановления администрации Волгоградской области от 22.08.2011 N 469-п (в редакции от 20.03.2017) "Об утверждении Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов" арендная плата за земельные участки ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка, изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (далее - индексация на размер уровня инфляции), который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды.
В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 19.12.2016 N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" уровень инфляции в 2017 году не превышает 4,0%. (или 1,04).
Таким образом, годовой размер арендной платы за период с 01.03.2017 по 30.04.2017 составляет: 930 081,62 руб. = 21 293 077,50 * 0,015 * 2,8 * 1 * 1,04.
С 01.05.2017 Распоряжение министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 14.02.2013 N 281-р утратило силу.
Коэффициент дифференциации в период с 01.05.2017 по 31.12.2017 в соответствии с п. 24.3 Решения Волгоградской городской Думы от 19.04.2017 N 56/1622 "Об утверждении значений коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов и значений коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов, применяемых при определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в городском округе городгерой Волгоград" для земельных участков, предоставленных для размещения баз и складов, за исключением указанных в пункте 24.1, = 4.
В связи с чем за период с 01.05.2017 по 31.12.2017 годовой размер арендной платы составил: 1 328 688,04 руб. = 21 293 077,50 * 0,015 * 4 * 1 * 1,04.
В 2018 году размер годовой арендной платы определялся на основании Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, утвержденного Постановлением администрации Волгоградской области от 22.08.2011 N 469-п, Распоряжения министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 14.02.2013 N 281-р "Об утверждении значений коэффициента...", Приказа комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской обл. от 27.10.2015 N 46-н "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области": А = КСЗУ х Кеи х Кдп х Ккан, где КСЗУ - кадастровая стоимость земельного участка = 21 293 077,5 руб. (на основании выписки из ЕГРН на земельный участок); Кви - коэффициент вида функционального использования земельного участка.
В соответствии с пунктом 1.5. приложения N 1 к постановлению администрации Волгоградской области от 22.08.2011 N 469-0,015. Кдп - коэффициент в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов в соответствии с п. 24.3
Решением Волгоградской городской Думы от 19.04.2017 N 56/1622 = 4. Ккан - коэффициент категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов для данной категории арендатора не установлен, в связи с чем принят равным 1.
Согласно пункту 1.13 Постановления администрации Волгоградской области от 22.08.2011 N 469-п (в ред. от 20.03.2017) "Об утверждении Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов" арендная плата за земельные участки ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка, изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (далее - индексация на размер уровня инфляции), который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 19.12.2016 N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" уровень инфляции в 2017 году не превышает 4,1 %. (или 1,0816).
Таким образом, годовая сумма арендной платы в период с 01.01.2018 по 31.12.2018 составила: 1 381 835,56 руб. = 21 293 077,5 * 0,015 * 4 * 1 * 1,04 * 1,04 * 1,043.
В 2019 году размер годовой арендной платы определялся на основании Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, утвержденного Постановлением администрации Волгоградской области от 22.08.2011 N 469-п, Распоряжения министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 14.02.2013 N 281-р "Об утверждении значений коэффициента...", Приказа комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской обл. от 27.10.2015 N 46-н "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области": А = КСЗУ х Кви х Кдп х Ккан, где КСЗУ - кадастровая стоимость земельного участка = 8 338 000 руб. (на основании данных из ЕГРН на земельный участок); Кви - коэффициент вида функционального использования земельного участка.
В соответствии с пунктом 1.5 приложения 1 Постановления администрации Волгоградской области от 22.08.2011 N 469-0,015. Кдп - коэффициент в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов в соответствии с п. 24.3 Решения Волгоградской городской Думы от 19.04.2017 N 56/1622 = 4. Ккан - коэффициент категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов для данной категории арендатора не установлен, в связи с чем принят равным 1.
Согласно пункту 1.13 постановления администрации Волгоградской области от 22.08.2011 N 469-п (в ред. от 20.03.2017) "Об утверждении Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов" арендная плата за земельные участки ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка, изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (далее - индексация на размер уровня инфляции), который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 19.12.2016 N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" уровень инфляции в 2017 году не превышает 4,0 %. (или 1,0816).
Таким образом, годовая сумма аренды в период с 01.01.2019 по 31.08.2019 составила: 564 370,27 руб. = 8 338 000 * 0,015 * 4 * 1 * 1,04 * 1,04 * 1,043. За период с 01.01.2019 по 31.08.2019 соответственно составляет 564 370,27 / 12 = 47 030,86 * 8 = 376 246 рублей.
Вместе с тем ООО "Орловское" перечислено 1 343 050 руб. 39 коп. в счет оплаты арендных платежей за спорный период, что подтверждается представленными в материалы дела сведениями об оплате, а также расчетами сторон.
Кроме того, решением Волгоградского областного суда от 14.10.2020 по административному делу N 3а-318/2020 административное исковое заявление ООО "Орловское" о признании недействующим и не подлежащим применению Распоряжения министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 14.02.2013 N 281-р в части было удовлетворено.
Данным решением, измененным определением от 09.02.2021 третьего апелляционного суда общей юрисдикции признан недействующим подпункт 26.3 пункта 26 Приложения 2 к Распоряжению министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 14.02.2013 N 281-р "Об утверждении значений коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов и значений коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов, применяемых при определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в городском округе город-герой Волгоград" в части установления значения коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов (Кдп), предназначенных для размещения баз и складов, за исключением указанных в пункте 26.1, в Тракторозаводском районе г. Волгограда в размере - 2,80 (в редакции Приказа комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 20.10.2015 N 44-н с изменениями, внесенными решениями Волгоградского областного суда от 10.02.2014, от 29.03.2016 по делу N 3а-47/2016, от 18.01.2019 по делу N 3а-5/2019).
При указанных обстоятельствах, расчет арендной платы за исковой период должен производиться с учетом следующих формул. с 01.03.2017 по 31.12.2017: 21 293 077,50 рублей (КСЗУ) * 0,015 (Кви) * 1 (Кдп) * 1 (Ккан) = 319 396,16 руб. в год или 26 616,35 руб. в месяц. 2018 год: 21 293 077,50 рублей (КСЗУ) * 0,015 (Кви) * 1 (Кдп) * 1 (Ккан) * 1,04 (Ки) = 332 172,01 руб.
с 01.01.2019 но 12.06.2019: 8 338 000 рублей (КСЗУ) * 0,015 (Кви) * 1 (Кдп) * 1 (Ккан) * 1,04 (Ки) * 1,043 (Ки) = 135 665,93 рублей в год или 11 305,49 рублей в месяц, с 13.06.2019 г. по 31.08.2019 г.: 13 003 180 рублей (рыночная стоимость земельного участка) * 0,0859 (Кмд) * 1 (Кказ) = 1 116 973,16 рубля в год или 93 081,10 рубль в месяц.
Согласно представленному ООО "Орловское" контррасчету, судебных актов по делам N 3а-185/2020 и N 3а-318/2020, с применением вышеуказанных формул, а также произведенной оплатой, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в заявленный период у общества отсутствует задолженность по арендной плате, а размер неустойки, подлежащий взысканию составляет 11 950 руб. 74 коп.
Таким образом, учитывая, что размер арендной платы за пользование спорным земельным участком является величиной, регулируемой в порядке, предусмотренном законодательством, суд апелляционной инстанций пришел к правильному выводу о неправомерном применении истцом при расчете задолженности положений пунктов, признанных не соответствующими федеральному законодательству и соответственно, не подлежащими применению за период, предшествующий признанию судом незаконности их установления.
Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2019 по делу N 306-ЭС19-20019.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не могут быть приняты во внимание.
Суд апелляционной инстанции правомерно при определении размера платы обеспечил применение действующих нормативных актов, при этом, учитывая, что при отмене такого акта, устанавливающего регулируемую плату за землю, применяется ранее действующий нормативный акт, а при его отсутствии, условия договора.
Разрешая спор, суд апелляционной инстанции, обоснованно исходил из положений статьи 39.37 ЗК РФ, Порядка расчета арендной платы, утвержденные постановлением от 22.08.2011 N 469-п, в редакции до принятия администрацией постановления от 20.03.2017 N 135-п "О внесении изменений в постановление администрации Волгоградской области от 22.08.2011 N 469-п "Об утверждении Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов".
В пункте 1.6 Порядка N 469-П (в редакции от 24.12.2018) предусмотрено, что Размер арендной платы за пользование земельными участками в случаях, не указанных в пункте 1.5 настоящего Порядка, рассчитывается в соответствии с разделами 2, 3 настоящего Порядка с учетом следующих коэффициентов, в том числе, коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов, - устанавливается нормативными правовыми актами муниципального района, городского округа или городского поселения Волгоградской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками на соответствующей территории, по согласованию с комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области по форме согласно приложению 2 и не может быть ниже 1.
Значение коэффициента дифференциации определено в приложении N 2 к Порядку N 469-П.
В связи с чем суд апелляционной инстанции, применительно к соответствующим периодам, правомерно не принял коэффициент дифференциации, установленный подпунктом 26.3 пункта 26 приложения N 2 к Распоряжению 281-р, предназначенный для земельных участков в Тракторозаводском районе для размещения баз и складов, и подпункт 24.3 пункта 24 приложения, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от 19.04.2017 N 56/122, в части значения равного 4.0, признанного недействующим, вступившими в законную силу решениями Волгоградского областного суда от 25.02.2020 N 3а-185/2020 и от 14.10.2020 N 3а-318/2020.
Необходимо отметить, что для цели применения пункта 21.3 решения Волгоградской городской Думы от 15.05.2008 N 3/84, действующего до отмены решения того же органа N 56/122, устанавливающего Кдп, истцом не представлены доказательства согласования такого нормативного акта с уполномоченным органом Волгоградской области в порядке и форме, предусмотренных Порядком N 469-П.
С позиции статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 333 ГК РФ, статьей 65 ЗК РФ, статьей 69 АПК РФ, Порядком 469-П, учитывая вступившие в законную силу судебные акты, принятые в сфере нормативного регулирования арендной платы земельных участков, находящихся в публичной собственности, в отношении показателей коэффициента дифференциации, применив действующие положения Порядка 469-П, удовлетворили иск в части взыскания неустойки.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы не касаются материально-правовой стороны дела, а связаны с оспариванием доказательственной стороны спора, однако в силу главы 35 АПК РФ данные вопросы не входят в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2021 по делу N А12-22850/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Петрушкин |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В абзаце 3 пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" следует, что суд, установив, что оспариваемый нормативный акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Вместе с тем данные правовые подходы не исключают наличие дискреции у арбитражного суда, не применять нормативный акт с момента, когда он вошел в противоречие с нормативно-правовым актом, имеющим большую юридическую силу, что в свою очередь обеспечит восстановление баланса частных и публичных интересов, в том числе возврат всего полученного на основании нормативного акта, принятого с нарушением закона, поскольку в силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать доходы (выгоду) из своего незаконного поведения.
В данном конкретном случае оспариваемые акты (постановление администрации Волгоградской области от 26.02.2018 N 89-п, постановление администрации Волгоградской области от 22.08.2011 N 469-п, постановление администрации Волгоградской области от 20.03.2017 N 135-п), устанавливающие порядок определения арендной платы были приняты позднее нормативного акта, имеющего большую юридическую силу (Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации"), в связи с чем арбитражный суд правомерно не применил их с момента вступления в силу.
...
Разрешая спор, суд апелляционной инстанции, обоснованно исходил из положений статьи 39.37 ЗК РФ, Порядка расчета арендной платы, утвержденные постановлением от 22.08.2011 N 469-п, в редакции до принятия администрацией постановления от 20.03.2017 N 135-п "О внесении изменений в постановление администрации Волгоградской области от 22.08.2011 N 469-п "Об утверждении Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов"."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16 августа 2021 г. N Ф06-5385/21 по делу N А12-22850/2019