г. Казань |
|
14 сентября 2021 г. |
Дело N А65-27137/2020 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Мосунова С.В., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии:
представителя непубличного акционерного общества "КарьероуправлениеПлюс" - Покровской С.В., доверенность от 10.08.2021,
представителя Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан - Буриной Л.В., доверенность от 26.12.2020, N 14396/08
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу непубличного акционерного общества "КарьероуправлениеПлюс"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.01.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2021
по делу N А65-27137/2020
по заявлению непубличного акционерного общества "Карьероуправление-Плюс" (ИНН 1616012358, ОГРН 1031601005402, д.Потахина Республики Татарстан) в лице конкурсного управляющего Русскова Сергея Николаевича, г.Чебоксары Чувашской Республики, к Министерству экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (ИНН 1659036508, ОГРН 1021603473616) в лице Центрального территориального управления, г.Казань, об оспаривании постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
непубличное акционерное общество "Карьероуправление-Плюс" (далее - НАО "Карьероуправление-Плюс", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Центрального территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (далее - Министерство, Управление, административный орган) от 05.11.2020 N 539 о назначении административного наказания по части 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в сумме 400 000 руб.; о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.01.2021, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2021, заявленные требования частично удовлетворены. Постановление административного органа от 05.11.2020 N 539 изменено в части назначенного наказания, размер штрафа снижен до 200 000 руб.; в удовлетворении остальной части заявленных требований - отказано.
НАО "Карьероуправление-Плюс", не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, удовлетворить заявленные требования в полном объеме, указывая на неправильное применение судами предыдущих инстанций норм материального права и на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам дела.
Министерство в представленном в соответствии со статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыве на кассационную жалобу просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда оставить без изменения.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв с 15 час. 15 мин. 09.09.2021 до 09 час. 15 мин 14.09.2021, после окончания которого, судебное заседание продолжено в том же составе суда. Информация о перерыве размещена на официальном сайте суда кассационной инстанции.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов суда имеющимся в материалах дела доказательствам, Арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, НАО "Карьероуправление-Плюс" осуществляло добычу карбонатных пород на месторождении Ашитское в Высокогорском районе Республики Татарстан, в 0,4 км западнее д.Потаниха, на водоразделе р.Ашит и р.Ильинка на землях ПСХК "Родина" на основании лицензии ВСК N 01085 ТЭ (с учетом внесенных 26.09.2016 изменений и дополнений) со сроком действия до 01.08.2045 и прилагаемому к ней лицензионному соглашению.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.03.2018 по делу N А65-18725/2017 НАО "Карьероуправление-Плюс" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Руссков Сергей Николаевич.
Министерством в ходе экологического обследования земельного участка с кадастровым номером 16:16:200501:73 общей площадью 1 509 кв.м 27.04.2020 Выявлен факт нарушения НАО "Карьероуправление-Плюс" требований статей 9, 11, 22 (п.8) Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", статей 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ): невыполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых на месторождении Ашитское по ранее выданной лицензии ВСК N 01085ТЭ на право пользования недрами.
Результаты обследования зафиксированы в акте от 27.04.2020 N 649, на основании которого административным органом составлен протокол от 19.10.2020 N 026038 об административном правонарушении и вынесено постановление от 05.11.2020 N539, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.7 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 400 000 руб.
Не согласившись с вынесенными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Суды первой и апелляционной инстанции, исходя из анализа исследованных доказательств, имеющихся в материалах дела, и установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, пришли к выводу о частичном удовлетворении заявленных обществом требований, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Объективную сторону вменяемого правонарушения образует неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по рекультивации земельного участка.
Согласно пункту 5 статьи 13 ЗК РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 6 статьи 13 ЗК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 Правила N 800, которые, в том числе устанавливают порядок проведения рекультивации земель и в равной мере распространяются на земли и земельные участки.
Пунктом 6 названных Правил определено, что рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.
Согласно методическим рекомендациям по выявлению деградированных и загрязненных земель, утвержденным Минприроды России, Роскомземом, Минсельхозпродом России и согласованным с РАСХН (1994 год) к нарушенным землям относятся все земли со снятым или перекрытым гумусовым горизонтом и непригодные для использования без предварительного восстановления плодородия, то есть земли, утратившие в связи с их нарушением первоначальную ценность.
В соответствии с письмом комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 27.03.1995 N 3-15/582 деградация почв представляет собой совокупность процессов, приводящих к изменению функций почвы как элемента природной среды, количественному и качественному ухудшению ее свойств и режимов, снижению природно-хозяйственной значимости земель; под природно-хозяйственной значимостью понимается качество земель, лимитирующее характер и эффективность их хозяйственного использования, участия почвенного покрова в обеспечении функционирования экосистем (в том числе и агроэкосистем) и существования природных ландшафтов; нарушение земель представляет собой механическое разрушение почвенного покрова.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, на момент проведения обследования земельного участка с кадастровым номером 16:16:200501:73 общей площадью 1 509 кв.м у НАО "Карьероуправление-Плюс" имелась лицензия ВСК N 01085 ТЭ (с учетом внесенных 26.09.2016 изменений и дополнений) на право добычу карбонатных пород на месторождении Ашитское в Высокогорском районе Республики Татарстан, в 0,4 км западнее д.Потаниха, на водоразделе р.Ашит и р.Ильинка на землях ПСХК "Родина".
В соответствии с п.3.3 лицензионного соглашения, являющегося неотъемлемой частью лицензии ВСК N 01085 ТЭ, владелец лицензии обязан провести в установленные проектом сроки разработки рекультивацию нарушенных земель и сдать их землепользователю в состоянии, пригодном для использования по целевому назначению.
Административным органом на лицензионном земельном участке выявлены карьеры (измерения проводились с помощью геодезического оборудования с дальнейшим наложением замеренных точек на карту в программном обеспечении SAS.Planet), которые произведены работой тяжелой техники (экскаваторы и самосвалы), визуально установлено, что плодородный слой почвы срезан тяжелой техникой, перемешан с минеральным грунтом, имеются бурты плодородного слоя; на земельном участке имеются следы от проезда тяжелой техники.
Обязанность по содержанию лицензионного земельного участка, выполнению на нем мероприятий по охране земель и обязательных мероприятий, предусмотренных природоохранным и земельным законодательством, в том числе по проведению рекультивации нарушенных земель возникли у НАО "Карьероуправление-Плюс" с момента получения лицензии ВСК N 01085 ТЭ (03.08.2006).
Признаки проведения обязательных мероприятий, направленных на выполнение работ по рекультивации нарушенных земель в части карьера, административным органом не выявлены; документы, подтверждающие проведение обязательных мероприятий, направленных на восстановление нарушенных земель, НАО "Карьероуправление-Плюс" не представлены.
На основании вышеизложенного суды обоснованно пришли к выводу, что факт совершения обществом вменяемого административного правонарушения подтверждается материалами дела.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судом отмечено, что НАО "Карьероуправление-Плюс" не представило доказательств того, что им были предприняты все зависящие от него меры, направленные на соблюдение норм действующего законодательства, за нарушение которых частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о наличии и доказанности материалами дела в деянии заявителя события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ.
Довод Общества о том, что оно не производило добычу полезных ископаемых в связи с признанием его банкротом; действие лицензии неоднократно приостанавливалось; незаконную добычу осуществлял бывший руководитель общества Шакиров Р.Х.; срок на рекультивацию земель лицензией не установлен, а 7-месячный срок, предусмотренный пунктом 26 Правил N 800, на дату вынесения оспариваемого постановления не истек, правомерно отклонен судами.
Как видно из материалов дела и НАО "Карьероуправление-Плюс" не оспаривается, Шакиров Р.Х. осуществлял незаконную добычу полезных ископаемых на рассматриваемом земельном участке вплоть до 29.11.2018.
Судами правомерно отмечено, что в силу пункта 4 и 26 Правил N 800 у НАО "Карьероуправление-Плюс", как у собственника этого земельного участка и владельца лицензии на пользование недрами, возникла обязанность по проведению рекультивации земель, и по состоянию на момент выявления правонарушения и вынесения оспариваемого постановления 7- месячный срок, установленный пунктом 26 Правил N 800, истек.
Ссылка НАО "Карьероуправление-Плюс" на то, что на момент привлечения его к административной ответственности собственником земельных участков являлось другое юридическое лицо (ООО "Рубис"), купившее земельные участки по договору от 16.06.2020, также была исследована судом и признана несостоятельной, поскольку на дату выявления правонарушения (27.04.2020) собственником земельных участков являлось именно НАО "Карьероуправление-Плюс".
Суды не нашли оснований для квалификации названных правонарушений в качестве малозначительных.
Меры административных наказаний (административные штрафы) определены Обществу исходя из конкретных обстоятельств, с учетом положений Главы 4 КоАП РФ.
Материалами дела подтверждается, что постановление принято уполномоченным органом, порядок привлечения к административной ответственности соблюден, основания для привлечения к ответственности имеются, срок давности привлечения к ответственности не истек, обстоятельства, отягчающие административную ответственность, отсутствуют.
В данном случае заявителю в соответствии с нормами частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ административные штрафы назначены в размере (200 000 рублей), который в два раза меньше минимального размера, предусмотренного санкциями частей 1, 2 статьи 8.7 КоАП РФ (400 000 рублей), что согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности, а также характеру совершенных правонарушений и соразмерен их тяжести.
Наложение на НАО "Карьероуправление-Плюс" штрафа в сумме 200 000 руб. соответствует всем обстоятельствам дела, имеющим существенное значение для индивидуализации ответственности и наказания за совершенное административное правонарушение, соотносится со степенью общественной опасности совершенного административного правонарушения, обладает разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов этого суда и направлены на переоценку доказательств и установленных апелляционным судом фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Костромской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.01.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2021 по делу N А65-27137/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.Р. Мухаметшин |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Меры административных наказаний (административные штрафы) определены Обществу исходя из конкретных обстоятельств, с учетом положений Главы 4 КоАП РФ.
Материалами дела подтверждается, что постановление принято уполномоченным органом, порядок привлечения к административной ответственности соблюден, основания для привлечения к ответственности имеются, срок давности привлечения к ответственности не истек, обстоятельства, отягчающие административную ответственность, отсутствуют.
В данном случае заявителю в соответствии с нормами частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ административные штрафы назначены в размере (200 000 рублей), который в два раза меньше минимального размера, предусмотренного санкциями частей 1, 2 статьи 8.7 КоАП РФ (400 000 рублей), что согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности, а также характеру совершенных правонарушений и соразмерен их тяжести."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 14 сентября 2021 г. N Ф06-7774/21 по делу N А65-27137/2020