г. Казань |
|
21 сентября 2021 г. |
Дело N А55-27181/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Мосунова С.В., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии:
представителя акционерного общества "Кошелев-Проект" - Пушкиной Д.В., доверенность от 19.04.2021 N 6,
представителя Правительства Самарской области - Савиной А.А., доверенность от 27.11.2020 N 1-49/367-117,
представителя Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области - Савиной А.А., доверенность от 25.12.2020 N 28-07/155,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Кошелев-Проект"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 04.03.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2021
по делу N А55-27181/2020
по заявлению Закрытого акционерного общества "ППСО" АО "Авиакор", г. Самара к Правительству Самарской области, г. Самара, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области, г. Самара, Министерства имущественных отношений Самарской области, г.Самара, о признании незаконным бездействия, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "ППСО" АО "Авиакор" (далее - Общество, заявитель, ЗАО ППСО" АО "Авиакор") обратилось в арбитражный суд с заявлением с учетом уточнения, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, в котором просит:
1) признать объект недвижимого имущества с кадастровым номером 63:00:0000000:693 "Строительство автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской области Северное шоссе, расположенной в городском округе Самара, в муниципальном районе Волжский Самарской области 1этап строительства (Этап 1.1. Автомобильная дорога, линия наружного освещения, сети дождевой канализации, строительство тротуаров со стороны жилой застройки)" по адресу: Самарская область, городской округ Самара и муниципальный район Волжский протяженностью 1099 метров автомобильной дорогой общего пользования регионального значения;
2) признать незаконным бездействие Правительства Самарской области в вопросе включения автомобильной дороги с кадастровым номером 63:00:0000000:693 по адресу: Самарская область, городской округ Самара и муниципальный район Волжский протяженностью 1099 метров в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Самарской области и обязать Правительство Самарской области включить объект недвижимого имущества с кадастровым номером 63:00:0000000:693 "Строительство автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской области Северное шоссе, расположенной в городском округе Самара, в муниципальном районе Волжский Самарской области 1этап строительства (Этап 1.1. Автомобильная дорога, линия наружного освещения, сети дождевой канализации, строительство тротуаров со стороны жилой застройки)" по адресу: Самарская область, городской округ Самара и муниципальный район Волжский протяженностью 1099 метров в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Самарской области, утвержденный Постановлением Правительства Самарской области от 09.08.2006 N 106, с выплатой ЗАО "ППСО" АО "АВИАКОР" компенсации расходов на строительство и содержание указанного объекта в сумме 260 645 703 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 04.03.2021, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Акционерного общества "Кошелев-Проект", не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права.
Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области, в представленном в соответствии со статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыве на кассационную жалобу просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов суда имеющимся в материалах дела доказательствам, Арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Из материалов дела следует, что ЗАО "ППСО" АО "АВИАКОР" на основании решения внеочередного общего собрания акционеров переименовано в АО "Кошелев-Проект", о чем в ЕГРЮЛ внесены соответствующие сведения.
Как следует из материалов дела, в соответствии с нормами Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах), осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального значения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 N 677 утверждена Государственная программа Самарской области "Развитие транспортной системы Самарской области (2014 - 2025 годы)" (далее - Государственная программа). Государственной программой предусмотрена реализация Подпрограммы "Модернизация и развитие автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в Самарской области" (приложение N 1 к Государственной программе).
В рамках мероприятий "Строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в Самарской области, сооружений и элементов обустройства на них" указанной Подпрограммы предусмотрено строительство объекта "Автомобильная дорога общего пользования регионального значения в Самарской области Северное шоссе, расположенная в городском округе Самара и муниципальном районе Волжский Самарской области (1 этап строительства)" - пункт 1.11 Перечня объектов строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в Самарской области, а также строительства искусственных дорожных сооружений и элементов обустройства на них и объем их финансирования в 2014-2022 годах (приложение N 2 к Подпрограмме).
В целях реализации Подпрограммы министерством транспорта и автомобильных дорог Самарской области издан приказ от 21.03.2016 N 80 "О подготовке документации по планировке территории в целях строительства автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской области, Северное шоссе, расположенной в городском округе Самара и муниципальном районе Волжский Самарской области" (л.д.29-30, т.1).
На основании плана проектных работ на 2016 год, в соответствии с вышеуказанной Государственной программой Министерством транспорта и автомобильных дорог Самарской области и ЗАО "ППСО" АО "Авиакор" заключен договор N 28-16/38 от 21.06.2016 на разработку проектной документации строительства автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской области, Северное шоссе, расположенной в городском округе Самара и муниципальном районе Волжский Самарской области (л.д.32-47, т.1).
Согласно пункту 1.1 договора подрядчик (ЗАО "ППСО" АО "Авиакор") в соответствии с заданием заказчика (Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области) обязался выполнить инженерные изыскания, разработать проект планировки территории, проект межевания территории, проектную и рабочую документации строительства вышеуказанной автомобильной дороги.
Согласно пункту 4 Задания N 24 на разработку проектной документации строительства автомобильной дороги общего пользования регионального значения, местонахождение объекта - Самарская область, г.о.Самара и муниципальный район Волжский Самарской области. Начало проектируемого участка принять на автомобильной дороге общего пользования федерального значения "Подъезд к г. Самара от М-5 "Урал" (уточняется проектом); конец проектируемого участка принять на автомобильной дороге общего пользования регионального значения в Самарской области автомагистраль "Центральная" (уточняется проектом).
Распоряжением Правительства Самарской области N 554-р от 07.07.2016 утверждена документация по планировке территории в целях строительства автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской области, Северное шоссе, расположенной в городском округе Самара и муниципальном районе Волжский Самарской области (1 этап строительства), включающая проект планировки территории (основную часть) и проект межевания территории (л.д.31, т.1).
Разработанная ЗАО "ППСО" АО "Авиакор" проектная документация получила положительное заключение ГАУ СО "Государственная экспертиза проектов в строительстве".
В связи с острой необходимостью скорейшего обеспечения транспортной доступности территории жилой застройки муниципального района Волжский Самарской области принято совместное решение осуществить строительство объекта регионального значения за счет собственных средств ЗАО "ППСО" АО "Авиакор", с последующим выкупом автомобильной дороги общего пользования регионального значения в собственность Самарской области после ввода его в эксплуатацию, что подтверждается письмом ЗАО "ППСО" АО "Авиакор" от 23.10.2017 исх. N 975-А (л.д.70, т.1).
На основании выданного Министерством транспорта и автомобильных дорог Самарской области разрешения на строительство N 63-701-19-2018 от 10.09.2018 ЗАО "ППСО" АО "Авиакор" приступило к выполнению этапа 1.1 Автомобильная дорога, линия наружного освещения, сток дождевой канализации, строительство тротуаров со стороны жилой застройки строительства объекта "Строительство автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской области Северное шоссе, расположенной в городском округе Самара, в муниципальном районе Волжский Самарской области, 1 этап строительства" (л.д.50-55, т.1).
По окончании строительства этапа 1.1 Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области выдало ЗАО "ППСО" АО "Авиакор" разрешение N 63-000-39-2018 от 21.09.2018 на ввод в эксплуатацию автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской области Северное шоссе, расположенной в городском округе Самара, в муниципальном районе Волжский Самарской области, 1 этап строительства (Этап 1.1. Автомобильная дорога, линия наружного освещения, сети дождевой канализации, строительство тротуаров со стороны жилой застройки) (л.д.56-61, т.1).
После ввода автодороги общего пользования регионального значения в эксплуатацию ЗАО "ППСО" АО "Авиакор" неоднократно обращалось в Правительство Самарской области на предмет передачи автодороги регионального значения в собственность субъекта Российской Федерации и компенсации расходов, понесенных на строительство автодороги (л.д.71-78, т.1).
Согласно Протоколу рабочего совещания Министерства имущественных отношений Самарской области с представителями ЗАО "ППСО" АО "Авиакор" от 06.11.2019 по вопросу оформления автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской области Северное шоссе в собственность Самарской области решено "Министерству транспорта и автомобильных дорог, Министерству строительства Самарской области, Министерству имущественных отношений Самарской области, ЗАО "ППСО" АО "Авиакор" совместно проработать вопрос определения объема понесенных затрат в связи со строительством объекта, а также определить механизм компенсации данного объема затрат и ответственного главного распорядителя бюджетных средств в целях дальнейшего оформления объекта в собственность Самарской области. Срок до 29.11.2019" (пункт 2 Протокола) (л.д.65-68, т.1)
Заявитель полагает, что несмотря на то, что необходимые документы в подтверждение объема понесенных затрат обществом были представлены, мероприятия по передаче объекта регионального значения в собственность Самарской области не были выполнены, в связи с чем с 2018 года и до настоящего времени заявитель вынужден содержать автомобильную дорогу и уплачивать налог на имущество, являющуюся по определению объектом регионального значения.
В целях разрешения вопроса передачи автодороги общего пользования регионального значения в собственность Самарской области ЗАО "ППСО" АО "Авиакор" письмом исх. N 107-А от 10.07.2020 обратилось в Правительство Самарской области с требованием о включении автодороги в Перечень автомобильных дорог общего пользования Самарской области, утвержденный Постановлением Правительства Самарской области от 09.08.2006 N 106 (л.д.74-78, т.1).
Ответ на данное обращение до настоящего времени не получен.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в Арбитражный суд Самарской области с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанции, исходя из анализа исследованных доказательств, имеющихся в материалах дела, и установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, пришли к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, при этом исходили из следующего.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходима совокупность двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулирует Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ).
Действие указанного Федерального закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.
В силу части 5 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог не общего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Самарской области от 09.08.2006 N 106 "Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в Самарской области" утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в Самарской области.
Таким образом, включение автомобильной дороги Северное шоссе 1 этап в указанный перечень в силу части 6 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (автомобильные дороги, которые включаются в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо Перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, являются собственностью субъекта Российской Федерации) означает отнесение данной дороги к собственности Самарской области.
К частным автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности физических или юридических лиц, не оборудованные устройствами, ограничивающими проезд транспортных средств неограниченного круга лиц (пункт 12 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257- ФЗ).
Судами установлено, что автомобильная дорога Северное шоссе 1 этап построена ЗАО "ППСО" АО "Авиакор" за счет собственных денежных средств.
В силу пункта 1 статьи 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Пунктом 12 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ предусмотрено, что к собственности физических или юридических лиц относятся автомобильные дороги, построенные физическими или юридическими лицами за счет собственных средств на предоставленных таким лицам в установленном земельным законодательством порядке земельных участках, или автомобильные дороги, переданные в собственность таких лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как разъяснено в пункте 11 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в силу пункта 2 ст. 8 Гражданского кодекса РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 17.10.2018 объект недвижимости - автомобильная дорога Северное шоссе 1 этап, с кадастровым номером 63:00:0000000:693, принадлежит на праве собственности ЗАО "ППСО" АО "Авиакор" (запись о государственной регистрации права от 17.10.2018 N 63:00:0000000:693-63/001/2018-1) (л.д.62-64, т.1).
В силу пункта 2 статьи 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли- продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Судами установлено и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что сделок по отчуждению имущества - автомобильной дороги Северное шоссе 1 этап, находящегося в собственности ЗАО "ППСО" АО "Авиакор", в пользу Самарской области сторонами не осуществлялось.
При указанных обстоятельствах, суды обоснованно пришли к выводу, что в данном случае отсутствуют правовые основания для внесения Правительством Самарской области спорной дороги в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в Самарской области, утвержденный постановлением Правительства Самарской области от 09.08.2006 N 106, поскольку право собственности на объект недвижимости зарегистрировано за ЗАО "ППСО" АО "Авиакор".
Таким образом, судами правомерно отмечено, что в данном случае отсутствует совокупность условий, предусмотренная частью 4 статьи 200 АПК РФ, для признания незаконным бездействия Правительства Самарской области по внесению изменений в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Самарской области, утвержденный Постановлением Правительства Самарской области от 09.08.2006 N 106, дополнив его объектом: "Автомобильная дорога общего пользования регионального значения в Самарской области Северное шоссе, расположенной в городском округе Самара, в муниципальном районе Волжский Самарской области, 1 этап строительства (Этап 1.1.Автомобильная дорога, линия наружного освещения, сети дождевой канализации, строительство тротуаров со стороны жилой застройки)"
Довод заявителя о том, что из наименования объекта следует, что данная дорога относится к автомобильным дорогам общего пользования регионального значения, в связи с чем, должна быть внесена в указанный перечень, был исследован судами и правомерно отклонен, что нашло отражение в судебных актах.
Судами отмечено, что заявителем не указано, каким нормам законодательства не соответствует оспариваемое бездействие, равно как не указан срок, предусмотренный законодателем для включения в соответствующий перечень спорного объекта при обращении его собственника с заявлением, в том числе, компенсации расходов.
Кроме того, ЗАО "ППСО" АО "Авиакор" в порядке восстановления нарушенного права заявлено требование о возмещении расходов на строительство и содержание автомобильной дороги Северное шоссе 1 этап в размере 260 645 703 руб.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Вместе с тем, между ЗАО "ППСО" АО "Авиакор" и Самарской областью не были заключены какие-либо договоры, предусматривающие возможность возложения бремени содержания объекта - автомобильной дороги Северное шоссе 1 этап, за счет средств областного бюджета Самарской области.
Вместе с тем, компенсация расходов на строительство автомобильной дороги Северное шоссе 1 этап, право собственности, на которую возникло у заявителя и зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, за счет средств областного бюджета, не основано на действующих нормах права и свидетельствует о намерении заявителя получить неосновательное обогащение за счет средств областного бюджета Самарской области.
Судами установлено, материалами дела подтверждается и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что ЗАО "ППСО" АО "Авиакор" осуществляло строительство автомобильной дороги Северное шоссе 1 этап при отсутствии государственного контракта, заключаемого в порядке, предусмотренном положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо представило имущество в целях благотворительности.
Таким образом, выполнение работ без государственного контракта, подлежащего заключению в случаях и в порядке, предусмотренных Федеральным законом N 44-ФЗ, свидетельствует о том, что лицо, выполнявшее работы, не могло не знать, что работы выполняются при очевидном отсутствии обязательства.
Взыскание денежных средств за фактические выполненные при отсутствии государственного контракта работы открывало бы возможность для недобросовестных исполнителей работ и государственных заказчиков приобретать незаконные имущественные выгоды в обход Федерального закона N 44-ФЗ.
Аналогичная позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 22.11.2018 N 306-ЭС18-18713, постановлениях Президиума ВАС РФ от 28.05.2013 N18045/12, от 04.06.2013 N37/13, пункте 7 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.02.2014 N165 "Обзор судебной практики по спорам, связанным с признанием договоров незаключенными".
Кроме того, суда первой и апелляционной инстанции отмечено, что в данном случае ЗАО "ППСО" АО "Авиакор" требование о возмещении расходов на строительство и содержание автомобильной дороги не может быть рассмотрено в рамках главы 24 АПК РФ, так как не связано с оспариваемым бездействием.
При указанных обстоятельствах, суды пришли к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Доводы кассационной жалобы, сводящиеся к иной, чем у судов, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражных судов и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия отмечает, что доводы кассационной жалобы, фактически повторяют доводы, изложенные в суде первой и апелляционной инстанции, которые были предметом рассмотрения в судах двух инстанций, что нашло свое отражение в судебных актах.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, коллегия считает доводы кассационной жалобы необоснованными и не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 04.03.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2021 по делу N А55-27181/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.Р. Мухаметшин |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 4 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо представило имущество в целях благотворительности.
Таким образом, выполнение работ без государственного контракта, подлежащего заключению в случаях и в порядке, предусмотренных Федеральным законом N 44-ФЗ, свидетельствует о том, что лицо, выполнявшее работы, не могло не знать, что работы выполняются при очевидном отсутствии обязательства.
Взыскание денежных средств за фактические выполненные при отсутствии государственного контракта работы открывало бы возможность для недобросовестных исполнителей работ и государственных заказчиков приобретать незаконные имущественные выгоды в обход Федерального закона N 44-ФЗ.
Аналогичная позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 22.11.2018 N 306-ЭС18-18713, постановлениях Президиума ВАС РФ от 28.05.2013 N18045/12, от 04.06.2013 N37/13, пункте 7 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.02.2014 N165 "Обзор судебной практики по спорам, связанным с признанием договоров незаключенными"."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 21 сентября 2021 г. N Ф06-7945/21 по делу N А55-27181/2020