г. Казань |
|
28 сентября 2021 г. |
Дело N А12-10682/2020 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Тюриной Н.А.,
судей Арукаевой И.В., Сибгатуллина Э.Т.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Богатовой А.С.,
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Волгоградской области представителей:
истца - Потаповой Е.А. (доверенность от 11.01.2021 N 11),
ответчика - Комитета тарифного регулирования Волгоградской области - Бонаревой Е.А. (доверенность от 13.04.2021 N 31),
ответчика - Комитета финансов Волгоградской области - Пименова М.Ю. (доверенность от 17.01.2019 N 10),
в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Комитета тарифного регулирования Волгоградской области и Комитета финансов Волгоградской области
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2021
по делу N А12-10682/2020
по исковому заявлению федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745) к Комитету финансов Волгоградской области (ОГРН 1063444006922, ИНН 3444130624), Комитету тарифного регулирования Волгоградской области (ОГРН 1063444056048, ИНН 3444134770), администрации Калачевского муниципального района Волгоградской области (ОГРН 1023405376720, ИНН 3409100218) о взыскании денежных средств,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" (ОГРН 1157746180305, ИНН 7704307993), конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" Соловьева Максима Вячеславовича,
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, Учреждение, истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ), к Волгоградской области в лице Комитета финансов Волгоградской области, Комитету тарифного регулирования Волгоградской области, администрации Калачевского муниципального района Волгоградской области о взыскании недополученных доходов (убытков) по услуге горячего водоснабжения с 01.04.2017 по 30.06.2017 в размере 166 777 руб. 03 коп., по услуге водоотведения с 01.04.2017 по 31.07.2017 в размере 1 032 416 руб. 43 коп.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 27.01.2021 исковые требования удовлетворены в полном объеме, с Волгоградской области в лице Комитета финансов Волгоградской области за счет средств казны Волгоградской области в пользу ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации взыскано 166 777 руб. 03 коп. недополученных доходов по услуге горячее водоснабжение с 01.04.2017 по 30.06.2017, 1 032 416,43 руб. - недополученных доходов по услуге водоотведение с 01.04.2017 по 31.07.2017, в удовлетворении иска к Комитету тарифного регулирования Волгоградской области и администрации Калачевского муниципального района Волгоградской области отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2021 решение суда первой инстанции отменено на основании пункта 5 части 4 статьи 270 АПК РФ, по делу принят новый судебный акт, исковые требования удовлетворены, с Комитета финансов Волгоградской области за счет средств казны Волгоградской области в пользу ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации взысканы недополученные доходы по услуге горячее водоснабжение с 01.04.2017 по 30.06.2017 в размере 166 777 руб. 30 коп., по услуге водоотведение с 01.04.2017 по 31.07.2017 в размере 1 032 416 руб. 43 коп., в удовлетворении исковых требований к Комитету тарифного регулирования Волгоградской области, администрации Калачевского муниципального района Волгоградской области отказано в полном объеме.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, Комитет тарифного регулирования Волгоградской области и Комитет финансов Волгоградской области обратились в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами, в которых просят его отменить в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм права и направить дело на новое рассмотрение.
Заявители жалоб считают, что правовые основания для удовлетворения иска отсутствовали. В кассационной жалобе Комитета финансов Волгоградской области также приведены доводы о том, что он не является надлежащим ответчиком по делу.
Подробнее доводы заявителей изложены в кассационных жалобах.
В судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Волгоградской области, явившиеся в Арбитражный суд Волгоградской области представители ответчиков поддержали доводы, изложенные в кассационных жалобах, представитель истца возражала против их удовлетворения.
Иные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа, представителей в суд не направили, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России обладало статусом ресурсоснабжающей организации в период с 01.04.2017 по 31.07.2017 и осуществляло водоснабжение и водоотведение многоквартирных домов, расположенных в пос. Октябрьский Калачевского района Волгоградской области, при этом все используемые в деятельности элементы коммунальной инфраструктуры были получены им по акту приема-передачи от 31.03.2017 от АО "ГУ ЖКХ".
Между ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (ресурсоснабжающая организация) и ООО "Главное управление жилищным фондом" (абонент) (далее - ООО "ГУЖФ") заключены договоры горячего водоснабжения от 28.06.2017 N 02-7-34-01-10 и холодного водоснабжения и водоотведения от 01.04.2017 N 02-7-34-02-1, в соответствии с условиями которых на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России была возложена обязанность осуществлять горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение находящихся в управлении ООО "ГУЖФ" многоквартирных домов, в том числе жилых домов в пос. Октябрьский Калачевского района Волгоградской области.
В пунктах 3.1 договоров предусмотрено, что стоимость поставленной горячей воды, холодной воды рассчитывается ресурсоснабжающей организацией по тарифам, установленным в порядке, определенным законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). Тарифы на горячую воду, холодную питьевую воду и водоотведение вводятся в действие со дня вступления в силу решений органов, осуществляющих государственное регулирование тарифов.
Согласно пунктам 3.5 договоров абонент обязан перечислять плату за полученную горячую воду, холодную воду и водоотведение до 15 числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, в размере 100 процентов стоимости фактического объема потребления горячей воды, холодной воды и водоотведения.
ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России указало, что исполняя обязательства вышеуказанных договоров в период времени с 01.04.2017 по 30.06.2017 им осуществлена подача горячего водоснабжения, с 01.04.2017 по 31.07.2017 произведено водоснабжение и водоотведение жилых домов в пос. Октябрьский Калачевского района Волгоградской области.
Учреждением было установлено, что расчет платы за полученные коммунальные ресурсы и услуги по водоотведению производился с применением льготных тарифов, утвержденных приказом Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 19.12.2016 N 50/114 "Об установлении тарифов на горячую воду (горячее водоснабжение), поставляемую потребителям АО "ГУ ЖКХ" (обособленное подразделение "Волгоградское")", - 84 руб./куб.м., а также приказом Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 16.12.2016 N 53/15 "Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение, транспортировку воды и транспортировку сточных вод для потребителей АО "ГУ ЖКХ" (обособленное подразделение "Волгоградское")", - 8,85 руб./куб.м. При этом экономически обоснованный тариф для горячего водоснабжения прочих потребителей был установлен в размере 96,87 руб./куб.м., для водоотведения - 28,58 руб./куб.м.
Приказом Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 21.06.2017 N 19/3 "Об установлении тарифов на горячую воду (горячее водоснабжение) с 28.06.2017 для потребителей ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России" льготный тариф на горячее водоснабжение составил 84 руб./ куб.м., (без НДС). При этом экономически обоснованный тариф для горячего водоснабжения прочих потребителей был установлен в размере 110,78 руб./куб.м, (без НДС).
Согласно расчету ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России объем выпадающих доходов (убытков) по услуге горячее водоснабжение с 01.04.2017 по 30.06.2017 составил 166 777 руб. 30 коп.; водоотведение с 01.04.2017 по 31.07.2017 - 1 032 416 руб. 43 коп.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Поскольку решение суда первой инстанции было отменено постановлением суда апелляционной инстанции, то пересмотру судом округа подлежит последний судебный акт.
Разрешая исковые требования, суд апелляционной инстанции руководствовался статьями 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 3, 7, 8, 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), пунктами 21, 23 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Основы ценообразования N 1075), пунктами 120 и 136 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э, правоприменительными положениями пунктов 1, 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей", с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 09.03.2010 N 14231/09, и определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.05.2018 N 303-ЭС17- 18242, и установив наличие оснований для возмещения межтарифной разницы и определив лицо, уполномоченное выступать в спорных правоотношениях в качестве ответчика, произвел спорное взыскание с Комитета по финансам Волгоградской области.
Судебная коллегия суда округа соглашается с выводами апелляционного суда.
Как верно указано в обжалуемом судебном акте, механизм предоставления, расходования и учета субвенций из областного бюджета на осуществление переданных государственных полномочий Волгоградской области по компенсации (возмещению) выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций, возникших в 2017-2023 годах, связанных с применением льготных тарифов на коммунальные ресурсы (услуги) и техническую воду, поставляемые населению, определен Порядком, утвержденным постановлением администрации Волгоградской области от 22.05.2017 N 261- п.
В частности, Порядком предусмотрено, что субвенции предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов Волгоградской области в пределах средств, предусмотренных законом об областном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных комитету тарифного регулирования Волгоградской области, на предоставление ресурсоснабжающих организациям компенсации (возмещение) выпадающих доходов на 2017-2023 годах, связанных с применением льготных тарифов на коммунальные ресурсы и техническую воду, поставляемые населению.
По смыслу механизма субсидирования он применим при наличии материального права ресурсоснабжающей организации на получение полной стоимости ресурса, который оплачивается ей по социальному (заниженному) тарифу, что порождает возникновение выпадающих доходов в виде межтарифной разницы.
Доводы ответчиков об отсутствии у ресурсоснабжающей организации права на получение какой-либо иной стоимости ресурса, чем та, которая изначально была определена, являлись предметом рассмотрения и оценки судов.
Судами правомерно отклонена позиция о том, что истец не приобрел право на оплату в связи с тем, что положения пункта 21 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, применяются только в случае правопреемства, наступившего в результате реорганизации юридического лица, ранее осуществляющего регулируемую деятельность с использованием переданных источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей, в то время как истец таким правопреемником не является.
Суды верно указали, что на период регулирования с 01.04.2017 по 31.07.2017 для истца действительно не были утверждены тарифы на поставку коммунального ресурса, что, однако, не является основанием отказа в удовлетворении исковых требований применительно к конкретным рассматриваемым правоотношениям.
Регулирующим органом на территории субъекта для прежней теплоснабжающей организации - АО "ГУ ЖКХ" установлены как льготные тарифы на ресурс, поставляемый потребителям АО "ГУ ЖКХ", так и обоснованный тариф для ресурса, поставляемого прочим потребителям.
При этом презюмируется, что при установлении тарифов АО "ГУ ЖКХ" соблюдены предусмотренные частью 7 Закона N 190-ФЗ принципы тарифного регулирования, в том числе обеспечение доступности услуг по теплоснабжению, экономической обоснованности расходов теплоснабжающей организации на производство и передачу тепловой энергии и теплоносителя, обеспечение надежности и развития теплоснабжения региона.
Поскольку материалами дела подтверждено, что к ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, осуществлявшему поставку коммунальных ресурсов в рассматриваемый период, перешли абсолютно все элементы системы коммунальной инфраструктуры, которые ранее использовались предыдущим поставщиком - АО "ГУ ЖКХ", и финансовые потребности по содержанию и обеспечению деятельности которых были учтены при утверждении соответствующего тарифа, применение тарифа, установленного для прежнего владельца, верно признано допустимым.
Виновных действий истца и злоупотребления им правом при принятии на себя обязательств по поставке коммунального ресурса в отсутствие утвержденного для него тарифа не установлено.
Объем ресурса, использованного в расчетах, вопреки доводам кассационных жалоб, нельзя признать неподтвержденным в связи с определением ранее соответствующих объемов реализации для расчетов по льготным тарифам.
Опровергающих вышеизложенные обстоятельства доказательств ответчиками не представлено.
Доводы кассационной жалобы Комитета финансов Волгоградской области о том, что он не является надлежащим ответчиком по делу, взыскание произведено с него неправомерно, также отклоняются судом округа.
Суд апелляционной инстанции верно указал, что в силу вышеприведенных положений действующего законодательства ответственность за возмещение межтарифной разницы несет публично-правовое образование - субъект Российской Федерации - Волгоградская область в лице ее уполномоченных органов, поскольку тарифное решение об установлении льготных тарифов было принято комитетом тарифного регулирования Волгоградской области.
В соответствии со статьями 126, 214, 215 ГК РФ, статьями 242.1, 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", Положением о комитете финансов Волгоградской области, утвержденном Постановлением Губернатора Волгоградской области от 08.04.2014 N 309, органом, уполномоченным выступать при разрешении спорных правоотношений в качестве представителя публично-правового образования, судом был обосновано признан финансовый орган.
При таком положении спорное взыскание признается произведенным законно и обосновано.
Суд кассационной инстанции полагает, что судом апелляционной инстанции установлены все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 АПК РФ), судом округа не установлено.
Таким образом, кассационные жалобы удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2021 по делу N А12-10682/2020 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.А. Тюрина |
Судьи |
И.В. Арукаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Регулирующим органом на территории субъекта для прежней теплоснабжающей организации - АО "ГУ ЖКХ" установлены как льготные тарифы на ресурс, поставляемый потребителям АО "ГУ ЖКХ", так и обоснованный тариф для ресурса, поставляемого прочим потребителям.
При этом презюмируется, что при установлении тарифов АО "ГУ ЖКХ" соблюдены предусмотренные частью 7 Закона N 190-ФЗ принципы тарифного регулирования, в том числе обеспечение доступности услуг по теплоснабжению, экономической обоснованности расходов теплоснабжающей организации на производство и передачу тепловой энергии и теплоносителя, обеспечение надежности и развития теплоснабжения региона.
...
В соответствии со статьями 126, 214, 215 ГК РФ, статьями 242.1, 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", Положением о комитете финансов Волгоградской области, утвержденном Постановлением Губернатора Волгоградской области от 08.04.2014 N 309, органом, уполномоченным выступать при разрешении спорных правоотношений в качестве представителя публично-правового образования, судом был обосновано признан финансовый орган."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28 сентября 2021 г. N Ф06-9372/21 по делу N А12-10682/2020