г. Казань |
|
30 сентября 2021 г. |
Дело N А49-10894/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 23.09.2021.
Полный текст постановления изготовлен - 30.09.2021.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Хайруллиной Ф.В., Петрушкина В.А.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Владимир" г. Пенза
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 13.05.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2021
по делу N А49-10894/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Владимир" г. Пенза к администрации Пензенского района Пензенской области, о признании недействительным ненормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Владимир" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением к администрации Пензенского района Пензенской области (далее - администрация) о признании недействительным отказа от 02.10.2020 N 6571, возложении обязанности принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером 58:24:0381402:77 проектной площадью 860 897 кв. м для последующего предоставления земельного участка на праве собственности за плату без проведения торгов.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 13.05.2021, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2021, в требованиях отказано.
Общество, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, принять новый судебный акт о признании отказа недействительным полностью, ссылаясь на неправильное применение судом нор материального права.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
04.09.2020 общество обратилось в администрацию с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, принятии решения о предварительном согласовании предоставления ему земельного участка с кадастровым номером 58:24:0381402:77 проектной площадью 860 897 кв. м для последующего предоставления земельного участка на праве собственности за плату без проведения торгов на основании подпункта 8 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ), указав, что ранее испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 58:24:0381402:77 декларированной площадью 120 га, площадь и местоположение которого в настоящий момент уточняются, предоставлен заявителю на праве аренды для ведения сельскохозяйственного производства в соответствии с договором аренды земельного участка от 31.07.2007 N 68.
Решением администрации от 02.10.2020 N 6571 обществу отказано в предоставлении земельного участка.
Полагая отказ администрации не соответствующим положениям действующего законодательства и нарушающим права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суды двух инстанций, отказывая в удовлетворении заявления, исходили из отсутствия оснований для признания действий администрации незаконными.
Выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, закону не противоречат.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
Отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, урегулированы нормами Закона N 101-ФЗ, согласно пункту 4 статьи 1 которого приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ предусмотрено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации право собственности на земельные участки возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством.
По правилам статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в числе прочего, на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
В силу статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи. Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно пункту 5 которой в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Согласно пункту 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 закона N 101-ФЗ гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
По правилам пунктов 1 и 3 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в аренду могут передаваться земельные участки и другие обособленные природные объекты, а в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды.
При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
В аренду могут быть переданы прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельные участки, находящиеся в долевой собственности.
Предметом договорных отношений может быть обособленный индивидуализированный земельный участок.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", действовавшего на момент заключения договора аренды от 31.07.2007 N 68 способом индивидуализации земельного участка, позволявшим однозначно выделить его из других земельных участков, является государственный кадастровый учет, который является описанием и индивидуализацией в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки, сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.
Как установлено судами и следует из материалов дела, при обращении в администрацию обществом указано на предоставление испрашиваемого земельного участка на праве аренды для ведения сельскохозяйственного производства в соответствии с договором аренды земельного участка.
Постановлением главы администрации Пензенского района Пензенской области от 22.06.2007 N 837 СПК "Коопхоз Владимир" (правопредшественник заявителя) предоставлен из земель фонда перераспределения в аренду сроком на 10 лет земельный участок площадью 120 га, расположенный в границах Засечного сельсовета Пензенского района, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, для ведения сельскохозяйственного производства.
Пунктом 2 постановления на СПК "Коопхоз Владимир" возлагались обязанности: оформить в установленном порядке кадастровую карту (план) земельного участка; заключить договор аренды земельного участка с администрацией Пензенского района; зарегистрировать договор аренды.
В случае невыполнения СПК "Коопхоз Владимир" требований пункта 2 данного постановления, постановление утрачивает юридическую силу (пункт 3 постановления).
На основании указанного постановления между администрацией (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды земельного участка, согласно которого арендодатель сдает, а арендатор принимает в пользование на условиях аренды земельный участок площадью 120 га, расположенный в границах Засечного сельсовета Пензенского района, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, для ведения сельскохозяйственного производства и в количественном состоянии как они есть (пункт 1.1 договора), сроком на 11 месяцев с 31.07.2007 по 30.06.2008 (пункт 1.4 договора).
В соответствии с пунктом 2.1 договора арендатор вносит арендную плату за право пользования участком в размере 5666,8 руб. в год, 472,2 руб. в месяц. Размер арендной платы может быть пересмотрен в сторону увеличения арендодателем в одностороннем порядке с письменным извещением арендатора.
Судами установлено и кассатором не оспаривается, что названный договор аренды земельного участка не содержит описания его характеристик, являющегося предметом договора аренды, позволяющих идентифицировать земельный участок: не указан кадастровый номер земельного участка, не описаны координаты границ земельного участка, конкретное местоположение, то есть, переданный обществу земельный участок как объект права не индивидуализирован соответствующим образом путем определения его размера, границ и местоположения.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о незаключенности договора, поскольку предмет договора аренды от 31.07.2007 N 68 не индивидуализирован, существенные условия договора сторонами не согласованы, в связи с чем общество не является арендатором испрашиваемого в собственность земельного участка, не вправе требовать предоставление ему данного участка в собственность в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ
Отказывая обществу в предоставлении земельного участка в собственность (л.д. 9), администрация указывала на отсутствие возможности проверить факт надлежащего использования земельного участка в отсутствие каких-либо сведений о границах последнего.
Указанные возражения администрации, обществом в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не опровергнуты.
В материалах дела (кроме двух платежных поручений от 18 и 20 июня 2019 об оплате обществом арендных платежей за 2018 и 2019 годы по 5666 руб. 80 коп. каждый, л.д. 43-44) отсутствуют доказательства фактического использования предоставленного по договору аренды земельного участка.
Утверждение кассатора о неосновательном обогащении администрации, перечислением обществом арендных платежей, в данном случае не является предметом настоящего спора и не опровергает выводов судов о незаключенности договора аренды и его реального исполнения обществом.
Довод общества о том, что в соответствии с названым договором ему передан в аренду земельный участок с кадастровым номером 58:24:0381402:77 декларированной площадью 120 га., в связи с чем общество просило обязать администрацию принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка с тем же кадастровым номером проектной площадью 860897 кв. м для последующего предоставления ему в собственность за плату без торгов, судами не принят, поскольку требования не основаны на нормах закона.
Как следует из материалов кадастрового учета, декларированная площадь земельного участка с кадастровым номером 58:24:0381402:77 составляет 1 164 601 кв.м. Данный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 29.02.2008, то есть после подписания договора аренды от 31.07.2007 N 68.
Из пункта 4 статьи 10 Закона N 10-ФЗ следует, что без проведения торгов арендатором может быть приобретен в собственность конкретный земельный участок, но не часть участка. В противном случае это приведет к изменению существенного условия договора о предмете аренды.
В кассационной жалобе не приведено доводов, со ссылкой на конкретные доказательства, имеющиеся в материалах дела, указывающие на возможно иную оценку установленных судами фактических обстоятельств дела.
Выводы судов не противоречат подходам, изложенным в Обзоре судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020.
Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 13.05.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2021 по делу N А49-10894/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.Ю. Муравьев |
Судьи |
Ф.В. Хайруллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По правилам пунктов 1 и 3 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в аренду могут передаваться земельные участки и другие обособленные природные объекты, а в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды.
...
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", действовавшего на момент заключения договора аренды от 31.07.2007 N 68 способом индивидуализации земельного участка, позволявшим однозначно выделить его из других земельных участков, является государственный кадастровый учет, который является описанием и индивидуализацией в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки, сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 30 сентября 2021 г. N Ф06-8774/21 по делу N А49-10894/2020