г. Казань |
|
01 октября 2021 г. |
Дело N А55-33434/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 октября 2021 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Мухаметшина Р.Р., Ольховикова А.Н.,
при участии представителей:
ответчика - Валиевой Г.Г., доверенность от 30.12.2020,
в отсутствие иных лиц, участвующих деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Химпласт"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 01.04.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2021
по делу N А55-33434/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Химпласт" (ИНН 6335008796, ОГРН 1026303178220) к Самарской таможне об отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "ТОПСЕРТ",
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Химпласт" (далее - ООО "Химпласт", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Самарской таможни от 18.11.2020 N 10412000-2248/2020 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде 150 000 руб. штрафа.
К участию в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "ТОПСЕРТ" (далее - общество "ТОПСЕРТ").
Решением Арбитражного суда Самарской области от 01.04.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
В кассационной жалобе общество просит отменить принятые судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Самарской таможней в ходе камеральной проверки установлено, что ООО "Химпласт" представило недействительную декларацию (полученную с нарушением порядка, предъявляемого к оформлению декларации о соответствии).
По результатам рассмотрения материалов дела таможенным органом в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении от 06.10.2020 N 10412000-2248/2020 и вынесено постановление от 18.11.2020 N 10412000-2248/2020 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.7. КоАП РФ, в виде 150 000 руб. штрафа.
Не согласившись с указанным постановлением таможенного органа, общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды правомерно исходили из следующего.
Статьей 16.7 КоАП РФ предусмотрена ответственность за представление декларантом или иным лицом таможенному представителю либо иному лицу документов для представления их в таможенный орган при совершении таможенных операций, повлекшее за собой заявление таможенному органу таможенным представителем либо иным лицом недостоверных сведений о товарах, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, и (или) несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений.
В соответствии с примечанием 2 к статье 16.1 КоАП РФ для целей применения главы 16 данного Кодекса под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) запреты и ограничения, применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.
В силу пункта 3 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 статьи 84 ТК ЕАЭС, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.
В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) установлены условия ввоза в Российскую Федерацию продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия.
В частности, в пункте 1 статьи 29 Федерального закона N 184-ФЗ указано, что для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со статьей 30 Федерального закона N 184-ФЗ. Запреты и ограничения, не носящие экономического характера, вводятся исходя из национальных интересов и целей, определённых статьёй 32 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", в том числе они необходимы для охраны жизни и здоровья граждан, окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений; для обеспечения соблюдения не противоречащих международным договорам Российской Федерации нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся непосредственно применения таможенного законодательства Российской Федерации одновременно с таможенной декларацией документов о соответствии товаров обязательным требованиям.
В соответствии со статьей 3 Технического регламента Таможенного Союза (далее - ТР ТС) 005/2011 "О безопасности упаковки" упаковка (укупорочные средства) выпускается в обращение на таможенной территории Таможенного союза при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия, установленные техническим регламентом, а также другими техническими регламентами Таможенного союза, действие которых распространяется на упаковку (укупорочные средства).
Согласно статьи 4 ТР ТС 005/2011 "О безопасности упаковки" соответствие упаковки (укупорочных средств) техническому регламенту обеспечивается выполнением его требований непосредственно либо выполнением требований стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего технического регламента, и стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции (далее - стандарты). Выполнение требований данных стандартов свидетельствует о соответствии упаковки (укупорочных средств) требованиям технического регламента.
В соответствии со статьей 7 ТР ТС 005/2011 "О безопасности упаковки" перед выпуском в обращение на таможенной территории Таможенного союза упаковка (укупорочные средства) должна быть подвергнута процедуре подтверждения соответствия требованиям технического регламента. Подтверждение соответствия упаковки (укупорочных средств) требованиям технического регламента носит обязательный характер и осуществляется в форме декларирования соответствия. Декларирование соответствия серийно выпускаемой упаковки (укупорочных средств) проводит изготовитель либо уполномоченное изготовителем лицо. Идентификацию упаковки (укупорочных средств) при декларировании ее соответствия требованиям технического регламента проводит изготовитель (уполномоченное изготовителем лицо), импортер.
Принятие декларации о соответствии включает в себя следующие процедуры: формирование и анализ нормативной и технической документации; проведение испытаний; формирование комплекта доказательственных материалов; принятие и регистрация декларации о соответствии; нанесение единого знака обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза; осуществление производственного контроля (для схем 1д, 3д и 6д).
При декларировании соответствия изготовитель (уполномоченное изготовителем лицо), импортер самостоятельно формирует доказательственные материалы в целях подтверждения соответствия упаковки (укупорочных средств) требованиям настоящего технического регламента.
Доказательственные материалы для принятия декларации о соответствии должны включать в себя:
- протокол (протоколы) испытаний, проведенных изготовителем (уполномоченным изготовителем лицом), импортером и (или) аккредитованной испытательной лабораторией (центром), включенной в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза, подтверждающий соответствие декларируемым требованиям (при условии, что с момента оформления протокола (протоколов) прошло не более одного года);
- перечень стандартов, требованиям которых должна соответствовать упаковка (укупорочные средства), из Перечня стандартов, указанных в решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20.01.2020 N 12 "О перечне международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований ТР ТС 005/2011 "О безопасности упаковки"), и перечне международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований ТР ТС 005/2011 "О безопасности упаковки" и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования".
Декларация о соответствии оформляется по единой форме, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза. Декларация о соответствии подлежит регистрации в соответствии с законодательством Таможенного союза. Декларация о соответствии оформляется на конкретное наименование упаковки (укупорочных средств) или на группу упаковки (укупорочных средств), изготовленных из одних материалов и имеющих одинаковую конструкцию, и отвечающих одним и тем же требованиям безопасности.
Комплект доказательственных материалов, вместе с декларацией о соответствии, должен храниться у изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера в течение срока, установленного законодательством Таможенного союза.
Согласно части 7 статьи 24 Федерального закона N 184-ФЗ декларация о соответствии и доказательственные материалы хранятся у заявителя в течение десяти лет со дня окончания срока действия такой декларации в случае, если иной срок их хранения не установлен техническим регламентом.
Декларация о соответствии упаковки (укупорочных средств) принимается на срок не более 5 лет для серийно выпускаемой продукции.
В соответствии с ТР ТС 005/2011 "О безопасности упаковки" упаковка подразделяется по используемым материалам на следующие типы: - металлическая; - полимерная; - бумажная и картонная; - стеклянная; - деревянная; - из комбинированных материалов; - из текстильных материалов; - керамическая.
Порядок обязательного подтверждения соответствия полипропиленовых мешков требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности упаковки" регламентирован ГОСТ 32522-2013, дата введения 01.07.2014, ГОСТ 30090-93, дата введения 01.01.1995.
Судами установлено, что ООО "Химпласт" заключило договор от 09.11.2018 N 1 с предпринимателем Казарян Лолитой Алешевной. В рамках исполнения данного договора из Туркменистана на таможенную территорию ЕАЭС ввезен и помещен под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления по ДТ N 10418010/181218/0052915 товар - полипропиленовые мешки технические, трикотажные, машинного вязания, из полос, емкость мешка 50 кг, предназначены для упаковки и дальнейшей транспортировки эва компаунда, обувного пластика пвх и другой бытовой продукции, не предназначены для пищевой продукции, не являются отходами. Производитель ХО "ТАЗЕ КЕРВЕН". Товарный знак не указан. Размеры 55Х105см". Количество - 7500 шт". Код ТН ВЭД ЕАЭС 6305331001.
Таможенное декларирование от имени декларанта по ДТ N 10418010/181218/0052915 осуществлено таможенным представителем обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая логистическая компания" на основании договора от 03.07.2015 N ЕКБ-8-0-158.
При декларировании товаров по ДТ N 10418010/181218/0052915, с целью подтверждения соответствия ввозимого товара требованиям ТР ТС 005/2011 "О безопасности упаковки", представлена декларация о соответствии от 18.12.2018 N ЕАЭС N RU Д-ТМ.НА 36.В.01445/18 (принята заявителем на основании протокола испытаний от 18.12.2018 N 003/В-18/12/18, выданного испытательным центром контроля продовольственной продукции "Спутник" ООО "Вега" (аттестат аккредитации РОСС RU.31578.04ОЛН0.ИЛ07), зарегистрирована органом по сертификации ООО "ТНК" (аттестат аккредитации RA.Яи.10HA36), схема декларирования - 1д.
Согласно сведениям, полученным административным органом из информационно - аналитической системы "Мониторинг - Анализ", первая партия вышеуказанного товара ввезена ООО "Химпласт" на территорию ЕАЭС по книжке МДП XQ80641467, таможенная процедура таможенного транзита по данной книжке МДП завершена на т/п Самарский, помещена под таможенную процедуру по ДТ N 10418010/181218/0052915.
Анализом баз данных ЕАИС таможенных органов установлено, что первая партия товаров "полипропиленовые мешки", производитель ХО "ТАЗЕ КЕРВЕН", ООО "Химпласт" была ввезена 18.12.2018.
Таможенным органом также установлено, что на 04.12.2018 (дата начала испытаний по протоколу испытаний от 18.12.2018 N 003/В-18/12/18) ООО "Химпласт" не могло располагать продукцией (полипропиленовые мешки) производителя ХО "ТАЗЕ КЕРВЕН"; установить происхождение испытанных с 04.12.2018 по 18.12.2018 образцов (протокол испытаний от 18.12.2018 N 003/В-18/12/18) не представлялось возможным.
Также в результате камеральной таможенной проверки установлено, что ООО "Химпласт" не обращалось в таможенные органы за разрешением об отборе образцов товаров, акты отбора проб к камеральной таможенной проверке не представлены.
Как отмечено судами, между заявителем и иностранным изготовителем продукции должен быть заключен договор, предусматривающий обеспечение соответствия поставляемой на таможенную территорию Союза продукции требованиям технического регламента и ответственность за несоответствие такой продукции указанным требованиям.
Однако договор между заявителем (ООО "Химпласт") и иностранным изготовителем (Хозяйственное Общество "ТАЗЕ КЕРВЕН", Туркменистан) не представлен. Данных о проведении производственного контроля не имеется.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что пробы и (или) образцы для проведения испытаний в испытательном центре контроля продовольственной продукции "Спутник" ООО "Вега" на территорию Таможенного Союза не ввозились, доказательств обратного заявителем не представлено.
Следовательно, декларация о соответствии о соответствии N ЕАЭС N RU Д-ТМ.НА 36.В.01445/18 от 18.12.2018 не может подтверждать соответствие ввозимого товара требованиям TP ТС N 005/2011 "О безопасности упаковки" и заявляться (представляться) при таможенном декларировании товара.
Самостоятельно ООО "Химпласт" подтверждением ввозимой продукции требованиям TP ТС не занималось, действовало через посредников.
В ходе административного расследования установлено, что регистрацию декларации о соответствии фактически выполняло третье лицо, а не ООО "Химпласт". Заявителем полностью не было выполнено ни одного требования, предъявляемого законодательством к принятию (оформлению) декларации о соответствии.
Таким образом, установлено, что декларант представил таможенному представителю недействительный обязательный разрешительный документ - декларацию о соответствии ЕАЭС N RU Д-ТМ.НА 36.В.01445/18 от 18.12.2018.
Суды проанализировали вышеприведенные правовые нормы и пришли к правомерному выводу о том, что ответственность за достоверность и полноту сведений, указанных в декларации о соответствии, несет исключительно поименованный в ней заявитель (вне зависимости от наличия у него договорных отношений, предусматривающих оказание контрагентом услуг по получению декларации о соответствии).
Общество, будучи добросовестным участником отношений, поручив подготовку документов, подтверждающих соответствие ввозимого товара требованиям технических регламентов третьим лицам, не проверило действительность этих документов, что свидетельствует о пренебрежительном отношении к подготовке документов, необходимых для таможенного оформления, и наличии вины в совершении административного правонарушения.
Общество как профессиональный субъект предпринимательской деятельности в сфере внешнеторговых отношений должно знать о существовании установленных обязанностей и обеспечивать их выполнение, проявлять ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения действующих норм и правил.
Вина общества установлена судами и с учетом положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ заключается в том, что у него имелась возможность для соблюдения требований таможенного законодательства, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, доказательств иного обществом не представлено и судами не установлено.
Суды отклонили доводы общества о недоказанности его вины в совершении правонарушения, оценив их в совокупности с доводами таможни и представленными в материалы дела доказательствами.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.7. КоАП РФ.
Нарушений порядка и сроков привлечения к административной ответственности судами не установлено. Суды также не усмотрели оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ об освобождении от ответственности ввиду малозначительности совершенного правонарушения
Суд кассационной инстанции считает, что при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств, суды установили все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, квалифицировав действия заявителя в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
Доводы, приведенные заявителем, по сути, выражают несогласие с оценкой установленных судами фактических обстоятельств и доказательств по делу. Переоценка установленных по делу обстоятельств и исследованных доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 01.04.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2021 по делу N А55-33434/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Ф. Хабибуллин |
Судьи |
Р.Р. Мухаметшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вина общества установлена судами и с учетом положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ заключается в том, что у него имелась возможность для соблюдения требований таможенного законодательства, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, доказательств иного обществом не представлено и судами не установлено.
Суды отклонили доводы общества о недоказанности его вины в совершении правонарушения, оценив их в совокупности с доводами таможни и представленными в материалы дела доказательствами.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.7. КоАП РФ.
Нарушений порядка и сроков привлечения к административной ответственности судами не установлено. Суды также не усмотрели оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ об освобождении от ответственности ввиду малозначительности совершенного правонарушения"
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 1 октября 2021 г. N Ф06-9335/21 по делу N А55-33434/2020