г. Казань |
|
26 октября 2021 г. |
Дело N А49-11072/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 октября 2021 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Ананьева Р.В., Муравьева С.Ю.,
при участии представителя:
заявителя - Гусева О.Л. (доверенность от 16.12.2020),
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Орлова Олега Владимировича
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 26.04.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2021
по делу N А49-11072/2020
по заявлению индивидуального предпринимателя Орлова Олега Владимировича, г. Пенза (ОГРН319583500062884, ИНН 58300773802) к администрации города Пензы, г. Пенза (ОГРН 1025801358945, ИНН 5836010360), с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, Управления градостроительства и архитектуры города Пензы, г. Пенза, о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Орлов Олег Владимирович (далее - заявитель, ИП Орлов О.В.) обратился в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением к администрации города Пензы (далее - ответчик) о признании незаконным бездействие администрации города Пензы по не включению места расположения торгового павильона ИП Орлов О.В. по адресу: г. Пенза, пр. Победы, 57А, в схему НТО, просил признать незаконным отказ администрации города Пензы во включении места размещения НТО по адресу: г. Пенза, пр. Победы, 57а, в схему НТО, выраженный в письме от 26.10.2020 N 4-08-7874, обязать администрацию города Пензы устранить нарушения прав предпринимателя.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 26.04.2021, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ИП Орлов О.В. просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме, по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, между Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Пензы (Арендодатель) и Орловой Еленой Юрьевной (Арендатор) заключен договор от 02.11.2004 N 5953 аренды земельного участка с кадастровым номером 58:29:01006001:0160, площадью 191 кв. м, расположенного по адресу: г. Пенза, проспект Победы, ост. "Училище". Участок, согласно пункту 1.2 договора, предоставлен для строительства торгового павильона с остановочной платформой.
По договору от 25.11.2004 права и обязанности по договору аренды земельного участка от 02.11.2004 N 5953 переданы ИП Орлову О.В. 17.12.2007 заявителем получено разрешение на размещение (установку) некапитального объекта - торгово-остановочного комплекса.
В связи с обращением Управления муниципального имущества города Пензы в 26.09.2019 году к ИП Орлов О.В. с уведомлением о прекращении аренды земельного участка, заявитель обратился в администрацию с заявлением 28.09.2020, в котором просил включить в схему размещения НТО ранее существовавший адрес месторасположения торгового павильона: г. Пенза, проспект Победы, 57, в схему размещения НТО с площадью места размещения 191 кв. м, а также заключить договор на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона на территории г. Пензы.
Письмом от 26.10.2020 N 4-0-7874 (том 1 л. д. 14, 57) заместитель главы администрации города отказала как во включении НТО в схему размещения НТО, так и в заключении договора на размещение НТО, сославшись на то, что место предполагаемого размещения НТО расположено в границах красных линий, утверждённых постановлением администрации города Пензы от 01.07.2015 N 997 в составе проекта планировки и проекта межевания "Северная поляна". НТО отсутствует в схеме размещения НТО. Кроме того, по информации, представленной Управлением муниципального имущества города Пензы, 03.09.2019 в адрес арендатора по договору аренды от 02.11.2004 N 5953 направлено уведомление о прекращении действия договора, в соответствии с которым договор прекращает своё действие 26.12.2019. Заявки на заключение договора на размещение НТО без проведения торгов подлежали подаче до 01.08.2018 согласно подпункту 10.2 пункта 10 Порядка.
Не согласившись с отказом, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 71, 75, 68 АПК РФ, суды двух инстанций, установили, что у ответчика имелась обязанность включить принадлежащий заявителю НТО в Схему размещения НТО при её формировании в 2015 году, следовательно, имело место незаконное бездействие администрации города Пензы. Однако, на момент обращения предпринимателя в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями имеется препятствие (нахождение объекта в границах красных линий) для включения НТО в схему размещения НТО и, соответственно, для заключения договора на размещение НТО. С учётом требований градостроительного законодательства и Порядка разработки схемы размещения НТО ответчик обязан был бы исключить НТО заявителя из схемы размещения НТО. В связи с изложенным, суд пришел к выводу, что признание незаконным бездействия по невключению НТО в схему размещения НТО в 2015 году не является основанием для признания законным требования о включении в настоящее время объекта в указанную схему.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалованные судебные акты, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
Пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381).
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона N 381 размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Согласно части 3 статьи 10 Закона N 381 схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Полномочия по разработке нормативных правовых актов Пензенской области в области государственного регулирования торговой деятельности в соответствии с подпунктом 3.11.2 пункта 3.11 Положения о Министерстве сельского хозяйства Пензенской области, утверждённого постановлением Правительства Пензенской области от 10.02.2009 N 99-пП, возложены на указанное Министерство.
Согласно пункту 1.59.в. статьи 33 Устава города Пензы, принятого решением Пензенской городской Думы от 30.06.2005 N 130-12/4, полномочия по разработке и утверждению схемы размещения НТО в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти Пензенской области, возложены на администрацию города Пензы.
Министерство сельского хозяйства Пензенской области утвердило "Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории Пензенской области" (от 02.03.2016 приказ N 32 с изменениями) и "Порядок разработки схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Пензенской области" (приказ от 23.11.2010 N 1174 с изменениями).
Согласно абзацу второму пункта 2 "Порядка разработки схемы размещения нестационарных объектов на территории Пензенской области" включение (исключение) мест размещения НТО в схему, изменение данных, содержащихся в схеме, осуществляется по инициативе уполномоченного органа местного самоуправления, в том числе при поступлении предложений от федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих полномочия собственника имущества, а также от заинтересованных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Исключение мест НТО из схемы осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления при наличии истечения установленного в схеме периода размещения НТО (в случае возникновения оснований, предусмотренных абзацами четвёртым, седьмым - одиннадцатым подпункта 8.3 пункта 8 настоящего Порядка, в соответствии с которыми отказывается во включении нестационарного торгового объекта в схему) (подпункт 2 пункта 2 Порядка разработки схемы). Указанной нормой установлены следующие основания для отказа во включении места размещения НТО в схему:
- предполагаемое размещение НТО может повлечь нарушения требований действующего законодательства;
- размещение НТО предполагается по адресному ориентиру, находящемуся:
а) в охранных зонах коммуникаций;
б) в охранных зонах и границах территории объектов культурного наследия местного, регионального и федерального значения;
- на землях особо охраняемых природных территорий, в зонах охраны гидрометеорологических станций, в первой зоне санитарной охраны источников водоснабжения и площадок водопроводных сооружений, в первой зоне округа санитарной охраны курортов на минеральных источниках, лечебных грязях, санаториев, бальнеологических лечебниц, пансионатов, если проектируемые объекты не связаны с эксплуатацией природных лечебных средств курортов, в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах;
- в границах красных линий, находящихся полностью или частично.
Постановлением администрации города Пензы от 09.04.2015 N 470 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Пензы.
Из схемы размещения НТО, утверждённой 09.04.2015, следует, что в неё включены два объекта на остановке "Автомобильный колледж" по проспекту Победы, 57:
- по договору от 31.07.2008 N 248/08 земельный участок площадью 50 кв. м с кадастровым номером 58:29:01006001:246 предоставлен в аренду гражданину Дендер Намага Теблату для размещения торгово-остановочного пункта на остановке "Автомобильный дорожный техникум" по проспекту Победы.
- по договору от 03.08.2007 N 8118 земельный участок площадью 50 кв. м был предоставлен в аренду обществу с ограниченной ответственностью "Фобус" для размещения торгового павильона на остановке "Профтехучилище" по проспекту Победы.
В данную Схему торгово-остановочный павильон ИП Орлова О.В. по проспекту Победы, остановка "Училище" не был включен.
Как установил суд, постановлением от 15.05.2018 N 835 администрация утвердила новую Схему размещения НТО, в которой также отсутствует указанный заявителем объект.
Согласно подпункту 8.3 пункта 8 Порядка разработки схемы уполномоченный орган местного самоуправления отказывает во включении нестационарного торгового объекта в схему в случае, если размещение нестационарного торгового объекта предполагается по адресному ориентиру, находящемуся, в том числе, в границах красных линий, находящихся полностью или частично.
Постановлением от 01.07.2015 N 997 администрация утвердила проект планировки и проект межевания территории планировочного района "Северная поляна". В состав проекта планировки входят красные линии.
Управление градостроительства представило чертёж красных линий в составе проекта планировки указанной территории, фрагмент указанного выше чертежа (в районе земельного участка с кадастровым номером 58:29:1006001:160) и фрагмент карты с нанесением границ земельных участков, учтённых к ЕГРН, зданий с указанием адресов, красных линий.
Из перечисленных документов следует, что земельный участок с кадастровым номером 58:29:1006001:160, на котором расположен НТО заявителя, полностью расположен в границах красных линий территории общего пользования.
Подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования границ, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очерёдности планируемого развития территории (часть 1 статьи 42 Градостроительного кодекса (далее - ГрК РФ)). Основная часть проекта планировки территории включает в себя красные линии (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 42 ГрК РФ). Красные линии - линии, которые обозначают границы территории общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории (пункт 11 статьи 1 ГрК РФ). Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (пункт 12 статьи 1 ГрК РФ).
Установление красных линий служит обеспечению устойчивого развития территорий, то есть обеспечения общих потребностей населения муниципального образования.
Принимая во внимание изложенное, суд верно указал, что у администрации, на момент внесения изменений в 2018 году в Схему размещения НТО, имелись законные основания не включать в Схему принадлежащий ИП Орлову О.В. НТО в связи с нахождением его в границах красных линий. Основание предусмотрено нормативным правовым актом, регулирующим порядок включения НТО в Схему.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 15248/10, земельный участок, который относится к землям (территориям) общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу.
Предоставление в аренду земельного участка, образованного за счет территории общего пользования, воспрепятствует реализации неограниченным кругом лиц права на беспрепятственное использование такой территории, возможность единоличного использования земельного участка арендатором противоречит правовому режиму территории общего пользования.
С учётом нахождения НТО в границах красных линий суд не может обязать ответчика включить объект в схему размещения НТО и заключить договор на размещение НТО.
Таким образом суды пришли к выводу, что указанное выше бездействие ответчика в настоящее время не может быть признано нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы кассационной жалобы изучены судом, однако, они подлежат отклонению, поскольку указанные в кассационной жалобе доводы не опровергают законность и обоснованность принятых по делу судебных актов и правильности выводов судов первой и апелляционной инстанций, а свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными судами обстоятельствами и оценкой доказательств, и, по существу, направлены на их переоценку.
Переоценка доказательств и установление новых обстоятельств находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 АПК РФ.
Иная оценка заявителем жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено. Нормы материального права применены правильно.
Таким образом, на основании вышеизложенного суд кассационной инстанции считает, что оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 26.04.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2021 по делу N А49-11072/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Карпова |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования границ, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очерёдности планируемого развития территории (часть 1 статьи 42 Градостроительного кодекса (далее - ГрК РФ)). Основная часть проекта планировки территории включает в себя красные линии (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 42 ГрК РФ). Красные линии - линии, которые обозначают границы территории общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории (пункт 11 статьи 1 ГрК РФ). Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (пункт 12 статьи 1 ГрК РФ).
...
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 15248/10, земельный участок, который относится к землям (территориям) общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26 октября 2021 г. N Ф06-10414/21 по делу N А49-11072/2020