г. Казань |
|
01 декабря 2021 г. |
Дело N А12-9145/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Хакимова И.А., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
заявителя - Игнатенко И.О. (решение единственного участника о продлении полномочий единоличного исполнительного органа (генерального директора) от 26.01.2021 N 3, приказ от 07.02.2011 N 1),
ответчика - Черткова А.В. (доверенность от 11.01.2021 N 18),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВолгаСтрой - Лайн"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21.06.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2021
по делу N А12-9145/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВолгаСтрой - Лайн" (ОГРН 1113460001005, ИНН 344511535, г. Волгоград) о признании недействительным ненормативного акта Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Волгоградской области (ОГРН 1043400495500, ИНН 3446858585, г. Волгоград),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ВолгаСтрой - Лайн" (далее - ООО "ВолгаСтрой - Лайн", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Волгоградской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 10 по Волгоградской области, инспекция, налоговый орган) от 05.11.2020 N 4218 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 21.06.2021 по делу N А12-9145/2021, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2021, в удовлетворении заявленных ООО "Компания КПН" требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "ВолгаСтрой - Лайн" просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, ООО "ВолгаСтрой - Лайн" представило в инспекцию налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за 3 -й квартал 2019 года, в которой заявило налоговые вычеты по взаимоотношениям с обществом с ограниченной ответственностью "Группа", обществом с ограниченной ответственностью "Неоман".
15.03.2020 обществом в налоговый орган представлена уточненная декларация по НДС за 3 квартал 2019 года (корректировка N 1), в которой налогоплательщиком счета-фактуры по контрагентам ООО "Группа", ООО "Неоман" исключены из книги покупок в полном объеме и заменены на счета-фактуры ООО "Спектр".
Межрайонной ИФНС России N 10 по Волгоградской области проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по НДС, по результатам которой составлен акт от 25.06.2020 N 3098 и принято решение от 05.11.2020 N 4218 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым общество привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в сумме 129 693 руб., доначислен НДС в сумме 655 333 руб., начислены пени в сумме 76 021 руб. 94 коп. В результате проверки налоговый орган пришел к выводу о необоснованном применении обществом налоговых вычетов по НДС по взаимоотношениям с ООО "Спектр".
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области от 12.03.2021 N 117 решение Межрайонной ИФНС России N 10 по Волгоградской области от 05.11.2020 N 4218 оставлено без изменения.
ООО "ВолгаСтрой - Лайн" оспорило решение Межрайонной ИФНС России N 10 по Волгоградской области от 05.11.2020 N 4218 в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой и апелляционной инстанций руководствовались следующим.
Согласно пункту 1 статьи 54.1 НК РФ не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.
Из пункта 2 статьи 54.1 НК РФ следует, что при отсутствии обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 статьи 54.1 НК РФ, по имевшим место сделкам (операциям) налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате налога в соответствии с правилами соответствующей главы части второй Налогового кодекса Российской Федерации при соблюдении одновременно следующих условий: 1) основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога; 2) обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.
В силу положений статей 146, 169, 171, 172 НК РФ для получения налогового вычета необходима совокупность следующих условий: наличие счетов-фактур, документов, подтверждающих принятие указанных товаров (работ, услуг) на учет, а также строгое соответствие выставленных счетов-фактур требованиям пунктов 5, 6 статьи 169 НК РФ.
При соблюдении указанных требований указанного кодекса налогоплательщик вправе претендовать на получение налогового вычета при исчислении НДС.
Первичные документы, составляемые при совершении хозяйственной операции и представляемые налогоплательщиком в налоговые органы, должны отвечать установленным законодательством требованиям и содержать достоверные сведения об обстоятельствах, с которыми законодательство связывает реализацию права на осуществление налоговых вычетов, а налоговый орган вправе отказать в применении вычетов, если заявленная налогоплательщиком сумма не подтверждена надлежащими документами, содержащими достоверные сведения, сформировавшие вычеты хозяйственные операции нереальны либо совершены с контрагентами, не исполняющими налоговых обязанностей.
Требования о достоверности учета хозяйственных операций содержатся в законодательстве о бухгалтерском учете и в Налоговом кодексе Российской Федерации, установившем правила ведения налогового учета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.
По правилам пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ первичные учетные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа, дата составления документа, наименование экономического субъекта, составившего документ, содержание факта хозяйственной жизни, величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения, наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события, подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" (далее - Постановление N 53) разъяснено, что представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
Налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера). Налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности (пункты 3, 4 Постановления N 53).
Согласно пунктам 5, 6 Постановления N 53 о необоснованности налоговой выгоды могут также свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии следующих обстоятельств: невозможность реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг; отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств, а в совокупности с ними - создание организации незадолго до совершения хозяйственной операции, нарушение налогового законодательства в прошлом, осуществление транзитных платежей между участниками взаимосвязанных хозяйственных операций, использование посредников при осуществлении хозяйственных операций.
В случае наличия особых форм расчетов и сроков платежей, свидетельствующих о групповой согласованности операций, суду необходимо исследовать, обусловлены ли они разумными экономическими или иными причинами (деловыми целями).
Таким образом, в целях подтверждения обоснованности налоговой выгоды должна быть установлена их объективная предметная взаимосвязь с фактами и результатами реальной предпринимательской и иной экономической деятельности, что служит основанием для вывода о достоверности представленных документов.
Налогоплательщик должен представить достоверные доказательства того, что товары (работы, услуги), в оплату которых перечислены денежные средства, реализованы именно теми контрагентами, в пользу которых произведена оплата.
В налоговых правоотношениях недопустима ситуация, которая позволяла бы недобросовестным налогоплательщикам с помощью инструментов, используемых в гражданско-правовых отношениях, создавать ситуацию формального наличия права на получение налоговых выгод (в том числе через уменьшение налоговых баз включением необоснованных расходов и применением вычетов по НДС).
Если при рассмотрении налогового спора налоговым органом представлены доказательства того, что в действительности хозяйственные операции контрагентами организации не осуществлялись и налоги в бюджет ими не уплачивались, в систему взаиморасчетов вовлечены юридические лица, зарегистрированные по подложным или утерянным документам, либо схема взаимодействия данных организаций указывает на недобросовестность участников хозяйственных операций, суд не должен ограничиваться проверкой формального соответствия представленных налогоплательщиком документов требованиям НК РФ, а должен оценить все доказательства по делу в совокупности и во взаимосвязи с целью исключения внутренних противоречий и расхождений между ними.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив во взаимосвязи представленные участниками процесса доказательства и установленные обстоятельства, пришли к выводу, что налоговым органом представлены доказательства получения заявителем необоснованной налоговой выгоды по НДС по сделкам с ООО "Спектр".
Так, из материалов дела следует, что между ООО "ВолгаСтрой-Лайн" и ООО "Спектр" заключены: договор подряда на выполнение подготовительных, ремонтно-отделочных работ и работ по монтажу оборудования от 27.06.2019 на объекте строительства, расположенном по адресу: г. Волгоград, ТЦ "7 Звезд", пл. Дзержинского, 1б, договор подряда на выполнение подготовительных, ремонтно-отделочных работ и работ по монтажу оборудования от 30.05.2019 на объекте строительства, расположенном по адресу: г. Димитровград, ТЦ "Прага", ул. Хмельницкого, 100. Заказчиком работ является ООО "Кари".
В подтверждение обоснованности применения налоговых вычетов по сделкам с ООО "Спектр" налогоплательщиком представлены договоры подряда от 27.06.2019, от 30.05.2019, счета-фактуры от 29.08.2019 N 1308, от 23.08.2019 N 1305, справки о стоимости выполненных работ и затрат от 29.08.2019 N 1308, от 23.08.2019 N 1305, акты о приемке выполненных работ т 29.08.2019 N 1308, от 23.08.2019 N 1305, сметы СМР магазина по адресу: г. Димитровград, ТЦ "Прага", ул. Хмельницкого, 100, магазина по адресу: г. Волгоград, ТЦ "7 Звезд", пл. Дзержинского, 1б.
Налоговым органом в ходе проверки установлено, что ООО "Спектр" 15.10.2020 исключено из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ). С момента образования ООО "Спектр" не имело расчетных счетов, какое-либо имущество, необходимое для осуществления финансово-хозяйственной деятельности, работники, отсутствовали. Доказательств перечисления налогоплательщиком денежных средств в адрес ООО "Спектр" не представлено. Зарегистрированная контрольно-кассовая техника у ООО "Спектр" отсутствует.
Доказательств перечисления денежных средств на банковские реквизиты ООО "Стройинжиниринг", указанные в договорах подряда, заключенных между ООО "ВолгаСтрой-Лайн" и ООО "Спектр", в материалы дела также не представлено.
По результатам анализа движения денежных средств по расчетным счетам ООО "ВолгаСтрой-Лайн" инспекцией установлено применении налогоплательщиком противоправной схемы, направленной на обналичивание денежных средств.
С учетом судами сделаны верные выводы о предоставлении налоговым органом достаточных доказательств, свидетельствующих о фактическом выполнении ООО "ВолгаСтрой-Лайн" работ без участия контрагента ООО "Спектр", отсутствии между обществом и его контрагентом реальных хозяйственных операций, формальном характере заключенных договоров, направленности согласованных действий налогоплательщика и его контрагента на получение необоснованной налоговой выгоды в виде возмещенного из бюджета НДС.
Также судами обоснованно отклонен довод налогоплательщика о нарушении инспекцией процедуры проведения налоговой проверки, выразившемся в несвоевременном вручении копии акта проверки, что лишило заявителя возможности представить возражения на акт проверки.
В соответствии с пунктом 5 статьи 100 НК РФ акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем), если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма.
В пункте 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 разъяснено, что согласно пункту 5 статьи 100, пункту 9 статьи 101, пунктам 4 и 11 статьи 101.4 НК РФ в случае невозможности вручения соответствующим лицам акта налоговой проверки, акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, решения, вынесенного по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, решения, вынесенного по итогам рассмотрения материалов иных мероприятий налогового контроля, эти акты (решения) направляются по почте заказным письмом.
Поскольку указанными положениями специальный срок для направления таких актов (решений) не установлен, данные действия должны быть совершены налоговым органом также в пределах 5 дней со дня составления акта (вынесения решений).
Из материалов дела и пояснений налогового органа следует, что в связи с невозможностью пригласить представителя налогоплательщика для получения акта лично при наличии установленных ограничений, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), акт камеральной проверки от 25.06.2020 N 3098 направлен заказной почтовой корреспонденцией по адресу регистрации ООО "ВолгаСтрой-Лайн".
Согласно сведениям, размещенным на официальном сайте АО "Почта России", почтовое отправление N 80081950590694 сдано в орган почтовой связи 03.07.2020, обществом не получено, срок хранения отправления истек 06.09.2020.
При этом в силу пункта 5 статьи 100 НК РФ акт проверки считается полученным налогоплательщиком 09.07.2020 (шестой день с даты отправки акта).
С учетом изложенного суды пришли к выводу об отсутствии в рассматриваемом случае нарушения процедуры вынесения оспариваемого решения.
При указанных обстоятельствах судами отказано в удовлетворении требований ООО "ВолгаСтрой-Лайн".
Выводы судов о правомерности доначисления налогоплательщику спорного налога, соответствующих сумм пени и штрафа являются обоснованными, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами. Правовых оснований для переоценки доказательств и установленных на их основе обстоятельств дела, с учетом положений статьи 286, части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, у суда кассационной инстанции в силу установленных законом полномочий не имеется.
Приведенные обществом в жалобе доводы не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не могут быть признаны достаточным основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21.06.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2021 по делу N А12-9145/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.Н. Ольховиков |
Судьи |
И.А. Хакимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 разъяснено, что согласно пункту 5 статьи 100, пункту 9 статьи 101, пунктам 4 и 11 статьи 101.4 НК РФ в случае невозможности вручения соответствующим лицам акта налоговой проверки, акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, решения, вынесенного по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, решения, вынесенного по итогам рассмотрения материалов иных мероприятий налогового контроля, эти акты (решения) направляются по почте заказным письмом.
...
Согласно сведениям, размещенным на официальном сайте АО "Почта России", почтовое отправление N 80081950590694 сдано в орган почтовой связи 03.07.2020, обществом не получено, срок хранения отправления истек 06.09.2020.
При этом в силу пункта 5 статьи 100 НК РФ акт проверки считается полученным налогоплательщиком 09.07.2020 (шестой день с даты отправки акта)."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 1 декабря 2021 г. N Ф06-11661/21 по делу N А12-9145/2021