г. Казань |
|
16 декабря 2021 г. |
Дело N А12-12256/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мосунова С.В.,
судей Закировой И.Ш., Кормакова Г.А.,
при участии представителя:
заявителя - Парамоновой С.А., доверенность от 23.12.2020,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Волгоградэнергосбыт"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24.06.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2021
по делу N А12-12256/2021
по заявлению публичного акционерного общества "Волгоградэнергосбыт" (ОГРН 1053444090028, ИНН 3445071523,400001) к Комитету по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (ОГРН 1043400050759, ИНН 3435110565) о признании недействительным предписания, заинтересованное лицо: Ремизова Валентина Андреевна,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось публичное акционерное общество "Волгоградэнергосбыт" (далее - ПАО "Волгоградэнергосбыт", общество, заявитель) с заявлением о признании недействительным предписания Комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (далее - Комитет, орган муниципального контроля) от 15.04.2021 N 158-г/2021 о прекращении нарушений обязательных требований в части обязания произвести перерасчет излишне начисленных денежных средств за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в январе 2021 года, потребителям многоквартирного дома по адресу: Волгоградская область, г. Волжский, ул. Карла Маркса, д. 71, в соответствии с пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 24.06.2021, оставленным без изменений постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ПАО "Волгоградэнергосбыт" обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24.06.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2021 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В своих возражениях на кассационную жалобу Комитет, полагая обжалуемые судебные акты обоснованными и законными, просит оставить их без изменения.
Отзыв на кассационную жалобу от заинтересованного лица Ремизовой В.А. суд не представлен.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", однако явку своих представителей (кроме заявителя) в суд не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителя заявителя, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 17.03.2021 N 158-г/2021 с целью проверки доводов обращений гражданина, проживающего по адресу: Волгоградская область, г. Волжский, ул. Карла Маркса, д. 71, по вопросу начисления платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды по жилому помещению N 2 коммунальной квартиры N 18 за период с марта 2020 года по февраль 2021 года Комитетом проведена внеплановая документарная проверка ПАО "Волгоградэнергосбыт", по результатам которой составлен акт от 15.04.2021 N 158-г/2021.
В ходе проверки орган муниципального контроля пришел к выводу о нарушении обществом пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг, выразившееся в начислении платы в январе 2021 года гражданам, проживающим в многоквартирном доме (далее - МКД) по адресу: Волгоградская область, г.Волжский, ул. Карла Маркса, д. 71, за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды (далее - ОДН) без учета отрицательного объема электроэнергии, сложившейся в декабре 2020 года.
Комитетом ПАО "Волгоградэнергосбыт" 15.04.2021 выдано предписание N 158-г/2021 о прекращении нарушений обязательных требований, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг, согласно которому обществу надлежит в срок до 15.06.2021 произвести перерасчет излишне начисленных денежных средств за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в январе 2021 года, потребителям многоквартирного дома по адресу: Волгоградская область, г. Волжский, ул. Карла Маркса, д. 71, в соответствии с пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг (пункт 1); произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды с марта 2020 года по январь 2021 года, потребителям, проживающим в многоквартирном доме по адресу: Волгоградская область, г. Волжский, ул. Карла Маркса, д. 71, с учетом корректно рассчитанного потребленного объема интернет-провайдерами (пункт 2).
ПАО "Волгоградэнергосбыт", полагая, что предписание от 15.04.2021 N 158-г/2021 в части обязания произвести перерасчет излишне начисленных денежных средств за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в январе 2021 года, потребителям многоквартирного дома по адресу: Волгоградская область, г. Волжский, ул. Карла Маркса, д. 71, в соответствии с пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг является незаконным, нарушает права и охраняемые законом интересы общества, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9.2 статьи 156 ЖК РФ размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме: 1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; 2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Определение объемов потребления электрической энергии потребителями коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг (в редакции, действующей до 31.12.2020) размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета (совокупность средств измерения), за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг.
Судом первой инстанции установлено, что согласно сведениям, размещенным на официальном сайте ГИС ЖКХ, собственники МКД выбрали непосредственный способ управления.
МКД оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета (далее - ОДПУ) электрической энергии ОДПУ МАТРИЦА NP 73L.3-5-2 N 03466522 (расчетный множитель 0,2). Прибор учета электрической энергии применяется для расчета платы.
Органом муниципального контроля установлено, что размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на ОДН, указанный в платежных документах за период с марта 2020 года по февраль 2021 года по строке "общедомовые нужды", не соответствует размеру платы, полученному расчетным методом. Кроме того, в январе 2021 года расчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на ОДН, произведен без учета объема за декабрь 2020 года, который составил отрицательную величину, что не оспаривается заявителем.
В соответствии с абзацем 2 пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг, введенным постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 N 2184 и вступившим в силу с 31.12.2020, объем коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулами 11 и 12 приложения N 2 к настоящим Правилам. В случае если указанный объем за расчетный период (расчетный месяц) составляет отрицательную величину, то указанная величина учитывается в следующем расчетном периоде (следующих расчетных периодах) при определении объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, приходящегося на жилое (нежилое) помещение.
Общество считает, что изменения, внесенные в пункт 44 Правил предоставления коммунальных услуг, не распространяют свое действие на отношения, возникшие до 31.12.2020, в связи с чем возложение на него обязанности произвести перерасчет платы с учетом отрицательного объема электроэнергии за предыдущие периоды, является неправомерным.
Суд первой инстанции отклонил доводы заявителя, указав, что из пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг в редакции, действовавшей до 31.12.2020, не следует, что отрицательное значение потребления на ОДН не должно учитываться при расчете потребления за последующие периоды.
Ресурсоснабжающая организация при наличии исправного ОДПУ и достоверности его показаний в любом случае не может получать оплату за объем ресурса, превышающий фактически потребленный домом, а при наличии отрицательных показаний (ввиду несвоевременного представления показаний ИПУ жильцами и применения в отдельные периоды расчетных способов), после установления показаний приборов должна быть произведена корректировка не только объемов индивидуального потребления, но и прямо взаимосвязанных с ними объемов потребления на ОДН.
Кроме того, отметил суд первой инстанции, до внесения изменений в пункт 44 Правил предоставления коммунальных услуг такой подход к определению размера платы за коммунальные ресурсы поддержан решением Верховного Суда Российской Федерации от 20.06.2018 N АКПИ18-386, определением Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2019 N 303-ЭС18-24912 по делу N А51-12971/2017.
Впоследствии законодателем реализована правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации путем внесения изменения в пункт 44 Правил предоставления коммунальных услуг.
При таких обстоятельствах, указал суд первой инстанции, оспариваемое предписание Комитета является законным и обоснованным, не нарушает прав и законных интересов заявителя, в связи с чем заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
В кассационной жалобе ПАО "Волгоградэнергосбыт" оспаривает выводы судов первой и апелляционной инстанций, давая свою оценку представленным доказательствам, настаивая на заявленном в нижестоящих судах доводе о том, что внесенные постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 N 2184 и вступившим в силу с 31.12.2020 изменения в пункт 44 Правил предоставления коммунальных услуг не распространяют свое действие на отношения, возникшие до 31.12.2020.
Доводы кассационной жалобы были заявлены в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую оценку в оспариваемых судебных актах.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам (статья 286 АПК РФ).
В обжалуемых судебных актах приведены мотивы, по которым суды пришли к таким выводам, с указанием на конкретные доказательства, исследованные и оцененные в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, а основаны на ошибочном понимании действующих правовых норм, направлены на переоценку представленных доказательств и сделанных судами на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, являющихся самостоятельными основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24.06.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2021 по делу N А12-12256/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.В. Мосунов |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ресурсоснабжающая организация при наличии исправного ОДПУ и достоверности его показаний в любом случае не может получать оплату за объем ресурса, превышающий фактически потребленный домом, а при наличии отрицательных показаний (ввиду несвоевременного представления показаний ИПУ жильцами и применения в отдельные периоды расчетных способов), после установления показаний приборов должна быть произведена корректировка не только объемов индивидуального потребления, но и прямо взаимосвязанных с ними объемов потребления на ОДН.
Кроме того, отметил суд первой инстанции, до внесения изменений в пункт 44 Правил предоставления коммунальных услуг такой подход к определению размера платы за коммунальные ресурсы поддержан решением Верховного Суда Российской Федерации от 20.06.2018 N АКПИ18-386, определением Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2019 N 303-ЭС18-24912 по делу N А51-12971/2017.
Впоследствии законодателем реализована правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации путем внесения изменения в пункт 44 Правил предоставления коммунальных услуг.
...
В кассационной жалобе ПАО "Волгоградэнергосбыт" оспаривает выводы судов первой и апелляционной инстанций, давая свою оценку представленным доказательствам, настаивая на заявленном в нижестоящих судах доводе о том, что внесенные постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 N 2184 и вступившим в силу с 31.12.2020 изменения в пункт 44 Правил предоставления коммунальных услуг не распространяют свое действие на отношения, возникшие до 31.12.2020."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16 декабря 2021 г. N Ф06-12586/21 по делу N А12-12256/2021