г. Казань |
|
21 декабря 2021 г. |
Дело N А12-33372/2020 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
судьи Махмутовой Г.Н.,
рассмотрев без вызова сторон кассационную жалобу
индивидуального предпринимателя Гегамян Гегама Гагиковича
на принятое в порядке упрощенного производства постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2021
по делу N А12-33372/2020
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управление отходами - Волгоград", г. Волгоград (ИНН 3426013572, ОГРН 1103458000337) к индивидуальному предпринимателю Гегамян Гегаму Гагиковичу, Волгоградская область, г. Камышин (ИНН 341000136342, ОГРНИП 313345319000026) о взыскании задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управление отходами-Волгоград" (далее - ООО "Управление отходами-Волгоград", истец, 27.04.2021 переименовано в общество с ограниченной ответственностью "Ситиматик-Волгоград" - ООО "Ситиматик-Волгоград") обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к индивидуальному предпринимателю Гегамяну Гегаму Гагиковичу (далее - ИП Гегамян Г.Г., ответчик), о взыскании 106 953 руб. 17 коп. задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) за период с декабря 2019 по июнь 2020 года, 4209 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 01.06.2021 исковые требования удовлетворены.
Определением от 13.07.2021 Двенадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2021 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01.06.2021 отменено по безусловным основаниям. С ответчика в пользу истца взыскано 91 328 руб. 30 коп. долга, 4209 руб. государственной пошлины по иску. В остальной части в иске отказано.
Не согласившись с постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2021, ИП Гегамян Г.Г. обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции, указывая, что услуги по вывозу ТКО были фактически оказаны иным юридическим лицом - обществом с ограниченной ответственностью "ТрансЭкоЛайн" (далее - ООО "ТрансЭкоЛайн").
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 АПК РФ, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции считает ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации (статья 24.6 Закона N 89-ФЗ).
Правила обращения с ТКО, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), определяют порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО.
Согласно пункту 4 Правил N 1156 обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.
Как установлено судом, истец наделен статусом регионального оператора по результатам конкурсного отбора, проведенного в соответствии с требованиями Закона N 89-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 N 881 "О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами" (далее - Постановление N 881) Комитетом жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области (далее - Комитет).
По результатам конкурсного отбора с Комитетом 06.08.2018 подписано Соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Волгоградской области, определяющее в том числе, права и обязанности его сторон, порядок деятельности регионального оператора.
В соответствии с условиями соглашения региональный оператор обязан приступить к исполнению обязательств по соглашению в полном объеме не позднее 01.01.2019.
Приказом Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 30.06.2017 N 21 установлены нормативы накопления ТКО в Волгоградской области.
ООО "Управление отходами-Волгоград" начало осуществлять деятельность по обращению с ТКО на территории всей Волгоградской области с 01.01.2019 и является единственным хозяйствующим субъектом, имеющим право оказывать услугу по обращению с ТКО на территории Волгоградской области до 31.12.2028.
Как указал истец, между ИП Гегамяном Г.Г. (потребитель) и ООО "Управление отходами-Волгоград" (региональный оператор) заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО от 04.12.2019 N 9190 (далее - договор).
В приложении к договору стороны согласовали места сбора и накопления ТКО, а также объем принимаемых по договору ТКО.
Согласно приложению к договору объем подлежащих вывозу отходов определяется расчетным путем, исходя из нормативов накопления ТКО. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с условиями договора региональный оператор обязуется обеспечить прием ТКО в объеме и месте, которые определены в приложении к договору, обеспечивать транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора в порядке, размере и в сроки, которые определены договором, в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с пунктом 5 договора под расчетным периодом понимается один календарный месяц.
Потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором оказана услуга по обращению с ТКО (пункт 5 договора).
Согласно доводам истца за периоды с декабря 2019 г. по июнь 2020 г. включительно региональным оператором были оказаны ответчику услуги по вывозу ТКО.
Региональный оператор направлял ответчику универсальные передаточные документы и счета за спорные периоды в соответствии с условиями договора.
Услуги ответчиком в полном объеме оплачены не были.
С целью досудебного урегулирования спора истцом в адрес ответчика была направлена претензия от 13.08.2020 N 9725 с требованием оплатить образовавшуюся задолженность, неисполнение которого послужило основанием для обращения в арбитражный суд с иском.
Истец наделен статусом регионального оператора по результатам конкурсного отбора, проведенного в соответствии с требованиями Закона N 89-ФЗ и Постановления N 881 и осуществляет деятельность по обращению с ТКО на территории Волгоградской области с 01.01.2019, являясь единственным хозяйствующим субъектом, имеющим право оказывать услугу по обращению с ТКО на территории Волгоградской области.
Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО установлен Правилами N 1156.
В соответствии с абзацем 2 пункта 8 (17) Правил N 1156 региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора.
В этом случае потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) Правил N 1156.
Как установил суд апелляционной инстанции, на официальном сайте регионального оператора была размещена и находится в свободном доступе форма договора-оферты на оказание услуги по обращению с ТКО. Типовая форма публичного договора также была опубликована в выпуске газеты "Волгоградская правда" от 28.12.2018 N 151, зарегистрированной в качестве средства массовой информации (свидетельство N ПИ N ТУ 34 - 00826 от 26.07.2017). При этом в абзаце 4 пункта 8 (17) Правил N 1156 указано, что, в случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) Правил N 1156 в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В связи с изложенным договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключен со всеми потребителями независимо от их организационно-правовой формы и факт отсутствия договора, оформленного в письменном виде, не свидетельствует об отсутствии договорных отношений между потребителем и региональным оператором.
Исходя из вышеуказанных норм права, договор считается заключенным.
Пунктом 9 Правил N 1156 предусмотрено, что потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Приказом Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области от 30.05.2020 N 927-ОД утверждена Территориальная схема обращения с отходами на территории Волгоградской области (далее - Территориальная схема).
Разделом 6 договора предусмотрен порядок фиксации неисполнения договорных отношений со стороны регионального оператора. Данный раздел договора направлен на защиту прав потребителя и своевременное устранение нарушения принятых на себя обязательств со стороны регионального оператора. Вместе с тем за спорный период какие-либо замечания по качеству оказываемой услуги ответчиком региональному оператору не высказывались, акты не составлялись, что свидетельствует об отсутствии нарушений со стороны регионального оператора.
В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии со статьей 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила), в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил.
Подпунктом "а" пункта 5 указанных Правил предусмотрено, что коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Пунктом 8 Правил установлено, что при раздельном накоплении и сборе сортированных ТКО, несортированных ТКО, крупногабаритных отходов коммерческий учет ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО осуществляется только в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 Правил коммерческого учета расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления.
В силу пункта 1 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов. Согласно пункту 4 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 N 1130 "О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем" (далее - Постановление N 1130) организация на территории субъекта Российской Федерации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению образующихся на территории субъекта Российской Федерации и (или) поступающих из других субъектов Российской Федерации отходов образует территориальную схему.
Территориальные схемы разрабатываются и утверждаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 3 Постановления N 1130).
Однако указанные территориальные схемы Волгоградской области по состоянию на декабрь 2019 г. - июнь 2020 г. не содержали сведений о раздельном накоплении ТКО на контейнерных площадках по адресам объектов ответчика, в отношении которых заявлены исковые требования.
Ответчиком не представлены доказательства организации на его объектах, указанных в иске, раздельного накопления отходов - сортировки отходов по видам и классам отходов и складирования их в соответствующие контейнеры.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции признал несостоятельными доводы ответчика о том, что при расчете стоимости услуг по сбору ТКО следует осуществлять исходя из количества и объемов контейнеров.
Кроме того, решением Верховного Суда Российской Федерации от 17.02.2021 по делу N АКПИ20-956 было отказано в удовлетворении административного иска о признании недействующим пункта 8 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505.
Как указано выше, ответчиком не представлены доказательства раздельного сбора ТКО.
Вместе с тем приказом Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области от 30.05.2020 N 927-ОД утверждена территориальная схема обращения с отходами на территории Волгоградской области (далее - Территориальная схема).
В соответствии с Территориальной схемой на территории Волгоградской области в период с 2020 года по 2024 год планируется поэтапное введение раздельного способа накопления ТКО. Объекты ответчика, являющиеся предметом договора, расположены по адресу: Волгоградская область, Камышинский район, г. Камышин, 5 мкр., д. 37Б. Согласно вышеуказанной Территориальной схеме способ раздельного накопления ТКО в г. Камышине планируется в 2024 году, следовательно, учет объема ТКО, исходя из фактического объема, невозможен в силу закона.
Согласно расчету истца сумма задолженности за период с декабря 2019 г. по июнь 2020 г. включительно составила 106 953 руб. 17 коп.
Ответчиком в суде апелляционной инстанции заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела скриншота с электронной почты, копии справки от 24.05.2021 N б/н, решений от 27.01.2021 N б/н о согласовании создания места (площадки) накопления ТКО и от 24.02.2021 N 1 о включении сведений о месте (площадке) накопления ТКО в реестр мест (площадок) накопления ТКО, проекта договора от 04.12.2019 N 9190 на оказание услуг по обращению с ТКО с приложением к нему, доверенностей от 12.05.2021 N 259д и от 12.05.2021 N 262д, протокола разногласий от 23.03.2020 к договору от 04.12.2019 N 9190, письма-претензии от 26.03.2020 N 8, платежного ордера от 18.05.2021 N 266, заявления о принятии исполнительного листа к исполнению от 14.05.2021 N 19853, исполнительного листа ФС N 034963620.
Суд апелляционной инстанции указанное ходатайство удовлетворил, в связи с чем скорректировал расчет истца и произвел самостоятельный расчет размера задолженности с учетом вновь поступивших документов, в частности, платежного ордера от 18.05.2021 N 266 на сумму 15 624 руб. 87 коп.
Таким образом, сумма задолженности по спорному договору за оказанные коммунальные услуги составляет: 106 953 руб. 17 коп. - 15 624 руб. 87 коп. = 91 328 руб. 30 коп.
Судом апелляционной инстанции отклонены доводы ответчика о том, что услуги по вывозу ТКО были фактически оказаны иным юридическим лицом - ООО "ТрансЭкоЛайн".
Как отмечено судом апелляционной инстанции, ООО "ТрансЭкоЛайн" статусом регионального оператора не обладает, деятельность по обращению с ТКО не осуществляет, утвержденного уполномоченным органом тарифа по обращению с ТКО не имеет.
Кроме того, договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным.
Акты о нарушении региональным оператором обязательств по договору сторонами в спорный период в соответствии с требованиями законодательства не составлялись, в материалы дела ответчиком не представлены.
Довод жалобы о том, что услугами по обращению ТКО ответчик не пользовался, поскольку после введения мер по противодействию распространения коронавирусной инфекции деятельность дошкольного образовательного учреждения не осуществлялась согласно постановлению Губернатора Волгоградской области от 11.05.2020 N 301 "О внесении изменения в постановление Губернатора Волгоградской области от 15.03.2020 N 179 "О введении режима повышенной готовности функционирования органов управления, сил, и средств территориальной подсистемы Волгоградской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" обоснованно отклонены.
Услуга по вывозу ТКО является непрерывной и направлена на сохранение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, то есть указанная услуга оказывалась региональным оператором независимо от осуществления учреждением деятельности, выезды регионального оператора осуществлялись в соответствии с условиями договора.
Как указано в ответе на вопрос N 7 "Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020), признание распространения новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным для всех категорий должников, независимо от типа их деятельности, условий ее осуществления, в том числе региона, в котором действует организация, в силу чего существование обстоятельств непреодолимой силы должно быть установлено с учетом обстоятельств конкретного дела (в том числе срока исполнения обязательства, характера неисполненного обязательства, разумности и добросовестности действий должника и т.д.).
Применительно к нормам статьи 401 ГК РФ обстоятельства, вызванные угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, а также принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления меры по ограничению ее распространения, в частности, установление обязательных правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, запрет на передвижение транспортных средств, ограничение передвижения физических лиц, приостановление деятельности предприятий и учреждений, отмена и перенос массовых мероприятий, введение режима самоизоляции граждан и т.п., могут быть признаны обстоятельствами непреодолимой силы, если будет установлено их соответствие названным выше критериям таких обстоятельств и причинная связь между этими обстоятельствами и неисполнением обязательства.
Доказательства направления в адрес истца акта о закрытии/заявления о приостановлении деятельности ответчика (предприятия общественного питания) в период пандемии, в том числе, на вынос, не представлены.
Между тем процесс образования ТКО является закономерным и объективным процессом, связанным с жизнедеятельностью потребителей.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что исковые требования истца о взыскании с ответчика задолженности за период с декабря 2019 г. по июнь 2020 г. включительно подлежат удовлетворению в части взыскания с ИП Гегамяна Г.Г. 91 328 руб. 30 коп. задолженности по оплате оказанной услуги по обращению с ТКО по договору от 04.12.2019 N 9190.
Судебные расходы распределены по правилам статьи 110 АПК РФ.
Согласно части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства решений и постановлений, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу, не усмотрел существенных нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену обжалуемого судебного акта по основаниям, предусмотренным положениями части 3 статьи 288.2 АПК РФ.
При таких обстоятельствах принятый по делу судебный акт подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2021 по делу N А12-33372/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обжалованию не подлежит.
Судья |
Г.Н. Махмутова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ответчиком не представлены доказательства организации на его объектах, указанных в иске, раздельного накопления отходов - сортировки отходов по видам и классам отходов и складирования их в соответствующие контейнеры.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции признал несостоятельными доводы ответчика о том, что при расчете стоимости услуг по сбору ТКО следует осуществлять исходя из количества и объемов контейнеров.
Кроме того, решением Верховного Суда Российской Федерации от 17.02.2021 по делу N АКПИ20-956 было отказано в удовлетворении административного иска о признании недействующим пункта 8 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505.
...
Применительно к нормам статьи 401 ГК РФ обстоятельства, вызванные угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, а также принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления меры по ограничению ее распространения, в частности, установление обязательных правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, запрет на передвижение транспортных средств, ограничение передвижения физических лиц, приостановление деятельности предприятий и учреждений, отмена и перенос массовых мероприятий, введение режима самоизоляции граждан и т.п., могут быть признаны обстоятельствами непреодолимой силы, если будет установлено их соответствие названным выше критериям таких обстоятельств и причинная связь между этими обстоятельствами и неисполнением обязательства."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 21 декабря 2021 г. N Ф06-12647/21 по делу N А12-33372/2020