г. Саратов |
|
31 августа 2021 г. |
Дело N А12-33372/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена "31" августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен "31" августа 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Шалкина В.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дроздовой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело N А12-33372/2020
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управление отходами-Волгоград" (ИНН 3426013572, ОГРН 1103458000337) к индивидуальному предпринимателю Гегамяну Гегаму Гагиковичу (ИНН 341000136342, ОГРНИП 313345319000026) о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по договору N 9190 от 04.12.2019 за период с декабря 2019 г. по июнь 2020 г. в размере 106 953 рублей 17 копеек, а также судебных расходов по уплате государственной пошлины при подаче искового заявления в размере 4 209 руб.,
при участии в судебном заседании представителя индивидуального предпринимателя Гегамяна Гегама Гагиковича - Холодельщикова В.В., на основании удостоверения N 3116 от 07.04.2021,
в отсутствие иных представителей сторон, уведомленных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управление отходами-Волгоград" (далее - ООО "Управление отходами-Волгоград", истец) (27.04.2021 переименовано в общество с ограниченной ответственностью "Ситиматик-Волгоград") (далее - ООО "Ситиматик-Волгоград") обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Гегамяну Гегаму Гагиковичу (далее - ИП Гегамян Г.Г., ответчик), в котором с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации просило взыскать с ответчика в пользу истца задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по договору N 9190 от 04.12.2019 за период с декабря 2019 г. по июнь 2020 г. в размере 106 953 руб. 17 коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 209 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 20 февраля 2021 года (полный текст изготовлен 01 июня 2021 года) иск удовлетворен.
С ИП Гегамяна Г.Г. в пользу ООО "Управление отходами-Волгоград" взысканы задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по договору N 9190 от 04.12.2019 за период с декабря 2019 г. по июнь 2020 г. в размере 106 953 рублей 17 копеек., а также судебные расходы по уплате государственной пошлины при подаче искового заявления в размере 4 209 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Гегамян Г.Г. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает, что находился в служебной командировке за пределами г. Камышина (командирован в "ВРО BOO СКВО-МСОО" в должности начальника охотхозяйства для повышения квалификации на охотхозяйстве "Донское" Калачевского района Волгоградской области), в связи с чем получать почтовую корреспонденцию не имел возможности.
Кроме того, согласно доводам апелляционной жалобы ООО "Управление отходами-Волгоград" были навязаны ИП Гегамяну Г.Г. явно невыгодные условия договора относительно расчета размера платы за услугу по обращению с ТКО исходя только из нормативов накоплении ТКО, в связи с чем проект договора от 04.12.2019, предложенный ООО "Управление отходами-Волгоград", ИП Гегамяном Г.Г. подписан не был, а также фактически услуги по вывозу ТКО оказаны не были и таких доказательств истцом не представлено.
Как полагает заявитель, поскольку стороны не согласовали существенные условия договора на обращение с ТКО, договор нельзя признать заключенным и в таком случае он не порождает никаких юридических последствий для сторон.
Податель жалобы в своих дополнениях к апелляционной жалобе также ссылается на то обстоятельство, что он не уклоняется от заключения договора, а просит заключить его на взаимовыгодных условиях.
В то же время ответчик в обоснование своей жалобы ссылается на то обстоятельство, что качество оказания услуг по вывозу ТКО им не фиксировалось, чтобы данные действия впоследствии не были расценены как конклюдентные.
Также заявитель указывает на несогласие с размером взысканной с него задолженности.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установив, что извещение ответчика по настоящему делу нельзя признать надлежащим, суд апелляционной инстанции определением от 13 июля 2021 года перешел к рассмотрению дела по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в порядке, предусмотренном п. 2 ч. 4 ст. 270 АПК РФ.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами представляет собой юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации (ст. 24.6 Закона N 89-ФЗ).
Правила обращения с ТКО, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), определяют порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 4 Правил N 1156 обращение с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.
Как следует из материалов дела, ООО "Управление отходами-Волгоград" наделено статусом регионального оператора по результатам конкурсного отбора, проведенного в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и Постановления Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 N 811 "О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами" комитетом жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области.
По результатам конкурсного отбора с комитетом жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области 06.08.2018 подписано соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Волгоградской области, определяющее в том числе права и обязанности его сторон, порядок деятельности регионального оператора.
В соответствии с условиями соглашения региональный оператор обязан приступить к исполнению обязательств по соглашению в полном объеме не позднее 01.01.2019.
В соответствии с абзацем 2 пункта 8 (17) Правил N 1156 региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора.
В этом случае потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) Правил N 1156.
На официальном сайте регионального оператора была размещена и находится в свободном доступе форма договора-оферты на оказание услуги по обращению с ТКО. Типовая форма публичного договора также была опубликована в выпуске газеты "Волгоградская правда" от 28.12.2018 N 151, зарегистрированной в качестве средства массовой информации (свидетельство N ПИ N ТУ 34 - 00826 от 26.07.2017). При этом в абзаце 4 пункта 8 (17) Правил N 1156 указано, что, в случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) Правил N 1156 в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональный оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В связи с изложенным договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключен со всеми потребителями независимо от их организационно-правовой формы и факт отсутствия договора, оформленного в письменном виде, не свидетельствует об отсутствии договорных отношений между потребителем и региональным оператором.
Приказами комитета тарифного регулирования Волгоградской области установлены единые тарифы на услугу регионального оператора.
Приказом комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 30.06.2017 N 21 установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов в Волгоградской области.
ООО "Управление отходами-Волгоград" начало осуществлять деятельность по обращению с ТКО на территории всей Волгоградской области с 01.01.2019 и является единственным хозяйствующим субъектом, имеющим право оказывать услугу по обращению с ТКО на территории Волгоградской области до 31.12.2028.
В соответствии с п. 5 раздела I "Общие положения" Правил N 1156 договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их сбора и накопления, в соответствии с формой типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641"
В силу пункта 8 (12) Постановления N 1156 в случае неисполнения потребителем указанного требования договор считается заключенным на условиях типового договора.
Согласно п.п. 2.1.9, 2.1.10 Соглашения региональный оператор обязан организовать взаимодействие с потребителями на основании публичных договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, а также обеспечить исполнение указанных договоров.
В силу пункта 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
На основании пунктов 4 и 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО установлен Правилами N 1156.
Как указал истец, между ИП Гегамяном Г.Г. (Потребитель) и ООО "Управление отходами-Волгоград" (региональный оператор) заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 9190 от 04.12.2019 (далее - Договор).
В соответствии с нормативными актами стороны в приложении к договору согласовали места сбора и накопления твердых коммунальных отходов, а также объем принимаемых по договору ТКО.
Согласно приложению к договору объем подлежащих вывозу отходов определяется расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора
В соответствии с условиями Договора региональный оператор обязуется обеспечить прием твердых коммунальных отходов в объеме и месте, которые определены в приложении к Договору, обеспечивать транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а Потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора в порядке, размере и в сроки, которые определены настоящим Договором, в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с п. 5 Договора под расчетным периодом понимается один календарный месяц. Оплата услуг по настоящему Договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услуги регионального оператора.
Потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 5 Договора).
Истец указал, что за периоды с декабря 2019 по июнь 2020 включительно региональным оператором были оказаны ответчику услуги по вывозу ТКО.
Региональный оператор направлял ответчику универсальные передаточные документы и счета за спорные периоды в соответствии с условиями Договора.
Услуги ответчиком в полном объеме оплачены не были.
С целью досудебного урегулирования спора истцом в адрес ответчика была направлена претензия исх. N 9725 от 13.08.2020 с требованием оплатить образовавшуюся задолженность.
Неисполнение данного требования послужило основанием для обращения в суд с иском.
Истец наделен статусом регионального оператора по результатам конкурсного отбора, проведенного в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) и Постановления Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 N 881 "О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами" и осуществляет деятельность по обращению с ТКО на территории Волгоградской области с 01.01.2019, являясь единственным хозяйствующим субъектом, имеющим право оказывать услугу по обращению с ТКО на территории Волгоградской области.
Оказание региональным оператором услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов всем без исключения потребителям предполагается, пока не доказано иное.
Согласно пункту 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с Правилами N 1156.
На основании пункта 4 Правил N 1156 обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.
Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО установлен Правилами N 1165.
В соответствии с абзацем 2 пункта 8 (17) Правил N 1156 региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1 -й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора.
В этом случае потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) Правил N 1156.
Как установил суд апелляционной инстанции, на официальном сайте регионального оператора была размещена и находится в свободном доступе форма договора-оферты на оказание услуги по обращению с ТКО. Типовая форма публичного договора также была опубликована в выпуске газеты "Волгоградская правда" от 28.12.2018 N 151, зарегистрированной в качестве средства массовой информации (свидетельство N ПИ N ТУ 34 - 00826 от 26.07.2017). При этом в абзаце 4 пункта 8 (17) Правил N 1156 указано, что, в случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) Правил N 1156 в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В связи с изложенным договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключен со всеми потребителями независимо от их организационно-правовой формы и факт отсутствия договора, оформленного в письменном виде, не свидетельствует об отсутствии договорных отношений между потребителем и региональным оператором.
Исходя из вышеуказанных норм права Договор считается заключенным.
Пунктом 9 Правил N 1156 предусмотрено, что потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Приказом комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области от 30.05.2020 N 927-ОД утверждена Территориальная схема обращения с отходами на территории Волгоградской области (далее - Территориальная схема).
Разделом 6 Договора предусмотрен порядок фиксации неисполнения договорных отношений со стороны регионального оператора. Данный раздел договора направлен на защиту прав потребителя и своевременное устранение нарушения принятых на себя обязательств со стороны регионального оператора. Вместе с тем за спорный период какие-либо замечания по качеству оказываемой услуги ответчиком региональному оператору не высказывались, акты не составлялись, что свидетельствует об отсутствии нарушений со стороны регионального оператора.
В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (пункт 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии со ст. 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила), в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил.
Подпунктом "а" пункта 5 указанных Правил предусмотрено, что коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Пунктом 8 Правил установлено, что при раздельном накоплении и сборе сортированных ТКО, несортированных ТКО, крупногабаритных отходов коммерческий учет ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО осуществляется только в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 Правил коммерческого учета расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления.
В силу п. 1 ст. 13.4 Закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов. Согласно п. 4. ст. 13.4 Закона N 89-ФЗ органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 N 1130 "О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем" организация на территории субъекта Российской Федерации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению образующихся на территории субъекта Российской Федерации и (или) поступающих из других субъектов Российской Федерации отходов образует территориальную схему.
Территориальные схемы разрабатываются и утверждаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п. 3 Постановления N 1130).
Однако указанные Территориальные схемы Волгоградской области по состоянию на декабрь 2019 г. - июнь 2020 г. не содержали сведений о раздельном накоплении ТКО на контейнерных площадках по адресам объектов ответчика, в отношении которых заявлены исковые требования.
Ответчиком не представлены доказательства организации на его объектах, указанных в иске, раздельного накопления отходов - сортировки отходов по видам и классам отходов и складирования их в соответствующие контейнеры.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает несостоятельными доводы ответчика о том, что при расчете стоимости услуг по сбору ТКО следует осуществлять исходя из количества и объемов контейнеров, в связи с чем отклоняет их.
Кроме того, решением Верховного Суда Российской Федерации от 17.02.2021 по делу N АКПИ20-956 было отказано в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующим пункта 8 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505.
Как указано выше, ответчиком не представлены доказательства раздельного сбора ТКО. Таким образом, решение Верховного Суда Российской Федерации также подтверждает позицию истца в части применения при расчете п. 5 указанных Правил.
Вместе с тем Приказом комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области от 30.05.2020 N 927-ОД утверждена Территориальная схема обращения с отходами на территории Волгоградской области (далее - Территориальная схема).
В соответствии с Территориальной схемой на территории Волгоградской области в период с 2020 года по 2024 год планируется поэтапное введение раздельного способа накопления ТКО. Объекты ответчика, являющиеся предметом договора, расположены по адресу: Волгоградская область, Камышинский район, г. Камышин, 5 мкр., д. 37Б. Согласно вышеуказанной Территориальной схеме способ раздельного накопления ТКО в г. Камышине планируется в 2024 году, следовательно, учет объема ТКО исходя из фактического объема невозможен в силу закона.
Факт оказания коммунальной услуги ответчику по договору за спорный период подтверждается начислениями, произведенными истцом и отображенными в УПД за спорный период.
Согласно расчету истца сумма задолженности за период с декабря 2019 г. по июнь 2020 г. включительно составила 106 953,17 руб.
Представленный истцом в материалы дела вместе с исковым заявлением расчет задолженности (л.д. 38) судом первой инстанции проверен и признан верным.
Вместе с тем ответчиком в суде апелляционной инстанции заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела скриншота с электронной почты, копии справки N б/н от 24.05.2021, решений N б/н от 27.01.2021 о согласовании создания места (площадки) накопления ТКО и N 1 от 24.02.2021 о включении сведений о месте (площадке) накопления ТКО в реестр мест (площадок) накопления ТКО, проекта договора N 9190 от 04.12.2019 на оказание услуг по обращению с ТКО с приложением к нему, доверенностей N 259д от 12.05.2021 и N 262д от 12.05.2021, протокола разногласий от 23.03.2020 к договору N 9190 от 04.12.2019, письма-претензии исх. N 8 от 26.03.2020, платежного ордера N 266 от 18.05.2021, заявления о принятии исполнительного листа к исполнению исх. N 19853 от 14.05.2021, исполнительного листа ФС N 034963620.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев указанное ходатайство, приходит к выводу о его удовлетворении и приобщении указанных документов в качестве дополнительных доказательств по делу, в связи с чем, полагает необходимым скорректировать расчет истца и произвести самостоятельный расчет размера задолженности с учетом вновь поступивших документов - в частности, платежного ордера N 266 от 18.05.2021 на сумму 15 624,87 руб.
Таким образом, сумма задолженности по спорному договору за оказанные коммунальные услуги составляет: 106 953,17 руб. - 15 624,87 руб. = 91 328,3 руб.
Кроме того, в суде апелляционной инстанции от истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором содержится ходатайство о приобщении к материалам дела копий заявления вх. N 21875 от 03.12.2019, свидетельства серии 34 N 002325505 от 18.05.2006 о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации, уведомления N 3007301 от 09.07.2013 о постановке на учет в налоговом органе физического лица в налоговом органе, выписки из ЕГРН от 04.05.2017, свидетельства серии 34 N 004070288 от 09.07.2013 о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, страниц паспорта Гегамяна Г.Г., выписки из ЕГРИП от 02.12.2019, уведомления для ИП Гегамяна Г.Г., заявления от ИП Гегамяна Г.Г. в адрес ООО "Управление отходами-Волгоград" от 03.12.2019
Апелляционный суд, рассмотрев указанное ходатайство, полагает возможным также удовлетворить его и приобщить указанные документы в качестве дополнительных доказательств по делу.
Судом апелляционной инстанции отклонены доводы ответчика о том, что услуги по вывозу ТКО были фактически оказаны иным юридическим лицом - ООО "ТрансЭкоЛайн".
В статье 1 Закона N 89-ФЗ дается понятие отходов:
отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;
твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
ООО "ТрансЭкоЛайн" статусом регионального оператора не обладает, деятельность по обращению с ТКО не осуществляет, утвержденного уполномоченным органом тарифа по обращению с ТКО не имеет.
Таким образом, ответчиком не представлены доказательства того, что услуга по обращению с ТКО осуществлялась иным лицом, имеющим статус регионального оператора.
Истец оказывает такие услуги, как монополист, имеет статус регионального оператора по осуществлению деятельности по обращению с ТКО на территории Волгоградской области, а потому доводы ответчика о неоказании истцом услуг по вывозу ТКО обоснованно признаны несостоятельными.
Кроме того, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным.
Акты о нарушении региональным оператором обязательств по договору сторонами в спорный период в соответствии с требованиями законодательства не составлялись, в материалы дела ответчиком не представлены.
Довод жалобы о том, что услугами по обращению ТКО ответчик не пользовался, поскольку после введения мер по противодействию распространения коронавирусной инфекции деятельность дошкольного образовательного учреждения не осуществлялась согласно Постановлению Губернатора Волгоградской области от 11.05.2020 N 301 "О внесении изменения в постановление Губернатора Волгоградской области от 15.03.2020 N 179 "О введении режима повышенной готовности функционирования органов управления, сил, и средств территориальной подсистемы Волгоградской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" отклоняется судом апелляционной инстанции в силу следующего.
Услуга по вывозу ТКО является непрерывной и направлена на сохранение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, то есть указанная услуга оказывалась региональным оператором независимо от осуществления учреждением деятельности, выезды регионального оператора осуществлялись в соответствии с условиями договора.
Как указано в ответе на вопрос N 7 "Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020), признание распространения новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным для всех категорий должников, независимо от типа их деятельности, условий ее осуществления, в том числе региона, в котором действует организация, в силу чего существование обстоятельств непреодолимой силы должно быть установлено с учетом обстоятельств конкретного дела (в том числе срока исполнения обязательства, характера неисполненного обязательства, разумности и добросовестности действий должника и т.д.).
Применительно к нормам статьи 401 ГК РФ обстоятельства, вызванные угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, а также принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления меры по ограничению ее распространения, в частности, установление обязательных правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, запрет на передвижение транспортных средств, ограничение передвижения физических лиц, приостановление деятельности предприятий и учреждений, отмена и перенос массовых мероприятий, введение режима самоизоляции граждан и т.п., могут быть признаны обстоятельствами непреодолимой силы, если будет установлено их соответствие названным выше критериям таких обстоятельств и причинная связь между этими обстоятельствами и неисполнением обязательства.
Доказательства направления в адрес истца акта о закрытии/заявления о приостановлении деятельности ответчика (предприятия общественного питания) в период пандемии, в том числе, на вынос, не представлены.
Между тем, процесс образования ТКО является закономерным и объективным процессом, связанным с жизнедеятельностью потребителей.
Как усматривается из материалов дела, ответчиком доказательств оплаты задолженности в полном объеме не представлено.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что исковые требования истца о взыскании с ответчика задолженности за период с декабря 2019 г. по июнь 2020 г. включительно подлежат удовлетворению в части взыскания с ИП Гегамяна Г.Г. 91 328,3 руб. задолженности по оплате оказанной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по договору N 9190 от 04.12.2019.
Таким образом, оценив все представленные в материалах дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, как того требуют положения пункта 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, апелляционный суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению в указанной части.
При разрешении вопроса о судебных расходах апелляционный суд учитывает положения части 1 статьи 110 АПК РФ, согласно которой судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
На основании изложенного следует взыскать с ИП Гегамяна Гегама Гагиковича в пользу ООО "Ситиматик-Волгоград" 91 328,3 руб. долга, 4 209 руб. госпошлины по иску, в остальной части - в иске отказать.
С учетом того, что обжалуемый судебный акт отменен апелляционным судом в связи с допущенными судом первой инстанции процессуальными нарушениями, а не в связи с неправильным определением размера долга, а также с учетом того, что по состоянию на дату частичного погашения ответчиком долга и до подачи апелляционной жалобы, размер задолженности соответствовал заявленному в иске, оснований для пропорционального взыскания с истца в пользу ответчика расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе у апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01 июня 2021 года по делу N А12-33372/2020 отменить по безусловным основаниям.
Взыскать с ИП Гегамяна Гегама Гагиковича в пользу ООО "Ситиматик-Волгоград" 91 328,3 руб. долга, 4 209 руб. госпошлины по иску.
В остальной части в иске отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
В. Б. Шалкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-33372/2020
Истец: ООО "УПРАВЛЕНИЕ ОТХОДАМИ - ВОЛГОГРАД"
Ответчик: Гегамян Гегам Гагикович