г. Казань |
|
21 декабря 2021 г. |
Дело N А72-13985/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Петрушкина В.А., Карповой В.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СервисГаз"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 06.07.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2021
по делу N А72-13985/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СервисГаз" (ИНН 7328026933, ОГРН 1027301567160) к Министерству природы и цикличной экономики Ульяновской области (ИНН 7325161645, ОГРН 1187325014326), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, администрации города Ульяновска (ИНН 7303014573, ОГРН 1027301171446), федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования "Ульяновский государственный университет" (ИНН 7303017581, ОГРН 1027301162965), областному государственному унитарному предприятию "Ульяновский лесхоз" (ИНН 7325076742, ОГРН 1087325000762), о признании незаконным бездействия, обязании устранить допущенные нарушения прав заявителя, третье лицо: Межрегиональное территориальное управление Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СервисГаз" (далее - общество "СервисГаз", общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным бездействия Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области (далее - Министерство), администрации города Ульяновска (далее - Администрация), федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Ульяновский государственный университет" (далее - Университет), областного государственного унитарного предприятия "Ульяновский лесхоз" (далее - предприятие "Ульяновский лесхоз"), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области (далее - регистрирующий орган, Управление Росреестра по Ульяновской области), выразившегося в не снятии истекших обременений с земельного участка с кадастровым номером 73:00:000000:11; об обязании ответчиков снять следующие истекшие обременения с земельного участка с кадастровым номером 73:00:000000:11: Министерство, Администрацию и регистрирующий орган - снятие обременения за номером государственной регистрации 73-73-09/005/2008-111 от 04.07.2008 (прочие ограничения прав и обременения объекта недвижимости). Лицо, в пользу которого установлено обременение, - Администрация (Мэрия) г. Ульяновска на основании искового заявления о признании недействительным права федеральной собственности и определения Арбитражного суда Ульяновской области о принятии заявления к производству от 29.04.2008; предприятие "Ульяновский лесхоз" - аренда от 31.08.2006 N 73-73-01/280/2006-164, срок аренды 10 лет, истек 31.08.2016; предприятие "Ульяновский лесхоз" и Университет - аренда от 25.03.2004 N 73-01/07-37/2004-141, срок аренды 5 лет, истек 25.03.2009.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лиц, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 06.07.2021, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебными актами, общество "СервисГаз" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ.
Университет в отзыве на кассационную жалобу доводы жалобы отклонил, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законным и обоснованными.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе, в отзыве на нее, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, распоряжением Министра природы и цикличной экономики Ульяновской области Федорова Д.В. от 17.02.2020 (далее - Распоряжение) утверждена проектная документация лесного участка, имеющего местоположение: Ульяновская область, МО "Чердаклинский район", Ульяновское лесничество, Красноярское участковое лесничество, квартал 1, часть выдела 9, площадью 0,97 га, категория земель - земли лесного фонда, образуемого в целях осуществления рекреационной деятельности, путем раздела земельного участка с кадастровым номером 73:00:000000:11 (пункт 1).
Пунктом 3 Распоряжения установлено, что общество "СервисГаз" вправе обратиться с заявлением о государственном кадастровом учете образуемого лесного участка и о государственной регистрации права Российской Федерации на образуемый данным распоряжением лесной участок.
Общество "СервисГаз" установив, что в выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) на земельный участок с кадастровым номером 73:00:000000:11 имеются неснятые обременения, и, полагая, что без снятия обременений постановка на кадастровый учет образуемого земельного участка невозможна, 27.02.2020 обратилось в Министерство с заявлением от 27.02.2020 N 449/139 о снятии обременений (от 28.02.2020 N 73-ИОГВ-18.01/1818). Ответ на данное обращение не получен.
Общество "СервисГаз" направило в Министерство претензию от 18.05.2020 N 449/263 с требованием снять вышеперечисленные обременения.
Министерство в ответ на претензию письмом от 18.06.2020 N 73-ИОГВ-10.03.1/3750 сообщило о том, что оно по техническим причинам временно не может подать заявление о снятии истекших обременений с земельного участка с кадастровым N73:00:000000:11; кроме того, по данным Министерства в государственном лесном реестре (далее - ГЛР) не имеется обременений на земельный участок с кадастровым номером 73:00:000000:11. Обществу было рекомендовано обратиться с заявлением о кадастровом учете и снимать обременения в рамках приостановления постановки на кадастровый учет, если такая необходимость возникнет.
15.07.2020 общество "СервисГаз" обратилось в регистрирующий орган с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав.
Уведомлением от 17.07.2020 N КУВД-001/2020-7919052/1 регистрирующий орган сообщил о приостановлении государственного кадастрового учета в связи с тем, что границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в ЕГРН, а именно: границы образуемого земельного участка пересекают границы земельного участка с кадастровым номером 73:24:000000:2209. Кроме того, регистрирующий орган указал, что не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, а именно: поскольку по состоянию на 15.07.2020 в ЕГРН имеются актуальные записи о государственной регистрации договоров аренды лесного участка в отношении исходного земельного участка с кадастровым номером 73:00:000000:11, обществом "СервисГаз" вопреки требованиям пункта 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации и части 10 статьи 41 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в пакете документов, представленных для постановки на кадастровый учет, отсутствуют согласия арендаторов на раздел земельного участка с кадастровым номером 73:00:000000:11 с сохранением в измененных границах; а также обществом представлено лишь заявление о государственном кадастровом учете.
Обществу было предложено обратиться к кадастровому инженеру для приведения межевого плана в соответствие с действующим законодательством (устранить пересечение границ участков); представить письменное согласие арендаторов на раздел земельного участка с кадастровым номером 73:00:000000:11 с сохранением в измененных границах; собственнику земельного участка либо уполномоченному лицу - обратиться с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав.
Уведомление о приостановлении кадастрового учета от 17.07.2020 N КУВД-001/2020-7919052/1 общество "СервисГаз" в установленном законом порядке не оспорило.
Общество "СервисГаз" полагая, что арендаторов у земельного участка с кадастровым номером 73:00:000000:11 не имеется, 22.07.2020 обратилось в Министерство с требованием о снятии обременения с названного земельного участка. Однако ответ на обращение от Министерства не получен, обременения не сняты.
Общество "СервисГаз" считая, что своим бездействием Министерство нарушает его права и законные интересы, так как оно намерено в будущем взять в аренду образуемый земельный участок для использования в рекреационных целях, обратилось в суд с настоящими требованиями.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, в отношении земельного участка с кадастровым номером 73:00:000000:11, расположенного по адресу: Ульяновская область, Ульяновский лесхоз, в ЕГРН имеются актуальные записи о государственной регистрации ограничения (обременения) в виде аренды:
1) от 25.03.2004 N 73-01/07-37/2004-141 - на срок с 25.03.2004 по 25.03.2009 на основании договора аренды от 19.05.2003, арендодатель - Российская Федерация, арендатор - Университет;
2) от 31.08.2006 N 73-73-01/280/2006-164 - на срок с 31.08.2006 по 31.08.2016 на основании договора аренды участка лесного фонда для использования в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей от 12.07.2006 N 19, арендодатель - Российская Федерация, арендатор - общество с ограниченной ответственностью "ЛИТА" (далее - общество "ЛИТА");
3) от 04.07.2008 N 73-73-09/005/2008-111 - прочие ограничения и обременения прав объекта недвижимости: на основании искового заявления Мэрии г. Ульяновска о признании недействительным зарегистрированного права федеральной собственности от 15.02.2008 и определения Арбитражного суда Ульяновской области о принятии заявления к производству, подготовке дела к судебному заседанию и назначении предварительного судебного заседания от 29.04.2008. Данная запись является актуальной по настоящее время в связи с тем, что в Управление в рамках указанного искового заявления не поступал судебный акт с отметкой о вступлении его в законную силу.
Университет представил в суд первой инстанции письмо, направленное 17.06.2021 в регистрирующий орган в ходе рассмотрения настоящего дела, в котором указал, что: предметом договора аренды участка лесного фонда для использования в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях от 19.05.2003 является участок лесного фонда, расположенный в Чердаклинском лесничестве, в квартале N 10, выдел N 2, 4, площадью 1,95 га. Договор был заключен на основании решения Администрации Ульяновской области от 06.05.2003 N 509-р сроком на 5 лет. Согласно кадастровому плану земельного участка (выписке из государственного земельного кадастра) от 22.07.2003 N 21/03-2389 земельный участок с видом разрешенного использования "для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей", площадью 1,95 га, предоставленный в пользование на основании распоряжения 06.05.2003 N509-р, имеет кадастровый номер 73:21:030101:9. Распоряжением Министерства от 05.03.2009 N 63 лесной участок, расположенный по адресу: Ульяновская область, МО "Чердаклинский район", Ульяновское лесничество, Чердаклинское участковое лесничество, квартал N 10, выдел N 1, площадью 1,95 га, в целях осуществления рекреационной деятельности, был передан Университету на праве постоянного (бессрочного) пользования. По данным публичной кадастровой карты Ульяновской области, земельный участок с кадастровым номером 73:21:030101:9 находится в границах земельного участка СОК "Чайка", используемого Университетом на праве постоянного (бессрочного) пользования. Указанное право зарегистрировано в установленном порядке. Документов, позволяющих в натуре идентифицировать месторасположение земельного участка с кадастровым номером 73:00:000000:11, не имеется. Университет считает, что земельный участок, расположенный в Чердаклинском лесничестве, в квартале N10, выделах N 2,4, площадью 1,95 га, обремененный договором от 19.05.2003, впоследствии был передан ему же на праве постоянного (бессрочного) пользования и на этом праве используется до настоящего времени.
Также в обращении от 17.06.2021 Университет указал, что поскольку органом, осуществляющим регистрационные действия, является Управление Росреестра по Ульяновской области, и права Университета были зарегистрированы, то сохранившееся обременение земельного участка с кадастровым номером 73:00:000000:11 в виде договора аренды от 19.05.2003 является технической ошибкой, подлежащей исправлению в досудебном порядке, и просил регистрирующий орган исправить техническую ошибку и снять обременение в виде договора аренды от 19.05.2003 с земельного участка с кадастровым номером 73:00:000000:11.
Судами установлено, что по состоянию на дату принятия обжалуемого судебного акта ответ на указанное письмо от регистрирующего органа в Университет не поступил.
Относительно обременения N 2 судами первой и апелляционной инстанций установлено, что общество "ЛИТА" (арендатор по договору аренды участка лесного фонда для использования в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей от 12.07.2006 N 19) прекратило деятельность в связи с ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства.
В отношении обременения N 3 суды из пояснений должностного лица регистрирующего органа установили, что запись в ЕГРН от 04.07.2008 N73-73-09/005/2008-111 свидетельствует не о наличии обременения, а о наличии судебного спора, в рамках которого регистрирующий орган являлся стороной по делу. Получив исковое заявление мэрии г. Ульяновска и определение суда о принятии заявления к производству по делу N А72-1708/08, регистрирующий орган по собственной инициативе в уведомительном порядке внес запись о наличии данного спора.
Решение суда не было обжаловано, вступило в законную силу в декабре 2008 года, регистрирующий орган получил судебный акт арбитражного суда как сторона по делу, поэтому у него имеются основания для самостоятельного погашения указанной записи о наличии спора.
Из системного толкования части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствия закону или иному правовому акту, и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно частям 1, 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются заинтересованным лицам на основании договоров аренды, к которым применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), если иное не установлено настоящим Кодексом.
При этом объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет (часть 2 статьи 72 ЛК РФ).
Следовательно, земельный участок предоставляется по договору аренды лесного участка на основании положений Лесного кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 73.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 74 настоящего Кодекса.
Согласно части 5 статьи 73.1 ЛК РФ заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.
Российской Федерацией передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений, в том числе предоставление лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование; подготовка, организация и проведение торгов на право заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, аукционов на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений (пункты 1, 3 части 1 статьи 83 ЛК РФ).
Порядок заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе порядок подготовки, организации и проведения аукциона на право заключения такого договора, устанавливается ГК РФ и ЗК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 6 статьи 73.1 ЛК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.11 ЗК РФ решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
Таким уполномоченным органом государственной власти на территории Ульяновской области в силу пунктов 1.1, 2.1 Положения о Министерстве природы и цикличной экономики Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 06.07.2018 N 16/299-П является Министерство.
Согласно части 1 статьи 78 ЛК РФ решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений (далее также - аукцион) принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, в том числе по заявлениям граждан и юридических лиц о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины или договора купли-продажи лесных насаждений, заключаемого в соответствии с частью 4 статьи 29.1 настоящего Кодекса.
Часть 6 статьи 78 ЛК РФ устанавливает случаи отказа в проведении аукциона.
Как указывает общество "СервисГаз", его действия обусловлены необходимостью подготовки к заключению с ним договора аренды лесного участка, поскольку оно намерено в будущем участвовать в торгах на право заключения договора аренды выделенного лесного участка, а без снятия обременений невозможна постановка лесного участка на кадастровый учет. При этом право постановки выделенного лесного участка на кадастровый учет делегировано обществу пунктом 2 Распоряжения Министерства от 17.02.2020.
Между тем, из положений вышеуказанных норм следует, что общество обладает правом обратиться к Министерству с заявлением о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, но в то же время, действующее законодательство, в том числе ЛК РФ, не предусматривают обязанности, а также каких-либо сроков ее исполнения для органа, уполномоченного в области лесных отношений, предоставить в аренду лесные участки для целей, испрашиваемых заявителем или по заявлению заинтересованных лиц, равно как и обязанности по организации проведения аукциона, кроме случаев проведения аукциона для заключения договора аренды для заготовки древесины или договора купли-продажи лесных насаждений.
Исходя из системного толкования вышеуказанных норм, а также с учетом мнения Конституционного Суда Российской Федерации, выраженного в постановлении от 09.01.1998 N 1-П, Министерство не может произвольно использовать свои полномочия по распоряжению лесными участками, осуществление указанной функции должно отвечать приведенным нормам об использовании лесов.
По общему правилу договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса. Результаты аукциона оформляются протоколом (часть 1 статьи 73.1, глава 8 ЛК РФ).
Без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях, установленных частью 3 статьи 73.1, частью 1 статьи 74 ЛК РФ. Например, без проведения торгов договоры аренды лесных участков заключаются в случаях реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, для заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в определенных целях.
Также арендатор, который надлежащим образом исполнил договор аренды лесного участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, по истечении срока действия такого договора вправе заключить новый без проведения торгов. Данное право имеется у арендатора в случае, если участок ранее предоставлялся в аренду без проведения торгов либо в аренду на срок от 10 лет по результатам торгов (часть 1 статьи 74 ЛК РФ). При этом заключить новый договор можно только при соблюдении всех условий, указанных в части 2 статьи 74 ЛК РФ.
В силу части 6 статьи 70.1 ЛК РФ выполнение работ по подготовке проектной документации лесных участков и постановка на государственный кадастровый учет при предоставлении лесных участков в аренду по результатам открытых конкурсов и аукционов осуществляется организатором конкурса и аукциона.
При этом по смыслу части 6 статьи 70.1 ЛК РФ выполнение работ по подготовке проектной документации лесных участков может быть обеспечено заинтересованным лицом только в случаях, когда предоставление лесных участков и заключение договоров аренды лесного участка производится без проведения торгов.
Таким образом, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, установив, что право на обращение в суд с заявлением об обязании ответчиков снять соответствующие обременения у общества "СервисГаз" отсутствует; оспариваемое бездействие ответчиков не нарушает права и законные интересы общества "СервисГаз", поскольку отсутствуют доказательства намерения Министерства провести соответствующие торги, участия в них и признания победителем общества; суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, и направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Суд кассационной инстанции считает, что судами на основании полного и всестороннего исследования содержащихся в материалах дела документов установлены имеющие значение для дела обстоятельства, полно, всесторонне и объективно исследованы доказательства в их совокупности и взаимной связи, с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, исходя из положений статей 65, 71 АПК РФ, и сделаны выводы, основанные на правильном применении норм материального и процессуального права.
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ для отмены либо изменения судебного акта, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 06.07.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2021 по делу N А72-13985/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Ф.В. Хайруллина |
Судьи |
В.А. Петрушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях, установленных частью 3 статьи 73.1, частью 1 статьи 74 ЛК РФ. Например, без проведения торгов договоры аренды лесных участков заключаются в случаях реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, для заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в определенных целях.
Также арендатор, который надлежащим образом исполнил договор аренды лесного участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, по истечении срока действия такого договора вправе заключить новый без проведения торгов. Данное право имеется у арендатора в случае, если участок ранее предоставлялся в аренду без проведения торгов либо в аренду на срок от 10 лет по результатам торгов (часть 1 статьи 74 ЛК РФ). При этом заключить новый договор можно только при соблюдении всех условий, указанных в части 2 статьи 74 ЛК РФ.
В силу части 6 статьи 70.1 ЛК РФ выполнение работ по подготовке проектной документации лесных участков и постановка на государственный кадастровый учет при предоставлении лесных участков в аренду по результатам открытых конкурсов и аукционов осуществляется организатором конкурса и аукциона.
При этом по смыслу части 6 статьи 70.1 ЛК РФ выполнение работ по подготовке проектной документации лесных участков может быть обеспечено заинтересованным лицом только в случаях, когда предоставление лесных участков и заключение договоров аренды лесного участка производится без проведения торгов."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 21 декабря 2021 г. N Ф06-12682/21 по делу N А72-13985/2020