г. Казань |
|
11 февраля 2022 г. |
Дело N А57-11612/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Хакимова И.А., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
заявителя - Корнеева В.В., доверенность от 29.08.2019,
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Транснефть-Приволга"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 13.09.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2021
по делу N А57-11612/2021
по заявлению акционерного общества "Транснефть-Приволга" (ОГРН 1026301416371, ИНН 6317024749) к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям об оспаривании предписания,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Транснефть-Приволга" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным предписания Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям (далее - управление) от 09.04.2021 N 7557-1.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 13.09.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
В кассационной жалобе общество просит отменить принятые по делу судебные акты, мотивируя неправильным применением судами норм материального права, а именно, пункта 26 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 (далее - Правила). По мнению подателя жалобы, при вынесении оспариваемого предписания управлением не учтены сроки, необходимые для разработки проекта рекультивации, поэтому срок выполнения работ, указанный в предписании, является не исполнимым.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что линейное сооружение магистральный нефтепровод "Куйбышев-Тихорецк" является объектом капитального строительства, имеет кадастровый номер 0:0:0:376 и принадлежит на праве собственности заявителю (свидетельство о государственной регистрации права от 14.10.2015).
В ходе контрольно-надзорных мероприятий управлением установлено, что на вышеуказанном земельном участке вблизи места с координатами 52.278770, 48.619055 обнаружен разлив нефти и загрязнение почвы нефтепродуктами на площади 670 м2, что отражено в акте обследования территории от 20.03.2021 N 19.
Одновременно специалистами филиала "ЦЛАТИ по Саратовской области" ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО" отобраны пробы почвы с целью определения степени загрязнения.
Согласно заключению филиала "ЦЛАТИ по Саратовской области" ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО" от 25.03.2021 N 7-п по результатам проведения лабораторных исследований установлено наличие превышения концентрации загрязняющих веществ в почве относительно фоновых точек.
Управлением обществу выдано предписание от 09.04.2021 N 7557-1 об устранении выявленных нарушений обязательных требований, в котором указано на необходимость проведения обществом рекультивации земель в срок до 09.09.2021.
Полагая, что срок, установленный в предписании для исполнения, является незаконным, а само предписание - неисполнимым, общество обратилось в арбитражный суд.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В силу пункта 5 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешённым использованием, в том числе путём устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
В соответствии с пунктом 26 Правил лица, исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, указанные в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, обязаны обеспечить разработку проекта рекультивации земель (за исключением случаев разработки такого проекта в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства) и приступить к рекультивации земель в срок, установленный решением или договором, на основании которых используются земли или земельный участок, проектной документацией на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, а в случаях, если указанными документами этот срок или проведение рекультивации земель не предусмотрены, или произошло нарушение земель лицами, не использующими земли или земельные участки на законном основании, или нарушение земель в результате природных явлений, в срок не позднее, чем 7 месяцев:
а) со дня окончания лицом или органом государственной власти, органом местного самоуправления деятельности, осуществление которой привело к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
б) со дня совершения действия, в результате которого произошла деградация земель;
в) со дня выявления деградации земель;
г) со дня получения предписания, выданного Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору. Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, о необходимости проведения рекультивации земель.
Факт разлива нефти и загрязнение почвы нефтепродуктами с магистрального нефтепровода "Куибышев-Тихорецк" зафиксирован административным органом при проведении контрольных мероприятий. Данное обстоятельство обществом не оспаривается.
Положения пункта 26 Правил прямо предусматривают, что лица обязаны разработать проект рекультивации (как в рассматриваемом случае) и преступить к рекультивации земель в срок не позднее, чем 7 месяцев, начало течения которого связывается с наступлением перечисленных в этом пункте Правил событий.
Предписанием управления от 09.04.2021 на общество возложена обязанность осуществить мероприятия по проведению рекультивации загрязнённых земель в срок до 09.09.2021. Данный срок составляет 5 месяцев и не выходит за пределы 7 месяцев, указанных в пункте 26 Правил, как с момента выявления факта совершения действий (20.03.2021), в результате которых произошла деградация земель, так и с момента получения предписания, выданного управлением (23.04.2021).
Каких-либо доказательств того, что в указанный срок выполнить требования предписания невозможно, заявителем в материалы дела не предоставлено. Представленный обществом договор от 11.08.2021 N 202120199 (ТПВ-512-2021) на осуществление закупки по оказанию услуг по разработке и согласованию проекта рекультивации нефтезагрязненных земель подтверждает отложение начала мероприятий по рекультивации земель на август 2021 года, то есть по истечении более 4-х месяцев со дня вынесения предписания и более чем 4-5 месяцев со дня совершения действия, в результате которого произошла деградация земель (20.03.2021).
Как правильно отметили суды, недостаточность для общества срока для устранения нарушений не свидетельствует о незаконности выданного предписания, а обусловлено лишь бездействием самого общества.
Суд кассационной инстанции считает, что при рассмотрении дела суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку. Переоценка фактических обстоятельств дела, установленных судами в ходе рассмотрения дела, в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Оснований для отмены принятых судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 13.09.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2021 по делу N А57-11612/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Ф. Хабибуллин |
Судьи |
И.А. Хакимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 26 Правил лица, исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, указанные в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, обязаны обеспечить разработку проекта рекультивации земель (за исключением случаев разработки такого проекта в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства) и приступить к рекультивации земель в срок, установленный решением или договором, на основании которых используются земли или земельный участок, проектной документацией на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, а в случаях, если указанными документами этот срок или проведение рекультивации земель не предусмотрены, или произошло нарушение земель лицами, не использующими земли или земельные участки на законном основании, или нарушение земель в результате природных явлений, в срок не позднее, чем 7 месяцев:
...
Положения пункта 26 Правил прямо предусматривают, что лица обязаны разработать проект рекультивации (как в рассматриваемом случае) и преступить к рекультивации земель в срок не позднее, чем 7 месяцев, начало течения которого связывается с наступлением перечисленных в этом пункте Правил событий.
Предписанием управления от 09.04.2021 на общество возложена обязанность осуществить мероприятия по проведению рекультивации загрязнённых земель в срок до 09.09.2021. Данный срок составляет 5 месяцев и не выходит за пределы 7 месяцев, указанных в пункте 26 Правил, как с момента выявления факта совершения действий (20.03.2021), в результате которых произошла деградация земель, так и с момента получения предписания, выданного управлением (23.04.2021)."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11 февраля 2022 г. N Ф06-13726/21 по делу N А57-11612/2021