г. Казань |
|
25 февраля 2022 г. |
Дело N А57-11533/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Филимонова С.А., Бубновой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Замятиной Н.И.,
при участии представителя истца, присутствующего в Арбитражном суде Поволжского округа - Кукленковой Т.Н. по доверенности от 11.01.2021,
при участии представителя ответчика, присутствующего в Арбитражном суде Саратовской области - Малюковой О.М. по доверенности от 28.12.2021 N 39,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников недвижимости "Солидарность"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 16.09.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2021
по делу N А57-11533/2021
по исковому заявлению товарищества собственников недвижимости "Солидарность" (ОГРН 1206400018220, ИНН 6449098698) к муниципальному унитарному предприятию "Энгельс-Водоканал Энгельсского муниципального образования Саратовской области" (ОГРН 1026401986654, ИНН 6449939975) о признании ТСН "Солидарность" исполнителем коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению для собственников и нанимателей помещений в многоквартирном доме, об обязании ответчика заключить с истцом договор водоснабжения и водоотведения для предоставления коммунальных услуг собственникам и нанимателям в многоквартирном доме,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников недвижимости "Солидарность" (далее - ТСН "Солидарность", истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с иском к муниципальному унитарному предприятию "Энгельс-Водоканал" (далее - МУП "Энгельс-Водоканал", ответчик) о признании ТСН "Солидарность" исполнителем коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению для собственников и нанимателей помещений в многоквартирном доме N 150/5 по ул. Тельмана в г. Энгельсе Саратовской области, об обязании ответчика заключить с истцом договор водоснабжения и водоотведения для предоставления коммунальных услуг собственникам и нанимателям в многоквартирном доме по указанному адресу.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 16.09.2021, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2021, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе и дополнениях к ней истец просил принятые по делу судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и нарушение норм материального и процессуального права.
Представитель истца в судебном заседании поддержала доводы своего доверителя, обозначенные в кассационной жалобе.
Ответчик в отзыве на кассационную жалобу, а также в судебном заседании через своего представителя просил вынесенные по делу судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу истца без удовлетворения.
Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, 05.10.2020 собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Энгельс, ул. Тельмана, дом N 150/5 было принято решение об изменении способа управления многоквартирным домом.
Решением государственной жилищной инспекции Саратовской области N 1844 от 15.12.2020 принято решение об исключении вышеуказанного многоквартирного дома из реестра лицензий управляющей организации ООО "Альбион" (ИНН 6449082708) с 01.01.2021.
12.01.2021 истцом в адрес ответчика было направлено уведомление об изменении способа управления и заключении договора на холодное водоснабжение и водоотведение на указанный многоквартирный жилой дом.
Истцом от ответчика был получен проект договора ресурсоснабжения в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме N 4148-СОИ от 20.01.2021.
Истец, не согласившись с договором ресурсоснабжения только в отношении коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, по причине наличия ранее заключенных прямых договоров между ресурсоснабжающей организацией и собственниками и нанимателями МКД, обратился в Арбитражный суд Саратовской области с указанными требованиями.
Отказывая в удовлетворения исковых требований, суды обеих инстанций руководствовались положениями статей 8, 421, 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 157, 157.2, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Федеральным законом от 03.04.2018 N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ), и обоснованно исходили из следующего.
Из материалов дела следует, что в ответ на обращение истца от 11.03.2021 ответчик сообщил, что ранее 31.01.2020 протоколом N 1 внеочередного общего собрания собственников помещений в МКД, расположенного по вышеуказанному адресу, предоставленным в адрес МУП "Энгельс-Водоканал" прежней управляющей компанией ООО "Альбион", принято решение о заключении собственниками помещений МКД, действующими от своего имени в порядке, установленном ЖК РФ, договоров холодного водоснабжения и водоотведения с ресурсоснабжающей организацией.
Ответчик согласовал срок заключения прямых договоров с 01.04.2020, направил соответствующее уведомление в ООО "Альбион" и открыл лицевые счета потребителям.
С учетом наличия договоров холодного водоснабжения и водоотведения, заключенных ответчиком с собственниками жилых помещений в МКД, а также с тем, что 05.10.2020 собственники приняли решение о расторжении договора с управляющей компанией ООО "Альбион" и выборе в качестве способа управления ТСН "Солидарность", МУП "Энгельс-Водоканал" направил управляющей компании проект договора ресурсоснабжения в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме N 4148-СОИ.
Требование истца о понуждении ответчика к заключению договора в его редакции является необоснованным в силу следующего.
Согласно письму Минстроя России от 24.05.2021 N 20889-ОЛ/16 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами" основания и порядок заключения между ресурсоснабжающими организациями, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами и собственниками помещений в многоквартирном доме договоров, содержащих положения о предоставлении коммунальных услуг, договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - прямые договоры), определены статьей 157.2 ЖК РФ, а также статьей 3 Федерального закона N 59-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 157.2 ЖК РФ прямые договоры заключаются в следующих случаях:
1) при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4. части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации;
2) при прекращении заключенных в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации, между управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления соответствующей коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами вследствие одностороннего отказа ресурсоснабжающей организации, регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами от исполнения договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по основанию, предусмотренному частью 2 статьи 157.2 ЖК РФ;
3) если между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами заключены договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги при изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.
Кроме того, частью 9 статьи 157.2 ЖК РФ предусмотрено, что в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме, в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, в случае отсутствия договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), заключенных между ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с ТКО и лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, коммунальные услуги предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с ТКО в соответствии с договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с ТКО.
Частью 3 статьи 3 Федерального закона N 59-ФЗ установлено, что при наличии договоров холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных до дня вступления в силу указанного Федерального закона между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с ТКО, управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или жилищно-строительный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив обеспечивают постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
Таким образом, законодательством предусмотрен перечень самостоятельных случаев заключения прямых договоров (три из которых установлены частью 1 статьи 157.2 ЖК РФ, один установлен частью 9 статьи 157.2 ЖК РФ и один частью 3статьи 3 Федерального закона N 59-ФЗ).
При наличии прямых договоров, заключенных до дня вступления в силу Федерального закона N 59-ФЗ, ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с ТКО также вправе отказаться от заключения договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с ТКО с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, на основании части 8 статьи 157.2 ЖК РФ (часть 3 статьи 3 Федерального закона N 59-ФЗ).
В силу статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не отнесено принятие решения о расторжении прямых договоров.
Одним из оснований отказа ресурсоснабжающей организации от заключения договора ресурсоснабжения с управляющей организацией является наличие договоров холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), теплоснабжения, заключенных собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией в случаях, предусмотренных подпунктами "г" - "ж" пункта 17 Правил N 354, т.е. наличие заключенных прямых договоров между собственниками помещений многоквартирного дома и ресурсоснабжающей организацией.
Кроме того, управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, в силу требований пункта 14 Правил N 354, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "г" - "ж" пункта 17 Правил N 354, с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
При этом подпунктом "г" пункта 17 Правил N 354 установлен случай предоставления коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в случае наличия заключенных с ними договоров, предусмотренных частью 3 статьи 3 Федерального закона N 59-ФЗ - со дня их заключения.
Указанные выше нормативные акты не допускают возможность отказа от прямых договоров вне зависимости от оснований (случаев) их возникновения.
Буквальное толкование вышеизложенных положений, включая часть 2 статьи 157.2 ЖК РФ, говорит о том, что расторжение договора с одной управляющей организацией и переход собственников жилых помещений в многоквартирном доме на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией препятствует возможности последующего заключения договоров на предоставление коммунальных услуг между собственниками и новым лицом, управляющим имуществом в многоквартирном доме.
Наличие действующих прямых договоров с ресурсоснабжающей организацией свидетельствует о том, что волеизъявление собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, ул. Тельмана, д. 150/5 было направлено на сохранение действующего порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги.
При этом истец отказался заключать с ресурсоснабжающей компанией договор только на СОИ, поскольку считает, что исполнителем коммунальных услуг является управляющая организация.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что суды первой и апелляционной инстанций приняли законные и обоснованные решение и постановление по делу, полно и всесторонне исследовав и оценив представленные доказательства, установив имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применив нормы права.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и с оценкой судом доказательств не является основанием для отмены принятых судебных актов в суде кассационной инстанции.
В силу части 1 статьи 288 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, фактически направлены на переоценку установленных судами предыдущих инстанций обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, не влияют на законность принятых судебных актов.
Принимая во внимание изложенное, оснований для отмены судебных актов судов первой и апелляционной инстанций у суда округа не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 16.09.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2021 по делу N А57-11533/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу товарищества собственников недвижимости "Солидарность" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
С.А. Филимонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Одним из оснований отказа ресурсоснабжающей организации от заключения договора ресурсоснабжения с управляющей организацией является наличие договоров холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), теплоснабжения, заключенных собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией в случаях, предусмотренных подпунктами "г" - "ж" пункта 17 Правил N 354, т.е. наличие заключенных прямых договоров между собственниками помещений многоквартирного дома и ресурсоснабжающей организацией.
Кроме того, управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, в силу требований пункта 14 Правил N 354, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "г" - "ж" пункта 17 Правил N 354, с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
При этом подпунктом "г" пункта 17 Правил N 354 установлен случай предоставления коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в случае наличия заключенных с ними договоров, предусмотренных частью 3 статьи 3 Федерального закона N 59-ФЗ - со дня их заключения.
...
Буквальное толкование вышеизложенных положений, включая часть 2 статьи 157.2 ЖК РФ, говорит о том, что расторжение договора с одной управляющей организацией и переход собственников жилых помещений в многоквартирном доме на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией препятствует возможности последующего заключения договоров на предоставление коммунальных услуг между собственниками и новым лицом, управляющим имуществом в многоквартирном доме."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25 февраля 2022 г. N Ф06-13191/21 по делу N А57-11533/2021