См. постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 24 февраля 1995 г. N 563-I ГД
Рассмотрев принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 27 января 1995 года Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О Центральном банке РСФСР (Банке России)" в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации, Совет Федерации постановляет:
1. Отклонить Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О Центральном банке РСФСР (Банке России)" ввиду неприемлемости отдельных его положений.
2. Предложить Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, избрав в ее состав от Совета Федерации следующих депутатов: Григорьеву Людмилу Алексеевну (сопредседатель), Бесхмельницына Михаила Ивановича, Болдырева Юрия Юрьевича, Сурикова Александра Александровича.
3. Членам согласительной комиссии от Совета Федерации руководствоваться в совей работе заключением Комитета Совета Федерации по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию, денежной эмиссии, налоговой политике и таможенному регулированию на Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О Центральном банке РСФСР (Банке России)" (прилагается).
4. Пригласить для участия в согласительных процедурах представителей Правительства Российской Федерации.
Председатель Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации |
В.Ф.Шумейко |
Москва
8 февраля 1995 года
N 348-I СФ
Приложение
к постановлению Совета Федерации
Федерального Собрания РФ
от 8 февраля 1995 г. N 348-I СФ
Заключение
Комитета Совета Федерации по бюджету, финансовому, валютному
и кредитному регулированию, денежной эмиссии, налоговой
политике и таможенному регулированию на Федеральный закон
"О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР
"О Центральном банке РСФСР (Банке России)"
Комитет Совета Федерации по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию, денежной эмиссии, налоговой политике и таможенному регулированию рассмотрел принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в третьем чтении на Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О Центральном банке РСФСР (Банке России)".
Неоднократное и тщательное обсуждение специалистами обеих палат парламента всех статей указанного Федерального закона позволило сформулировать основные положения, способствующие определению условий для эффективного функционирования банковской системы страны.
Вместе с тем положения отдельных статей указанного Федерального закона не только не соответствуют требованиям ряда правовых актов, принятых в области финансов, но и нуждаются в существенном уточнении.
Так, в указанном Федеральном законе по-прежнему не определен статус Банка России. В отдельных статьях он выступает как бюджетный государственный банк, наделенный всеми функциями и полномочиями государственного Центрального банка, в других - как коммерческий банк, осуществляющий наряду с другими коммерческими банками весь набор банковских операций и получающий доход для обеспечения собственной жизнедеятельности. В некоторых статьях Банк России выступает одновременно как государственное законодательное и фискальное учреждение и как коммерческий банк. Банк России объявляется "юридическим лицом с особым статусом". Особый статус означает предоставление ему многочисленных привилегий, выделяющих его из остальных банков и позволяющих использовать этот статус в его коммерческой деятельности. Например, Банк России не регистрируется в налоговых органах и, следовательно, освобожден от налогов по всем своим коммерческим операциям. Это не только ставит его в неравные условия с другими банками, но и создает возможности для злоупотреблений. Особый статус обязывает Банк России регламентировать деятельность всех банков. Получается, что один из участников коммерческой жизни наделен правом устанавливать правила для всех остальных.
В указанном Федеральном законе есть формулировки, дающие возможность вносить в него те или иные уточнения, которые могут изменять суть самого закона. Например, в статье 1 говориться: "Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами".
В соответствии со статьей 3 указанного Федерального закона "получение прибыли не является целью деятельности Банка России". Но в соответствии со статьей 2 он осуществляет "свои расходы за счет собственных доходов". Данное противоречие явно не уместно в законодательном акте.
Банк России согласно указанному Федеральному закону наделяется полномочиями, выходящими за рамки его компетенции. Например, он устанавливает другим банкам и кредитным учреждениям сроки и формы расчетов, структуру баланса и так далее. Между тем для всех банков должна устанавливаться единая структура баланса не Советом директоров Банка России, а либо Министерством финансов Российской Федерации, либо Государственной налоговой инспекцией Российской Федерации.
В соответствии с указанным Федеральным законом нормативные акты Банка России вступают в силу со дня их официального опубликования в официальных изданиях Банка России, за исключением случаев, установленных Советом директоров. Представляется не отработанным тезис, фиксирующий характер подобных случаев. В указанном Федеральном законе перечисляются вопросы, по которым Совет директоров принимает решение: о величине резервных требований, об определении лимитов операций на открытом рынке, о купле и продаже недвижимости и так далее. Все это не может быть компетенцией ни Совета директоров, ни самого Банка России, если за ним сохраняется право коммерческого банка.
Банк России не только наделяется функциями, относящимися к компетенции Министерства финансов Российской Федерации, в частности фискальным функциям, но и берет на себя функции казначейства. Так как Банк России - коммерческий, то решения о выпуске и обращении новых банков, об их изъятии и прочие функции предусмотренные статьей 33 указанного Федерального закона, должно брать на себя казначейство.
Указанный Федеральный закон дает основания для некоторого ущемления прав коммерческих банков. Банку России предоставляется право давать кредиты государству под обеспечение ценными бумагами и другими активами. До тех пор, пока комерческие банки держат рубли в Банке России, он не должен иметь право предоставлять правительству кредиты, так как эта форма перекачки средств из рыночного, частного сектора в государственный.
В указанном Федеральном законе не определены все необходимые процедуры, регулирующие банковскую деятельность. Например, требуется уточнить процедуру уведомления членов Совета директоров, чтобы исключить возможность "сговора". Не ясен порядок использования депонированных средств в случае отзыва лицензии. Представляется завышенными сроки отчета Банков России. В указанном Федеральном законе содержится ряд статей, действие которых не поддается контролю, и потому лишь затрудняющих работу юридических лиц.
В связи с вышеизложенным указанный Федеральный закон нуждается в доработке, что требует создания согласительной комиссии, работа которой может устранить заложенные в нем противоречия. Требуют обсуждения и уточнения отдельные предложения по совершенствованию указанного Федерального закона, высказанные Правовым департаментом Центрального банка Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 8 февраля 1995 г. N 348-I СФ "О Федеральном законе "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О Центральном банке РСФСР (Банке России)"
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 20 февраля 1995 г., N 8, ст. 620