г. Казань |
|
07 июня 2022 г. |
Дело N А65-14707/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 02.06.2022.
Полный текст постановления изготовлен - 07.06.2022.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Ананьева Р.В., Петрушкина В.А.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.11.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2022
по делу N А65-14707/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Русмаркет" к муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани" о признании незаконным отказа в выжаче разрешения на использование земельного участка и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов, с участием в деле заинтересованного лица - публичного акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы" в лице филиала в Республике Татарстан.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Русмаркет" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - комитет) о признании незаконным отказа от 26.03.2021 N 4447/КЗИО-ИСХ в выдаче разрешения на использование земельного участка для размещения антенной опоры, предназначенной для размещения средства связи, об обязании в течение 5 календарных дней со дня вступления судебного акта в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества, путем выдачи разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута в границах кадастрового квартала 16:50:110102, площадью 7 кв. м для размещения антенной опоры высотой до 30 метров, предназначенной для размещения средств связи, сроком на 36 месяцев согласно заявленным координатам характерных точек границ территории в соответствии с приложенной к заявлению схеме по адресу: г. Казань, Ново-Савиновский район, ул. Октябрьская.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.10.2021 к участию в деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечено третье лицо, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, публичное акционерное общество "Мобильные ТелеСистемы" в лице филиала в Республике Татарстан (далее - акционерное общество).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.11.2021, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2022, требования удовлетворены.
Комитет, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, в требованиях отказать, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Общество в отзыве просит в жалобе отказать, полагая судебные акты правильными.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Общество обратилось к комитету с заявлением от 05.03.2021 N 4770 о выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в муниципальной собственности, без предоставления земельного участка и установления сервитутов, расположенного в границах кадастрового квартала 16:50:110102 по адресу: г. Казань, Ново-Савиновский район, ул. Октябрьская, сроком на 36 месяцев, для размещения антенной опоры высотой до 30 м., предназначенной для размещения средств связи, площадью 7 кв. м, согласно заявленным координатам характерных точек границ территории в соответствии с приложенной к заявлению схеме.
Письмом комитета от 26.03.2021 N 4447/КЗИО-ИСХ обществу отказано в выдаче разрешения по мотиву несоблюдения санитарно-эпидемиологических требований по отношению к смежным земельным участкам, запрашиваемый земельный участок расположен в непосредственной близости от жилого дома (на расстоянии менее 25 метров), а также детского дошкольного учреждения и школы (на расстоянии менее 100 метров).
Данный отказ послужил основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суды двух инстанций, удовлетворяя требования, исходили из наличия основания для признания действий комитета незаконными.
Выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, закону не противоречат.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации установлены случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в публичной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, в том числе в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень N 1300). К таким объектам отнесены линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 11 Перечня N 1300).
Пунктом 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что линейные объекты - это линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Согласно пункту 4.5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случаях размещения антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.06.2015 N 416 утвержден порядок и условия размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута.
Согласно пункту 3 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.06.2015 N 416 (далее - постановление N 416) размещение объектов осуществляется на основании разрешения на размещение объектов, выдаваемого органом, осуществляющим в отношении земельных участков полномочия собственника либо наделенным полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с пунктом 12 постановления N 416 разрешение на размещение объектов или об отказе в выдаче разрешения принимается уполномоченным органом в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявления и в течение 3 рабочих дней со дня принятия указанного решения направляется заявителю заказным письмом с приложением представленных им документов.
Согласно пункту 14 постановления N 416 отказ в разрешении на размещение объектов принимается в случае, если: а) заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 8 и 9 настоящего Порядка, б) в заявлении указаны предполагаемые виды объектов, не входящие в перечень видов объектов, утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, в) в отношении планируемого земельного участка для размещения объектов уполномоченный орган не наделен правом осуществлять права собственника либо не наделен полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, г) планируемый земельный участок предоставлен гражданам или юридическим лицам, д) размещение объектов на планируемом земельном участке приводит к невозможности его использования в соответствии с видом его разрешенного использования, е) имеется судебный спор в отношении земельного участка, ж) вид размещаемого объекта не соответствует категории и виду разрешенного использования земельного участка, требованиям правил благоустройства муниципальных образований, з) размещение объекта не согласовано лицом, чьи права и законные интересы могут быть затронуты, и) земельный участок является предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, к) в отношении земельного участка опубликовано и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности; л) у заявителя имеется неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу пункта 15 постановления N 416 предусмотрено, что в отказе в выдаче разрешения на размещение объектов должно быть указано основание отказа, предусмотренное пунктом 14 настоящего Порядка. В случае, если заявление подано с нарушением требований, предусмотренных пунктами 8, 9 настоящего Порядка, в отказе в выдаче разрешения на размещение объектов должно быть указано, в чем состоит такое нарушение.
В решении об отказе в выдаче разрешения указывается мотивированное обоснование причин отказа, предусмотренных настоящим пунктом Порядка. При этом перечень оснований для отказа является исчерпывающим.
Проверяя законность оснований, изложенных в оспариваемом отказе, а именно: несоблюдения санитарно-эпидемиологических требований по отношению к смежным земельным участкам, поскольку запрашиваемый земельный участок расположен в непосредственной близости от жилого дома (на расстоянии менее 25 метров), а также детского дошкольного учреждения и школы (на расстоянии менее 100 метров), суды пришли к верному выводу о том, что действующим законодательством таких оснований не предусмотрено.
Размещение антенно-мачтовой опоры до получения разрешения на размещение, отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проектной документации требованиям санитарных норм и правил на размещение ПРТО в качестве основания для отказа приведенными выше нормативными правовыми актами не указано. Установление возможности отрицательных воздействий на окружающую среду и здоровье людей размещением антенной опоры, материалами настоящего дела не подтверждено. Достоверные и достаточные доказательства указанного обстоятельства уполномоченным органом не представлены.
Ссылки заявителя на СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03, СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190-03 были предметом рассмотрения в судах двух инстанций и правомерно отклонены, поскольку обязательные требования СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03, СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190-03 не могут служить основанием для отказа органом государственной власти или органом местного самоуправления при отводе земельного участка под строительство антенной опоры; согласование размещения и эксплуатации оборудования базовых станций сотовой радиотелефонной связи осуществляется владельцем радиоэлектронного средства (РЭС).
Размещение спорного сооружения связи без оборудования сети подвижной радиотелефонной связи на данном этапе не требует дополнительного согласования, в том числе и на соответствие санитарно-эпидемиологических норм.
Учитывая, что комитетом отказано в выдаче разрешения по формальным основания, и не выяснено соответствие технических характеристик антенной опоры, суды пришли к выводу, что надлежащим способом восстановления нарушенного права заявителя при рассмотрении настоящего спора будет являться возложение обязанности на комитет устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения заявления ООО "Русмаркет" от 05.03.2021 N 4770 в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Аналогичные подходы изложены в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа по делам N А12-12957/2021, N А12-8691/2021, N А12-7765/2021, N А12-6572/2021, а также в судебных актах по делам N А68-6947/2021, N А32-31439/2021.
В кассационной жалобе комитет приводит доводы, которым судами двух инстанций дана надлежащая правовая оценка.
К установленным обстоятельствам судами нормы права применены правильно.
В кассационной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы судов.
Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.11.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2022 по делу N А65-14707/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.Ю. Муравьев |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 14 постановления N 416 отказ в разрешении на размещение объектов принимается в случае, если: а) заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 8 и 9 настоящего Порядка, б) в заявлении указаны предполагаемые виды объектов, не входящие в перечень видов объектов, утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, в) в отношении планируемого земельного участка для размещения объектов уполномоченный орган не наделен правом осуществлять права собственника либо не наделен полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, г) планируемый земельный участок предоставлен гражданам или юридическим лицам, д) размещение объектов на планируемом земельном участке приводит к невозможности его использования в соответствии с видом его разрешенного использования, е) имеется судебный спор в отношении земельного участка, ж) вид размещаемого объекта не соответствует категории и виду разрешенного использования земельного участка, требованиям правил благоустройства муниципальных образований, з) размещение объекта не согласовано лицом, чьи права и законные интересы могут быть затронуты, и) земельный участок является предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, к) в отношении земельного участка опубликовано и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности; л) у заявителя имеется неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 7 июня 2022 г. N Ф06-18144/22 по делу N А65-14707/2021