г. Казань |
|
08 июня 2022 г. |
Дело N А55-23350/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июня 2022 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Сибгатуллина Э.Т., Закировой И.Ш.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Галяутдиновым М.Р.,
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Самарской области суде представителей
заявителя - Митьковой Д.С., доверенность от 20.06.2021,
ответчика - Аладина В.Ю., доверенность от 24.12.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Управления Росреестра по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 02.12.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2022
по делу N А55-23350/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фартуна" (ИНН 6320032250, ОГРН 1186313104691) к Управлению Росреестра по Самарской области, г. Самара, об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Фартуна" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Росреестра по Самарской области (далее - управление) о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении по делу от 14.07.2021 N 282/2021.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 02.12.2021 заявление удовлетворено, оспариваемое постановление управления о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 8.8 КоАП РФ (далее - КоАП РФ) с наложением административного штрафа в размере 300 000 рублей признано незаконным и отменено.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит отменить судебные акты, мотивируя неправильным применением судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В ходе рейдового осмотра, проведенного должностными лицами администрации г.о. Тольятти установлено, что на осматриваемом земельном участке с кадастровым номером 63:09:0101161:42 с видом разрешенного использования - для строительства объектов дорожного сервиса и торговли (Блок Ж) с инженерно-техническим обеспечением расположена парковка автомобилей, имеется пост охраны площадью 4 кв.м., бытовка площадью 20 кв.м., имеется разметка расположения автомобилей на площадке. На земельном участке также расположено двухэтажное здание с кадастровым номером 63:09:0101161:9100, в котором осуществляет свою деятельность магазин "Пятерочка", мужская парикмахерская "Barbershop 163", пекарня-кондитерская "Корица", а также кафе "Хинкальная" и др. Земельный участок предоставлен заявителю на основании договора аренды от 11.09.2007 N 1666.
Как указывает административный орган, данный земельный участок находится в территориальной зоне ПК-4, основные и вспомогательные виды разрешенного использования которой не предусматривают размещения на земельном участке объектов оказания услуг общественного питания (кафе "Хинкальная").
Усмотрев в действиях общества признаки нарушений требований статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, выраженные в нецелевом использовании земельного участка, административный орган в отношении общества составил протокол об административном правонарушении от 01.07.2021 и вынес постановление от 14.07.2021 N 282/2021о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде 300 000 рублей штрафа.
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявление общества, суды пришли к выводу об отсутствии в действиях общества события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ.
Положениями части 1 статьи 8.8. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
На основании части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.
Между мэрией г.о. Тольятти и обществом заключен договор аренды земельного участка от 11.09.2007 N 1666 с кадастровым номером 63:09:0101161:0042, категория земель: земли населенных пунктов (пункт 2.7 договора).
В соответствии с постановлением администрации г.о. Тольятти от 05.08.2019 N 2087-п-l внесены изменения в пункт 1.1. договора аренды от 11.09.2007, слова: "для строительства объектов сервиса и торговли (блок Ж) с инженерно-техническим обеспечением" заменены словами "объекты придорожного сервиса (4.9.1), объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы) (4.2).
15.01.2020 между администрацией г.о. Тольятти и обществом заключено дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от 11.09.2007 N 1666, в соответствии с пунктом 1.1. которого в связи с переходом права собственности на нежилое здание - объект дорожного сервиса и торговли (Блок Ж) с инженерно-технологическим обеспечением (кадастровый номер 63:09:0101161:9100), расположенное в границах земельного участка с кадастровым номером 63:09:0101161:0042, предоставленного по договору аренды от 11.09.2007 N 1666 согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) об основных характеристиках объекта недвижимости от 02.07.2019 N 99/2019/270333814 в соответствии с пунктом 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, подпункта 1 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации общество является стороной в договоре аренды, приобретает права и обязанности общества с ограниченной ответственностью "Рента", а также несет ответственность, предусмотренную договором аренды земельного участка от 11.09.2007 N 1666 с момента регистрации права собственности на объект недвижимости, а именно с 27.05.2019.
Классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" (далее - Приказ N П/0412).
Согласно Приказу N П/0412 код 4.9.1 именуется "Объекты дорожного сервиса". Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования (ВРИ) с кодами 4.9.1.1-4.9.1.4.
Код 4.9.1.2 ВРИ "Обеспечение дорожного отдыха" определяет вид разрешенного использования земельного участка как размещение зданий для предоставления гостиничных услуг в качестве дорожного сервиса (мотелей), а также размещение магазинов сопутствующей торговли, зданий для организации общественного питания в качестве объектов дорожного сервиса.
Земельный участок с кадастровым номером 63:09:0101161:42 расположен в территориальной зоне ПК-4 (Правила землепользования и застройки муниципального образования городского округа Тольятти Самарской области от 24.12.2008 N 1059, далее - Правила землепользования и застройки).
Согласно статье 53 Правил землепользования и застройки к основным видам разрешенного использования относятся: объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы) (код 4.2), объекты придорожного сервиса (код 4.9.1), а также бытовое обслуживание (3.3) и др.
В соответствии с пунктом 13 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" к объектам дорожного сервиса относятся, в том числе и пункты общественного питания.
Согласно пункту 3.17 Межгосударственного стандарта (ГОСТ 33062-2014) (далее - Межгосударственный стандарт). Дороги автомобильные общего пользования. Требования к размещению объектов придорожного сервиса к объектам придорожного сервиса относятся, в том числе здания и сооружения, расположенные на придорожной полосе и предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути их следования (мотели, гостиницы, кемпинги, станции технического обслуживания, автозаправочные станции, пункты питания, торговли, связи, медицинской помощи, мойки, средства рекламы и иные сооружения).
В соответствии пунктом 3.27 Межгосударственного стандарта под пунктом питания понимается имущественный комплекс, предназначенный для производства, реализации и (или) организации потребления продукции общественного питания.
Судами установлено, что кафе "Хинкальная" расположена непосредственно вдоль дороги, на спорном земельном участке с кадастровым номером 63:09:0101161:42 расположена парковка автомобилей, имеемся пост охраны, что, по мнению судов, позволяет рассматривать данный объект, как объект придорожного сервиса. Следовательно, использование данного земельного участка для осуществления деятельности, относящейся к видам разрешенного использования с кодами 4.9.1.1-4.9.1.4 классификатора, является допустимым.
Кроме того, судами отмечено, что в соответствии с выданным разрешением на строительство от 28.08.2013 за N RU 63302000-519 на земельном участке построено здание с функциональным назначением: "объект дорожного сервиса и торговли (блок Ж) с инженерно-техническим обеспечением". В соответствии с разработанной в 2013 году обществом с ограниченной ответственностью "Эксперт-проект" проектной документацией здание состоит из: зоны магазины, имеющего торговый зал и зоны кафе (объект общественного питания).
Проектная документация разработана с учетом утвержденного 23.07.2013 N 2365-п/1 градостроительного плана на земельный участок (ГПЗУ N RU 63302000000000000-1300), отражающего основные характеристики земельного участка, сведения о месте допустимого размещения объекта капитального строительства, информацию об ограничениях использования земельного участка, и прочее.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки (на момент его утверждения) земельный участок с кадастровым номером 63:09:0101161:42 был расположен в границах градостроительной зоны Ц-ЗТ "Зона объектов общественно транспортного назначения" основными видами разрешенного использования которой предусмотрено размещение предприятий общественного питания, торговых центров.
Соответственно, строительство объекта капитального строительства "объект дорожного сервиса и торговли (блок Ж) с инженерно-техническим обеспечением" осуществлено в соответствии с требованиями действующего (на момент подачи заявления на выдачу разрешения строительства) законодательства Российской Федерации в области градостроительства. Наличие в нежилом здания зоны магазина, имеющего торговый зал и зоны кафе (общественного питания) предусмотрено градостроительным регламентом зоны Ц-ЗТ.
На момент подписания дополнительного соглашения к договору аренды от 11.09.2007 N 1666 земельный участок был полностью освоен, все сооружения на нем были введены в эксплуатацию.
Учитывая установленные обстоятельства, суды пришли к выводу о том, что земельный участок использовался обществом в соответствии с видами разрешенного использования, что свидетельствует об отсутствии в действиях общества вменяемого состава административного правонарушения.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов об отсутствии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ. Иное толкование заявителем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права.
Учитывая то, что материалы дела исследованы судами первой и апелляционной инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 02.12.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2022 по делу N А55-23350/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Ф. Хабибуллин |
Судьи |
Э.Т. Сибгатуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 3.17 Межгосударственного стандарта (ГОСТ 33062-2014) (далее - Межгосударственный стандарт). Дороги автомобильные общего пользования. Требования к размещению объектов придорожного сервиса к объектам придорожного сервиса относятся, в том числе здания и сооружения, расположенные на придорожной полосе и предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути их следования (мотели, гостиницы, кемпинги, станции технического обслуживания, автозаправочные станции, пункты питания, торговли, связи, медицинской помощи, мойки, средства рекламы и иные сооружения).
В соответствии пунктом 3.27 Межгосударственного стандарта под пунктом питания понимается имущественный комплекс, предназначенный для производства, реализации и (или) организации потребления продукции общественного питания.
...
Судебная коллегия соглашается с выводами судов об отсутствии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ. Иное толкование заявителем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 8 июня 2022 г. N Ф06-18408/22 по делу N А55-23350/2021