г. Казань |
|
15 июня 2022 г. |
Дело N А12-15968/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июня 2022 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мосунова С.В.,
судей Сибгатуллина Э.Т., Ольховикова А.Н.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Волгограда
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16.11.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2022
по делу N А12-15968/2021
по заявлению Администрации Волгограда (ОГРН 1023403433822, ИНН 3444059139) к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям (ОГРН 1043000708695, ИНН 3015066698) об оспаривании предписания.
УСТАНОВИЛ:
Администрации г.Волгограда (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлениями о признании недействительным предписания Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям (далее - МУ Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям, административный орган) от 19.05.2021 N 16/16-2021-Э.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 16.11.2021, оставленным без изменений постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Администрация г.Волгограда обратилась с кассационной жалобой, в которой просит вынесенные судебные акты отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
В отзыве административный орган, полагая обжалуемые судебные акты обоснованными и законными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа, однако явку своих представителей в суд не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, 16.07.2020 на основании приказа МУ Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям от 14.07.2020 N 952 инспектором административного органа проведено рейдовое обследование территории, прилегающей к Дмитриевскому кладбищу, а также ФГБУ "413 Военный госпиталь" Минобороны России, расположенных в Дзержинском районе Волгограда, а именно, на территории земельного участка (в соответствии со сведениями публичной кадастровой карты), на котором не сделано межевание, расположенного между земельными участками с кадастровыми номерами: 34:34:030108:26 (земли поселений (земли населенных пунктов) для размещения промышленных объектов обл. Волгоградская, г. Волгоград, ул. им. Полины Осипенко, 82а), 34:34:030107:21 (земли поселений (земли населенных пунктов) военный городок N 11, военная часть N 34605) и 34:34:030109:1 (земли поселений (земли населенных пунктов) Кладбище (Дмитриевское) по адресу: обл.Волгоградская, г. Волгоград, ул. им. Карла Либкнехта, 2а) (далее - неразграниченный земельный участок в Дзержинском районе Волгограда вблизи Дмитриевского кладбища).
По результатам рейдового обследования административным органом установлено, что указанный участок расположен в низменности вдоль грунтовой дороги, фактически являющейся продолжением ул. Полины Осипенко в направлении военного городка N 11, проходящей вдоль ограждения Дмитриевского кладбища.
Указанная территория захламлена отходами производства и потребления, в основном, строительными отходами и, в незначительной степени, твердыми коммунальными отходами.
Результаты обследования зафиксированы в акте от 28.08.2020 N 952-2020.
По результатам исследований, выполненных филиалом ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" - ЦЛАТИ по Волгоградской области, общая площадь территории, занятой несанкционированной свалкой, ориентировочно составляет 1120 м2.
В соответствии с протоколами биотестирования проб отходов N 2188бо - 2194бо (7 шт.) от 27.07.2020 на территории несанкционированной свалки установлены следующие виды отходов по ФККО:
- отходы строительства и ремонта, IV класса опасности для окружающей среды;
- отходы строительных материалов на основе пластмасс и полимеров, V класса опасности;
- твердые коммунальные отходы, IV класса опасности;
- отходы керамических строительных материалов, IV класса опасности; - обрезь натуральной чистой древесины, V класса опасности;
- резиновые и пластмассовые изделия, утратившие потребительские свойства, V класса опасности;
- отходы рулонных кровельных и гидроизоляционных материалов, V класса опасности.
Также, в соответствии с протоколом измерений проб почвы от 24.07.2020 N 2195п установлено, что в сравнении с фоновой пробой имеется влияние на плодородный слой почвы по веществам (определяемым показателями) - натрий, калий.
Административным органом в адрес администрации Дзержинского района Волгограда 30.09.2020 направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований N 16/16-2020-Э о принятии мер по обеспечению обязательных требований части 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", части 2 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", части 2 статьи 13, статьи 42 Земельного Кодекса Российской Федерации, а именно, по недопущению сброса отходов производства и потребления на почву и использованию земельных участков в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе, земле как природному объекту со сроком исполнения до 17.12.2020.
Согласно письму Администрации от 05.11.2020 N 01-21/10232-20 указанная свалка отходов будет внесена в реестр несанкционированных мест размещения отходов Дзержинского района Волгограда в ноябре 2020 года, а также будет включена в перечень работ по ликвидации при наличии лимитов, выделенных из городского бюджета.
На основании приказа МУ Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям от 19.01.2021 N 75 инспектором административного органа 20.01.2021 проведено рейдовое обследование территории Дзержинского района г. Волгограда, по результатам которого установлено, что территория неразграниченного земельного участка в Дзержинском районе Волгограда вблизи Дмитриевского кладбища захламлена отходами производства и потребления, в основном, строительными - лом бетонных и железобетонных изделий, доски, а также изделия из пластика и покрышки пневматических шин отработанные, обрезь деревьев. В южной части (координаты 48.728178, 44.485137) земельного участка в Дзержинском районе Волгограда вблизи Дмитриевского кладбища, установлен факт несанкционированного складирования снежных масс посредством спецавтотехники со стороны ул. Новорядской. Высота навалов снежных масс порядка 2-х метров.
Результаты обследования зафиксированы в акте от 21.01.2021 N 75-2021.
МУ Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям по результатам рейдового обследования, проведенного 20.01.2021, пришло к выводу о подтверждении продолжающегося систематического захламления неразграниченного земельного участка в Дзержинском районе Волгограда вблизи Дмитриевского кладбища отходами производства и потребления,
В рамках административного расследования 17.03.2021 проведён осмотр неразграниченного земельного участка в Дзержинском районе Волгограда вблизи Дмитриевского кладбища, захламленного отходами производства и потребления, в ходе которого установлено, что территория неразграниченного земельного участка в Дзержинском районе Волгограда вблизи Дмитриевского кладбища, представляет собой структуру организованного размещения отходов в виде куч (буртов) отходов, доступ свободный. Складированы непосредственно на почве преимущественно строительные отходы, бой кирпича, отходы от ремонта дорог (лом асфальтового (асфальтобетонного) покрытия), отработанные автомобильные покрышки, обрезь деревьев.
Должностным лицом МУ Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям в присутствии представителя Администрации 22.04.2021 составлен протокол об административном правонарушении N 16/16-2020Э, а 19.05.2021 административным органом вынесено постановление N 16/16-2021-Э о привлечении Администрации к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 400 000 руб.
Решением Центрального районного суда Волгоградской области от 29.07.2021, оставленным без изменения решением Волгоградского областного суда от 28.09.2021 по делу N 07р-1116/2021, постановление МУ Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям от 19.05.2021 N 16/16-2021-Э по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, в отношении Администрации изменено, размер штрафа снижен до 200 000 руб.
МУ Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям в адрес Администрации 19.05.2021 выдано предписание N 16/16-2021-Э об устранении выявленных нарушений обязательных требований в срок 15.11.2021.
Не согласившись с вынесенным предписанием, Администрация оспорила их в судебном порядке.
Полномочия органа Росприроднадзора на выдачу предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований предусмотрены частью 1 статьи 66 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пунктом 14 Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора, утверждённого приказом Министерства природных ресурсов от 29.06.2012 N 191.
В соответствии с положениями пункта 11 и пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа.
Суд первой инстанции отметил, что согласно части 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, и согласно подпунктам 5, 17 пункта 5 статьи 39 Устава города-героя Волгограда участие в организации деятельности по накоплению (в том числе, раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, относится к полномочиям администрации г. Волгограда.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции, сославшись на статью 3, часть 2 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", предусматривающей ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, статью 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", согласно которой территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, исходил из преюдициального значения обстоятельств, установленных судом общей юрисдикции при оспаривании постановления от 19.05.2021 N 16/16-2021-Э о привлечении заявителя к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ, свидетельствующих о наличии факта выявленных нарушений в действиях общества, указав, что требования оспоренного предписания являются конкретными и исполнимыми.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, отметив, что пунктом 46 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утверждённого Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019, разъяснено, что выдача предписания вне процедуры проведения проверки по правилам Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" сама по себе не влечёт признания его недействительным, если основания для принятия соответствующих мер выявлены в рамках административного расследования.
В кассационной жалобе Администрация г. Волгограда оспаривает выводы судов первой и апелляционной инстанций, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам, считая, что с 01.01.2019 обязанность по ликвидации несанкционированного размещения отходов на основании заключенного соглашения лежит на региональном операторе Волгоградской области - ООО "Управление отходами Волгоград".
Доводы кассационной жалобы были заявлены в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую оценку в оспариваемых судебных актах.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам (статья 286 АПК РФ).
В обжалуемых судебных актах приведены мотивы, по которым суды пришли к таким выводам, с указанием на конкретные доказательства, исследованные и оцененные в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, являющихся самостоятельными основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16.11.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2022 по делу N А12-15968/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.В. Мосунов |
Судьи |
Э.Т. Сибгатуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции, сославшись на статью 3, часть 2 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", предусматривающей ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, статью 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", согласно которой территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, исходил из преюдициального значения обстоятельств, установленных судом общей юрисдикции при оспаривании постановления от 19.05.2021 N 16/16-2021-Э о привлечении заявителя к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ, свидетельствующих о наличии факта выявленных нарушений в действиях общества, указав, что требования оспоренного предписания являются конкретными и исполнимыми.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, отметив, что пунктом 46 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утверждённого Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019, разъяснено, что выдача предписания вне процедуры проведения проверки по правилам Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" сама по себе не влечёт признания его недействительным, если основания для принятия соответствующих мер выявлены в рамках административного расследования."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15 июня 2022 г. N Ф06-18600/22 по делу N А12-15968/2021