г. Саратов |
|
08 февраля 2022 г. |
Дело N А12-15968/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 07.02.2022 года.
Полный текст постановления изготовлен - 08.02.2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Комнатной Ю.А., Степуры С.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Филипповой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Волгограда
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16 ноября 2021 года по делу N А12-15968/2021 (судья Бритвин Д.М.)
по заявлению Администрации Волгограда (400066, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. Володарского д. 5, ОГРН 1023403433822, ИНН 3444059139)
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям (414000, г.Астрахань, ул. Бакинская, д. 113, ОГРН 1043000708695, ИНН 3015066698)
об оспаривании предписания,
при участии в судебном заседании:
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Администрации Волгограда (далее - Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлениями о признании недействительным предписания Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям (далее - Межрегиональное управление Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям, Управление, административный орган) от 19.05.2021 N 16/16-2021-Э.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 16 ноября 2021 года в удовлетворении заявленных Администрацией требований отказано.
Администрация не согласилась с решением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 24.12.2021, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции находит, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 16 июля 2020 года на основании приказа временно исполняющего обязанности заместителя руководителя Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям от 14.07.2020 N 952 инспектором Управления проведено рейдовое обследование территории, прилегающей к Дмитриевскому кладбищу, а также ФГБУ "413 Военный госпиталь" Минобороны России, расположенных в Дзержинском районе Волгограда, а именно на территории земельного участка (в соответствии со сведениями публичной кадастровой карты) на котором не сделано межевание, расположенного между земельными участками с кадастровыми номерами: 34:34:030108:26 (земли поселений (земли населенных пунктов) для размещения промышленных объектов обл. Волгоградская, г. Волгоград, ул. им. Полины Осипенко, 82а), 34:34:030107:21 (земли поселений (земли населенных пунктов) военный городок N 11, военная часть N 34605) и 34:34:030109:1 (земли поселений (земли населенных пунктов) Кладбище (Дмитриевское) по адресу: обл. Волгоградская, г. Волгоград, ул. им. Карла Либкнехта, 2а) (далее - неразграниченный земельный участок в Дзержинском районе Волгограда вблизи Дмитриевского кладбища).
По результатам рейдового обследования административным органом установлено, что указанный участок расположен в низменности вдоль грунтовой дороги, фактически являющейся продолжением ул. Полины Осипенко в направлении военного городка N 11, проходящей вдоль ограждения Дмитриевского кладбища.
Указанная территория захламлена отходами производства и потребления, в основном строительными отходами и, в незначительной степени, твердыми коммунальными отходами.
Территория неразграниченного земельного участка в Дзержинском районе Волгограда вблизи Дмитриевского кладбища, захламленного отходами, представляет собой структуру организованного размещения отходов (с использованием тяжелой техники - самосвалов) в виде куч (буртов), доступ свободный. На момент обследования, работы, наличия какой-либо техники, на указанном земельном участке не установлено.
Результаты обследования зафиксированы в акте от 28.08.2020 N 952-2020 (т. 1 л.д. 37-43).
Письмом филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" - ЦЛАТИ по Волгоградской области от 31.07.2020 N 1338 представлены результаты измерений проб почвы и отходов по территории неразграниченного земельного участка (т. 1 л.д. 44-55).
Так, по результатам исследований, выполненных филиалом ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" - ЦЛАТИ по Волгоградской области, общая площадь территории занятой несанкционированной свалкой ориентировочно составляет 1120 м2.
В соответствии с протоколами биотестирования проб отходов N N 2188бо - 2194бо (7 шт.) от 27.07.2020 на территории несанкционированной свалки установлены следующие виды отходов по ФККО:
- отходы строительства и ремонта, IV класса опасности для окружающей среды;
- отходы строительных материалов на основе пластмасс и полимеров, V класса опасности;
- твердые коммунальные отходы, IV класса опасности;
- отходы керамических строительных материалов, IV класса опасности;
- обрезь натуральной чистой древесины, V класса опасности;
- резиновые и пластмассовые изделия, утратившие потребительские свойства, V класса опасности;
- отходы рулонных кровельных и гидроизоляционных материалов, V класса опасности.
Также, в соответствии с протоколом измерений проб почвы от 24.07.2020 N 2195п установлено, что в сравнении с фоновой пробой, имеется влияние на плодородный слой почвы по веществам (определяемым показателями) - натрий, калий.
30.09.2020 административным органов в адрес администрации Дзержинского района Волгограда направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований N 16/16-2020-Э о принятии мер по обеспечению обязательных требований части 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", части 2 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", части 2 статьи 13, статьи 42 Земельного Кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ, а именно по недопущению сброса отходов производства и потребления на почву и использованию земельных участков в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту со сроком исполнения до 17.12.2020 (т. 1 л.д. 64-66).
Согласно письму Администрации от 05.11.2020 N 01-21/10232-20 указанная свалка отходов будет внесена в реестр несанкционированных мест размещения отходов Дзержинского района Волгограда в ноябре 2020 года, а также будет включена в перечень работ по ликвидации, при наличии лимитов, выделенных из городского бюджета (т. 1 л.д. 67).
20 января 2021 года на основании приказа заместителя руководителя Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям от 19.1.221 N 75 инспектором Управления проведено рейдовое обследование территории Дзержинского района г. Волгограда.
По результатам рейдового обследования административным органом установлено, что территория неразграниченного земельного участка в Дзержинском районе Волгограда вблизи Дмитриевского кладбища захламлена отходами производства и потребления, в основном строительными - лом бетонных и железобетонных изделий, доски, а также изделия из пластика и покрышки пневматических шин отработанные, обрезь деревьев.
Отходы на осматриваемой захламлённой территории располагаются в виде куч (буртов), доступ свободный. На момент обследования, работы, наличия какой-либо техники, на указанном земельном участке не установлено. В момент осмотра указанная территория покрыта снегом, толщина снежного покрова порядка 10 - 30 см.
В южной части (координаты 48.728178, 44.485137) земельного участка в Дзержинском районе Волгограда вблизи Дмитриевского кладбища, установлен факт складирования снежных масс посредством спецавтотехники со стороны ул. Новорядской. Высота навалов снежных масс порядка 2-х метров.
Въезд на данную территорию осуществляется со стороны ул. Новорядской. Площадь данной территории составляет порядка 40х20 м, располагается за забором из бетонных плит, ворота, шлагбаум - отсутствуют. Въезд свободный.
В момент осмотра посредством специализированной техники, а именно - автомобиля КАМАЗ (гос. N В 985 ЕЕ 134), эксплуатируемый МБУ "Северное", в восточной части площадки производилось складирование снежных масс (координаты 48.727779, 44.489357), предположительно от зимней уборки улиц, а также сдвигание снежных масс к краям площадки посредством бульдозера (гос. N 8069 ВЕ 34).
Согласно сведений с официального сайта администрации Волгограда, МБУ "Северное" (ИНН 3443127900) является подведомственным учреждением Департамента городского хозяйства Администрации Волгограда, осуществляет деятельность по содержанию, текущему и капитальному ремонту дорог, тротуаров и искусственных сооружений, осуществляет механизированную уборку дорог, тротуаров и искусственных сооружений, а также озеленение улиц.
Водонепроницаемое покрытие на территории, на которой производилось складирование снега в ходе проведенного осмотра не установлено.
При этом, снег от уборки городской территории, согласно приказу Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов", является отходом от зимней уборки улиц (7 3121000 00 0).
Таким образом, Управлением по результатам рейдового обследования, проведенного 20.01.2021, подтверждены имеющиеся сведения о захламлении неразграниченного земельного участка в Дзержинском районе Волгограда вблизи Дмитриевского кладбища отходами производства и потребления, а также установлено, что захламление носит систематический характер и продолжается по настоящее время.
Результаты обследования зафиксированы в акте от 21.01.2021 N 75-2021 (т. 1 л.д. 69-81).
Письмом от 09.02.2021 N 01-21/883-21 администрация Дзержинского района Волгограда сообщило, что указанная несанкционированная свалка, выявленная Межрегиональным управлением 16.07.2020 в Дзержинском районе Волгограда внесена в реестр несанкционированных мест размещения отходов в Дзержинском районе Волгограда, однако по состоянию на 09.02.2021 лимиты из городского бюджета на ее ликвидацию не доведены (т. 1 л.д. 85-86).
Согласно письму Департамента городского хозяйства Администрации Волгограда от 01.03.2021 N ДГХ/03-3040 неразграниченный земельный участок в Дзержинском районе Волгограда, вблизи Дмитриевского кладбища (координаты 48.728178, 44.485137), не является местом, определенным для складирования снега на территории Дзержинского района Волгограда. При этом сведениями об основаниях для проведения МБУ "Северное" работ по складированию снежных масс на указанной территории не располагает (т. 1 л.д. 89).
17 марта 2021 года в рамках административного расследования проведён осмотр неразграниченного земельного участка в Дзержинском районе Волгограда вблизи Дмитриевского кладбища, захламленного отходами производства и потребления, в ходе которого установлено, что территория неразграниченного земельного участка в Дзержинском районе Волгограда вблизи Дмитриевского кладбища, представляет собой структуру организованного размещения отходов в виде куч (буртов) отходов, доступ свободный.
На территории неразграниченного земельного участка в Дзержинском районе Волгограда вблизи Дмитриевского кладбища складированы преимущественно строительные отходы, бой кирпича, отходы от ремонта дорог (лом асфальтового (асфальтобетонного) покрытия), отработанные автомобильные покрышки, обрезь деревьев, в незначительной степени твердых коммунальных отходов.
Отходы складируются непосредственно на почве.
В рамках административного расследования, специалистом филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" - ЦЛАТИ по Волгоградской области проведен отбор проб отходов (многокомпонентная смесь отходов (предположительно строительный мусор) объединенная из 5-ти точек; многокомпонентная смесь отходов объединенная из 5-ти точек) и почвы (на 2-х пробных площадках - на территории несанкционированной свалки, а также фоновая).
Отбор проб почв и отходов производился с применением средств видеофиксации, о чем имеется отметка в протоколе взятия проб и образцов от 17.03.2021 N 16/05-2021-Э (т. 1 л.д. 109).
Согласно представленным результатам лабораторных измерений проб отходов и почвы (протоколы от 23.03.2021 N N 814о-815о, 816п), биотестирования проб отходов (протоколы от 22.03.2021 N N 812бо-813бо), заключения эксперта по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора от 29.03.2021 N 18 установлены превышения концентрации загрязняющих веществ в почве (пробная площадка N 1) по сравнению с фоновыми значениями:
- по нефтепродуктам - на глубине 0-5 см в 1,4 раза;
- по нефтепродуктам - на глубине 5-20 см в 2,2 раза.
Также, в сравнении с фоновой пробой, имеется влияние на плодородный слой почвы по веществам (определяемым показателями) - натрий, калий.
Установлен морфологический состав отобранных проб отходов: резина, шифер, стекло, стекловата, гравий, керамика, полипропилен.
Снежных масс на момент осмотра указанного земельного участка не зафиксировано, в связи с установившимися на территории Волгограда положительными значениями температуры (выше 0 градусов по Цельсию). При этом, территория представлена грунтовой поверхностью (отсутствует водонепроницаемое покрытие).
Административный орган пришёл к выводу, что в нарушение требований действующего законодательства Администрация не выполняет установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, а именно неразграниченного земельного участка, расположенного в низменности вдоль грунтовой дороги фактически являющейся продолжением ул. Полины Осипенко в направлении военного городка N 11, проходящей вдоль ограждения Дмитриевского кладбища Дзержинского района Волгограда.
По мнению административного органа, Администрацией допущены нарушения части 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", части 1 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", части 2 статьи 13, статьи 42 Земельного Кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ.
22 апреля 2021 года по факту выявленных нарушений уполномоченным должностным лицом Управления в присутствии представителя Администрации составлен протокол об административном правонарушении N 16/16-2020Э (т. 2 л.д. 3-9).
19 мая 2021 года административным органом вынесено постановление N 16/16-2021-Э о привлечении Администрации к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначено наказание в виде штрафа в размере 400 000 руб. (т. 2 л.д. 16-23).
Решением Центрального районного суда Волгоградской области от 29.07.2021, оставленным без изменения решением Волгоградского областного суда от 28.09.2021 по делу N 07р-1116/2021 постановление Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям от 19.05.2021 N 16/16-2021-Э по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ в отношении Администрации изменено, размер штрафа снижен до 200 000 руб. (т. 2 л.д. 64-77).
19 мая 2021 года Межрегиональным управлением в адрес Администрации выдано предписание N 16/16-2021-Э об устранении выявленных нарушений обязательных требований в срок 15.11.2021. Обществу предписано устранить выявленное нарушение - невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, а именно допущение захламления земельного участка общего пользования, расположенного на территории Дзержинского района Волгограда, вблизи Дмитриевского кладбища, отходами производства и потребления (т. 2 л.д. 24).
Не согласившись с вынесенным предписанием, Администрация оспорила их в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из преюдициального значения обстоятельств, установленных судом общей юрисдикции при оспаривании постановления от 19.05.2021 N 16/16-2021-Э о привлечении заявителя к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ, свидетельствующих о наличии факта выявленных нарушений в действиях общества. Требования оспоренного предписания являются конкретными и исполнимыми.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что административным органом в рамках административный процедуры допущены существенные нарушения, выразившееся в не предоставлении возможности привлекаемому к ответственности лицу участвовать в осмотре территории 17 марта 2021 года. Кроме того, указывает, что деятельность по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории в соответствии с региональной программой и территориальной схемой обращения с отходами с 01.01.2019 возложена на регионального оператора - ООО "Управление отходами - Волгоград".
Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, а также разъяснений, данных в пункте 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявленного требования без удовлетворения.
При этом согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь обязанность доказывания нарушения прав в соответствии со статьёй 65 АПК РФ лежит на заявителе.
В рассматриваемом случае судами обеих инстанций не установлено указанной совокупности условий.
Предписание представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.
Под предписанием следует понимать меру реагирования на нарушение закона. Требования, включённые в предписание государственного органа, должны быть законодательно обоснованы. Предписание об устранении нарушений требований законодательства является документом, содержащим в себе обязательное для исполнения требование юридическому лицу провести мероприятия по устранению выявленных нарушений.
При рассмотрении дела о признании недействительным предписания в предмет доказывания входит рассмотрение вопросов о наличии у органа, вынесшего предписание, соответствующих полномочий, соответствие предписания требованиям законодательства и наличие (отсутствие) нарушения прав заявителя в сфере экономической деятельности.
Ненормативным правовым актом признаётся акт государственного органа, органа местного самоуправления, содержащий властные положения, обязательные требования, которые устанавливают, изменяют или отменяют права и обязанности конкретных лиц, иные правовые последствия для проверяемого лица.
Исходя из статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Исполнимость является важным требованием к предписанию и одним из элементов его законности, поскольку предписание исходит от контролирующего органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определённый срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Следовательно, предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, чёткие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения; содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, чётким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
В пункте 46 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утверждённого Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019, разъяснено, что выдача предписания вне процедуры проведения проверки по правилам Федерального закона N 294-ФЗ сама по себе не влечёт признания его недействительным, если основания для принятия соответствующих мер выявлены в рамках административного расследования.
Оспариваемое предписание оценивается арбитражным судом на момент его вынесения.
В рассматриваемом случае полномочия органа Росприроднадзора на выдачу предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований предусмотрены частью 1 статьи 66 Закона об охране окружающей среды, пунктом 14 Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора, утверждённого приказом Министерства природных ресурсов от 29.06.2012 N 191.
Из материалов дела следует, что основанием для выдачи Управлением предписания послужил факт невыполнения установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, а именно допущение захламления земельного участка общего пользования, расположенного на территории Дзержинского района Волгограда, вблизи Дмитриевского кладбища, отходами производства и потребления.
В силу части 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
Осуществление муниципального земельного контроля в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах городского округа Волгоград, а также участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, согласно подпункта 5, 17 пункта 5 статьи 39 Устава города-героя Волгограда относится к полномочиям администрации Волгограда в области использования и охраны земли и других природных ресурсов, охраны окружающей среды.
В соответствии со статьёй 12 Земельного Кодекса РФ, земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Согласно статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель, собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям).
В порядке статьи 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные данным Кодексом, федеральными законами.
В силу статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 4 статьи 8 названного Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с положениями пункта 11 и пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа; участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Аналогичные положения содержатся в пунктах 12, 23 части 1 статьи 5 Устава города-героя Волгограда.
Таким образом, действующим законодательством РФ определены полномочия по решению вопросов местного значения, в том числе вопросов участия в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, в целях исключения нанесения вреда окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В соответствии со ст. 80.2 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, вправе осуществлять органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, указанный земельный участок относится к землям поселений (земли населенных пунктов), в связи с чем, в силу части 2 статьи 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ", именно администрация Волгограда, как орган местного самоуправления, несет ответственность в отношении земельных участков, расположенных на территории земель населенных пунктов, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, государственная собственность на которые не разграничена.
Факт наличия не санкционированной свалки, безусловно, приводит к снижению качества водной и воздушной проницаемости поверхностного слоя земли, что в свою очередь приводит к нарушению плодородного слоя почвы и как следствие к ухудшению качественного состояния земель.
Таким образом, в силу указанного нормативного регулирования, администрация Волгограда, в целях соблюдения требований статей 12, 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации обязана организовывать регулярную очистку территории муниципального образования от захламления для исключения формирования на землях общего пользования несанкционированных свалок, а в случаях их образования, Администрация Волгограда, как собственник отходов, обязана принимать меры по их ликвидации.
Факт складирования отходов производства и потребления, а также складирования снежных масс на непредназначенном для этих целей земельном участке в Дзержинском районе Волгограда подтверждается актом рейдового обследования от 20.01.2021 N 75-2021, протоколом осмотра от 17.03.2021 N 16/05-2021-Э, протоколом отбора проб от 17.03.2021 N 16/05-2021-Э, материалами фото- и видеофиксации, полученными в ходе осмотра, произведенного 17.03.2021.
Факт того, что с момента обнаружения факта складирования отходов производства и потребления на неразграниченном земельном участке в Дзержинском районе Волгограда вблизи Дмитриевского кладбища, допущено загрязнение почв, как объекта охраны окружающей среды, свидетельствует о формальном характере и не принятии Администрацией Волгограда исчерпывающих мер по соблюдению установленных требований и выполнению обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Выявленные нарушения являются следствием ненадлежащего отношения к соблюдению требований природоохранного законодательства со стороны юридического лица - администрации Волгограда.
Апелляционным судом отклоняются доводы о нарушении административным органом процедуры при производстве по делу об административном правонарушении, в не предоставлении возможности привлекаемому к ответственности лицу участвовать в осмотре территории 17 марта 2021 года, поскольку в рамках дела N 12-913/2021 по оспариванию постановления о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, суды не установили существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Факт наличия обозначенных нарушений установлен административным органом именно в рамках дела об административном правонарушении и подтверждается взаимной связью и совокупностью представленных в материалы дела доказательств, в том числе актом рейдового обследования от 20.01.2021 N 75-2021, протоколом осмотра от 17.03.2021 N 16/05-2021-Э, протоколом отбора проб от 17.03.2021 N 16/05-2021-Э, материалами фото- и видеофиксации, полученными в ходе осмотра, произведенного 17.03.2021.
Судом общей юрисдикции установлено, что выявленные нарушения являются следствием ненадлежащего отношения к соблюдению требований природоохранного законодательства со стороны юридического лица - Администрации Волгограда.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно согласился с выводами Управления о допущенных администрацией нарушениях и правомерно учёл, что оспариваемое предписание выдано Управлением в рамках дела об административном правонарушении по ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ.
В свою очередь, в рамках рассмотрения Центральным районным судом г. Волгограда дела N 12-913/2021 по оспариванию администрацией постановления о
привлечении к административной ответственности N 16/16-2021-Э по ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ суд пришел к выводу о наличии вины администрации в допущенных нарушениях.
Таким образом, в силу части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные в рамках дела N 12-913/2021, имеют преюдициальное значение для настоящего дела.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно пришёл к выводу о том, что предписание Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям от 19.05.2021 N 16/16-2021-Э является законным и обоснованным.
Оспариваемое предписание вынесено компетентным органом в пределах его полномочий и не содержат незаконных либо неисполнимых требований. Оно не нарушает права заявителя, а направлено на побуждение его должным образом исполнять свои обязанности.
Оснований для удовлетворения заявленных требований о признании оспариваемого предписания недействительным, у суда первой инстанции не имелось.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем предоставленным доказательствам дана правовая оценка.
Суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу о соответствии оспариваемого предписания от 19.05.2021 N 16/16-2021-Э законодательству и отказал в удовлетворении заявленных требований на основании части 3 статьи 201 АПК РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оценённых судом первой инстанции, и не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16 ноября 2021 года по делу N А12-15968/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-15968/2021
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГОГРАДА
Ответчик: государственный инспектор МЕЖРЕГИОНАЛЬНОго УПРАВЛЕНИя ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПО АСТРАХАНСКОЙ И ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТЯМ Селезнев А.Г.