г. Казань |
|
20 июня 2022 г. |
Дело N А12-21719/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июня 2022 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Сибгатуллина Э.Т., Мосунова С.В.,
в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Батраковой Ольги Валентиновны
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30.11.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2022
по делу N А12-21719/2021
по заявлению индивидуального предпринимателя Батраковой Ольги Валентиновны (ИНН 344402051969, ОГРНИП 304344435000201) о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области (г. Волгоград, ИНН 3444121098, ОГРН 1053444025920) от 30.04.2021 N 7340-10-21 об устранении выявленных нарушений обязательных требований,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Батракова Ольга Валентиновна (далее - ИП Батракова О.В., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании недействительными пунктов 1, 2, 3, 4 предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области) от 30.04.2021 N 7340-10-21 об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 30.11.2021 по делу N А12-21719/2021, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2022, в удовлетворении заявленных ИП Батраковой О.В. требований отказано.
В кассационной жалобе индивидуальный предприниматель Батракова Ольга Валентиновна просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Стороны явку своих представителей судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещены.
В соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ жалоба рассматривается в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, в результате проведенной Управлением Роспотребнадзора по Волгоградской области в отношении ИП Батраковой О.В. внеплановой выездной проверки от 30.04.2021 с 05.04.2021 по 30.04.2021 выявлены факты нарушения предпринимателем требований законодательства Российской Федерации в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся нарушении СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", а именно:
- в нарушение пункта 2.21 СанПиН 2.3/2,4.3590-20 - в личной медицинской книжке у сотрудника пищеблока ГКОУ "Казачий кадетский корпус имени Героя Советского Союза К.И. Недорубова" Полькиной Т.А. нет сведений о профилактических прививках против дифтерии в соответствии с календарем профилактических прививок (последняя вакцинация против дифтерии была 18.06.2009); в личных медицинских книжках у Доценко Е.С., Подуваевой А.Я., Гунбина В.О., Еврасовой М.А., Луневой Н.Е. нет сведений о профилактических прививках против кори дифтерии гепатита в соответствии с календарем профилактических прививок;
- в нарушение пункта 2.4.6.1 СП 2.4.3648-20 на пищеблоках МКОУ "Новомаксимовская СОШ", МКОУ "Нижнечирская ООШ", МКОУ "Качалинская СОШ", МКОУ "Добринская СОШ", МКОУ "СОШ N 3 г. Суровикино", филиала МКОУ Бурацкая СОШ (Волгоградская область, Суровикинскии район, х. Лысов, ул. Молодежная, д. 6), не имеющих в своем составе достаточного набора помещений осуществляется приготовление пищевой продукции с использованием сырья;
- в нарушение пункта 2.12 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 на пищеблоках МКОУ Новомаксимовская СОШ, МКОУ "Нижнечирская ООШ", МКОУ "Бурацкая СОШ", МКОУ "Качалинская CОШ", МКОУ "Добринская СОШ", МКОУ "СОШ N 3 с Суровикино", филиала МКОУ Бурацкая СОШ (Волгоградская область, Суровикинский район, х. Лысов, ул. Молодежная, д. 6) система приточно-вытяжной вентиляции в производственных помещениях варочных цехов не оборудована;
- в нарушение пункта 2.13 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 на пищеблоках МКОУ Новомаксимовская СОШ, МКОУ "Нижнечирская ООШ", МКОУ "Бурацкая СОШ", МКОУ "Качалинская СОШ", МКОУ "СОШ N 1 г. Суровикино", МКОУ "Добринская СОШ", МКОУ "СОШ N 3 г. Суровикино", филиала МКОУ Бурацкая СОШ (Волгоградская обл., Суровикинский р-н, х. Лысов, ул. Молодежная, д. 6) оборудование, являющееся источниками выделения влаги (моечное оборудование), не оборудовано локальными вытяжными системами;
- в нарушение пункта 2.4.6.1 СП 2.4.3648-20 - питание детей в филиале МКОУ "Нижнечирская СОШ" по адресу: Суровикинский район, ст. Суворовская, д. 28, осуществляется в учебном помещении;
- в нарушение пункта 2.4.6.2 СП 2.4.3648-20 на пищеблоках МКОУ "Бурацкая СОШ", МКОУ "Качалинская СОШ", МКОУ "Добринская СОШ" производственные столы в помещении первичной обработки сырой продукции имеют поврежденное гигиеническое покрытие, что не позволяет проводить его качественную влажную уборку и дезинфекцию;
- в нарушение пункта 2.3.3 СП 2.43648-20 - на пищеблоке МКОУ "СОШ N 1 г. Суровикино" не обеспечена последовательность (поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, полуфабрикатов и готовой продукции - загрузка сырья и готовой продукции осуществляется на участок хранения через производственное помещение варочного цеха;
- в нарушение пункта 2.5.3 СП 2.43648-20 на пищеблоке МКОУ "СОШ N 1 г.Суровикино" отделка стен на участке, используемом для первичной обработки сырой продукции, повреждена, имеются следы течи.
В связи с выявленными нарушениями предпринимателю выдано предписание от 30.04.2021 N 7340-10-21 на устранение выявленных нарушений в срок до 01.11.2021, в соответствии с которым Роспотребназор обязал ИП Батракову О.В.:
1) обеспечить наличие сведений в личной медицинской книжке у сотрудника пищеблока ГКОУ "Казачий кадетский корпус имени Героя Советского Союза К.И. Недорубова" Полысиной Т.А. нет сведений о профилактических прививках против дифтерии в соответствии с календарем профилактических прививок (последняя вакцинация против дифтерии была 18.06.2009; в личных медицинских книжках у Доценко Е.С., Подушевой А.Я., Гунбина В.О., Еврасовой М.А., Луневой Н.Е. нет сведений о профилактических прививках против кори, дифтерии, гепатита в соответствии с календарем профилактических прививок (пункт 2.21 СанПиН 2.3/2.4.3590-20);
2) обеспечить работу пищеблоков МКОУ Новомаксимовская СОШ, МКОУ "Нижнечирская ООШ", МКОУ "Качалинская СОШ", МКОУ "Добринская СОШ", МКОУ "СОШ N 3 г. Суровикино", филиала МКОУ "Бурацкая СОШ" (Волгоградская область, Суровикинский район, х. Лысов, ул. Молодежная, д. 6) с использованием полуфабрикатов пищевых продуктов в соответствии с пунктом 2.4.6.1 СП 2.4.3648-20;
3) оборудовать систему приточно-вытяжной вентиляции в производственных помещениях варочных цехов на пищеблоках МКОУ "Новомаксимовская СОШ", МКОУ "Нижнечирская ООШ", МКОУ "Бурацкая СОШ", МКОУ "Качалинская СОШ", МКОУ "Добринская СОШ", МКОУ "СОШ N 3 г.Суровикино", филиала МКОУ Бурацкая СОШ (Волгоградская область, Суровикинский район, х. Лысов, ул. Молодежная, д. 6) в соответствии с пунктом 2.12 СанПиН 2.3/2.4.3590-20;
4) обеспечить оборудование, являющееся источниками выделения влаги (моечное оборудование) на пищеблоках МКОУ "Новомаксимовская СОШ", МКОУ "Нижнечирская ООШ", МКОУ "Бурацкая СОШ", МКОУ "Качалинская СОШ", МКОУ "СОШ N 1 г. Суровикино", МКОУ "Добринская СОШ", МКОУ "СОШ N 3 г. Суровикино", филиала МКОУ Бурацкая СОШ (Волгоградская область, Суровикинский район, х. Лысов, ул. Молодежная, д. 6) локальными вытяжными системами в соответствии с пунктом 2.13. СанПиН 2.3/2.4.3590-20;
5) оборудовать помещение для приема и раздачи готовых блюд для учащихся филиала МКОУ "Нижнечирская ООШ" по адресу: Суровикинский район, ст. Суворовская, д. 28, в соответствии с пунктом 2.4.6.1 СП 2.4. 3648-20;
6) обеспечить возможность качественной влажной уборки производственных столов и их дезинфекции на пищеблоках МКОУ "Бурацкая СОШ", МКОУ "Качалинская СОШ", МКОУ "Добринская СОШ" в соответствии с пунктом 2.4.6.2 СП 2.4. 3648-20;
7) обеспечить последовательность (поточность) технологических процессов. исключающую встречные потоки сырья, полуфабрикатов и готовой продукции на пищеблоке МКОУ "СОШ N 1 г. Суровикино" в соответствии с пунктом 2.3.3 СП2.4. 3648-20;
8) обеспечить возможность проведения влажной уборки и дезинфекции стен на участке, используемом для первичной обработки сырой продукции на пищеблоке МКОУ "СОШ N 1 г. Суровикино" в соответствии с пунктом 2.5.3 СП 2.4.3648-20.
ИП Батракова О.В. оспорила пункты 1, 2, 3, 4 предписания от 30.04.2021 N 7340-10-21 в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении спора исходили из следующего.
Согласно статье 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
В силу статьи 11 Закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
В соответствии со статьей 24 Закона N 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1). Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила (пункт 2).
Согласно статье 11 Закона N 52-ФЗ юридические лица обязаны в соответствии с осуществляемой ими деятельностью проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
В силу части 2 статьи 50 Закона N 52-ФЗ при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки.
Статьей 34 Закона N 52-ФЗ предусмотрена обязанность работников отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры.
Статьей 35 Закона N 52-ФЗ установлено, что профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Закона N 52-ФЗ в перечень санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий включено, в том числе проведение профилактических прививок. В соответствии с пунктом 3 статьи 29 Закона N 52-ФЗ, такие мероприятия проводятся работодателями в обязательном порядке в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 названного Закона.
Требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных и паразитарных болезней среди населения Российской Федерации, установлены в СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней".
Согласно пунктам 2.1, 18.10 СП 3.1/3.2.3146-13 профилактические прививки проводятся гражданам для предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1.5 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" работники хозяйствующих субъектов должны соответствовать требованиям, касающимся прохождения ими предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации (при приеме на работу и далее с периодичностью не реже 1 раза в 2 года, работники комплекса помещений для приготовления и раздачи пищи - ежегодно) вакцинации и иметь личную медицинскую книжку с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе.
Результаты медицинских осмотров работников отдельных профессий, производств и организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, подлежащие внесению в личную медицинскую книжку согласно приказу Роспотребнадзора от 20.05.2005 N 402 "О личной медицинской книжке и санитарном паспорте", действительны в течение года вне зависимости от смены работодателя.
Согласно статье 9 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее - Закон N 157-ФЗ) национальный календарь профилактических прививок включает в себя профилактические прививки, в том числе против дифтерии, кори, гепатита В. Национальный календарь профилактических прививок, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения.
Пунктом 2.21 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" установлено, что лица, поступающие на работу в организации общественного питания, должны соответствовать требованиям, касающимся прохождения ими профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, предварительных и периодических медицинских осмотров, вакцинации, установленным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 2.6 СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней" санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 2 статьи 5 Закона N 157-ФЗ).
В соответствии с пунктом 12 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 N 825 "Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок" работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность входит в перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.
Суд учитывали вышеприведенные правовые нормы и признали, что ИП Батраковой О.В. нарушены санитарно-эпидемиологических требования.
Судами отмечено, что допущенные заявителем нарушения послужили основанием для вынесения административным органом постановления от 16.09.2021 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 6.7 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности (далее - КоАП РФ), которое 23.11.2021 было оставлено без изменения Красноармейским районным судом Волгоградской области в рамках дела N 12-303/2021.
В соответствии с протоколом об административном правонарушении от 28.05.2021 N 068035 в рамках проведения внеплановой выездной проверки на основании распоряжения Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области от 01.04.2021 N 1002 ИП Батраковой О.В. совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 6.7 КоАП РФ:
- на предприятии общественного питания, не имеющего цехового деления, работающего с полуфабрикатами, допускается работа с использованием сырья (рыба мороженая), не созданы условия для обработки сырой продукции - не установлено моечное оборудование, что нарушает пункт 2.7 СанПиН 2.3/2.4.3590-20,
- производственное помещения варочного цеха не оборудовано системой приточно-вытяжной вентиляции, что нарушает пункт 2.12 СанПиН 2.3/2.4.3590-20. Система приточно-вытяжной вентиляции производственных помещений должна быть оборудована отдельно от систем вентиляции помещений, не связанных с организацией питания, включая санитарно-бытовые помещения,
- участки мойки размещенное в нем оборудование, являющееся источниками выделения влаги, тепла не оборудованы локальными вытяжными системами, что нарушает пункт 2.13 СанПиН 2.3/2.4.3590-20. Зоны (участки) и (или) размешенное в них оборудование, являющееся источниками выделения газов, пыли (мучной), влаги, тепла должны быть оборудованы локальными вытяжными системами, которые могут присоединяться к системе вытяжной вентиляции производственных помещений.
Вышеуказанные нарушения послужили поводом для вынесения постановления от 11.06.2021 N 068035, которым ИП Батракова О.В. была привлечена к административной ответственности предусмотренной частью 1 статьи 6.7 КоАП РФ. Кроме того, административным органом указанно на необходимость устранения вышеуказанных нарушений в пунктах 2, 3, 4 оспариваемого предписания.
ИП Батракова О.В., заключая государственные контракты по обеспечению питания в детских образовательных учреждениях не могла не осознавать объем принимаемой на себя ответственности за осуществление хозяйственной деятельности с соблюдением всех требований закона.
Таким образом, приняв на себя обязательства по контрактам, она была обязана не допускать нарушения действующего санитарного законодательства, что может привести к созданию реальную угрозу здоровью людей. Продолжение деятельности по организации общественного питания с такими нарушениями может нанести в будущем существенный вред охраняемым законом интересам личности, общества и государства.
Всем доводам заявителя дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Нарушений при проведении проверки, по результатам которой выдано оспариваемое предписание, судами не установлено.
При таких обстоятельствах, изучив материалы дела и оценив доводы сторон в соответствии со статьей 71 АПК РФ, учитывая характер осуществляемой в спорном помещении деятельности на протяжении длительного времени, выявленные Управлением нарушения норм санитарного законодательства, создающие угрозу причинения вреда здоровью детей, а также отсутствие доказательств того, что заявителем предпринимались меры по устранению нарушений требований санитарных норм и правил, суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемые положения предписания от 30.04.2021 N 7340-10-21 являются законными и обоснованными.
При таких обстоятельствах, суды пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия полагает, что обжалуемые судебные акты приняты при правильном применении норм права, содержащиеся в них выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Приведенные в кассационной жалобе доводы повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30.11.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2022 по делу N А12-21719/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.Н. Ольховиков |
Судьи |
Э.Т. Сибгатуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 9 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее - Закон N 157-ФЗ) национальный календарь профилактических прививок включает в себя профилактические прививки, в том числе против дифтерии, кори, гепатита В. Национальный календарь профилактических прививок, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения.
...
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 2 статьи 5 Закона N 157-ФЗ).
В соответствии с пунктом 12 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 N 825 "Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок" работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность входит в перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20 июня 2022 г. N Ф06-19978/22 по делу N А12-21719/2021