г. Казань |
|
04 июля 2022 г. |
Дело N А65-27204/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июля 2022 года.
Судья Арбитражного суда Поволжского округа Мосунов С.В.,
рассмотрев без вызова сторон кассационную жалобу Татарстанской таможни на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.01.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2022 по делу N А65-27204/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Римера-Алнас" (ОГРН 1171690117290, ИНН 1644091030) к Татарстанской таможне о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10404000-1455/2021 от 18.10.2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Римера-Алнас" (далее - ООО "Римера-Алнас", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением об оспаривании постановления Татарстанской таможни (далее также - административный орган) от 18.10.2021 по делу об административном правонарушении N 10404000- 1455/2021 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 20000 руб.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.01.2022, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2022, заявление удовлетворено.
Постановление Татарстанской таможни от 18.10.2021 N 10404000-1455/2021 о привлечении ООО "Римера-Алнас" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 19.7.13 КоАП РФ и назначении административного штрафа в размере 20000 руб. признано незаконным и отменено.
Татарстанская таможня в кассационной жалобе и дополнениях к ней просит решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.01.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2022 отменить и принять новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований общества отказать в полном объеме.
В возражениях на кассационную жалобу общество, полагая обжалуемые судебные акты обоснованными и законными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 АПК РФ, пунктом 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" судьей единолично без вызова сторон.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 АПК РФ, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции считает её не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует и судами установлено, что ООО "Римера-Алнас" состоит на учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан и относится к региону деятельности Татарстанской таможни.
02.08.2021 общество представило в Татарстанскую таможню статистическую форму системный номер ED20210802001225512, зарегистрированную таможенным органом за N 10404000/020821/С006976, за отчетный месяц - июль 2020 года.
20.09.2021 обществом была аннулирована статистическая форма учета перемещения товаров, принятая за N 10404000/020821/С006976, и представлена в электронном виде статистическая форма учета перемещения товаров, принятая за N 10404000/200921/С300431, в которой в графах 10,14 "заявитель" внесены изменения.
Вместе с тем, согласно пункту 9 Правил ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891, срок представления данных сведений истек 14.08.2020.
По данному факту 01.10.2021 должностным лицом Татарстанской таможни в отношении ООО "Римера-Алнас" составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Постановлением от 18.10.2021 N 10404000-1455/2021 по делу об административном правонарушении общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с постановлением о привлечении к административной ответственности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отношения, связанные с ввозом товаров в Российскую Федерацию, вывозом товаров из Российской Федерации, их перевозкой по территории Российской Федерации под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, взиманием и уплатой таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин урегулированы Федеральным законом от 03.08.2010 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 278 Федерального закона N 289-ФЗ статистика взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Союза ведется на основании сведений, указанных в статистической форме учета перемещения товаров и в иных источниках информации.
Согласно части 2 статьи 278 Федерального закона N 289-ФЗ российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891 "О порядке ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 7.12.2015 N 1329" утверждены Правила ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза (далее - Правила), которые определяют порядок ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза (далее - Союз) в отношении товаров, полученных российским лицом в Российской Федерации с территорий государств - членов Союза или отгруженных российским лицом из Российской Федерации на территории государств - членов Союза (далее - статистика взаимной торговли товарами Российской Федерации), статистическую форму учета перемещения товаров согласно приложению N 1 (далее - статистическая форма) и Правила заполнения статистической формы учета перемещения товаров согласно приложению N 2.
Согласно пункту 5 Правил российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Союза, либо при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами (далее - заявитель), обязано своевременно представлять в таможенный орган содержащую достоверные сведения статистическую форму, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности, размещенном на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - личный кабинет), независимо от стоимости товаров, количества и вида транспорта, которым они перевозятся.
Таможенные органы осуществляют контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в
Непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (пункт 16 Правил).
Как установлено судом первой инстанции, обществом на основании договора от 10.04.2020 N 07-04/07 с ОДО "Белавтозапчасть" и международной товарно-транспортной накладной от 06.07.2020 с территории Республики Беларусь ввезен товар "труба стальная бесшовная", общей стоимостью 136 400 руб.
Судом первой инстанции также установлено, что статистическая форма учета перемещения товаров в электронном виде N 10404000/020821/С006976 представлена обществом в таможенный орган несвоевременно - 02.08.2021.
Исходя из требований пункта 9 Правил ООО "Римера-Алнас" статистическую форму за товары, отгруженные в июле 2020 года, должно было представить в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором товары были отгружены со склада, т.е. до 14.08.2020 включительно.
Административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, установлена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Судами отмечено, что обществом не представлено доказательств принятия всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение норм действующего законодательства, за нарушение которых частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ предусмотрена ответственность.
Вместе с тем, судами указано, что в соответствии с положениями части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за непредставление или несвоевременное представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров составляет один год.
Согласно пункту 6 статьи 24.5 КоАП одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
Судом первой инстанции применены разъяснения положений статьи 4.5 КоАП РФ, изложенные в постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - постановление Пленума N 5).
В абзаце втором пункта 14 постановления Пленума N 5 разъяснено, что при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.
Материалами дела установлено, что обязанность представления в таможенный орган статистической формы за товары, отгруженные в июле 2020 года, согласно пункту 9 Правил должна была быть исполнена ООО "Римера-Алнас" до 14.08.2020 включительно.
Судом первой инстанции определено, что поскольку срок представления статистической отчетности за июль 2020 года истек 14.08.2020, то датой совершения правонарушения является 15.08.2020, то есть день, следующий за днем совершения правонарушения, следовательно, срок давности привлечения предусмотренной частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, равный одному году, на дату вынесения оспариваемого постановления (18.10.2021) истек.
Суд первой инстанции пришел выводу о том, что в данном случае таможенным органом оспариваемое постановление вынесено за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.
Суд первой инстанции указал на пропуск таможенным органом срока давности привлечения общества к административной ответственности и правомерно в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ признал оспариваемое постановление таможенного органа незаконным.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Татарстанская таможня в кассационной жалобе и дополнениях к ней оспаривает выводы судов первой и апелляционной инстанций, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам, полагая, что судами неправильно применены положения статьи 4.5 КоАП РФ., считая, что совершенное ООО "Римера-Алнас" нарушение является длящимся, а поэтому годичный срок давности подлежит исчислению с даты несвоевременного представления сведений, т.е. со 2.08.2021.
Доводы кассационной жалобы ответчика были заявлены в судах первой и апелляционной инстанций и получили мотивированную оценку в обжалуемых судебных актах.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам (статья 286 АПК РФ).
В обжалуемых судебных актах приведены мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к таким выводам, с указанием на конкретные доказательства, исследованные и оцененные в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ.
Доводы кассационной жалобы Татарстанской таможни не подтверждают неправильного применения судами первой и апелляционной инстанции норм материального или процессуального права, а основаны на ошибочном понимании действующего законодательства, направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов.
Согласно части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства решений и постановлений, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу и дополнения к ней по настоящему делу, не усмотрел существенных нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов по основаниям, предусмотренным положениями части 4 статьи 288, части 3 статьи 288.2 АПК РФ.
При таких обстоятельствах принятые по делу решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.01.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2022 подлежат оставлению без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.01.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2022 по делу N А65-27204/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Татарстанская таможня в кассационной жалобе и дополнениях к ней оспаривает выводы судов первой и апелляционной инстанций, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам, полагая, что судами неправильно применены положения статьи 4.5 КоАП РФ., считая, что совершенное ООО "Римера-Алнас" нарушение является длящимся, а поэтому годичный срок давности подлежит исчислению с даты несвоевременного представления сведений, т.е. со 2.08.2021.
...
Суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу и дополнения к ней по настоящему делу, не усмотрел существенных нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов по основаниям, предусмотренным положениями части 4 статьи 288, части 3 статьи 288.2 АПК РФ.
При таких обстоятельствах принятые по делу решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.01.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2022 подлежат оставлению без изменения."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 4 июля 2022 г. N Ф06-19006/22 по делу N А65-27204/2021