г. Самара |
|
04 апреля 2022 г. |
Дело N А65-27204/2021 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Лихоманенко О.А., рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Татарстанской таможни на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 января 2022 года по делу N А65-27204/2021 (судья Андриянова Л.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Римера-Алнас" (ОГРН 1171690117290, ИНН 1644091030), г.Альметьевск к Татарстанской таможне, г.Казань о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N10404000- 1455/2021 от 18.10.2021,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Римера-Алнас" (далее - ООО "Римера-Алнас", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением об оспаривании постановления Татарстанской таможни (далее также - административный орган) от 18.10.2021 по делу об административном правонарушении N 10404000-1455/2021 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 20000 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.01.2022 по делу N А65-27204/2021, принятым в порядке упрощенного производства, заявление удовлетворено.
Постановление Татарстанской таможни от 18.10.2021 N 10404000-1455/2021 о привлечении ООО "Римера-Алнас" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 19.7.13 КоАП РФ и назначении административного штрафа в размере 20000 руб. признано незаконным и отменено.
Татарстанская таможня в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению административного органа, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным. Указывает, что судом первой инстанции неправильно применены положения ст.4.5 КоАП РФ
Административный орган указывает, что вменяемое обществу административное правонарушение носит длящийся характер, соответственно срок давности привлечения к административной ответственности, равный одному году, должен исчисляться с момента несвоевременного представления статистической формы учета.
ООО "Римера-Алнас" апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в представленном отзыве.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривается судьей единолично без вызова сторон.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "Римера-Алнас" состоит на учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан и относится к региону деятельности Татарстанской таможни.
02.08.2021 общество представило в Татарстанскую таможню статистическую форму системный номер ED20210802001225512, зарегистрированную таможенным органом за N 10404000/020821/С006976, за отчетный месяц - июль 2020 года.
20.09.2021 обществом была аннулирована статистическая форма учета перемещения товаров, принятая за N 10404000/020821/С006976, и представлена в электронном виде статистическая форма учета перемещения товаров, принятая за N 10404000/200921/С300431, в которой в графах 10,14 "заявитель" внесены изменения.
Вместе с тем, согласно пункту 9 Правил ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891, срок представления данных сведений истек 14.08.2020.
По данному факту 01.10.2021 должностным лицом Татарстанской таможни в отношении ООО "Римера-Алнас" составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое установлена ч.1 ст.19.7.13 КоАП РФ.
Постановлением от 18.10.2021 N 10404000-1455/2021 по делу об административном правонарушении общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20000 руб.
Не согласившись с постановлением о привлечении к административной ответственности, общество обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с рассматриваемым заявлением.
С учетом положений части 2 статьи 211 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявление общества.
Отношения, связанные с ввозом товаров в Российскую Федерацию, вывозом товаров из Российской Федерации, их перевозкой по территории Российской Федерации под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, взиманием и уплатой таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин урегулированы Федеральным законом от 03.08.2010 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 278 Федерального закона N 289-ФЗ статистика взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Союза ведется на основании сведений, указанных в статистической форме учета перемещения товаров и в иных источниках информации.
Согласно части 2 статьи 278 Федерального закона N 289-ФЗ российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.
В части 3 статьи 278 Федерального закона N 289-ФЗ установлено, что порядок ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Союза, а также статистическая форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891 "О порядке ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2015 г. N 1329" утверждены Правила ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза (далее - Правила), которые определяют порядок ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза (далее - Союз) в отношении товаров, полученных российским лицом в Российской Федерации с территорий государств - членов Союза или отгруженных российским лицом из Российской Федерации на территории государств - членов Союза (далее - статистика взаимной торговли товарами Российской Федерации), статистическую форму учета перемещения товаров согласно приложению N 1 (далее - статистическая форма) и Правила заполнения статистической формы учета перемещения товаров согласно приложению N 2.
Согласно пункту 5 Правил российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Союза, либо при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами (далее - заявитель), обязано своевременно представлять в таможенный орган содержащую достоверные сведения статистическую форму, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности, размещенном на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - личный кабинет), независимо от стоимости товаров, количества и вида транспорта, которым они перевозятся.
Таможенные органы осуществляют контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений (пункт 12 Правил).
В силу пункта 6 Правил статистическая форма представляется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в ходе исполнения одного контракта (договора) (при наличии) в одном направлении (ввоз либо вывоз) одному и тому же покупателю (продавцу) из одной страны отправления (получения), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров.
Пункт 8 Правил определяет, что статистическая форма представляется в таможенный орган в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через личный кабинет.
Согласно пункту 9 Правил статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 настоящих Правил.
Исходя из пункта 10 Правил, местом представления статистической формы является таможенный орган, осуществивший электронную регистрацию статистической формы. Датой представления статистической формы в таможенный орган является дата направления статистической формы в таможенный орган через личный кабинет.
Непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (пункт 16 Правил).
Судом первой инстанции установлено, обществом на основании договора от 10.04.2020 N 07-04/07 с ОДО "Белавтозапчасть" и международной товарно-транспортной накладной от 06.07.2020 с территории Республики Беларусь ввезен товар "труба стальная бесшовная", общей стоимостью 136400 руб.
Судом первой инстанции также установлено, что статистическая форма учета перемещения товаров в электронном виде N 10404000/020821/С006976 представлена обществом в таможенный орган несвоевременно - 02.08.2021.
Исходя из требований пункта 9 Правил ООО "Римера-Алнас" статистическую форму за товары, отгруженные в июле 2020 года, должно было представить в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором товары были отгружены со склада, т.е. до 14 августа 2020 года включительно.
Административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, установлена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 19.7.13 КоАП РФ, является порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами-членами Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) в отношении товаров, ввозимых в РФ с территории государств - членов ЕАЭС или вывозимых из РФ на территории государств - членов ЕАЭС.
Объективная сторона административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 19.7.13 КоАП РФ, заключается в непредставлении или несвоевременном представлении в таможенный орган статистической формы или в представлении статистической формы, содержащей недостоверные сведения.
Факт несвоевременного представления обществом статистической формы учета перемещения товаров за июль 2020 года подтверждается материалами дела.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество не представило доказательств принятия всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение норм действующего законодательства, за нарушение которых частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ предусмотрена ответственность.
В данном случае отсутствуют основания полагать, что допущенное нарушение вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими препятствиями, находящимися вне контроля общества при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей.
На основании изложенного, апелляционный суд приходит к выводу, что материалами административного дела установлены и событие административного правонарушения, и вина общества в его совершении, следовательно, вывод о наличии в действиях ООО "Римера-Алнас" состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, является обоснованным.
Вместе с тем, в соответствии с положениями части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за непредставление или несвоевременное представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров составляет один год.
Согласно пункту 6 статьи 24.5 КоАП одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
Поэтому при принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности, а также рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли указанные сроки, установленные частями 1 и 3 статьи 4.5 названного Кодекса.
Судом первой инстанции правильно применены разъяснения положений ст.4.5 КоАП РФ, изложенные в постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - постановление Пленума N 5).
В абзаце втором пункта 14 постановления Пленума N 5 разъяснено, что при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера.
Татарстанская таможня в апелляционной жалобе указывает, что совершенное ООО "Римера-Алнас" действие является длящимся, а поэтому годичный срок давности подлежит исчислению с даты несвоевременного представления сведений, т.е. со 2 августа 2021 года.
Между тем, указанный довод административного органа противоречит разъяснениям постановления Пленума N 5.
В частности, в этом же абзаце втором пункта 14 постановления Пленума N 5 далее разъяснено, что невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
При этом, в абзаце 3 пункта 14 постановления Пленума N 5 прямо разъяснено, что срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Материалами дела установлено, что обязанность представления в таможенный орган статистической формы за товары, отгруженные в июле 2020 года, согласно пункту 9 Правил должна была быть исполнена ООО "Римера-Алнас" до 14.08.2020 включительно.
Таким образом, суд первой инстанции правильно определил, что поскольку срок представления статистической отчетности за июль 2020 года истек 14.08.2020, то датой совершения правонарушения является 15.08.2020, то есть день, следующий за днем совершения правонарушения, следовательно, срок давности привлечения предусмотренной частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, равный одному году, на дату вынесения оспариваемого постановления (18.10.2021) истек.
Учитывая, что данные сроки не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает либо решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ), либо решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части (часть 2 статьи 211 АПК РФ).
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в данном случае таможенным органом оспариваемое постановление вынесено за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.
Ввиду изложенного суд первой инстанции обоснованно указал на пропуск таможенным органом срока давности привлечения общества к административной ответственности и правомерно в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ признал оспариваемое постановление таможенного органа незаконным.
Судом апелляционной инстанции отклоняется довод административного органа о том, что диспозиция части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ предусматривает два различных деяния, (бездействие в случае непредставления в установленный срок статистической формы) либо (действие в случае несвоевременного представления в установленный срок статистической формы), за каждое из которых подлежит по разному исчислять срок давности привлечения к административной ответственности.
Как указано выше постановлением Пленума N 5 прямо разъяснено, что срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока. При этом, указанные разъяснения относятся в равной мере как действию, так и бездействию по нарушению срока представления статистической формы учета перемещения товаров.
Иное толкование указанной нормы поставит в незаконное преимущественное положение хозяйствующего субъекта который вовсе не исполнит обязанность по представлению статистической формы в течение срока давности привлечения к ответственности (т.е. в течение одного года), перед тем хозяйствующим субъектом, который после пропуска установленного срока представления статистической формы будет стремиться исполнить свою публично-правовую обязанность хоть и с нарушением установленного срока.
Ссылка Татарстанской таможни на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.11.2021 по делу N А65-22813/2021, судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку указанный судебный акт не был предметом проверки в Одиннадцатом арбитражном апелляционном суде.
Ссылка на иные судебные акты, отклоняется, поскольку они не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела.
Доводы апелляционной жалобы приводились в суде первой инстанции, были исследованы и обоснованно отклонены.
Других доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, заявителем жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 229, 266, 268 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 января 2022 года по делу N А65-27204/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьей 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
О.А. Лихоманенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-27204/2021
Истец: ООО "Римера-Алнас", г. Альметьевск
Ответчик: Татарстанская таможня
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд